Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяют и включают цепи питания, управления и сигнализа­ ции. Опробуют систему подачи масла в подшипники и воды в воздухо­ охладители. Пробный пуск (мгновенный) проводят при разъединен­ ной муфте с приводимой машиной, чтобы проверить правильность направления вращения ротора электродвигателя.

Опробование на оборотах электродвигателей как асинхронного, так и синхронного типа ведут в асинхронном режиме (без возбужде­ ния). Процесс пуска синхронного двигателя можно разделить на три части: 1) трогание с места, 2) разворот и 3) вход в синхронизм.

Ввиду того, что у электродвигателей синхронного типа начальный пусковой момент является одновременно и максимальным, трогание с места должно происходить без затруднений. Если возникают какие-то затруднения, необходимо проверить состояние подшипни­ ков как в электродвигателе, так и в приводном механизме. Следят за продолжительностью периода разворота с момента трогания с места до полного выхода на номинальную частоту вращения. Затягивание периода разворота вредно отражается на нагреве

ротора и обмотке статора. Вход

в

синхронизм

происходит

после подачи возбуждения. Работы

по

пуску ведут

наладчики-

электрики.

 

 

 

После вхождения в синхронизм проверяют работу масляной системы подшипников электродвигателя и возбудителя, а также работу водяной системы воздухоохладителя. Определив вибрацион­ ное состояние подшипников, электродвигатель включают под на­ грузку.

При пусконаладочных работах особенно внимательно надо сле­ дить за тем, чтобы электродвигатель не запускали более двух раз подряд во избежание перегрева обмоток ротора; третий раз электро­ двигатель может быть пущен не ранее чем через 4 ч после второго.

Электрические синхронные генераторы на электростанции соб­ ственных нужд КС или НС включают на параллельную работу и до­ водят до номинальной частоты вращения двигателем (газовым порш­ невым или газотурбинным). Замыкают цепь возбуждения и постепенно повышают напряжение генератора путем уменьшения сопротивления шунтового регулятора до тех пор, пока его напряжение не сделается равным напряжению на шинах.

Регулируя частоту вращения ротора двигателя и напряжение генератора, добиваются, чтобы напряжение генератора и напряжения шин совпали по значению и фазе (синхронизировались). Добившись синхронизма, включают главный рубильник или масляный выклю­ чатель. После этого увеличивают частоту вращения и возбуждение

генератора, чтобы

агрегат

принял нагрузку.

§ 44.

МОНТАЖ

ЦЕНТРОБЕЖНЫХ НАСОСОВ

Для перекачки жидкостей (нефти по магистральным нефтепро­ водам; воды, масла, топлива в различных системах компрессорных и насосных станций) применяют насосы. На магистральных и про-

200


болтов. Чтобы рама впоследствии не проседала, роторы центруют при закрепленных к нижней половине корпуса насоса участках^всасывающего и нагнетательного трубопровода. Контролируют цен­ тровку роторов по методике и при помощи средств, приведенных

в§ 35. Точность центровки зависит от типа соединительной муфты

иопределяется данными табл. 22.

По окончании центровки обтягивают фундаментные болты. Ре­ зультаты установки и выверки насоса фиксируют в монтажном журнале. Подливку фундаментной рамы или плиты производят, как

Рис. 117. Торцовое уплотнение насоса для НС

1 — нажимная гайка; 2

— гильза

вала;

з — кольцо; i — крышка

уплотнения; 5 — штуцер

подачи

воды;

6 — вращающаяся втулка;

7 — упругое кольцо; 8 — нажимная втулка; 9 — пружина; 10

шпонки; 11 — упорная

втулка;

12 — винт; 13 — неподвижная

втулка; Н — прокладка; 15 — сальник гильзы вала; 16 — шпилька;

 

17 — гайка

 

указано в § 38. После того как затвердеет бетонная подливка, под­ тягивают фундаментные болты и приступают к ревизии насоса, для чего снимают его крышку, вынимают ротор и проверяют состояние всех его узлов. Проверяют радиальные зазоры в уплотнениях между ступенями. Боковые зазоры измеряют щупом, нижние и верхние — оттисками. Допустимы зазоры в пределах 0,2—0,25 мм.

Проверка торцовых уплотнений (пример уплотнения приведен на рис. 117) включает в себя определение качества уплотняемых поверхностей и пружины. Уплотняемые поверхности вращающейся и подвижной втулок должны быть тщательно притерты. Когда ротор укладывают в корпус насоса, внимательно следят, чтобы пружина уплотнения не задевала за корпус насоса. Осевой разбег ротора проверяют при помощи индикатора часового типа с цепой деления

0,01 мм.

202


Крышку корпуса насоса обтягивают равномерно, а для уплотне­ ния на фланец горизонтального разъема укладывают паронитовую прокладку толщиной 0,5 мм. Затем вновь проверяют центровку агре­ гата.

По окончании сборки насосов, работающих с частотой вращения до 1500 об/мин, набивают сальниковые уплотнения, для чего исполь­ зуют хлопчатобумажный шнур квадратного сечения, который про­ питывают смазкой. Сальниковую набивку набирают из отдельных колец с зазором 3—5 мм. При установке колец стыки смещают. Сальник затягивают, следя за сохранением между валом и нажим­ ными втулками равномерного зазора по всей окружности, чтобы нажимная втулка сальника не касалась вала насоса и вал свободно мог проворачиваться. Окончательно сальник затягивают во время работы насоса.

Пусконаладочный период монтажа насосного агрегата включает в себя предпусковые работы, поузловое опробование и испытание под нагрузкой (перечень работ изложен в § 28).

Смонтированные агрегаты опробуют, чтобы проверить правиль­ ность монтажа и устранить неисправности и дефекты в их работе. Перед первым пуском определяют подготовку всех вспомогательных систем: смазки, охлаждения, автоматического управления и защиты. Технологические трубопроводы заполняют перекачиваемой жидко­ стью, спускают воздух из насоса и трубопроводов через спускные краны и пробки. Проверяют положение всех крапов на основных и вспомогательных трубопроводах и насосных агрегатах, контро­ лируют исправность их работы путем открывания и закрывания.

Опробование насоса ведут при перекачке жидкости по замкну­ той системе. Центробежные насосы обкатывают под нагрузкой, созда­ ваемой при помощи напорной задвижки (в закрытом положении). При опробовании насос должен работать без стуков и чрезмерного шума. Одновременно проверяют работу уплотнений, температуру масла в подшипниках и в системе смазки.

Опробование насоса считается законченным при достижении нормальпой и устойчивой работы агрегата в течение 2 ч. По оконча­ нии опробования проводят ревизию подшипников.

Испытания под нагрузкой ведут в течение 8—72 ч; крупные насосные агрегаты НС испытывают под нагрузкой в течение 72 и.

Г Л А В А Д Е С Я Т А Я

МОНТАЖ ПОРШНЕВЫХ КОМПРЕССОРОВ И ДВИГАТЕЛЕЙ

Для компримирования природного и попутного газа применяют поршневые компрессоры, принцип действия которых основан на пре^ вращении механической энергии движения поршня в потенциальную энергию давления газа.

Для привода поршневых компрессоров и электрогенераторов на электростанциях собственных нужд на КС и НС, как правило, при­ меняют поршневые двигатели внутреннего сгорания. Принцип дей­ ствия двигателя основан на превращении химической энергии то­ плива (в качестве которого расходуется часть компримируемого газа) в механическую энергию на валу двигателя.

Конструктивно многоцилиндровый поршневой компрессор и дви­ гатель внутреннего сгорания (как правило, V-образный многоци­ линдровый, двухили четырехтактный) объединены в один агрегат — газомоторный компрессор.

Газомотокомпрессор имеет фундаментную раму коробчатого типа, на которой установлены цилиндры двигателя, а сбоку прикреплены цилиндры горизонтального компрессора (рис. 118). Внутри фунда­ ментной рамы размещается картер. На фундаментной раме покоятся постели коренных подшипников, по два на каждое колено колен­ чатого вала, и коленчатый вал с кривошипами, расположенными симметрично по окружности. На конце коленчатого вала прикреплен маховик для обеспечения равномерности хода двигателя, имеющего кривошипно-шатунный механизм.

Собственная топливная система, система смазки, охлаждения и зажигания обеспечивают работу газомотокомпрессора. Пуск агре­ гата осуществляется сжатым воздухом из баллонов.

Газомотокомпрессоры и двигатели для привода электрогенера­ торов поставляются отдельными частями или в собранном виде— бл очно.

204


Рис. 118. Газомоторный компрессор 10ГК-1

1 — станина; 2 — шатуны поршней;

3 — палец шатуна;

4 — коленчатый вал; s — главный

шатун; 6 — патру­

бок для продувочного

воздуха

от сборного коллектора;

7 — всасывающий

клапан

продувочного

насоса;

8

уплотнительные и маслосъемные кольца;

9 — поршень

продувочного насоса;

10 — регулятор вредного прост­

ранства;

11 — цилиндр

компрессора;

12 — поршень

компрессора; 13 — корпус

продувочного

насоса;

14

цилиндр

продувочного

насоса;

15

нагнетательный

клапан

продувочного Iнасоса; 16 — полость для проду­

вочного

воздуха;

17 — рубашечное

пространство для

охлаждения; 18 — поршень моторного цилиндра;

19

газовспрыскивающий клапан; 20 — свеча; 21 — полость поршня, охлаждаемая маслом; 22 — патрубки выхлоп­ ных газов


§ 45. УСТАНОВКА И СБОРКА АГРЕГАТОВ НА ФУНДАМЕНТЕ

В подготовительный период монтажа производят проверку, при­ емку и подготовку фундаментов под монтаж агрегатов (способы и приемы указаны в § 26). Проверяют и принимают под монтаж обо­ рудование и отдельные крупные части агрегатов. Плотность рам, картеров и станин проверяют путем заполнения их керосином. Плотность считается удовлетворительной, если по истечении 8— 10 ч не обнаружится течи или потения конструкций.

В подготовительный период также организуют монтажный уча­ сток и комплектуют его необходимым инструментом и приспособле­ ниями.

Основной период монтажа начинается с подачи на подготовлен­

ную поверхность

фундамента на металлические подкладки или

установочные болты рамы или картера. Выверяют раму или картер

в горизонтальной

плоскости до совпадения осей агрегата с осями

фундамента в продольном и поперечном направлениях (с точно­

стью

± 1 0 мм), а также положение рамы по

высоте с точностью

± 30

мм, обеспечивая при этом зазор между

поверхностью фунда­

мента и подошвой рамы в пределах 40—80 мм (для удобства под­ ливки бетоном).

Окончательно раму или картер выверяют в вертикальной пло­ скости при помощи установочных болтов, контролируя уклоны слесарным уровнем с ценой делений не точнее 0,2 мм (применение более чувствительных уровней затрудняет проверку и по условиям точности не является необходимым). Выверка считается закончен­ ной, если уклон рамы по продольной оси составляет менее 0,2 мм/м длины рамы, а по поперечной — не более 0,3 мм/м. Кроме того, гидростатическим уровнем или поверочной линейкой проверяют плоскостность строганой разъемной поверхности рамы. Допустима неровность ± 0,015 мм (щуп толщиной 0,03 мм не проходит в зазор между линейкой и разъемной поверхностью рамы).

Положение выверенной рамы фиксируют фундаментными бол­ тами — легким обтягиванием, чтобы не нарушить ее установку. Затем раму подливают бетонным раствором (состав бетона и техно­ логия работы описаны в § 38). После того как бетон наберет не менее 60% прочности, окончательно обтягивают фундаментные болты, предварительно освободив установочные. Обтягивание фундамент­ ных болтов производят тарированными ключами в определенной последовательности — от середины поочередно с одной и другой стороны рамы.

Прежде чем уложить коленчатый вал, проверяют его состояние (конусность и эллипсность шеек), а также пригонку вкладышей рамных (коренных) подшипников к расточкам рамы. После укладки вала проверяют биение рамовых и непараллельность шатунных шеек относительно оси. Допустимые отклонения размеров шеек коленчатого вала при монтаже приведены в табл. 24.

106