Файл: Строительство лесовозных дорог..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

крытий

на лесовозных

дорогах с грузооборотом до 80

тыс. м3

в год применяют т а к ж е

магнезиальные

п о р т л а н д ц е м е н т а

и

шла­

ковые магнезиальные

портландцементы

марки 300 и выше,

отве­

чающие

требованиям

 

ГОСТ 2544—44

(известковошлаковые —

марки

100 и выше,

и з в е с т к о в о - п у ц ц о л а н о в ы е — м а р к и

100 и

выше и известково-зональные — марки 50).

 

 

При устройстве покрытия корытного профиля ширина земля ­

ного полотна д о л ж н а

 

быть не менее 8 м. При ширине

земля ­

ного полотна 5,5 м вынутый из корыта грунт перемещается на

обочины

земляного

полотна,

а укреплению

подвергается

привоз­

ной грунт, засыпанный в ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рыто.

 

Опыт

работы

показы ­

 

 

 

 

 

J5-30°/o.

 

вает,

что

корыто

необходимо

 

 

 

 

 

 

 

 

SI

 

 

 

 

 

подготовлять

на

участке

 

про­

 

 

 

 

 

 

 

тяженностью

1 —1,5

км,

 

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

концах

 

участка

 

необходимо

 

 

 

 

 

 

 

 

 

устраивать

разворотные

коль­

 

 

 

 

 

 

а/г

 

 

ца. Это связано

с тем, что ис­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2S-30°

 

пользуемая

на

строительстве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

техника

(пневмошинный

ка­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ток с тягачом Т-100) не

м о ж е т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

развернуться на узком земля ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ном

полотне.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.

60.

 

Конструкции

дорожных

Строительство

 

такого

 

типа

 

 

 

 

одежд

из

укрепленных

грунтов:

ведут

 

«на

себя»

с

дальнего

а —с

одним

укрепленным

слоем;

б —

конца. Вся техника перед

на­

с

двумя слоями; / — поверхностная

обра­

ботка;

2 — укрепленный грунт; 3 песча­

чалом

работ

перемещается

в

ный подстилающий

слой; 4 — грунт

зем­

конец

строящегося

участка

и

 

 

 

 

ляного

полотна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

р а з м е щ а е т с я

на

 

разворотном

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кольце.

Отрывка

 

корыта

производится

автогреидером

марки

Д-144

 

или

Д - 598,

уплотнение

дна

корыта

до требуемой

плот­

н о с т и — прицепным

пневмошинным

катком . Пр и укреплении ме­

стного

грунта

автогрейдером

грунт

с обочин перемещают в ко­

рыто,

 

при

укреплении

привозного

грунта

грунт

з а в о з я т

само­

с в а л а м и

и

р а з р а в н и в а ю т

 

автогрейдером.

После

р а з р а в н и в а н и я

грунта автогрейдер отходит на прежнюю стоянку, а в работу

включается д о р о ж н а я фреза Д-530, которая

измельчает

грунт до

такого состояния, когда комков крупнее 5

мм будет

не более

25% по весу, а комков крупнее

10 мм не более 10%.

 

В л а ж н о с т ь

грунтоцементной

смеси

не д о л ж н а отличаться от

оптимальной

более чем на 2%. В л а ж н о с т ь

и плотность в поле­

вых условиях

контролируют прибором

Ковалева .

 

Исследования и опыт эксплуатации лесовозных дорог с по­ крытием из укрепленных грунтов показывают, что такие по­

крытия для т я ж е л ы х

лесовозных

поездов д о л ж н ы быть

много­

слойными (рис. 60),

так ка к однослойные

покрытия

быстро

выходят из строя. Это объясняется

тем обстоятельством,

что мо­

дуль деформации покрытия равен

800—1000

кгс/см2, а

модуль

119



д е ф о р м а ц и и подстилающих грунтов 80—100 кгс/см2. Работо ­ способность покрытия может быть обеспечена только в том слу­

чае, если отношение модуля д е ф о р м а ц и и верхнего слоя

 

к

мо­

дулю д е ф о р м а ц и и

н и ж е л е ж а щ е г о слоя

не превышает

3,5.

По ­

этому покрытие следует у с т р а и в а т ь или путем укрепления

 

слоев

различными д о з и р о в к а м и

в я ж у щ и х

или

путем устройства

 

под­

стилающих

слоев

из гравийных

или

песчаных

м а т е р и а л о в .

В зависимости

от

того,

к а к а я

принята

конструкция д о р о ж н о й

одежды,

в корыто

засыпается

определенное

количество

грунта

д л я устройства

слоя

покрытия . Н и ж н и е

слои

целесообразно

уст­

р а и в а т ь

более

толстыми,

так как их укрепляют меньшими

 

дози­

ровками

в я ж у щ и х

материалов .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

укреплении

грунтов цементом

доставка

цемента

 

осу­

ществляется

с а м о р а з г р у ж а ю щ и м и с я

цементовозами, а

распреде ­

ление цемента

осуществляется

цементораспределителями

Д - 343Б

(при их отсутствии

цемент р а с п р е д е л я ю т непосредственно

 

из це­

ментовозов) . В этом случае по весу укрепляемого грунта и про­ центу дозировки цемента, которая исчисляется от веса укрепляе ­

мого грунта, определяется протяженность

участка дороги,

на

котором д о л ж е н быть распределен цемент

из цементовоза .

Це ­

мент распределяют равномерно по толщине всего участка . По ­ сле распределения цемент перемешивают с грунтом при много­ кратном проходе фрезы (три-четыре прохода) по одному следу. После перемешивания грунта фреза отходит на исходную пози­ цию, а в работу включается пневмошинный каток, который уп­ лотняет слой до плотности не н и ж е 0,98 от оптимальной . С мо­

мента

введения

цемента в грунт

до уплотнения укрепленного

грунта

д о л ж н о

быть затрачено не

более 3 ч. При увеличении

периода перемешивания и уплотнения снижается прочность цементогрунта, та к как начинается схватывание цемента . После уплотнения верхний слой поливают водой, а затем покрывают при помощи гудронатора тонким слоем битума при температуре 100—110° С из расчета 1,2—1,5 л/м2. Р а з о г р е т ы й битум обеспе­ чивает предохранение цементогрунта от потери влаги, закупори ­

вает

поры и при з а м е р з а н и и цементогрунта не дает возможно ­

сти

поверхностной влаге проникать в него и в ы з ы в а т ь р а з м о р а ­

живание .

Д л я увеличения прочности покрытия лесовозных дорог, пред­ назначенных как дл я автомобильного транспорта, та к и дл я гу­ сеничных тракторов, поверхностный слой о б р а б а т ы в а ю т мелко­ зернистым гравием толщиной 5—8 см. Пр и образовании неров­ ностей покрытие в ы р а в н и в а ю т грейдером .

Д л я укрепления покрытий органическими в я ж у щ и м и мате­ р и а л а м и (битумом, битумными эмульсиями) наиболее пригод­ ными я в л я ю т с я супесчаные и крупнообломочные грунты, грану­

лометрический состав которых близок к оптимальному .

Во I I

дорожно - климатической зоне грунты следует

о б р а б а т ы в а т ь

орга­

ническими в я ж у щ и м и с д о б а в к а м и активных

и поверхностно-ак-

120


тивных веществ. Д л я лесовозных

дорог целесообразно

в

гравий­

ные смеси

включать

некондиционные

составы.

 

 

 

 

 

Д л я обработки несвязных

грунтов

и

гравийно

(щебеночно) -

песчаных

материалов

во

всех

дорожно - климатических

 

зонах

м о ж н о применять ж и д к и е нефтяные

д о р о ж н ы е

битумы

класса

СГ и М Г

(А и Б ) как заводского изготовления, та к и

состав­

ленные на стройбазе

строящейся

лесовозной дороги

путем раз ­

ж и ж е н и я

вязких, битумов

марок Б Н Д ( Б Н ) .

 

 

 

 

 

Применение в д о р о ж н о м строительстве битумных

эмульсий

особенно эффективно в условиях

I I дорожно - климатической

зоны

избыточного у в л а ж н е н и я , так как позволяет удлинить

строитель­

ный сезон

и более полно его использовать, уменьшить

расход

в я ж у щ и х

материалов

до

30% и

стоимость дорожно - строитель ­

ных работ и эксплуатационных расходов на 15—25%.

 

 

Эмульсии, р а с п а д которых происходит вскоре после их со­

прикосновения

с о б р а б а т ы в а е м ы м

материалом

(примерно

через

10—30 мин),

являются б ы с т р о р а с п а д а ю щ и м и с я .

 

Их

применяют

д л я подгрунтовки и

поверхностной

обработки .

Д л я

смешения

с минеральными м а т е р и а л а м и они непригодны.

 

 

 

 

 

С р е д н е р а с п а д а ю щ и е с я эмульсии ориентировочно

 

распа ­

даются от 30 мин до 1 ч после контакта с минеральным

мате ­

риалом и пригодны дл я пропитки и смешения в установке

мине­

рального

м а т е р и а л а

при устройстве покрытий. Они могут

быть

т а к ж е использованы

дл я

подгрунтовки

и устройства

защитных

слоев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

М е д л е н н о р а с п а д а ю щ и е с я

эмульсии

характеризуются

тем, что

при обработке минерального

м а т е р и а л а

они р а с п а д а ю т с я

после

удаления

из них воды через

2 ч и

более

(иногда

через

сутки и

более) . Эти эмульсии пригодны дл я приготовления черных сме­

сей как в установке, так и смешением на дороге с минеральным

материалом

любого гранулометрического состава, включая и

рыхлые грунты.

П р я м ы е

щелочные эмульсии рекомендуется применять дл я

обработки

материалов основных пород. Пр и обработке кислых

материалов и грунтов щелочными эмульсиями необходимо при­ менять активизирующие добавки . Кислые м а т е р и а л ы и грунты м о ж н о о б р а б а т ы в а т ь двумя прямыми эмульсиями — с н а ч а л а кис­ лой, затем щелочной, а т а к ж е двумя эмульсиями — прямой и обратной . Применение только одних обратных эмульсий в райо­ нах с прохладным и сырым климатом не рекомендуется.

Формирование покрытий,

устраиваемых

с

применением

кис­

лых

эмульсий,

происходит

быстрее, чем

при

применении

ще­

лочных.

 

 

 

 

 

 

Покрытия,

обработанные

м е д л е н н о р а с п а д а ю щ и м и с я

щелоч­

ными

эмульсиями, д о л ж н ы

сформироваться до наступления за­

морозков. Д л я

формирования покрытий без активных

добавок

требуется 0,5—2 месяца, применение добавок ускоряет этот про­ цесс в 1,5—2 раза .

121


Д л я укрепления гравийных смесей в

условиях I I и

I I I до-

рожно - климатических зон рекомендуется

применять

прямые

средне- и медленнораспадающиеся щелочные битумные эмуль ­

сии,

получаемые из

нефтяных

битумов

м а р о к Б Н Д

90/130,

Б Н Д

60/90 ( Б Н - П )

и Б Н Д 40/60

( Б Н - М ) ,

следующего

состава

(%):

1.

Битум

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

Сульфитно-спиртовая барда

 

2,5—3,5

 

 

 

Вода

 

 

46,5—47,5

 

 

2.

Битум

 

 

50

 

 

 

Сухоперегонная

древесная смола

2—2,5

 

 

 

Едкий натрий

 

 

0,5—0,7

 

 

 

Вода

 

 

46,8—47,5

 

 

3.

Битум

 

 

50

 

 

 

Скипидарно-щелочные вытравки

1,5—2.5

 

 

 

Вода

 

 

47,5—48,5

 

Оптимальные

нормы расхода

(дозировки)

в я ж у щ и х и доба ­

вок, при которых

обеспечиваются

прочность

и устойчивость до­

рожной одежды, устанавливают на основании л а б о р а т о р н ы х ис­ следований. Сравнение результатов испытаний образцов из грунта, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей, укреплен­

ных

в я ж у щ и м и м а т е р и а л а м и , с

нормативными

п о к а з а т е л я м и

приведено в табл . 22.

 

 

 

Таблица 22

 

 

 

 

 

 

 

 

Грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные

 

 

органическими вяжущими

(СНиП— Д.5—62)

 

 

 

 

 

 

 

Значение

показателей при

 

 

 

 

 

 

укреплении материалов

 

 

 

Показатели

 

 

жидким биту­

 

 

 

 

жидким

мом с добав­

 

 

 

 

 

 

ками или би­

 

 

 

 

 

 

битумом

 

 

 

 

 

 

тумными

 

 

 

 

 

 

 

эмульсиями

Прочность

при

сжатии

сухих образцов

при

 

20° С, кг/см2, не менее

 

 

8

15

То же при 50С С,

кг/см2,

не менее

 

5

9

Прочность

при сжатии водонасыщенных

образ­

 

цов

при 20°С,

кг/см2,

не менее

 

5

8

Набухание,

%,

не более

 

 

3

2

 

 

 

 

 

 

0,95

0,95

В результате опыта строительства было установлено, что комплекс механизмов для дорожно - строительного отряда может быть сокращен до минимума: фреза Д-530, автогрейдер Д-144 или Д-598, автогудронатор Д-251 или Д-164А и пневмошинный каток с тракторным тягачом Т-100. Д л я о б с л у ж и в а н и я всех ме­ ханизмов требуется трое рабочих: машинист фрезы (он ж е трак ­ торист на тракторе - тягаче при уплотнении основания), грейде­ рист и шофер автогудронатора. Производительность такого от­ ряда составляет 100—200 пог. м покрытия в смену.

122