Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

д е л а ю т уступы. Д и а м е т р

шпуров

принимают

45—50 мм. З а р я д ы

р а с п о л а г а ю т так, чтобы

полка уступа имела

уклон в

нагорную

сторону.

 

 

 

 

Так ж е шпуровыми з а р я д а м и

устраивают

основание

полувы­

емок. В зависимости от глубины шпура увеличивают его диа­

метр до 60—70 мм.

М е л к и е шпуры

бурят

 

ручными

инструмен­

т а м и (например, бурильным

молотком

Б М Р - 1 7

производитель­

ностью

90

мм/мин),

глубокие — самоходными

установками .

Взорванный

грунт

у б и р а ю т

бульдозером

 

с универсальным от­

в а л о м при д в и ж е н и и на подъем .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а и б о л е е

с л о ж н о

устраивать

глубокие

полувыемки

на

кру­

тых косогорах. Ш п у р о в ы м и

з а р я д а м и

с н а ч а л а

р а з р а б а т ы в а ю т

п л о щ а д к у

шириной

3,5 м. С этой

п л о щ а д к и при

помощи

само ­

ходных

бурильных

установок

типа

БТС - 2

или

БТС-150

бурят

с к в а ж и н ы

д и а м е т р о м

150 мм

с сеткой 2,5—3,5 м. Грунты

раз ­

рыхляют в з р ы в а м и

с к в а ж и н н ы х з а р я д о в

с

 

разработкой

взорван ­

ного грунта бульдозерами поперечно - диагональными

проходами,

начиная от подошвы уступа. Пр и

 

этом

в о з м о ж н о

продольное

перемещение грунта в п р и л е г а ю щ у ю

насыпь.

 

 

 

 

Производительность БТС - 2 при бурении

с к в а ж и н д и а м е т р о м

150 мм на глубину 5 м в грунтах

V — V I I

 

категорий

равна

40—

50 пог.

м

в

смену

и

обеспечивает

объем

 

взорванного

грунта

450—500

м3.

Д л я р а з р а б о т к и

такого количества

грунта

требу­

ется примерно два бульдозера

на тракторе

Т-100.

 

 

 

 

Во

всех

случаях,

где это

возможно,

предпочтение

следует

о т д а в а т ь б у л ь д о з е р а м ,

та к как их производительность

на скаль ­

ных разрыхленных грунтах значительно выше производитель­ ности экскаваторов .

Э к с к а в а т о р ы используют при р а з р а б о т к е

выемок,

когда

взор­

ванный

грунт п о г р у ж а ю т в

автосамосвалы .

Ч а щ е

всего

этот

грунт используют дл я отсыпки

насыпей.

 

 

 

П р и

сбрасывании взорванного грунта в отвал размер

кусков

породы ограничивается тяговым усилием трактора, при исполь­

зовании грунта в дело с погрузкой

э к с к а в а т о р а м и — объемом

ковша э к с к а в а т о р а и конструктивным расположением

отсыпае­

мого слоя насыпи. В нижние слои

насыпей

у к л а д ы в а ю т

более

крупные камни,

в в е р х н и е — м е л к и е

(менее

80—90

мм).

Такой

способ отсыпки

позволяет заполнить

пространство

м е ж д у

круп­

ными к а м н я м и и предотвратить просыпание

м а т е р и а л о в

 

д о р о ж ­

ных покрытий. Откосы в ы к л а д ы в а ю т

крупными к а м н я м и .

Высоту насыпей, отсыпаемых р а з р ы х л е н н ы м грунтом, прини­

мают с з а п а с о м

(до 5%) на

осадку. На уплотнении

грунтов ис­

пользуют т я ж е л ы е

моторные

катки

или трамбовочные

м а ш и н ы

( Д - 4 7 1 Б ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

Крупные куски

породы дробят шпуровыми и н а к л а д н ы м и за­

р я д а м и . Буровзрывные работы проводят п а р а л л е л ь н о с

уборкой

взорванной породы с опережением взрывного рыхления из рас­ чета сменного з а п а с а о б ъ е м а взорванной породы .

58


В з р ы в н ые работы выполняют специализированные

организа ­

ции,

которые

постоянно

следят за

состоянием горных склонов

и безопасностью

проведения работ.

 

 

 

Если на трассе дороги встречаются карстовые воронки, в пер­

вую

очередь

з а д е л ы в а ю т

источники или отводят в сторону, за­

тем

глинистым

грунтом

или глинистым

раствором

заполняют

все

щели и

трещины в

воронках и

при

отсутствии

источников.

Сами воронки заполняют местным глинистым грунтом с послой­ ным уплотнением.

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ НА БОЛОТАХ

Основные лесные массивы в нашей стране расположены на равнинах в зоне избыточного у в л а ж н е н и я и поэтому в значи­ тельной степени заболочены. В районах действия лесозагото­ вительных предприятий заболоченность лесного фонда состав­ ляет 26%.

Конструкция земляного полотна лесовозных дорог, пересе­ кающих болота, предопределяется категорией дорог, типом и

глубиной болота, свойствами с л а г а ю щ и х болото грунтов.

 

Р а з л и ч а ю т

три типа болот: болота, полностью

заполненные

торфом

устойчивой

консистенции,

подстилаемые

достаточно

плотными

минеральными

грунтами

( I т и п ) ;

болота с торфом

неустойчивой

консистенции, подстилаемые

органическими

или

полуорганическими

илами

(сапропелями)

I I

тип;

болота,

за­

полненные ж и д к и м и торфами с п л а в а ю щ е й торфяной коркой

(сплавинные

болота)

I I I тип.

 

 

 

 

 

 

В зависимости от категории дороги и типа

болота насыпи

возводят

без

выторфовывания,

с

отсыпкой

грунта

непосредст­

венно

на

поверхность

болота

или

на елани,

с

полным

или

частичным

выторфовыванием,

с

посадкой

на

минеральное

дно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З е м л я н о е

полотно

дорог

с

переходными и низшими покры­

тиями

на

болотах

I

типа

возводят без выторфовывания

или

с частичным

выторфовыванием .

 

 

 

 

 

 

Полностью у д а л я ю т торф при строительстве дорог с капи­ тальными усовершенствованными покрытиями на болотах глу­

биной

до 4 ж, а

с

облегченными усовершенствованными покры­

тиями

при глубине до 2 м.

Н а

болотах

I I

и I I I типов насыпи возводят с посадкой на

минеральное дно болота. Дороги с переходными и низшими по­ крытиями допускается строить на еланях при условии постоян­ ного нахождения еланей ниже уровня воды в болоте.

Высота насыпей магистралей, веток летнего действия, хозяй­

ственных и лесохозяйственных

дорог д о л ж н а

быть не менее 0,6 м

при

полном

выторфовывании

и

0,8 м при

сохранении торфа .

Проверяется

т а к ж е соответствие

высоты насыпи требованиям

табл .

3.

 

 

 

 

59



П р

и сооружении земляного полотна на болоте предусматри ­

вают

пересечение

его

в наиболее узком и неглубоком

месте с ми­

н и м а л

ь н ы м и поперечными у к л о н а м и минерального дна, сокра ­

щение

сроков стабилизации осадки

насыпей, а т а к ж е

при эконо­

мической целесообразности, осушение болота.

 

В ы т о р ф о в ы в а н и е

на болотах

I типа выполняют

механиче­

ским,

в з р ы в н ы м

или г и д р о м е х а н и з и р о в а н н ы м способом. П р и уда ­

лении торфа механическим способом используют, как правило,

одноковшовые

экскаваторы,

оборудованные

обратной

лопатой

или

д р а г л а й н о м , в

болотном или обычном исполнении. При

низ­

кой

несущей

способности т о р ф а

э к с к а в а т о р

у с т а н а в л и в а ю т

на

переносные щиты,

осуществляя во время работы их

перекладку .

Т о р ф из

т р а н ш е и

под насыпь

в ы г р у ж а ю т

в боковые

продольные

о т в а л ы по одну или обе стороны дороги, оставляя

в

них

раз ­

рывы д л я прохода

воды. Грунт в

насыпь

подвозят

автосамосва ­

л а м и .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строительство

дорог на болотах по этой

технологии в

лет­

нее время с в я з а н о с определенными трудностями,

з а к л ю ч а ю ­

щимися

в том, что

р а з р а б а т ы в а е м а я

э к с к а в а т о р о м

т р а н ш е я

быстро заполняется

водой и ж и д к и м торфом;

в о з м о ж н а

отсыпка

грунта только на всю глубину траншеи без послойного уплотне­ ния; требуются специальные болотоходные машины и у к л а д к а щитов .

Опыт показывает, что выторфовывание болот и возведение

насыпей

целесообразно проводить в зимнее время . В этом слу­

чае работы м о ж н о осуществлять

в следующей последователь ­

ности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П р и

р а з р у б к е

трассы дороги, выполняемой,

к а к правило, на

ширину

40 м, по оси будущей дороги на полосе 14—18

м

со­

х р а н я ю т

снежный

покров, кустарник, подрост,

у с т р а и в а я

треле­

вочные

волоки и простейшие зимние дороги по

обеим

сторонам

от этой

полосы

(рис. 3 5 , а ) .

П р и устройстве

волоков

и

времен ­

ных дорог используют бульдозер на тракторе

с м а л ы м

удель ­

ным давлением

(Т - 100Б), который

расчищает

 

снег, срезает

ку­

старник

и у д а л я е т

к

стенке

леса.

Очищенные

полосы

быстро

промерзают, б л а г о д а р я

чему

обеспечивается

возможность

про­

хода трелевочных и транспортных средств. После вывозки дре ­

весины боковые полосы я в л я ю т с я

п л а т ф о р м а м и д л я

р а з м е щ е н и я

экскаваторов

(Э-652,

КМ-602

и

д р . ) ,

 

д в и ж е н и е

которых

воз­

м о ж н о

при глубине п р о м о р а ж и в а н и я

торфа 0,3—0,35

м.

 

 

П е р е д разработкой

торфа со средней

полосы,

где

предусмот­

рено устройство траншеи, бульдозером счищают

снег,

порубоч­

ные

остатки,

мелколесье на

участке,

 

который

будет

освоен

в предстоящую смену или сутки.

 

 

 

 

 

 

 

 

В

зависимости

от

ширины

р а з р а б о т к и и глубины

 

з а л е г а н и я

торфа

 

э к с к а в а т о р ы

оборудуют

обратной

лопатой

или

д р а г л а й ­

ном (рис. 35, б ) . Если

с одной

стороны

р а з р а б о т а т ь т р а н ш е ю

на

полную

ширину невозможно,

необходимо у с т а н а в л и в а т ь

экска -

60


в а т о ры

с обеих

сторон траншеи,

чтобы исключить з а м е р з а н и е

торфа

н е р а з р а б а т ы в а е м о й

части

поперечного

сечения траншеи .

После

расчистки полосы

торф

р а з р а б а т ы в а ю т

непосредственно

э к с к а в а т о р а м и

или предварительно рыхлят его. Вынутый торф

у к л а д ы в а ю т по обеим сторонам

дороги.

 

Г

V

в-10 м

П- IS м

в-m м

y V

Рис. 35. Схемы производства работ по

выторфовыванию болот

зимой

На болотах I типа откосы стенок траншеи быстро промора ­

живаются,

они не

оплывают,

исключается т а к ж е

поступление

воды в траншею . Н а

болотах

I I типа

при глубине болота

до 2 м

оплывание

боковых

стенок т р а н ш е и

не н а б л ю д а е т с я

при

промо ­

р а ж и в а н и и боковых полос толщиной около 1 м, при большей глубине болота с целью ограничения доступа вод к траншее на расстоянии 1,5—2 м от нее с обеих сторон устраивают продоль-

61