ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 92
Скачиваний: 0
д е л а ю т уступы. Д и а м е т р |
шпуров |
принимают |
45—50 мм. З а р я д ы |
|
р а с п о л а г а ю т так, чтобы |
полка уступа имела |
уклон в |
нагорную |
|
сторону. |
|
|
|
|
Так ж е шпуровыми з а р я д а м и |
устраивают |
основание |
полувы |
емок. В зависимости от глубины шпура увеличивают его диа
метр до 60—70 мм. |
М е л к и е шпуры |
бурят |
|
ручными |
инструмен |
||||||||||
т а м и (например, бурильным |
молотком |
Б М Р - 1 7 |
производитель |
||||||||||||
ностью |
90 |
мм/мин), |
глубокие — самоходными |
установками . |
|||||||||||
Взорванный |
грунт |
у б и р а ю т |
бульдозером |
|
с универсальным от |
||||||||||
в а л о м при д в и ж е н и и на подъем . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Н а и б о л е е |
с л о ж н о |
устраивать |
глубокие |
полувыемки |
на |
кру |
|||||||||
тых косогорах. Ш п у р о в ы м и |
з а р я д а м и |
с н а ч а л а |
р а з р а б а т ы в а ю т |
||||||||||||
п л о щ а д к у |
шириной |
3,5 м. С этой |
п л о щ а д к и при |
помощи |
само |
||||||||||
ходных |
бурильных |
установок |
типа |
БТС - 2 |
или |
БТС-150 |
бурят |
||||||||
с к в а ж и н ы |
д и а м е т р о м |
150 мм |
с сеткой 2,5—3,5 м. Грунты |
раз |
|||||||||||
рыхляют в з р ы в а м и |
с к в а ж и н н ы х з а р я д о в |
с |
|
разработкой |
взорван |
||||||||||
ного грунта бульдозерами поперечно - диагональными |
проходами, |
||||||||||||||
начиная от подошвы уступа. Пр и |
|
этом |
в о з м о ж н о |
продольное |
|||||||||||
перемещение грунта в п р и л е г а ю щ у ю |
насыпь. |
|
|
|
|
||||||||||
Производительность БТС - 2 при бурении |
с к в а ж и н д и а м е т р о м |
||||||||||||||
150 мм на глубину 5 м в грунтах |
V — V I I |
|
категорий |
равна |
40— |
||||||||||
50 пог. |
м |
в |
смену |
и |
обеспечивает |
объем |
|
взорванного |
грунта |
||||||
450—500 |
м3. |
Д л я р а з р а б о т к и |
такого количества |
грунта |
требу |
||||||||||
ется примерно два бульдозера |
на тракторе |
Т-100. |
|
|
|
|
|||||||||
Во |
всех |
случаях, |
где это |
возможно, |
предпочтение |
следует |
|||||||||
о т д а в а т ь б у л ь д о з е р а м , |
та к как их производительность |
на скаль |
ных разрыхленных грунтах значительно выше производитель ности экскаваторов .
Э к с к а в а т о р ы используют при р а з р а б о т к е |
выемок, |
когда |
взор |
||
ванный |
грунт п о г р у ж а ю т в |
автосамосвалы . |
Ч а щ е |
всего |
этот |
грунт используют дл я отсыпки |
насыпей. |
|
|
|
|
П р и |
сбрасывании взорванного грунта в отвал размер |
кусков |
породы ограничивается тяговым усилием трактора, при исполь
зовании грунта в дело с погрузкой |
э к с к а в а т о р а м и — объемом |
|||||||
ковша э к с к а в а т о р а и конструктивным расположением |
отсыпае |
|||||||
мого слоя насыпи. В нижние слои |
насыпей |
у к л а д ы в а ю т |
более |
|||||
крупные камни, |
в в е р х н и е — м е л к и е |
(менее |
80—90 |
мм). |
Такой |
|||
способ отсыпки |
позволяет заполнить |
пространство |
м е ж д у |
круп |
||||
ными к а м н я м и и предотвратить просыпание |
м а т е р и а л о в |
|
д о р о ж |
|||||
ных покрытий. Откосы в ы к л а д ы в а ю т |
крупными к а м н я м и . |
|||||||
Высоту насыпей, отсыпаемых р а з р ы х л е н н ы м грунтом, прини |
||||||||
мают с з а п а с о м |
(до 5%) на |
осадку. На уплотнении |
грунтов ис |
|||||
пользуют т я ж е л ы е |
моторные |
катки |
или трамбовочные |
м а ш и н ы |
||||
( Д - 4 7 1 Б ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
Крупные куски |
породы дробят шпуровыми и н а к л а д н ы м и за |
|||||||
р я д а м и . Буровзрывные работы проводят п а р а л л е л ь н о с |
уборкой |
взорванной породы с опережением взрывного рыхления из рас чета сменного з а п а с а о б ъ е м а взорванной породы .
58
В з р ы в н ые работы выполняют специализированные |
организа |
||||||
ции, |
которые |
постоянно |
следят за |
состоянием горных склонов |
|||
и безопасностью |
проведения работ. |
|
|
|
|||
Если на трассе дороги встречаются карстовые воронки, в пер |
|||||||
вую |
очередь |
з а д е л ы в а ю т |
источники или отводят в сторону, за |
||||
тем |
глинистым |
грунтом |
или глинистым |
раствором |
заполняют |
||
все |
щели и |
трещины в |
воронках и |
при |
отсутствии |
источников. |
Сами воронки заполняют местным глинистым грунтом с послой ным уплотнением.
ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ НА БОЛОТАХ
Основные лесные массивы в нашей стране расположены на равнинах в зоне избыточного у в л а ж н е н и я и поэтому в значи тельной степени заболочены. В районах действия лесозагото вительных предприятий заболоченность лесного фонда состав ляет 26%.
Конструкция земляного полотна лесовозных дорог, пересе кающих болота, предопределяется категорией дорог, типом и
глубиной болота, свойствами с л а г а ю щ и х болото грунтов. |
|
||||||||
Р а з л и ч а ю т |
три типа болот: болота, полностью |
заполненные |
|||||||
торфом |
устойчивой |
консистенции, |
подстилаемые |
достаточно |
|||||
плотными |
минеральными |
грунтами |
( I т и п ) ; |
болота с торфом |
|||||
неустойчивой |
консистенции, подстилаемые |
органическими |
или |
||||||
полуорганическими |
илами |
(сапропелями) |
— I I |
тип; |
болота, |
за |
полненные ж и д к и м и торфами с п л а в а ю щ е й торфяной коркой
(сплавинные |
болота) |
— I I I тип. |
|
|
|
|
|
|
||||
В зависимости от категории дороги и типа |
болота насыпи |
|||||||||||
возводят |
без |
выторфовывания, |
с |
отсыпкой |
грунта |
непосредст |
||||||
венно |
на |
поверхность |
болота |
или |
на елани, |
с |
полным |
или |
||||
частичным |
выторфовыванием, |
с |
посадкой |
на |
минеральное |
|||||||
дно. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
З е м л я н о е |
полотно |
дорог |
с |
переходными и низшими покры |
||||||||
тиями |
на |
болотах |
I |
типа |
возводят без выторфовывания |
или |
||||||
с частичным |
выторфовыванием . |
|
|
|
|
|
|
Полностью у д а л я ю т торф при строительстве дорог с капи тальными усовершенствованными покрытиями на болотах глу
биной |
до 4 ж, а |
с |
облегченными усовершенствованными покры |
тиями |
при глубине до 2 м. |
||
Н а |
болотах |
I I |
и I I I типов насыпи возводят с посадкой на |
минеральное дно болота. Дороги с переходными и низшими по крытиями допускается строить на еланях при условии постоян ного нахождения еланей ниже уровня воды в болоте.
Высота насыпей магистралей, веток летнего действия, хозяй
ственных и лесохозяйственных |
дорог д о л ж н а |
быть не менее 0,6 м |
|||
при |
полном |
выторфовывании |
и |
0,8 м при |
сохранении торфа . |
Проверяется |
т а к ж е соответствие |
высоты насыпи требованиям |
|||
табл . |
3. |
|
|
|
|
59
П р |
и сооружении земляного полотна на болоте предусматри |
||||
вают |
пересечение |
его |
в наиболее узком и неглубоком |
месте с ми |
|
н и м а л |
ь н ы м и поперечными у к л о н а м и минерального дна, сокра |
||||
щение |
сроков стабилизации осадки |
насыпей, а т а к ж е |
при эконо |
||
мической целесообразности, осушение болота. |
|
||||
В ы т о р ф о в ы в а н и е |
на болотах |
I типа выполняют |
механиче |
||
ским, |
в з р ы в н ы м |
или г и д р о м е х а н и з и р о в а н н ы м способом. П р и уда |
лении торфа механическим способом используют, как правило,
одноковшовые |
экскаваторы, |
оборудованные |
обратной |
лопатой |
||||||||
или |
д р а г л а й н о м , в |
болотном или обычном исполнении. При |
низ |
|||||||||
кой |
несущей |
способности т о р ф а |
э к с к а в а т о р |
у с т а н а в л и в а ю т |
на |
|||||||
переносные щиты, |
осуществляя во время работы их |
перекладку . |
||||||||||
Т о р ф из |
т р а н ш е и |
под насыпь |
в ы г р у ж а ю т |
в боковые |
продольные |
|||||||
о т в а л ы по одну или обе стороны дороги, оставляя |
в |
них |
раз |
|||||||||
рывы д л я прохода |
воды. Грунт в |
насыпь |
подвозят |
автосамосва |
||||||||
л а м и . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Строительство |
дорог на болотах по этой |
технологии в |
лет |
|||||||||
нее время с в я з а н о с определенными трудностями, |
з а к л ю ч а ю |
|||||||||||
щимися |
в том, что |
р а з р а б а т ы в а е м а я |
э к с к а в а т о р о м |
т р а н ш е я |
||||||||
быстро заполняется |
водой и ж и д к и м торфом; |
в о з м о ж н а |
отсыпка |
грунта только на всю глубину траншеи без послойного уплотне ния; требуются специальные болотоходные машины и у к л а д к а щитов .
Опыт показывает, что выторфовывание болот и возведение
насыпей |
целесообразно проводить в зимнее время . В этом слу |
||||||||||
чае работы м о ж н о осуществлять |
в следующей последователь |
||||||||||
ности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
П р и |
р а з р у б к е |
трассы дороги, выполняемой, |
к а к правило, на |
||||||||
ширину |
40 м, по оси будущей дороги на полосе 14—18 |
м |
со |
||||||||
х р а н я ю т |
снежный |
покров, кустарник, подрост, |
у с т р а и в а я |
треле |
|||||||
вочные |
волоки и простейшие зимние дороги по |
обеим |
сторонам |
||||||||
от этой |
полосы |
(рис. 3 5 , а ) . |
П р и устройстве |
волоков |
и |
времен |
|||||
ных дорог используют бульдозер на тракторе |
с м а л ы м |
удель |
|||||||||
ным давлением |
(Т - 100Б), который |
расчищает |
|
снег, срезает |
ку |
||||||
старник |
и у д а л я е т |
к |
стенке |
леса. |
Очищенные |
полосы |
быстро |
||||
промерзают, б л а г о д а р я |
чему |
обеспечивается |
возможность |
про |
хода трелевочных и транспортных средств. После вывозки дре
весины боковые полосы я в л я ю т с я |
п л а т ф о р м а м и д л я |
р а з м е щ е н и я |
||||||||||||
экскаваторов |
(Э-652, |
КМ-602 |
и |
д р . ) , |
|
д в и ж е н и е |
которых |
воз |
||||||
м о ж н о |
при глубине п р о м о р а ж и в а н и я |
торфа 0,3—0,35 |
м. |
|
|
|||||||||
П е р е д разработкой |
торфа со средней |
полосы, |
где |
предусмот |
||||||||||
рено устройство траншеи, бульдозером счищают |
снег, |
порубоч |
||||||||||||
ные |
остатки, |
мелколесье на |
участке, |
|
который |
будет |
освоен |
|||||||
в предстоящую смену или сутки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
В |
зависимости |
от |
ширины |
р а з р а б о т к и и глубины |
|
з а л е г а н и я |
||||||||
торфа |
|
э к с к а в а т о р ы |
оборудуют |
обратной |
лопатой |
или |
д р а г л а й |
|||||||
ном (рис. 35, б ) . Если |
с одной |
стороны |
р а з р а б о т а т ь т р а н ш е ю |
на |
||||||||||
полную |
ширину невозможно, |
необходимо у с т а н а в л и в а т ь |
экска - |
60
в а т о ры |
с обеих |
сторон траншеи, |
чтобы исключить з а м е р з а н и е |
|||
торфа |
н е р а з р а б а т ы в а е м о й |
части |
поперечного |
сечения траншеи . |
||
После |
расчистки полосы |
торф |
р а з р а б а т ы в а ю т |
непосредственно |
||
э к с к а в а т о р а м и |
или предварительно рыхлят его. Вынутый торф |
|||||
у к л а д ы в а ю т по обеим сторонам |
дороги. |
|
•Г
V
в-10 м |
П- IS м |
в-m м |
y V
Рис. 35. Схемы производства работ по |
выторфовыванию болот |
зимой |
||||
На болотах I типа откосы стенок траншеи быстро промора |
||||||
живаются, |
они не |
оплывают, |
исключается т а к ж е |
поступление |
||
воды в траншею . Н а |
болотах |
I I типа |
при глубине болота |
до 2 м |
||
оплывание |
боковых |
стенок т р а н ш е и |
не н а б л ю д а е т с я |
при |
промо |
р а ж и в а н и и боковых полос толщиной около 1 м, при большей глубине болота с целью ограничения доступа вод к траншее на расстоянии 1,5—2 м от нее с обеих сторон устраивают продоль-
61