Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 134
Скачиваний: 0
В пусконаладочный период масло при прокачке его по системе трубопроводов подогревают 70—90° С, благодаря чему обеспечи вается растворение консервационной смазки. По окончании промывки маслосистемы проверяют кислотное число масла и наличие в нем механических примесей. По результатам анализа судят о пригод ности масла.
Пуск и опробование блочных агрегатов и оборудования осуще ствляют в той же последовательности, что и неблочных. Однако все операции выполняют более внимательно, чтобы предупредить воз никновение каких-либо неполадок.
13*
Г Л А В А Д Е В Я Т А Я
МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ
И НАСОСОВ
На компрессорных и насосных станциях, помимо газотурбинных, широко применяются электрические двигатели.
Электрические двигатели используются в качестве привода для центробежных нагнетателей на КС и центробежных насосов на НС, а также для привода вспомогательных насосов в системах смазки, охлаждения, вентиляторов и других турбомашин. На перекачи вающих станциях, кроме того, применяются генераторы переменного
ипостоянного тока для обеспечения станции собственной электри ческой энергией.
Центробежные насосы получили распространение в качестве ос новной перекачивающей турбомашины на НС магистральных нефте-
инефтепродуктопроводов. В отдельных системах и агрегатах перека
чивающих станций, кроме центробежных, применяются шестеренча тые, поршневые и винтовые насосы. В ряде случаев для привода насосов могут служить газотурбинные двигатели, например авиа ционные.
На монтажные площадки электрические двигатели и насосы по ступают, как правило, в собранном виде — блочно и монтируются без разборки и ревизии. Иногда электродвигатели поступают собран ными вместе с насосами на одной раме в виде блочного агрегата (насосные агрегаты масляной системы). Электрические генераторы для электростанций собственных нужд поставляются собранными вместе с двигателями внутреннего сгорания. Крупные насосы и элек тродвигатели в ряде случаев поставляются в разобранном виде.
В подготовительный период монтажа электрических двигателей, генераторов и насосов производятся работы, перечисленные в гл. 6. Особенности выполнения монтажных работ основного и пусконала дочного периодов описаны ниже.
Монтаж всех видов электрических машин (двигателей, генерато ров), насосов и систем их смазки ведут бригады механомонтажников,
196
подключение электрических машин к сети, монтаж и наладку элек трической системы выполняют бригады электромонтажников.
§ 43. МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГЕНЕРАТОРОВ
Для привода основных насосов НС и нагнетателей КС применяют электрические двигатели трехфазного тока, высокого напряжения, синхронного или асинхронного типа. Электродвигатели синхронного типа работают при частоте вращения, не зависящей от нагрузки, и являются более устойчивыми к колебаниям напряжения сети. Для возбуждения обмотки ротора у синхронного электродвигателя служит возбудитель-генератор постоянного тока. Возбудитель имеет привод от вала электродвигателя. Для электродвигателей асинхрон ного типа не требуются возбудители, они включаются непосред ственно в трехфазную сеть и могут регулироваться по частоте вра щения.
Асинхронные двигатели благодаря простоте и невысокой сто имости чаще применяются для привода вспомогательных насосов небольшой мощности.
Конструктивно электродвигатели и генераторы состоят из статора и ротора с обмотками. Статор и подшипники, в которых вращается ротор, опираются на общую фундаментную раму, жестко закреплен ную на фундаменте. В отдельных конструкциях подшипники соеди нены со статором как одно целое, такие статоры опираются на фун даментные плиты. Конструкции электродвигателей с прилитыми к статору подшипниками, называемыми подшипниковыми щитами, чаще выполняются взрывозащищенными и могут устанавливаться во взрывоопасных помещениях.
Для смазки подшипников двигателей и генераторов и охлаждения обмоток электрических машин служат системы маслохозяйства и охлаждения (соединенные в общестанционную систему).
Для охлаждения нагретого в электродвигателе воздуха приме няются воздухоохладители (одноили двухсекционные). Каждая секция состоит из двух трубных досок, в которые ввальцовано боль шое число латунных трубок. Для увеличения охлаждающей поверх ности на трубки навиты медные спирали эллиптической формы. Циркуляция воды и воздуха в воздухоохладителе осуществляется по принципу противотока. Контроль за нагревом отдельных элемен тов электродвигателя производится при помощи термометров сопро тивления.
Для тушения загораний в электродвигателе применяют воду или углекислоту, которые подают под давлением через патрубок в статоре двигателя и противопожарные трубопроводы.
Возбудитель для синхронного двигателя, например для электро двигателя СТМ-4000-2, выполнен в виде четырехполюсного генера
тора |
постоянного тока мощностью |
50 кВт, напряжением 150 В. |
Как |
и в электродвигателях ротор |
возбудителя (якорь) опирается |
на две отделенные от ротора подшипниковые стойки с подшипниками
197
•скольжения. Статор вместе с подшипниковыми стойками опирается на общую фундаментную раму. Обе подшипниковые стойки изоли руются от фундаментной рамы и маслопроводов. Причем сливные и напорные патрубки изолируются как от подшипниковой стойки, так и от труб маслопроводов. Возбудитель имеет раздельную двухструйную вентиляцию. Одна струя воздуха охлаждает магнитную систему и якорь, другая — коллектор и щеточный аппарат.
На электростанциях собственных нужд перекачивающих стан ций применяют синхронные генераторы переменного тока, жестко соединенные с газовыми двигате лями. В настоящее время исполь зуют мотор-генераторы 11ГД-100,
Й— состоящие из синхронного гене ратора трехфазного тока напряже
|
|
|
|
|
/ |
нием 6300 В, мощностью 1000 кВт |
||||||
|
|
|
|
|
|
и газового двухтактного двигателя |
||||||
|
! |
|
|
2 |
|
мощностью 1500 л. с., 750 об/мин, |
||||||
|
1^ |
3 ? |
|
а |
также |
синхронные генерато |
||||||
з |
|
|
ры МСД-322-6/16 |
мощностью |
||||||||
|
|
|
— £ |
|
410 кВт, напряжением 6300 В или |
|||||||
■ / / / / |
у . |
|
|
|
|
400/230 В с частотой 50 пер/с. |
||||||
|
|
|
|
|
Основной период монтажа на |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
чинается с |
подачи |
оборудования |
||||
|
|
|
|
|
|
на фундаменты, которую осуще |
||||||
|
|
|
|
|
|
ствляют краном или такелажным |
||||||
|
|
|
|
|
|
путем (при помощи лебедки по |
||||||
|
|
|
|
|
|
каткам), если масса оборудования |
||||||
|
|
|
|
|
|
значительно |
превышает |
грузо |
||||
Рис. 115. |
Монтаж ротора электро |
подъемность крана. |
|
мон |
||||||||
|
Рассмотрим |
технологию |
||||||||||
|
двигателя |
|
|
|
тажа крупного электродвигателя |
|||||||
Положение |
I — ротор |
застроплен |
за |
|||||||||
для НС, поступающего на монтаж |
||||||||||||
кбочку» и введен удлинителем в |
статор; |
|||||||||||
положение |
I I |
— перестройка |
ротора; |
ную площадку в разобранном виде. |
||||||||
положение |
I I I |
— ротор |
установлен |
на |
||||||||
подшипниковые |
стойки. 1 — ротор; |
2 — |
|
Подготовив |
фундамент, |
уста |
||||||
удлинитель; |
з — подпгапниковая |
стойка; |
навливают на |
него |
фундаментные |
|||||||
4, — деревянная подкладка |
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
плиты или рамы электродвигате |
||||||
|
|
|
|
|
|
ля. |
Выверяют |
их |
положение по |
главным осям фундамента и по вертикали. Выверку осуществляют при помощи клиньев или установочных болтов, вворачиваемых в плиту или подведенных под раму; контролируют выверку по струне и гид ростатическим уровнем. В вертикальной плоскости плиты или рамы выверяют так, чтобы высота их установки не имела отклонений более чем ± 5 мм от проектной отметки, а расстояние между подошвой плиты или рамы и фундаментом было в пределах 40—80 мм для обес печения нормальных условий подливки. В отверстия плит или рам заводят фундаментные болты и предварительно (небольшим усилием) закрепляют ими положение плит или рам. На выверенную плиту
198
или раму устанавливают статор электродвигателя * и проверяют его положение по главным осям фундамента. Проверку производят по струне. Отклонение от проектных отметок не должно превышать 10 мм. Проверяют горизонтальность положения статора.
К ротору электродвигателя присоединяют на болтах удлинитель ный вал. К другому концу ротора подвешивают заднюю подшипни ковую стойку вместе с вкладышем и крышкой, но с удаленными маслозащитными кольцами. Чтобы подшипниковая стойка не спол зала с вала, к концу ротора прикрепляют диск.
Ротор электродвигателя стропят, как показано на рис. 115, выверяя его по горизонтали и контролируя рамным пли слесарным уровнем. Чтобы не испортить поверхность ротора, под стропы под кладывают тонкие доски или прессшпан.
Затем ротор медленно и плавно вводят в статор, следя, чтобы он не касался обмоток статора. Когда удлинитель выйдет из статора, делают перестропку. В это время конец ротора со стороны удлини теля опирают на деревянные подкладки. Застропив за удлинитель, ротор плавно перемещают в осевом направлении до его рабочего положения. Вводят вкладыш в переднюю подшипниковую стойку и опускают переднюю шейку на вкладыш. Клиновым щупом прове
ряют зазор между |
ротором и статором; отклонение допускается |
в пределах не более |
5% среднего воздушного зазора. |
Проверяют положение собранного электродвигателя в верти кальной плоскости, контролируя положение передней шейки ро тора уровнем «геологоразведка»; уклон шейки не должен превышать 1,5—2 деления уровня (0,15—0,2 мм/м). При необходимости верти кальное положение электродвигателя корректируют установочными болтами или клиньями, имеющимися под плитой или рамой. По окон чании выверки производят прихватку клиньев и установочных бол тов к раме или плите электросваркой и обтягивают фундаментные болты.
Окончив центровку электродвигателя' с возбудителем и приводи мым им насосом или нагнетателем, производят подливку фунда ментных рам.
Пусконаладочные работы при монтаже электродвигателя выпол няются одновременно с аналогичными работами при монтаже приво димого им насоса или нагнетателя. При этом производят осмотр
ипроверку электрической схемы, панелей, проверяют сопротивле ние изоляции ротора (оно должно быть не менее 1,5 МОм) и статора {не менее 6 МОм). Если сопротивление изоляции ниже, изоляцию сушат электротоком. Определяют состояние изолирующих прокладок между подшипниками и фундаментной плитой, а также на подводе
иотводе маслопроводов к подшипникам. У асинхронных двигателей
сопротивление изолирующих |
прокладок должно быть не менее |
0,5 МОм, у синхронных — не |
менее 1 МОм. |
* За базовый агрегат при монтаже принимают наеос.
199