но-монтажных работ в документах, служащих основанием для получения денежных средств в размере 3% сумм приписок и за вышений. При выполнении работ подрядным способом штраф взыскивается поровну с заказчика и подрядчйка.
§ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМКИ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
ЗАКОНЧЕННЫХ СТРОИТЕЛЬСТВОМ ОБЪЕКТОВ
Приемка в эксплуатацию законченных строительством зда ний и сооружений является одной из самых ответственных форм контроля их качества и выполняется в две стадии: предвари тельная (техническая), осуществляемая рабочей комиссией, и окончательная, осуществляемая государственной приемочной ко миссией.
Рабочие комиссии организуются застройщиком (заказчиком) под его председательством в составе генерального подрядчика, субподрядных и проектной организаций, технической инспекции советов профсоюзов, профсоюзной организации заказчика, орга нов государственного санитарного и пожарного надзора, а при необходимости и представителей других заинтересованных орга низаций.
Рабочая комиссия проверяет готовность отдельных зданий и сооружений, технологического оборудования в них к комплексно му опробованию и приемке в эксплуатацию.
Генеральный подрядчик представляет рабочей комиссии всю необходимую техническую документацию, в том числе все проме жуточные акты приемки скрытых и ответственных конструкций; акты испытания систем водоснабжения, канализации и тепло снабжения; журналы производства работ. О принятии каждого объекта рабочая комиссия составляет соответствующий акт, ко торый в дальнейшем предъявляется государственной комиссии.
Порядок назначения государственных приемочных комиссий в зависимости от характера зданий и сооружений, их сметная стоимость и ведомостная принадлежность определяются требо ваниями п. 5 СНиП III-A.10-66.
Государственные комиссии для приемки законченных строи тельством объектов стоимостью свыше 50 млн. руб. назначаются Советом Министров СССР по представлению советов министров союзных республик, министерств и ведомств СССР. Для прием ки объектов меньшей стоимости государственные комиссии на значаются советами министров союзных республик, министерст вами и ведомствами СССР и союзных республик, советами ми нистров АССР в зависимости от сметной стоимости объекта и ве домственной подчиненности .его владельца.
Государственные комиссии по приемке в эксплуатацию жи лых домов, зданий и сооружений общественного назначения не зависимо от их сметной стоимости и ведомственной принадлеж
ности назначаются исполкомами городских (районных) Советов депутатов трудящихся.
В состав государственных комиссий по приемке промышлен ных и крупных сельскохозяйственных производственных объек тов включаются представители: органа, назначившего комиссию (председатель комиссии), заказчика, генерального подрядчика, генерального проектировщика, органов государственного сани тарного и пожарного надзора, технической инспекции советов профсоюзов, профсоюзной организации заказчика и финансиру ющего банка.
При приемке в эксплуатацию технически сложных и особо важных объектов в состав Государственной приемочной комис сии дополнительно включаются представители Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, Госбанка СССР, мини стерств (ведомств) СССР по определенной отрасли народного хозяйства или же в зависимости от сметной стоимости объекта соответствующих органов союзной республики и республикан ской конторы финансирующего банка.
Государственные комиссии по приемке жилых и обществен ных зданий назначаются в составе представителей: Госархстройконтроля (председатель комиссии), заказчика, организации, на которую возлагается эксплуатация зданий или сооружения, проектной организации, органов государственного санитарного и пожарного надзора, профсоюзной организации заказчика.
В сельской местности, где нет Госархстройконтроля, предсе дателем Государственной приемочной комиссии назначается представитель исполкома городского (районного) Советов депу татов трудящихся.
До начала работы государственной комиссии заказчик пере дает ей акты рабочей комиссии, утвержденную проектно-смет ную документацию, перечень проектных и строительно-монтаж ных организаций, участвовавших в проектировании и строитель стве, документы об отводе земельных участков и другие необхо димые материалы.
После осмотра объекта и проверки его соответствия проекту и техническим условиям, а также комплексного опробования тех нологического оборудования комиссия составляет акт о приемке объекта в эксплуатацию, который утверждается инстанцией, на значившей эту комиссию, в месячный срок со дня его подписа ния.
Подробные указания о правилах приемки в эксплуатацию за конченных строительством предприятий, зданий и сооружений приведены в СНиП Ш-А.10-66и С'НиП III-K-1 -62.
Р а з д е л ше с т о й
ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Г л а в а /
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ п р е д п р и я т и й
В СЕЛВСКОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Уровень технического развития строительства в первую оче редь определяется мощностью его материально-технической базы.
Под .материально-технической базой строительства понимают систему предприятий и хозяйств строительных организаций, от раслей промышленности и транспорта, обслуживающих строи тельство. В настоящее время в строительстве, тесно связанном со миопими отраслями народного хозяйства, используются практи чески все виды материальных ресурсов и многие типы машин и оборудования.
В широком смысле слова материально-технической базой строительства являются машиностроение, позволяющее увеличи вать техническую оснащенность строительства и расширять его масштабы, а также строительная индустрия и отрасли по произ водству материалов, изделий и конструкций, применяемых в строительстве.
Таким образом, в развитии строительной индустрии участву ют не только строители, но и большинство других отраслей про мышленности народного хозяйства. Используя 80—90% произво димых в стране строительных материалов, металлоконструкций и санитарно-технического оборудования, строительство является одним из основных потребителей продукции металлургии, лесной
идеревообрабатывающей промышленности1.
Вболее узком смысле слова под материально-технической ба зой строительства следует понимать планомерно развиваемую
систему предприятий по производству строительных материалов,
1 П. Б. Г о р б у ш и и, Я. А. Р е к и т а р . Экономика промышленности строительных конструкций и материалов. М., Стройиздат, 1971, с. 14.
конструкций и деталей, а также предприятий и хозяйств строи тельно-монтажных организаций.
В состав предприятий материально-технической базы строи тельства, обеспечивающей его индустриализацию, входят пред приятия по изготовлению различных изделий и конструкций из железобетона, легких, ячеистых и силикатных бетонов, пласт масс, стекла, металла, асбестоцемента, древесины, а также пред приятия, изготовляющие узлы и заготовки для монтажных и спе циальных работ, местные вяжущие, нерудные, стеновые, тепло изоляционные материалы и детали, легкие заполнители, бетон ные и растворные смеси, асфальтобетон и др.; парк строитель ных машин, механизмов и транспортных средств с его ремонт ными базами и складское хозяйство.
В настоящем разделе рассматриваются лишь вопросы, связан ные с организацией промышленных предприятий, входящих в со став материально-технической базы сельского строительства и выпускающих основные виды продукции.
■Вопросы организации парка строительных машин и его экс плуатации, а также организации транспортного, складского и других видов хозяйств излагаются в третьем и четвертом разде лах учебника.
Основным направлением в развитии современного сельского строительства является его индустриализация, т. е. превращение в механизированный процесс монтажа зданий и сооружений из крупных конструкций и элементов заводского изготовления. В соответствии с этим возрастает роль материально-технической базы в капитальном строительстве.
Для удовлетворения растущих потребностей в строительных материалах, изделиях и конструкциях предусматривается даль нейшее интенсивное развитие их производства, опережающее ка питальное строительство, на основе новейших достижений науки и техники.
Основными направлениями развития технологии строитель ных материалов, изделий и конструкций, повышения их качества и снижения стоимости является переход от периодических к не прерывным процессам производства, использование новых высо копроизводительных машин, интенсификация технологических процессов, широкое развитие комплексной механизации и авто матизации производства.
Важным этапом в развитии производственной базы сельского строительства явилось постановление ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «О мерах по внедрению индустриальных методов в строительство животноводческих помещений и других зданий
и сооружений в совхозах и колхозах». В постановлении наряду
сдругими мерами было предусмотрено создание для строитель ства животноводческих зданий в совхозах и колхозах производ ственной базы по изготовлению сборного железобетона.
Эти меры позволили к 1970 г. довести применение сборного
железобетона в государственном |
сельском |
строительстве до |
2000 м3 и в колхозном до 1200 м3 на |
1 млн. |
руб. строительно- |
монтажных работ.
Сборные железобетонные конструкции стали широко приме няться в сельском строительстве. Это объясняется их долговеч ностью и огнестойкостью. Однако сборный железобетон имеет большую массу, что затрудняет его перевозку по сельским доро гам, монтаж готовых конструкций и удорожает сельское строи тельство.
Основными направлениями технического прогресса в произ водстве сборного железобетона являются: облегчение конструк ций, повышение прочности бетона и степени заводской готовно сти продукции; производство тонкостенных пространственных конструкций из предварительно-напряженного железобетона; применение легких бетонов на природных или искусственных по ристых заполнителях, которые позволяют уменьшить объемную массу бетона в несущих конструкциях.
Весьма важным является дальнейшие строительство и рекон струкция карьерного хозяйства. .Кроме увеличения общего объ ема добычи нерудных материалов производится коренная пере стройка технологии их производства с целью получения фракци онированных заполнителей (щебня, гравия и песка) высокого качества и низкой себестоимости.
В районах, где имеются хорошо вспучивающиеся глины и от ходы металлургической, горнорудной, угольной и энергетической отраслей промышленности, получает широкое развитие произ водство керамзита, аглопоритов, шлаковой пемзы, гранулирован ных шлаков и др.
Переработка и использование отходов промышленного про изводства и получение легких заполнителей позволяют приме нять местные дешевые высококачественные строительные мате риалы и снизить тем самым массу бетона, резко сократить рас ходы по перевозке карьерной продукции и уменьшить стоимость строительства.
Наряду е ростом производства сборного железобетона пред ставляет интерес развитие производства бе-сцементных силикат ных бетонов автоклавного твердения .на основе местных материа лов и отходов промышленности (известь, песок, металлургиче ский шлак, золы электростанций). Из этих материалов для сель скохозяйственных зданий получены высококачественные и эко номичные конструкции.
В настоящее время в сельском строительстве находят приме нение химические материалы и в первую очередь синтетические, выпускаемые на основе пластических масс и синтетических смол Из различных синтетических материалов могут быть выполнены наружные стеновые панели, кровля, перегородки, оконные и дверные блоки, полы, трубы, санитарно-техническое оборудова-