Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

з а л о ж е н и е откосов

насыпи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

m

ah —(п

H* + 2b H)

 

 

 

 

(20)

 

 

 

 

 

 

 

H2

—h2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а к и м образом, зная высоту сооружаемого земляного по­

лотна,

м о ж н о определить необходимую

глубину

к а н а в ы

или ж е

з а л о ж е н и е

откосов.

Так,

одноотвальным

к а н а в о к о п а т е л е м

Н О К - 8 0 0 устраивают

к а н а в ы с одинарными откосами п=\,

ши­

риной

по дну fr = 0,3 м, необхо­

 

Проход HOK-800

 

 

 

димой

 

высотой

 

земляного

по­

 

 

 

 

лотна

/і = 0,42

м, з а л о ж е н и е м

то

_ ,щ

 

 

 

 

 

откосов

т = 3; тогда Я = 0,8

м.

 

 

 

 

 

 

 

Подобным

ж е

образом

могут

 

проходы грейдера

Д-20Вили биЩ

быть

найдены

 

другие

пара­

 

метры

земляного

полотна.

 

дозераД-Ш-А^

»^ягг5вь. !

 

 

 

 

 

 

 

 

Если ведущей машиной явля ­

 

 

 

 

 

 

 

ется канавокопатель

НОК - 800,

 

 

 

 

 

 

 

в комплект

отряда

включают

 

 

 

 

 

 

 

прицепной грейдер Д - 2 0 Б с

 

 

 

 

 

 

 

трактором Т-100 (автогрейдер

 

 

 

 

 

 

 

типа Д - 144А), катки

(Д - 703) .

 

 

 

 

 

 

 

Навесным

съемным

оборудо­

 

 

 

 

 

 

 

ванием трактора ДЭТ - 250, по­

 

 

 

 

 

 

 

мимо

канавокопателя,

с л у ж а т

 

 

 

 

 

 

 

бульдозер Д-572 и корчеватель

 

 

 

 

 

 

 

К-2,6. Поэтому трактор целесо­

 

 

 

 

 

 

 

образно использовать и на под­

 

 

 

 

 

 

 

готовительных

работах .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В н а ч а л е

на

 

трактор

наве­

 

 

 

 

 

 

 

шивают

корчеватель и

выпол­

Рис. 33.

Последовательность

соору­

няют

корчевку

 

пней

с

одно­

 

жения

земляного

полотна

 

одноот­

временным

снятием

 

расти­

вальным

канавокопателем

и

грей­

тельного слоя.

После

расчистки

 

 

дером

 

 

 

участка

длиной

1—2

км

и

 

 

 

 

 

 

 

провешивания трассы к а н а в корчеватель снимают, н а в е ш и в а ю т

канавокопатель и устраивают к а н а в ы глубиной 0,6—0,8 м,

в за­

висимости от высоты насыпи и условий

водоотвода. Пр и

рытье

канав бермоочиститель

устанавливается

в рабочее

положение,

при котором он смещает

вынутый

из к а н а в ы

грунт

от

бровки

в сторону полотна дороги

на 0,3—0,5 м. П о этой берме в

после­

д у ю щ е м н а п р а в л я ю т левые колеса

грейдера при уборке

грунта .

Производительность

к а н а в о к о п а т е л я

довольно высокая,

и он

недолго з а н я т на отрывке

канав .

П о э т о м у по

окончании

этой

работы навесные орудия снова перевешивают (вместо канаво ­

копателя к о р ч е в а т е л ь ) , и

м а ш и н а

н а п р а в л я е т с я д л я расчистки

следующего участка. О б щ е е время

на п р о к л а д к у

к а н а в

на 1 км

дороги с учетом м о н т а ж а

и д е м о н т а ж а составляет

2—4

ч.

53


П е р е м е щ е н и е валико в грунта к оси дороги выполняю т после­ довательным и круговыми проходам и грейдера или универсаль ­

ного бульдозера . Та к ж е срезают

грейдером внутренние

откосы

канав ы д о крутизны

1:2,5—1:3

(рис. 33). Пр и возведении на­

сыпей по этой

схеме

на 1 км

укладываю т около 2500 м3

грунта,

из них 1600 м3

из кана в и

900

м3 за счет срезки внутренних

откосов.

 

 

 

 

 

miihiiii/)./////

• • ••

е

І = 2%

Рис. 34. Последовательность сооружения земляного полотна с использова­ нием одноотвального канавокопателя (двухпроходная схема):

а — первый

проход канавокопателя HOK-800;

б — проходы

бульдозера

Д-493А

(грейде­

ра Д-20Б); в —проходы

грейдера

Д-20Б (бульдозера

Д-493А); г — второй

проход

HOK-800;

д — проходы

бульдозера

Д-493А

(грейдера

Д-20Б); е — проходы бульдозера

Д-493А

(Д-384); ж — срезка откосов грейдером Д-20Б

(бульдозером

Д-493А);

3 — отделка зем­

 

ляного полотна

грейдером Д-20Б

(бульдозером Д-493А)

 

54


Основной

недостаток

описанных

схем — малый

объем

 

раз ­

р а б а т ы в а е м о г о

грунта.

Поэтому

при

д о р о ж н о м

 

строительстве

д л я

возведения

насыпей

магистральных

дорог

I

и

I I

категорий

с шириной

земляного

полотна

Ю л и

высотой

насыпи 1 м

была

р а з р а б о т а н а

третья

схема.

Ее

отличительная

особенность

за­

ключается

в

том, что

с к а ж д о й

стороны

дороги

у с т р а и в а ю т

на

некотором

расстоянии

одна от другой две канавы, а грунт из

к а н а в н а п р а в л я е т с я

в

возводимую

насыпь

(до

10 000

 

м3/км).

В

комплект

о т р я д а

в к л ю ч а ю т трактор ДЭТ - 250 с комплек­

том

навесного

оборудования

(бульдозер

Д-572,

корчеватель

К-2,6, к а н а в о к о п а т е л ь

Н О К - 8 0 0 ) ,

автогрейдер

Д-144А (прицеп­

ной

грейдер

Д - 2 0 Б

с

трактором

Т-100),

пневмошинный

каток

Д - 703 . В комплект ж е л а т е л ь н о

дополнительно

включить

универ ­

сальный бульдозер Д-493А на тракторе Т-100.

 

 

 

 

 

 

 

Основные

р а з м е р ы

земляного

полотна

(положение

оси

ка­

пав,

их глубину,

з а л о ж е н и е

внутренних

откосов)

у с т а н а в л и в а ю т

и з а к р е п л я ю т

на местности

в зависимости

от

высоты

и

ширины

насыпи. П р и м е р н а я

последовательность выполнения

работ

при­

ведена на

рис. 34.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаключение следует отметить, что применение одноот-

вальных

канавокопателей

с н и ж а е т т р у д о з а т р а т ы

и стоимость

р а з р а б о т к и грунта

не

только з а счет их

высокой

призводитель -

ности, но

т а к ж е и

за

счет

уменьшения

ширины

корчуемой по­

лосы по сравнению с поперечным надвиганием грунта, повыше ­

ния

производительности

вспомогательных

машин

(грейдера,

б у л ь д о з е р а ) при

срезании внутренних

откосов

к а н а в и

р а з р а ­

ботке

перемычки

м е ж д у

к а н а в а м и

по

сравнению

с

разработкой

целикового

грунта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЗВЕДЕНИЕ НАСЫПЕЙ ИЗ ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ГРУНТОВ,

 

 

 

 

 

ОБРАБОТАННЫХ ВЯЖУЩИМИ

МАТЕРИАЛАМИ

 

 

 

 

Если

естественной

сушкой

грунта

не

у д а л о с ь

снизить

его

в л а ж н о с т ь

до

допустимых Wa0II

значений,

при которых

обеспе­

чивается

э ф ф е к т и в н а я

 

работа

грунтоуплотнительных

м а ш и н ,

целесообразно

грунты

о б р а б а т ы в а т ь

 

негашеной

известью

или

цементом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Н а и б о л е е эффективна

обработка

активными

д о б а в к а м и

пы­

л е в а т ы х

песков,

супесей, легких

суглинков.

П е р е у в л а ж н е н н ы е

ж и р н ы е

глины

с

числом

пластичности

более

27

и сильно

гуму-

сированные

грунты

о б р а б а т ы в а т ь д о б а в к а м и извести или

цемента

нецелесообразно,

и

их

включение

в з е м л я н о е

полотно

не

допу­

скается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

обработки

грунтов применяют

молотую

негашеную

известь

(лучше

гидрофобизированную)

с

с о д е р ж а н и е м

С а О и

M g O

более

50—60%,

а

т а к ж е различные

виды

цементов,

осо­

бенно

с

повышенным

содержанием С а О

(марки

300).

П р и

по­

ниженной

активности

расход

извести

и

цемента

возрастает

55


в 1,1 —1,5

раза, а при активности извести

менее 25—30% и м а р к е

цемента

ниже 50

применение

их

нецелесообразно .

Л у ч ш и е

ре­

з у л ь т а т ы по осушению и улучшению

 

физико - механических

свойств

грунтов

дает

н е г а ш е н а я

известь,

особенно

при

обра ­

ботке грунтов с кислой реакцией

( р Н ^ б )

или грунтов с боль­

шой емкостью поглощения, и ей следует

о т д а в а т ь

предпочтение

перед цементами .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р а с х о д

извести в

расчете

на

чистый

С а О

и M g O

и цемент

м а р к и 300 д л я получения

грунтов

с прочностными п о к а з а т е л я м и ,

подобными

п о к а з а т е л я м

грунтов

оптимальной

влажности,

при­

веден в

т а б л . 7.

Отклонения

с о д е р ж а н и я

в я ж у щ и х м а т е р и а л о в

от д а н н ы х

т а б л и ц ы после п е р е м е ш и в а н и я

и

уплотнения

смеси

д о л ж н ы

быть не более

0,5%.

 

 

 

 

 

 

Таблица

7

 

 

 

Добавки вяжущих материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Добавка

молотой нега­

Добавка

портланд­

 

 

 

 

 

 

 

шеной извести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(CaO + MgO), %

 

 

цемента марки 300, %

Наименование грунта

 

влажность грунта

в долях от

оптимальной

 

 

 

 

 

 

1,2

1,4

1,6

1,8

 

1,2

1,4

1,6

1,8

Пылеватые супеси и пески (коэффициент фильтрации

менее 0,1 м в сутки)

. . .

0,5

1,0

2,0

1,5

1,5

2,5

Суглинки легкие

 

0,5

1,5

0,5

1,5

3,0

»

тяжелые и

пылева­

1,5

3,0

1,0

3,0

5,0

тые

 

 

0,5

Глины

песчанистые

и

пыле-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

2,5

•—

-—•

3,0

5,0

 

О б р а б о т к а грунта

известью

или цементом

идет

в

следую ­

щей

последовательности . Н а подготовленное

бульдозером

или

скрепером

основание

(при

работе

с н и ж а ю т

д а в л е н и е

в

шинах

до 3 атм, а

з а г р у з к у кузова

на 30—40%) отсыпают и

р а з р а в н и ­

вают

слой грунта толщиной (в плотном теле)

0,15—0,2

м;

одним - двумя проходами по одному следу фрезы типа

Д - 530

грунт

т щ а т е л ь н о р а з р ы х л я ю т ;

специальным

 

распределителем

(типа

Д - 343Б, Д-688)

в соответствии с н о р м а м и

вносят

известь

или цемент и смешивают добавки

с грунтом

с п о м о щ ь ю

фрезы

Д - 530

д в у м я - ч е т ы р ь м я

проходами .

Д л я внесения

д о б а в о к и

их

п е р е м е ш и в а н и я с грунтом применяют грунтосмесительные ма­ шины типа Д-391А, однако их эффективность на связных грун­

тах ниже,

чем

при использовании фрезы .

О б р а б о т а н н ы й

грунт

р а з р а в н и в а ю т

и профилируют автогрейдером Д - 426

и

уплот­

няют к а т к а м и

на пневматических ш и н а х

типа Д - 627, Д-551 д о

плотности

не

менее 0,95 (примерно пять

проходов

по

одному

с л е д у ) .

 

 

 

 

 

56


Внесение

извести или цемента, перемешивание с грунтом

и уплотнение

выполняют

без перерыва, как

правило, при поло­

ж и т е л ь н ы х температурах

и только

в сухую

погоду.

З а л о ж е н и е

откосов земляного

полотна

при его сооружении

из переувлажненных грунтов, обработанных известью, а осо­

бенно цементом,

н а з н а ч а ю т не менее

1 : 2.

 

 

 

Особое внимание при р а б о т а х с

известью и цементом сле­

дует о б р а щ а т ь

на соблюдение

правил

техники

безопасности.

С

целью уменьшения контакта

рабочих

с этими

м а т е р и а л а м и

все

погрузочно - разгрузочные и

транспортные операции д о л ж н ы

быть м а к с и м а л ь н о механизированы: применены специальные автомобили - цементовозы типа С-571, пневмопогрузчики, цементораспределители и другие машины .

ВОЗВЕДЕНИЕ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ИЗ СКАЛЬНЫХ ГРУНТОВ

Сооружение земляного полотна в горах сопряжено с р а з р а ­ боткой скальных грунтов, что влияет на выбор способов произ­

водства

з е м л я н ы х

работ

и

подбор

дорожно - строительных

ма­

шин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

зависимости

от

прочности

и

сопротивления

разрыхлению

горных пород

д л я

их

р а з р а б о т к и

используют механический

или

взрывной

способ

с последующей

уборкой

взорванного скаль ­

ного

грунта

и доработкой

м а ш и н а м и .

Сильнотрещиноватые,

тонкослоистые

и выветрившиеся

скальные грунты

целесообразно

р а з р а б а т ы в а т ь

м о щ н ы м и

т р а к т о р а м и

(130—250 л.

с),

оборудо­

ванными

спереди

универсальными

бульдозерными

о т в а л а м и

и сзади навесными рыхлителями . С к а л ь н ы е грунты, не поддаю ­ щиеся р а з р а б о т к е бульдозерами, рыхлителями или экскавато ­

рами, взрывают . Этот способ является при горных р а з р а б о т к а х

основным (50—70% объема

з е м л я н ы х

р а б о т ) .

 

Взрывание выполняют шпуровыми, с к в а ж и н н ы м и или камер ­

ными з а р я д а м и . К а м е р н ы е з а р я д ы применяют

дл я рыхления не­

крепких

скальных грунтов

( V — V I I I

групп) . Прочные скальные

грунты

дл я уменьшения количества негабарита

(больших г л ы б ) ,

р а з р а б а т ы в а ю т при глубине

рыхления до 5 м шпуровыми, а при

большей глубине — с к в а ж и н н ы м и з а р я д а м и .

 

Количество взрывчатых веществ и их р а з м е щ е н и е на мест­ ности выбирают в зависимости от требуемой дальности и на­ правления выброса, группы скальных грунтов, размеров и зало ­ жений откосов выемки или полувыемки. При этом глубину раз ­ работки принимают несколько больше проектной с тем, чтобы исключить трудоемкую и дорогую машинную р а з р а б о т к у по снятию недовыбранного слоя скальных грунтов. Подсыпка до

проектных отметок может быть легко выполнена

рваным кам ­

нем и щебнем при помощи бульдозеров.

 

При устройстве насыпей и полунасыпей - полувыемок на косо­

горах при помощи шпуровых з а р я д о в мелкого

з а л о ж е н и я

57