Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 134

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В пусконаладочный период масло при прокачке его по системе трубопроводов подогревают 70—90° С, благодаря чему обеспечи­ вается растворение консервационной смазки. По окончании промывки маслосистемы проверяют кислотное число масла и наличие в нем механических примесей. По результатам анализа судят о пригод­ ности масла.

Пуск и опробование блочных агрегатов и оборудования осуще­ ствляют в той же последовательности, что и неблочных. Однако все операции выполняют более внимательно, чтобы предупредить воз­ никновение каких-либо неполадок.

13*

Г Л А В А Д Е В Я Т А Я

МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ

И НАСОСОВ

На компрессорных и насосных станциях, помимо газотурбинных, широко применяются электрические двигатели.

Электрические двигатели используются в качестве привода для центробежных нагнетателей на КС и центробежных насосов на НС, а также для привода вспомогательных насосов в системах смазки, охлаждения, вентиляторов и других турбомашин. На перекачи­ вающих станциях, кроме того, применяются генераторы переменного

ипостоянного тока для обеспечения станции собственной электри­ ческой энергией.

Центробежные насосы получили распространение в качестве ос­ новной перекачивающей турбомашины на НС магистральных нефте-

инефтепродуктопроводов. В отдельных системах и агрегатах перека­

чивающих станций, кроме центробежных, применяются шестеренча­ тые, поршневые и винтовые насосы. В ряде случаев для привода насосов могут служить газотурбинные двигатели, например авиа­ ционные.

На монтажные площадки электрические двигатели и насосы по­ ступают, как правило, в собранном виде — блочно и монтируются без разборки и ревизии. Иногда электродвигатели поступают собран­ ными вместе с насосами на одной раме в виде блочного агрегата (насосные агрегаты масляной системы). Электрические генераторы для электростанций собственных нужд поставляются собранными вместе с двигателями внутреннего сгорания. Крупные насосы и элек­ тродвигатели в ряде случаев поставляются в разобранном виде.

В подготовительный период монтажа электрических двигателей, генераторов и насосов производятся работы, перечисленные в гл. 6. Особенности выполнения монтажных работ основного и пусконала­ дочного периодов описаны ниже.

Монтаж всех видов электрических машин (двигателей, генерато­ ров), насосов и систем их смазки ведут бригады механомонтажников,

196



подключение электрических машин к сети, монтаж и наладку элек­ трической системы выполняют бригады электромонтажников.

§ 43. МОНТАЖ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГЕНЕРАТОРОВ

Для привода основных насосов НС и нагнетателей КС применяют электрические двигатели трехфазного тока, высокого напряжения, синхронного или асинхронного типа. Электродвигатели синхронного типа работают при частоте вращения, не зависящей от нагрузки, и являются более устойчивыми к колебаниям напряжения сети. Для возбуждения обмотки ротора у синхронного электродвигателя служит возбудитель-генератор постоянного тока. Возбудитель имеет привод от вала электродвигателя. Для электродвигателей асинхрон­ ного типа не требуются возбудители, они включаются непосред­ ственно в трехфазную сеть и могут регулироваться по частоте вра­ щения.

Асинхронные двигатели благодаря простоте и невысокой сто­ имости чаще применяются для привода вспомогательных насосов небольшой мощности.

Конструктивно электродвигатели и генераторы состоят из статора и ротора с обмотками. Статор и подшипники, в которых вращается ротор, опираются на общую фундаментную раму, жестко закреплен­ ную на фундаменте. В отдельных конструкциях подшипники соеди­ нены со статором как одно целое, такие статоры опираются на фун­ даментные плиты. Конструкции электродвигателей с прилитыми к статору подшипниками, называемыми подшипниковыми щитами, чаще выполняются взрывозащищенными и могут устанавливаться во взрывоопасных помещениях.

Для смазки подшипников двигателей и генераторов и охлаждения обмоток электрических машин служат системы маслохозяйства и охлаждения (соединенные в общестанционную систему).

Для охлаждения нагретого в электродвигателе воздуха приме­ няются воздухоохладители (одноили двухсекционные). Каждая секция состоит из двух трубных досок, в которые ввальцовано боль­ шое число латунных трубок. Для увеличения охлаждающей поверх­ ности на трубки навиты медные спирали эллиптической формы. Циркуляция воды и воздуха в воздухоохладителе осуществляется по принципу противотока. Контроль за нагревом отдельных элемен­ тов электродвигателя производится при помощи термометров сопро­ тивления.

Для тушения загораний в электродвигателе применяют воду или углекислоту, которые подают под давлением через патрубок в статоре двигателя и противопожарные трубопроводы.

Возбудитель для синхронного двигателя, например для электро­ двигателя СТМ-4000-2, выполнен в виде четырехполюсного генера­

тора

постоянного тока мощностью

50 кВт, напряжением 150 В.

Как

и в электродвигателях ротор

возбудителя (якорь) опирается

на две отделенные от ротора подшипниковые стойки с подшипниками

197


•скольжения. Статор вместе с подшипниковыми стойками опирается на общую фундаментную раму. Обе подшипниковые стойки изоли­ руются от фундаментной рамы и маслопроводов. Причем сливные и напорные патрубки изолируются как от подшипниковой стойки, так и от труб маслопроводов. Возбудитель имеет раздельную двухструйную вентиляцию. Одна струя воздуха охлаждает магнитную систему и якорь, другая — коллектор и щеточный аппарат.

На электростанциях собственных нужд перекачивающих стан­ ций применяют синхронные генераторы переменного тока, жестко соединенные с газовыми двигате­ лями. В настоящее время исполь­ зуют мотор-генераторы 11ГД-100,

Й— состоящие из синхронного гене­ ратора трехфазного тока напряже­

 

 

 

 

 

/

нием 6300 В, мощностью 1000 кВт

 

 

 

 

 

 

и газового двухтактного двигателя

 

!

 

 

2

 

мощностью 1500 л. с., 750 об/мин,

 

1^

3 ?

 

а

также

синхронные генерато­

з

 

 

ры МСД-322-6/16

мощностью

 

 

 

— £

 

410 кВт, напряжением 6300 В или

■ / / / /

у .

 

 

 

 

400/230 В с частотой 50 пер/с.

 

 

 

 

 

Основной период монтажа на­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чинается с

подачи

оборудования

 

 

 

 

 

 

на фундаменты, которую осуще­

 

 

 

 

 

 

ствляют краном или такелажным

 

 

 

 

 

 

путем (при помощи лебедки по

 

 

 

 

 

 

каткам), если масса оборудования

 

 

 

 

 

 

значительно

превышает

грузо­

Рис. 115.

Монтаж ротора электро­

подъемность крана.

 

мон­

 

Рассмотрим

технологию

 

двигателя

 

 

 

тажа крупного электродвигателя

Положение

I — ротор

застроплен

за

для НС, поступающего на монтаж­

кбочку» и введен удлинителем в

статор;

положение

I I

— перестройка

ротора;

ную площадку в разобранном виде.

положение

I I I

— ротор

установлен

на

подшипниковые

стойки. 1 — ротор;

2

 

Подготовив

фундамент,

уста­

удлинитель;

з — подпгапниковая

стойка;

навливают на

него

фундаментные

4, — деревянная подкладка

 

 

 

 

 

 

 

 

плиты или рамы электродвигате­

 

 

 

 

 

 

ля.

Выверяют

их

положение по

главным осям фундамента и по вертикали. Выверку осуществляют при помощи клиньев или установочных болтов, вворачиваемых в плиту или подведенных под раму; контролируют выверку по струне и гид­ ростатическим уровнем. В вертикальной плоскости плиты или рамы выверяют так, чтобы высота их установки не имела отклонений более чем ± 5 мм от проектной отметки, а расстояние между подошвой плиты или рамы и фундаментом было в пределах 40—80 мм для обес­ печения нормальных условий подливки. В отверстия плит или рам заводят фундаментные болты и предварительно (небольшим усилием) закрепляют ими положение плит или рам. На выверенную плиту

198


или раму устанавливают статор электродвигателя * и проверяют его положение по главным осям фундамента. Проверку производят по струне. Отклонение от проектных отметок не должно превышать 10 мм. Проверяют горизонтальность положения статора.

К ротору электродвигателя присоединяют на болтах удлинитель­ ный вал. К другому концу ротора подвешивают заднюю подшипни­ ковую стойку вместе с вкладышем и крышкой, но с удаленными маслозащитными кольцами. Чтобы подшипниковая стойка не спол­ зала с вала, к концу ротора прикрепляют диск.

Ротор электродвигателя стропят, как показано на рис. 115, выверяя его по горизонтали и контролируя рамным пли слесарным уровнем. Чтобы не испортить поверхность ротора, под стропы под­ кладывают тонкие доски или прессшпан.

Затем ротор медленно и плавно вводят в статор, следя, чтобы он не касался обмоток статора. Когда удлинитель выйдет из статора, делают перестропку. В это время конец ротора со стороны удлини­ теля опирают на деревянные подкладки. Застропив за удлинитель, ротор плавно перемещают в осевом направлении до его рабочего положения. Вводят вкладыш в переднюю подшипниковую стойку и опускают переднюю шейку на вкладыш. Клиновым щупом прове­

ряют зазор между

ротором и статором; отклонение допускается

в пределах не более

5% среднего воздушного зазора.

Проверяют положение собранного электродвигателя в верти­ кальной плоскости, контролируя положение передней шейки ро­ тора уровнем «геологоразведка»; уклон шейки не должен превышать 1,5—2 деления уровня (0,15—0,2 мм/м). При необходимости верти­ кальное положение электродвигателя корректируют установочными болтами или клиньями, имеющимися под плитой или рамой. По окон­ чании выверки производят прихватку клиньев и установочных бол­ тов к раме или плите электросваркой и обтягивают фундаментные болты.

Окончив центровку электродвигателя' с возбудителем и приводи­ мым им насосом или нагнетателем, производят подливку фунда­ ментных рам.

Пусконаладочные работы при монтаже электродвигателя выпол­ няются одновременно с аналогичными работами при монтаже приво­ димого им насоса или нагнетателя. При этом производят осмотр

ипроверку электрической схемы, панелей, проверяют сопротивле­ ние изоляции ротора (оно должно быть не менее 1,5 МОм) и статора {не менее 6 МОм). Если сопротивление изоляции ниже, изоляцию сушат электротоком. Определяют состояние изолирующих прокладок между подшипниками и фундаментной плитой, а также на подводе

иотводе маслопроводов к подшипникам. У асинхронных двигателей

сопротивление изолирующих

прокладок должно быть не менее

0,5 МОм, у синхронных — не

менее 1 МОм.

* За базовый агрегат при монтаже принимают наеос.

199