ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
крытий |
на лесовозных |
дорогах с грузооборотом до 80 |
тыс. м3 |
|||
в год применяют т а к ж е |
магнезиальные |
п о р т л а н д ц е м е н т а |
и |
шла |
||
ковые магнезиальные |
портландцементы |
марки 300 и выше, |
отве |
|||
чающие |
требованиям |
|
ГОСТ 2544—44 |
(известковошлаковые — |
||
марки |
100 и выше, |
и з в е с т к о в о - п у ц ц о л а н о в ы е — м а р к и |
100 и |
|||
выше и известково-зональные — марки 50). |
|
|
||||
При устройстве покрытия корытного профиля ширина земля |
||||||
ного полотна д о л ж н а |
|
быть не менее 8 м. При ширине |
земля |
ного полотна 5,5 м вынутый из корыта грунт перемещается на
обочины |
земляного |
полотна, |
а укреплению |
подвергается |
привоз |
|||||||||||||||
ной грунт, засыпанный в ко |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
рыто. |
|
Опыт |
работы |
показы |
|
|
|
|
|
J5-30°/o. |
|
|||||||||
вает, |
что |
корыто |
необходимо |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
SI |
|
|
|
|
|
|||||||||||||
подготовлять |
на |
участке |
|
про |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
тяженностью |
1 —1,5 |
км, |
|
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
концах |
|
участка |
|
необходимо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
устраивать |
разворотные |
коль |
|
|
|
|
|
|
а/г |
|
|
|||||||||
ца. Это связано |
с тем, что ис |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
2S-30° |
|
||||||||||||||
пользуемая |
на |
строительстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
техника |
(пневмошинный |
ка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
ток с тягачом Т-100) не |
м о ж е т |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
развернуться на узком земля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ном |
полотне. |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
60. |
|
Конструкции |
дорожных |
|||||||
Строительство |
|
такого |
|
типа |
|
|||||||||||||||
|
|
|
одежд |
из |
укрепленных |
грунтов: |
||||||||||||||
ведут |
|
«на |
себя» |
с |
дальнего |
а —с |
одним |
укрепленным |
слоем; |
б — |
||||||||||
конца. Вся техника перед |
на |
с |
двумя слоями; / — поверхностная |
обра |
||||||||||||||||
ботка; |
2 — укрепленный грунт; 3 — песча |
|||||||||||||||||||
чалом |
работ |
перемещается |
в |
ный подстилающий |
слой; 4 — грунт |
зем |
||||||||||||||
конец |
строящегося |
участка |
и |
|
|
|
|
ляного |
полотна |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
р а з м е щ а е т с я |
на |
|
разворотном |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
кольце. |
Отрывка |
|
корыта |
производится |
автогреидером |
марки |
||||||||||||||
Д-144 |
|
или |
Д - 598, |
уплотнение |
дна |
корыта |
до требуемой |
плот |
||||||||||||
н о с т и — прицепным |
пневмошинным |
катком . Пр и укреплении ме |
||||||||||||||||||
стного |
грунта |
автогрейдером |
грунт |
с обочин перемещают в ко |
||||||||||||||||
рыто, |
|
при |
укреплении |
привозного |
грунта |
грунт |
з а в о з я т |
само |
||||||||||||
с в а л а м и |
и |
р а з р а в н и в а ю т |
|
автогрейдером. |
После |
р а з р а в н и в а н и я |
грунта автогрейдер отходит на прежнюю стоянку, а в работу
включается д о р о ж н а я фреза Д-530, которая |
измельчает |
грунт до |
|||
такого состояния, когда комков крупнее 5 |
мм будет |
не более |
|||
25% по весу, а комков крупнее |
10 мм не более 10%. |
|
|||
В л а ж н о с т ь |
грунтоцементной |
смеси |
не д о л ж н а отличаться от |
||
оптимальной |
более чем на 2%. В л а ж н о с т ь |
и плотность в поле |
|||
вых условиях |
контролируют прибором |
Ковалева . |
|
Исследования и опыт эксплуатации лесовозных дорог с по крытием из укрепленных грунтов показывают, что такие по
крытия для т я ж е л ы х |
лесовозных |
поездов д о л ж н ы быть |
много |
|
слойными (рис. 60), |
так ка к однослойные |
покрытия |
быстро |
|
выходят из строя. Это объясняется |
тем обстоятельством, |
что мо |
||
дуль деформации покрытия равен |
800—1000 |
кгс/см2, а |
модуль |
119
д е ф о р м а ц и и подстилающих грунтов 80—100 кгс/см2. Работо способность покрытия может быть обеспечена только в том слу
чае, если отношение модуля д е ф о р м а ц и и верхнего слоя |
|
к |
мо |
||||||||||||
дулю д е ф о р м а ц и и |
н и ж е л е ж а щ е г о слоя |
не превышает |
3,5. |
По |
|||||||||||
этому покрытие следует у с т р а и в а т ь или путем укрепления |
|
слоев |
|||||||||||||
различными д о з и р о в к а м и |
в я ж у щ и х |
или |
путем устройства |
|
под |
||||||||||
стилающих |
слоев |
из гравийных |
или |
песчаных |
м а т е р и а л о в . |
||||||||||
В зависимости |
от |
того, |
к а к а я |
принята |
конструкция д о р о ж н о й |
||||||||||
одежды, |
в корыто |
засыпается |
определенное |
количество |
грунта |
||||||||||
д л я устройства |
слоя |
покрытия . Н и ж н и е |
слои |
целесообразно |
уст |
||||||||||
р а и в а т ь |
более |
толстыми, |
так как их укрепляют меньшими |
|
дози |
||||||||||
ровками |
в я ж у щ и х |
материалов . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
При |
укреплении |
грунтов цементом |
доставка |
цемента |
|
осу |
|||||||||
ществляется |
с а м о р а з г р у ж а ю щ и м и с я |
цементовозами, а |
распреде |
||||||||||||
ление цемента |
осуществляется |
цементораспределителями |
Д - 343Б |
||||||||||||
(при их отсутствии |
цемент р а с п р е д е л я ю т непосредственно |
|
из це |
ментовозов) . В этом случае по весу укрепляемого грунта и про центу дозировки цемента, которая исчисляется от веса укрепляе
мого грунта, определяется протяженность |
участка дороги, |
на |
котором д о л ж е н быть распределен цемент |
из цементовоза . |
Це |
мент распределяют равномерно по толщине всего участка . По сле распределения цемент перемешивают с грунтом при много кратном проходе фрезы (три-четыре прохода) по одному следу. После перемешивания грунта фреза отходит на исходную пози цию, а в работу включается пневмошинный каток, который уп лотняет слой до плотности не н и ж е 0,98 от оптимальной . С мо
мента |
введения |
цемента в грунт |
до уплотнения укрепленного |
грунта |
д о л ж н о |
быть затрачено не |
более 3 ч. При увеличении |
периода перемешивания и уплотнения снижается прочность цементогрунта, та к как начинается схватывание цемента . После уплотнения верхний слой поливают водой, а затем покрывают при помощи гудронатора тонким слоем битума при температуре 100—110° С из расчета 1,2—1,5 л/м2. Р а з о г р е т ы й битум обеспе чивает предохранение цементогрунта от потери влаги, закупори
вает |
поры и при з а м е р з а н и и цементогрунта не дает возможно |
сти |
поверхностной влаге проникать в него и в ы з ы в а т ь р а з м о р а |
живание .
Д л я увеличения прочности покрытия лесовозных дорог, пред назначенных как дл я автомобильного транспорта, та к и дл я гу сеничных тракторов, поверхностный слой о б р а б а т ы в а ю т мелко зернистым гравием толщиной 5—8 см. Пр и образовании неров ностей покрытие в ы р а в н и в а ю т грейдером .
Д л я укрепления покрытий органическими в я ж у щ и м и мате р и а л а м и (битумом, битумными эмульсиями) наиболее пригод ными я в л я ю т с я супесчаные и крупнообломочные грунты, грану
лометрический состав которых близок к оптимальному . |
Во I I |
|
дорожно - климатической зоне грунты следует |
о б р а б а т ы в а т ь |
орга |
ническими в я ж у щ и м и с д о б а в к а м и активных |
и поверхностно-ак- |
120
тивных веществ. Д л я лесовозных |
дорог целесообразно |
в |
гравий |
|||||||||||
ные смеси |
включать |
некондиционные |
составы. |
|
|
|
|
|
||||||
Д л я обработки несвязных |
грунтов |
и |
гравийно |
(щебеночно) - |
||||||||||
песчаных |
материалов |
во |
всех |
дорожно - климатических |
|
зонах |
||||||||
м о ж н о применять ж и д к и е нефтяные |
д о р о ж н ы е |
битумы |
класса |
|||||||||||
СГ и М Г |
(А и Б ) как заводского изготовления, та к и |
состав |
||||||||||||
ленные на стройбазе |
строящейся |
лесовозной дороги |
путем раз |
|||||||||||
ж и ж е н и я |
вязких, битумов |
марок Б Н Д ( Б Н ) . |
|
|
|
|
|
|||||||
Применение в д о р о ж н о м строительстве битумных |
эмульсий |
|||||||||||||
особенно эффективно в условиях |
I I дорожно - климатической |
зоны |
||||||||||||
избыточного у в л а ж н е н и я , так как позволяет удлинить |
строитель |
|||||||||||||
ный сезон |
и более полно его использовать, уменьшить |
расход |
||||||||||||
в я ж у щ и х |
материалов |
до |
30% и |
стоимость дорожно - строитель |
||||||||||
ных работ и эксплуатационных расходов на 15—25%. |
|
|
||||||||||||
Эмульсии, р а с п а д которых происходит вскоре после их со |
||||||||||||||
прикосновения |
с о б р а б а т ы в а е м ы м |
материалом |
(примерно |
через |
||||||||||
10—30 мин), |
являются б ы с т р о р а с п а д а ю щ и м и с я . |
|
Их |
применяют |
||||||||||
д л я подгрунтовки и |
поверхностной |
обработки . |
Д л я |
смешения |
||||||||||
с минеральными м а т е р и а л а м и они непригодны. |
|
|
|
|
|
|||||||||
С р е д н е р а с п а д а ю щ и е с я эмульсии ориентировочно |
|
распа |
||||||||||||
даются от 30 мин до 1 ч после контакта с минеральным |
мате |
|||||||||||||
риалом и пригодны дл я пропитки и смешения в установке |
мине |
|||||||||||||
рального |
м а т е р и а л а |
при устройстве покрытий. Они могут |
быть |
|||||||||||
т а к ж е использованы |
дл я |
подгрунтовки |
и устройства |
защитных |
||||||||||
слоев. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
М е д л е н н о р а с п а д а ю щ и е с я |
эмульсии |
характеризуются |
тем, что |
|||||||||||
при обработке минерального |
м а т е р и а л а |
они р а с п а д а ю т с я |
после |
|||||||||||
удаления |
из них воды через |
2 ч и |
более |
(иногда |
через |
сутки и |
более) . Эти эмульсии пригодны дл я приготовления черных сме
сей как в установке, так и смешением на дороге с минеральным |
|
материалом |
любого гранулометрического состава, включая и |
рыхлые грунты. |
|
П р я м ы е |
щелочные эмульсии рекомендуется применять дл я |
обработки |
материалов основных пород. Пр и обработке кислых |
материалов и грунтов щелочными эмульсиями необходимо при менять активизирующие добавки . Кислые м а т е р и а л ы и грунты м о ж н о о б р а б а т ы в а т ь двумя прямыми эмульсиями — с н а ч а л а кис лой, затем щелочной, а т а к ж е двумя эмульсиями — прямой и обратной . Применение только одних обратных эмульсий в райо нах с прохладным и сырым климатом не рекомендуется.
Формирование покрытий, |
устраиваемых |
с |
применением |
кис |
|||
лых |
эмульсий, |
происходит |
быстрее, чем |
при |
применении |
ще |
|
лочных. |
|
|
|
|
|
|
|
Покрытия, |
обработанные |
м е д л е н н о р а с п а д а ю щ и м и с я |
щелоч |
||||
ными |
эмульсиями, д о л ж н ы |
сформироваться до наступления за |
|||||
морозков. Д л я |
формирования покрытий без активных |
добавок |
требуется 0,5—2 месяца, применение добавок ускоряет этот про цесс в 1,5—2 раза .
121
Д л я укрепления гравийных смесей в |
условиях I I и |
I I I до- |
рожно - климатических зон рекомендуется |
применять |
прямые |
средне- и медленнораспадающиеся щелочные битумные эмуль
сии, |
получаемые из |
нефтяных |
битумов |
м а р о к Б Н Д |
90/130, |
|
Б Н Д |
60/90 ( Б Н - П ) |
и Б Н Д 40/60 |
( Б Н - М ) , |
следующего |
состава |
|
(%): |
1. |
Битум |
|
|
50 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
Сульфитно-спиртовая барда |
|
2,5—3,5 |
|
|
|
|
Вода |
|
|
46,5—47,5 |
|
|
2. |
Битум |
|
|
50 |
|
|
|
Сухоперегонная |
древесная смола |
2—2,5 |
|
|
|
|
Едкий натрий |
|
|
0,5—0,7 |
|
|
|
Вода |
|
|
46,8—47,5 |
|
|
3. |
Битум |
|
|
50 |
|
|
|
Скипидарно-щелочные вытравки |
1,5—2.5 |
|
||
|
|
Вода |
|
|
47,5—48,5 |
|
Оптимальные |
нормы расхода |
(дозировки) |
в я ж у щ и х и доба |
вок, при которых |
обеспечиваются |
прочность |
и устойчивость до |
рожной одежды, устанавливают на основании л а б о р а т о р н ы х ис следований. Сравнение результатов испытаний образцов из грунта, грунтогравийных и грунтощебеночных смесей, укреплен
ных |
в я ж у щ и м и м а т е р и а л а м и , с |
нормативными |
п о к а з а т е л я м и |
||||
приведено в табл . 22. |
|
|
|
Таблица 22 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грунтогравийные и грунтощебеночные смеси, укрепленные |
||||||
|
|
органическими вяжущими |
(СНиП— Д.5—62) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
Значение |
показателей при |
|
|
|
|
|
|
укреплении материалов |
|
|
|
|
Показатели |
|
|
жидким биту |
|
|
|
|
|
жидким |
мом с добав |
||
|
|
|
|
|
|
ками или би |
|
|
|
|
|
|
|
битумом |
|
|
|
|
|
|
|
тумными |
|
|
|
|
|
|
|
|
эмульсиями |
Прочность |
при |
сжатии |
сухих образцов |
при |
|
||
20° С, кг/см2, не менее |
|
|
8 |
15 |
|||
То же при 50С С, |
кг/см2, |
не менее |
|
5 |
9 |
||
Прочность |
при сжатии водонасыщенных |
образ |
|
||||
цов |
при 20°С, |
кг/см2, |
не менее |
|
5 |
8 |
|
Набухание, |
%, |
не более |
|
|
3 |
2 |
|
|
|
|
|
|
|
0,95 |
0,95 |
В результате опыта строительства было установлено, что комплекс механизмов для дорожно - строительного отряда может быть сокращен до минимума: фреза Д-530, автогрейдер Д-144 или Д-598, автогудронатор Д-251 или Д-164А и пневмошинный каток с тракторным тягачом Т-100. Д л я о б с л у ж и в а н и я всех ме ханизмов требуется трое рабочих: машинист фрезы (он ж е трак торист на тракторе - тягаче при уплотнении основания), грейде рист и шофер автогудронатора. Производительность такого от ряда составляет 100—200 пог. м покрытия в смену.
122