ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 88
Скачиваний: 0
Возведение |
насыпей грейдерами |
|
|
||
Г р е й д е ры (прицепные и |
автогрейдеры), |
помимо |
профилиро |
||
вания поверхности земляного полотна и |
д о р о ж н ы х |
покрытий, |
|||
устройства водоотвода и |
других |
работ, |
м о ж н о |
использовать |
|
в равнинной и слабохолмистой |
местности на |
грунтах I — I I I |
групп дл я возведения насыпей высотой 0,5—0,75 м из боковых резервов.
Р а б о т а грейдера (автогрейдера) по возведению насыпей аналогична работе универсального бульдозера . Последователь ными продольными проходами вырезают треугольную или пря
моугольную с т р у ж к у грунта и подают его в полотно |
дороги, |
||
после чего грунт р а з р а в н и в а ю т |
и уплотняют. Р а б о т у организуют |
||
по круговой схеме на участках |
(захватках) длиной, |
равной |
|
сменной выработке (500—1500 |
м). |
Если в пределах |
з а х в а т о к |
встречаются участки длиной до 400 м, на которых не требуется
возведения |
насыпей, |
их пропускают |
холостыми проходами грей |
|||||||
дера . Н а |
некоторых |
участках |
при |
подготовительных |
р а б о т а х |
|||||
в ы р а в н и в а ю т |
бульдозером |
продольный |
п р о ф и л ь |
с |
подсыпкой |
|||||
в пониженных местах грунта, что позволяет возводить |
насыпи |
|||||||||
одинаковой |
высоты, |
упростить |
разбивочные работы |
и операции |
||||||
по управлению |
грейдером. |
|
|
|
|
|
|
|
||
О б ъ е м вырезаемого за один проход грунта зависит от группы |
||||||||||
грунтов, углов установки отвала, силы |
тяги и колеблется д л я |
|||||||||
прицепных |
грейдеров к |
т р а к т о р у |
Т-100 в пределах 0,1— |
|||||||
0,3 м3/пог-м. |
Д а л ь н о с т ь поперечного |
перемещения за один про |
||||||||
ход определяется длиной о т в а л а и углом |
его установки |
в плане . |
||||||||
М о ж н о |
начинать |
р а з р а б о т к у |
к а к |
с дальнего, |
т а к |
и |
с б л и ж |
него к насыпи концов резерва . В соответствии с выбранной
схемой р а з м е ч а ю т к о л ы ш к а м и |
линии первого хода |
грейдера . |
В состав комплекта м а ш и н |
в к л ю ч а ю т один-два |
автогрей |
дера или прицепные грейдеры с тягачами, рыхлитель и один-два катка с тяговыми средствами . П р и использовании прицепных грейдеров лучше применять гибкую сцепку (цепь, трос длиной
7—10 |
м) |
с трактором, |
б л а г о д а р я |
чему с о к р а щ а е т с я радиус раз |
|||||||||||
ворота, |
управление грейдера |
не |
зависит |
от |
д в и ж е н и я |
т р а к т о р а , |
|||||||||
улучшается видимость участка работ. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
При |
одном |
грейдере операции з а р е з а н и я |
и смещения |
грунта |
||||||||||
в |
сторону |
чередуются, |
при |
двух — эти |
операции |
р а з д е л я ю т : |
|||||||||
один |
грейдер |
постоянно |
осуществляет |
зарезание, |
а |
второй, |
|||||||||
с |
удлиненным |
отвалом, — смещение |
грунта |
в |
полотно |
дороги |
|||||||||
и |
р а з р а в н и в а н и е его. Количество и |
последовательность |
прохо |
||||||||||||
дов лучше определять графически по поперечникам |
земляного |
||||||||||||||
полотна |
в точках перелома продольного профиля . |
|
|
||||||||||||
|
При |
р а з р а б о т к е односторонних резервов |
(крутые |
косогоры) |
|||||||||||
круговая схема неприменима, поэтому в конце |
к а ж д о й з а х в а т к и |
||||||||||||||
изменяют |
положение |
отвала |
в |
плане, а |
з а р е з а н и е |
выполняют |
|||||||||
то левым |
(прямой ход) , то п р а в ы м его концом. |
|
|
|
3 Л. С. Матвеенко и др. |
49 |
|
|
|
|
Сооружение |
земляного полотна |
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
грейдерами-элеваторами |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Г р е й д е р - э л е в а т ор |
является одной из высокопроизводитель |
|||||||||||||||||
ных |
м а ш и н и м о ж е т |
быть |
использован как |
на возведении насы |
||||||||||||||
пей, |
т а к и р а з р а б о т к е |
выемок . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Д л я |
возведения |
насыпей |
из |
боковых |
резервов |
высотой |
до |
|||||||||||
1,25 |
м |
д о р о ж н ы й о т р я д |
состоит |
из |
грейдера - элеватора |
Д - 4 3 7 А К |
||||||||||||
( в е д у щ а я |
м а ш и н а ) |
с трактором Т-100, автогрейдера |
Д-144А, |
|||||||||||||||
бульдозера Д-687А па тракторе Т-100. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
С о о р у ж е н и е |
з е м л я н о г о полотна осуществляется |
з а х в а т к а м и |
||||||||||||||||
длиной |
2—3 км |
(в зависимости |
от грунтовых |
условий |
и р е л ь е ф а |
|||||||||||||
местности) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
П р и выполнении подготовительных работ (корчевке пней, |
||||||||||||||||||
снятии |
растительного |
слоя) |
особое |
внимание |
у д е л я ю т |
удалению |
||||||||||||
крупных к а м н е й (более |
10 см) и |
корней. |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Р а з р а б о т к у |
грунта |
ведут |
по |
круговой |
схеме, |
послойно |
сре |
|||||||||||
з а я |
грунт в левом и |
п р а в о м |
резервах . Р а з р а в н и в а н и е |
и |
уплот |
|||||||||||||
нение |
грунта |
выполняют |
обычным |
порядком . |
П о |
|
окончании |
|||||||||||
отсыпки |
грунта |
на участке |
з е м л я н о е |
полотно в |
местах |
разво |
||||||||||||
рота грейдера - элеватора возводят |
б у л ь д о з е р а м и |
из |
боковых |
|||||||||||||||
резервов . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Р а з р а б о т к у |
выемок м о ж н о выполнять в основном |
с |
погруз |
|||||||||||||||
кой грунта в транспортные средства. Выброс |
р а з р а б а т ы в а е м о г о |
|||||||||||||||||
грунта |
в |
отвал |
ограничивается дальностью |
перемещения |
грунта |
|||||||||||||
о т в а л ь н ы м транспортером . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Использование одноотвальных канавокопателей для возведения насыпей
О д н о о т в а л ь н ы е п л у ж н ы е к а н а в о к о п а т е л и Н О К - 8 0 0 , Л К - 8 ,
цепной |
ковшовый к а н а в о к о п а т е л ь |
на |
базе э к с к а в а т о р а |
ЭТУ-354, |
||||||||||
роторный |
э к с к а в а т о р |
типа |
Э Р - 7 А |
с |
откосниками |
могут |
быть |
|||||||
использованы |
не |
только |
д л я устройства |
водоотводных |
к а н а в , |
|||||||||
но и к а к землеройные |
м а ш и н ы д л я |
возведения |
земляного по |
|||||||||||
лотна. |
Все эти |
м а ш и н ы |
о т в а л и в а ю т |
грунт из |
к а н а в ы |
в |
одну |
|||||||
сторону, что позволяет полностью использовать его |
д л я |
возве |
||||||||||||
дения |
насыпей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Особенно |
эффективно |
применение |
п л у ж н о г о к а н а в о к о п а т е л я |
|||||||||||
Н О К - 8 0 0 |
на |
б а з е т р а к т о р а |
Д Э Т - 2 5 0 |
и |
роторного |
э к с к а в а т о р а |
ЭР - 7А, обеспечивающих высокую производительность и м а л у ю
удельную |
энергоемкость |
р а з р а б о т к и |
грунта (табл . 6). |
|
||||
П р и |
производстве |
работ |
в о з м о ж н о |
использование |
несколь |
|||
ких технологических |
схем. П о первой |
схеме насыпь возводят из |
||||||
грунта, |
вынутого только |
из |
отрытых |
по |
обеим сторонам |
насыпи |
||
к а н а в при |
проходах |
машин |
в п р я м о м |
и обратном направлениях |
||||
( р и с . 3 1 ) . |
|
|
|
|
|
|
|
50
Таблица 6
Сравнительные данные удельных показателей разработки грунта землеройными машинами
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Удельные |
показатели |
|
|
||
|
|
|
Тип |
машины |
|
|
|
|
энергоем |
металлоем |
производи |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
тельность |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кость, |
|
кость, |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
труда 1 рабо |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
я.с-ч/м3 |
|
кг • ч/м* |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
чего, лУч |
|||||||
Одноковшовые экскаваторы |
(типа |
|
1,0 |
|
220 |
|
49 |
|
||||||||||
Э-302) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,965 |
|
|
|
||||||
Цепные |
многоковшовые |
экскавато |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ры |
поперечного |
копания |
(типа |
|
0,7 |
|
390 |
|
|
|
||||||||
ЭМ-201) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
28 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
0,84 |
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Цепные |
траншейные |
экскаваторы |
|
0,39 |
|
90 |
|
65 |
|
|||||||||
(типа |
ЭТУ-354) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
0,475 |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Роторные траншейные |
экскаваторы |
|
0,167 |
|
|
48 |
|
|
|
|||||||||
(типа |
ЭР-7А) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
670 |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
0,197 |
|
|
|
|
|||||||
Машины |
послойного |
резания |
(стру |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
ги, |
|
грейдеры-элеваторы |
|
типа |
0,3—0,23 |
|
|
|
|
|
||||||||
Д-505) |
|
|
|
|
|
|
|
|
27 |
|
700 |
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,234 |
|
|
|
||||||
Канавокопатели |
плужные |
КМ-800, |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
0,25—0,167 |
|
|
|
1125 |
|
|||||||||||||
НОК-800 |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
0,132 |
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
П р и м е ч а н и е . В числителе |
приведены |
данные Ц Н И И М Э , |
в знаме |
|||||||||||||||
нателе—ВНИИземмаш. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
Из |
условия |
равенства |
земляных |
масс |
25 К = 5 Н |
находим |
со |
|||||||||||
отношение |
основных |
р а з м е р о в |
земляного |
|
полотна: |
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
2(b + |
nH)H |
= (a + |
mh)n, |
|
|
(15) |
||||||
где |
SK |
п л о щ а д ь поперечного |
сечения |
канавы, |
м2; |
|
|
|
||||||||||
|
Я |
п л о щ а д ь поперечного |
сечения |
насыпи, |
м2; |
|
|
|
||||||||||
|
- глубина |
канавы, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
h |
- высота |
насыпи, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Ь — ширина |
к а н а в ы |
по дну, м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
а — ширина |
верха |
насыпи, |
м; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
m — з а л о ж е н и е |
откосов |
насыпи; |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
п — з а л о ж е н и е |
откосов |
к а н а в ы . |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Отсюда |
находим |
необходимую |
глубину к а н а в ы |
при |
з а д а н |
|||||||||||||
ных |
остальных |
р а з м е р а х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
Я : |
- 26 + У~4Ь2 + |
8а (ah + |
mft2 ) |
|
|
|
(16) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4ft |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
или |
возможную |
высоту |
насыпи |
при |
м а к с и м а л ь н о й |
глубине |
ка |
|||||||||||
навы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
, |
|
|
|
|
|
|
|
|
А = |
— а + У а? + Am (2ЬН + |
2пН2) |
|
|
|
(17) |
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2т |
|
|
|
|
|
|
|
|
51
В связи с тем, что объем |
в ы н и м а е м о г о |
из к а н а в |
грунта срав |
|||||
нительно |
невелик (1,8 м3 на |
1 пог. м к а н а в о к о п а т е л е м |
Н О К - 8 0 0 |
|||||
и 2,8 м3 |
на 1 |
пог. |
м к а н а в о к о п а т е л е м |
на б а з е |
э к с к а в а т о р а |
|||
ЭТУ - 354), |
эта |
схема |
м о ж е т |
применяться |
при сооружении |
зем |
||
ляного полотна |
м а г и с т р а л ь н ы х дорог I I I категории, |
лесохозяй - |
||||||
ственных |
дорог |
и веток в равнинной местности с |
шириной |
по |
||||
лотна 5—5,5 м и высотой 0,3—0,5 м. |
|
|
|
|
а
Рис. 31. Схема земляного полотна, сооружаемого ведущей машиной—• одноотвальным канавокопателем
Увеличить |
высоту насыпи (на 10—15 см), улучшить |
условия |
||||
безопасности |
д в и ж е н и я , |
повысить устойчивость |
земляного по |
|||
лотна за |
счет |
у д а л е н и я |
водоотводных |
к а н а в от тела |
насыпи |
|
позволяет |
в т о р а я схема |
(рис. 32). П о этой схеме, |
помимо грунта |
|||
из канав, |
в насыпь у к л а д ы в а е т с я грунт, |
срезанный с |
внутрен- |
Рис. 32. Схема земляного полотна, сооружаемого одноотвалыіым канавоко пателем и грейдером
них откосов к а н а в . В этом |
случае |
соотношение п о к а з а т е л е й |
бу |
|
дет несколько иное: |
|
|
|
|
высота насыпи |
|
|
|
|
h- |
— а + Va? |
+ 4от [(га + m) Я 2 + 2ЬН] |
(18) |
|
|
2т |
|
||
|
|
|
|
|
необходимая глубина к а н а в ы |
|
|
||
Н = — 26 + |
+ 4 (от + га) (mh2 + ah) . |
(19) |
||
|
|
2 (m + |
п) |
|
52