Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
Проверяют и включают цепи питания, управления и сигнализа ции. Опробуют систему подачи масла в подшипники и воды в воздухо охладители. Пробный пуск (мгновенный) проводят при разъединен ной муфте с приводимой машиной, чтобы проверить правильность направления вращения ротора электродвигателя.
Опробование на оборотах электродвигателей как асинхронного, так и синхронного типа ведут в асинхронном режиме (без возбужде ния). Процесс пуска синхронного двигателя можно разделить на три части: 1) трогание с места, 2) разворот и 3) вход в синхронизм.
Ввиду того, что у электродвигателей синхронного типа начальный пусковой момент является одновременно и максимальным, трогание с места должно происходить без затруднений. Если возникают какие-то затруднения, необходимо проверить состояние подшипни ков как в электродвигателе, так и в приводном механизме. Следят за продолжительностью периода разворота с момента трогания с места до полного выхода на номинальную частоту вращения. Затягивание периода разворота вредно отражается на нагреве
ротора и обмотке статора. Вход |
в |
синхронизм |
происходит |
после подачи возбуждения. Работы |
по |
пуску ведут |
наладчики- |
электрики. |
|
|
|
После вхождения в синхронизм проверяют работу масляной системы подшипников электродвигателя и возбудителя, а также работу водяной системы воздухоохладителя. Определив вибрацион ное состояние подшипников, электродвигатель включают под на грузку.
При пусконаладочных работах особенно внимательно надо сле дить за тем, чтобы электродвигатель не запускали более двух раз подряд во избежание перегрева обмоток ротора; третий раз электро двигатель может быть пущен не ранее чем через 4 ч после второго.
Электрические синхронные генераторы на электростанции соб ственных нужд КС или НС включают на параллельную работу и до водят до номинальной частоты вращения двигателем (газовым порш невым или газотурбинным). Замыкают цепь возбуждения и постепенно повышают напряжение генератора путем уменьшения сопротивления шунтового регулятора до тех пор, пока его напряжение не сделается равным напряжению на шинах.
Регулируя частоту вращения ротора двигателя и напряжение генератора, добиваются, чтобы напряжение генератора и напряжения шин совпали по значению и фазе (синхронизировались). Добившись синхронизма, включают главный рубильник или масляный выклю чатель. После этого увеличивают частоту вращения и возбуждение
генератора, чтобы |
агрегат |
принял нагрузку. |
§ 44. |
МОНТАЖ |
ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ |
Для перекачки жидкостей (нефти по магистральным нефтепро водам; воды, масла, топлива в различных системах компрессорных и насосных станций) применяют насосы. На магистральных и про-
200
болтов. Чтобы рама впоследствии не проседала, роторы центруют при закрепленных к нижней половине корпуса насоса участках^всасывающего и нагнетательного трубопровода. Контролируют цен тровку роторов по методике и при помощи средств, приведенных
в§ 35. Точность центровки зависит от типа соединительной муфты
иопределяется данными табл. 22.
По окончании центровки обтягивают фундаментные болты. Ре зультаты установки и выверки насоса фиксируют в монтажном журнале. Подливку фундаментной рамы или плиты производят, как
Рис. 117. Торцовое уплотнение насоса для НС
1 — нажимная гайка; 2 |
— гильза |
вала; |
з — кольцо; i — крышка |
уплотнения; 5 — штуцер |
подачи |
воды; |
6 — вращающаяся втулка; |
7 — упругое кольцо; 8 — нажимная втулка; 9 — пружина; 10 — |
|||
шпонки; 11 — упорная |
втулка; |
12 — винт; 13 — неподвижная |
|
втулка; Н — прокладка; 15 — сальник гильзы вала; 16 — шпилька; |
|||
|
17 — гайка |
|
указано в § 38. После того как затвердеет бетонная подливка, под тягивают фундаментные болты и приступают к ревизии насоса, для чего снимают его крышку, вынимают ротор и проверяют состояние всех его узлов. Проверяют радиальные зазоры в уплотнениях между ступенями. Боковые зазоры измеряют щупом, нижние и верхние — оттисками. Допустимы зазоры в пределах 0,2—0,25 мм.
Проверка торцовых уплотнений (пример уплотнения приведен на рис. 117) включает в себя определение качества уплотняемых поверхностей и пружины. Уплотняемые поверхности вращающейся и подвижной втулок должны быть тщательно притерты. Когда ротор укладывают в корпус насоса, внимательно следят, чтобы пружина уплотнения не задевала за корпус насоса. Осевой разбег ротора проверяют при помощи индикатора часового типа с цепой деления
0,01 мм.
202
Крышку корпуса насоса обтягивают равномерно, а для уплотне ния на фланец горизонтального разъема укладывают паронитовую прокладку толщиной 0,5 мм. Затем вновь проверяют центровку агре гата.
По окончании сборки насосов, работающих с частотой вращения до 1500 об/мин, набивают сальниковые уплотнения, для чего исполь зуют хлопчатобумажный шнур квадратного сечения, который про питывают смазкой. Сальниковую набивку набирают из отдельных колец с зазором 3—5 мм. При установке колец стыки смещают. Сальник затягивают, следя за сохранением между валом и нажим ными втулками равномерного зазора по всей окружности, чтобы нажимная втулка сальника не касалась вала насоса и вал свободно мог проворачиваться. Окончательно сальник затягивают во время работы насоса.
Пусконаладочный период монтажа насосного агрегата включает в себя предпусковые работы, поузловое опробование и испытание под нагрузкой (перечень работ изложен в § 28).
Смонтированные агрегаты опробуют, чтобы проверить правиль ность монтажа и устранить неисправности и дефекты в их работе. Перед первым пуском определяют подготовку всех вспомогательных систем: смазки, охлаждения, автоматического управления и защиты. Технологические трубопроводы заполняют перекачиваемой жидко стью, спускают воздух из насоса и трубопроводов через спускные краны и пробки. Проверяют положение всех крапов на основных и вспомогательных трубопроводах и насосных агрегатах, контро лируют исправность их работы путем открывания и закрывания.
Опробование насоса ведут при перекачке жидкости по замкну той системе. Центробежные насосы обкатывают под нагрузкой, созда ваемой при помощи напорной задвижки (в закрытом положении). При опробовании насос должен работать без стуков и чрезмерного шума. Одновременно проверяют работу уплотнений, температуру масла в подшипниках и в системе смазки.
Опробование насоса считается законченным при достижении нормальпой и устойчивой работы агрегата в течение 2 ч. По оконча нии опробования проводят ревизию подшипников.
Испытания под нагрузкой ведут в течение 8—72 ч; крупные насосные агрегаты НС испытывают под нагрузкой в течение 72 и.
Г Л А В А Д Е С Я Т А Я
МОНТАЖ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ
Для компримирования природного и попутного газа применяют поршневые компрессоры, принцип действия которых основан на пре^ вращении механической энергии движения поршня в потенциальную энергию давления газа.
Для привода поршневых компрессоров и электрогенераторов на электростанциях собственных нужд на КС и НС, как правило, при меняют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Принцип дей ствия двигателя основан на превращении химической энергии то плива (в качестве которого расходуется часть компримируемого газа) в механическую энергию на валу двигателя.
Конструктивно многоцилиндровый поршневой компрессор и дви гатель внутреннего сгорания (как правило, V-образный многоци линдровый, двухили четырехтактный) объединены в один агрегат — газомоторный компрессор.
Газомотокомпрессор имеет фундаментную раму коробчатого типа, на которой установлены цилиндры двигателя, а сбоку прикреплены цилиндры горизонтального компрессора (рис. 118). Внутри фунда ментной рамы размещается картер. На фундаментной раме покоятся постели коренных подшипников, по два на каждое колено колен чатого вала, и коленчатый вал с кривошипами, расположенными симметрично по окружности. На конце коленчатого вала прикреплен маховик для обеспечения равномерности хода двигателя, имеющего кривошипно-шатунный механизм.
Собственная топливная система, система смазки, охлаждения и зажигания обеспечивают работу газомотокомпрессора. Пуск агре гата осуществляется сжатым воздухом из баллонов.
Газомотокомпрессоры и двигатели для привода электрогенера торов поставляются отдельными частями или в собранном виде— бл очно.
204
Рис. 118. Газомоторный компрессор 10ГК-1
1 — станина; 2 — шатуны поршней; |
3 — палец шатуна; |
|||||||
4 — коленчатый вал; s — главный |
шатун; 6 — патру |
|||||||
бок для продувочного |
воздуха |
от сборного коллектора; |
||||||
7 — всасывающий |
клапан |
продувочного |
насоса; |
8 — |
||||
уплотнительные и маслосъемные кольца; |
9 — поршень |
|||||||
продувочного насоса; |
10 — регулятор вредного прост |
|||||||
ранства; |
11 — цилиндр |
компрессора; |
12 — поршень |
|||||
компрессора; 13 — корпус |
продувочного |
насоса; |
14 — |
|||||
цилиндр |
продувочного |
насоса; |
15 |
нагнетательный |
||||
клапан |
продувочного Iнасоса; 16 — полость для проду |
|||||||
вочного |
воздуха; |
17 — рубашечное |
пространство для |
|||||
охлаждения; 18 — поршень моторного цилиндра; |
19 — |
газовспрыскивающий клапан; 20 — свеча; 21 — полость поршня, охлаждаемая маслом; 22 — патрубки выхлоп ных газов
§ 45. УСТАНОВКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ НА ФУНДАМЕНТЕ
В подготовительный период монтажа производят проверку, при емку и подготовку фундаментов под монтаж агрегатов (способы и приемы указаны в § 26). Проверяют и принимают под монтаж обо рудование и отдельные крупные части агрегатов. Плотность рам, картеров и станин проверяют путем заполнения их керосином. Плотность считается удовлетворительной, если по истечении 8— 10 ч не обнаружится течи или потения конструкций.
В подготовительный период также организуют монтажный уча сток и комплектуют его необходимым инструментом и приспособле ниями.
Основной период монтажа начинается с подачи на подготовлен |
|
ную поверхность |
фундамента на металлические подкладки или |
установочные болты рамы или картера. Выверяют раму или картер |
|
в горизонтальной |
плоскости до совпадения осей агрегата с осями |
фундамента в продольном и поперечном направлениях (с точно |
стью |
± 1 0 мм), а также положение рамы по |
высоте с точностью |
± 30 |
мм, обеспечивая при этом зазор между |
поверхностью фунда |
мента и подошвой рамы в пределах 40—80 мм (для удобства под ливки бетоном).
Окончательно раму или картер выверяют в вертикальной пло скости при помощи установочных болтов, контролируя уклоны слесарным уровнем с ценой делений не точнее 0,2 мм (применение более чувствительных уровней затрудняет проверку и по условиям точности не является необходимым). Выверка считается закончен ной, если уклон рамы по продольной оси составляет менее 0,2 мм/м длины рамы, а по поперечной — не более 0,3 мм/м. Кроме того, гидростатическим уровнем или поверочной линейкой проверяют плоскостность строганой разъемной поверхности рамы. Допустима неровность ± 0,015 мм (щуп толщиной 0,03 мм не проходит в зазор между линейкой и разъемной поверхностью рамы).
Положение выверенной рамы фиксируют фундаментными бол тами — легким обтягиванием, чтобы не нарушить ее установку. Затем раму подливают бетонным раствором (состав бетона и техно логия работы описаны в § 38). После того как бетон наберет не менее 60% прочности, окончательно обтягивают фундаментные болты, предварительно освободив установочные. Обтягивание фундамент ных болтов производят тарированными ключами в определенной последовательности — от середины поочередно с одной и другой стороны рамы.
Прежде чем уложить коленчатый вал, проверяют его состояние (конусность и эллипсность шеек), а также пригонку вкладышей рамных (коренных) подшипников к расточкам рамы. После укладки вала проверяют биение рамовых и непараллельность шатунных шеек относительно оси. Допустимые отклонения размеров шеек коленчатого вала при монтаже приведены в табл. 24.
106