Файл: Строительство и монтаж насосных и компрессорных станций учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Плотность прилегания рамовых шеек коленчатого вала прове ряют по краске. На опорной поверхности вкладыша по дуге 60° на площади 25x25 мм должно быть не менее десяти пятен. За зоры между верхним вкладышем подшипника и шейкой должны со ставлять 0,001 диаметра шейки (до диаметра вала 100 мм) и 0,0007— 0,0008 диаметра шейки для больших диаметров валов.
|
|
|
Т а б л и ц а 24 |
|
|
Максимально допустимые |
|
Показатели положения вала |
отклонения шеек (в мм) |
||
|
|
||
|
|
рамовых |
шатунных |
Эллипсность |
................ |
0,02 |
0,03 |
Конусность .................... |
0,02 |
0,03 |
|
Биение относительно оси |
0,04 |
— |
|
Непараллельность отно |
— |
0,015 мм/м |
|
сительно о с и ................ |
Горизонтальность коленчатого вала проверяют слесарным уров нем с валовой призмой по уклонам шатунных шеек в четырех поло жениях вала. Отклонение от горизонтального положения не должно превышать 0,2 мм/м длины вала.
Чтобы избежать чрезмерных деформаций коленчатого вала и его поломки при эксплуатации, во время монтажа агрегата проверяют расхождение щек вала. Причиной деформаций, выражаемой в виде расхождения щек, может быть несоосность рамных подшипников в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Расхождение щек проверяют несколько раз: после затяжки крышек подшипников без маховика и при смонтированном на коленчатом валу маховике; после подсоединения шатунной поршневой группы к валу; после опробования агрегата под нагрузкой в горячем и холодном состоя нии. Используют для этой цели индикатор, который устанавливают между щеками в вертикальной и горизонтальных плоскостях
(рис. 119).
При измерениях в вертикальной плоскости расхождение щек определяется как разность расстояний между щеками в положении шатунной шейки в нижней мертвой точке (н. м. т.) (Н ) и верхней мертвой точке (в. м. т.) (В):
Р = Н - В .
При измерениях в горизонтальной плоскости расхождение щек определяется как разность расстояний между щеками в положении шатунной шейки 90° за н. м. т. (Л) и 90° за в. м. т. (Я)
Р = Л - П .
207
Измерения начинают с положения шатунной шейки проверяе мого кривошипа в н. м. т. и ведут при повороте вала через каждые 90°. Результаты замеров расхождения щек коленчатого вала заносят в таблицу. Пример записи результатов замеров расхождения щек коленчатого вала четырехцилиндрового агрегата приведен в табл. 25.
вм.т. |
90°за. в.м.т. |
90° за п.п. /л.
к пт .
б
Рис. 119. Проверка расхождения щек коленчатого вала:
а — различные положения вала; б — установка индикатора между щеками; « — моменты снятия замеров; 1 — индикатор; 2 — пружина; 3 — подвижной наконечник; 4 — неподвижный наконечник; s — щеки коленчатого вала
По данным таблицы строят диаграмму искривления коленчатого вала (рис. 120).
Допустимые расхождения щек коленчатого вала Р зависят от
длины хода поршня 5 и не должны превышать значений, опреде ляемых по формуле
Р = (1/2) (5/1000).
Маховик с коленчатым валом соединяют на болтах или шпонках. При этом проверяют плотность прилегания контактирующих поверх ностей вала и маховика. Проверку производят по краске и щупом, щуп толщиной 0,05 мм не должен проходить в зазор между контактируемыми поверхностями.
208
Т а б л и ц а 25
Положение кривошипа |
Точки |
Расхождение шеек (в мм) в цилиндрах |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||
|
|
|||||
Н. м. т. |
А |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
|
Н. м. т. + 90° |
С |
+0,08 |
-0 ,0 3 |
+о;ое |
+0,04 |
|
В. м. т. |
В |
+0,06 |
—0,05 |
-0 ,0 4 |
+0,07 |
|
В. м. т. + 90° |
Д |
—0,04 |
+0,06 |
+0,02 |
—0,03 |
|
П р и м е ч а н и е . Знак плюс означает сжатие щек, |
знак минус—расхождение щек. |
Закрепив маховик на валу, проверяют его биение в осевом и ра диальном направлениях. Замеры биения выполняют индикаторами часового типа с ценой деления 0,01 мм по методике, указанной в § 35. Допустимые значения биения маховика приведены в табл. 20.
Рис. 120. Диаграммы расхождения щек коленчатого вала трехцилиндрового двигателя:
а — в вертикальной плоскости; б —в горизонтальной плоскости; I , I I , I I I — колена вала; I —i — подшипники
Сборка станин, цилиндров и поршней является завершающей технологической операцией по монтажу газомоторного агрегата.
Перед установкой станины разъемную плоскость рамы очищают и промывают. Плотность прилегания станины к раме проверяют щупом; пластина щупа толщиной 0,04 мм не должна проходить в зазор.
Перед установкой цилиндров проверяют их эллипсность, кото рая зависит от диаметра и назначения цилиндра. Для цилиндров двигателей 10ГК эллипсность не должна превышать 0,35 мм, для про
дувочных цилиндров газомотокомпрессора |
этого же типа — 0,5 мм, |
а для компрессорных цилиндров — 0,001 |
диаметра. |
При установке цилиндров проверяют, чтобы их оси располага лись в плоскости, проходящей через ось коленчатого вала, и чтобы ось каждого цилиндра проходила через середину шатунной шейки.
14 Заказ 716 |
209 |
Оси цилиндров проверяют на перпендикулярность к оси коленчатого вала, на наклон по «ходу» (наклон в плоскости качания шатуна), на отклонение от середины шатунной шейки коленчатого вала.
Оси цилиндров проверяют по струне: горизонтальные цилиндры— натянутой струной, перекинутой через блок, вертикальные — по отвесу или при помощи приспособления с рейсмусом (рис. 121). Допустимые отклонения от перпендикулярности по оси составляют менее половины зазора между направляющей частью поршня и стен-
кой (зеркалом) цилиндра, но не более 0,1 мм на 1 м длины ци линдра; отклонение от перпенди кулярности по «ходу» допускают
ся |
до |
0,2 |
мм/м. Допустимое |
|||
отклонение оси цилиндра по отно |
||||||
шению |
к середине шатунной шей |
|||||
ки |
составляет + 1 мм |
в |
сторону |
|||
упорного подшипника. |
|
|
||||
|
|
|
Т а б л и ц а |
26 |
||
|
|
Диаметр |
|
Биение махо |
||
|
|
м |
вика в осе |
|||
|
маховика, |
вом направ |
||||
|
|
|
|
лении, мм |
||
|
|
До 2 |
|
0,2 |
|
|
|
|
2 -2 ,4 |
|
0,3 |
|
|
|
|
2,5 -2,9 |
|
0,4 |
|
|
|
|
3 ,0 -3,5 |
|
0,5 |
|
|
|
|
П р и м е ч а н и е . |
В ра |
|||
Рис. 121. Проверка положения ци |
диальном |
направлении |
допу |
|||
стимо биение |
маховиков |
всех |
||||
линдра рейсмусом |
диаметров 0,3 |
мм. |
|
|
Совпадение осей цилиндра и коленчатого вала проверяют заме ром расстояния от шатунной шейки до струны отвеса при положении шейки в в. м. т. +90° и в н. м. т. +90°, несовпадение осей допу скается ± 1 мм.
Неперпендикулярность цилиндров устраняют только шабровкой привалочных поверхностей, применять прокладки между рамой и цилиндрами запрещается.
Последовательность сборки цилиндров газомоторного компрес сора следующая. Вначале навешивают продувочные цилиндры, про веряя их горизонтальность уровнем, установленным на внутренней расточке цилиндра (зеркале). Затем в продувочные цилиндры заво дят крейцкопфы с поршнями и поршневыми кольцами продувочных насосов и соединяют их с компрессорными шатунами. При этом щупом измеряют торцовой зазор между поршневыми кольцами и ка навками в поршне (0,00—0,14 мм) и зазор в замках поршневых
210
колец (1,5—2 мм). После этого устанавливают цилиндры двигателя
ив последнюю очередь компрессорные цилиндры.
Вустановленные цилиндры специальным приспособлением, сжи
мающим поршневые кольца, заводят поршни, собранные с кольцами и прицепными шатунами. Перед заводкой поршней в цилиндры соби рают и проверяют шатунно-поршневую группу, которая состоит из
Рис. 122. Проверка параллельности осей верхней
иппжней головок шатуна:
а— при помощи призм и индикатора; б —индикатором шатуна;
в— приспособлением с индикатором
1 — призма; 2 — контрольный валик; з — индикатор часового типа с ценой деления 0,01 мм; 4 — стойка индикатора; S — разметочная плита; в — шатун; 7 — направляющая стойка; S — поршень
шатуна с шатунными подшипниками, поршня с поршневыми коль цами и пальцем и, если агрегат крейцкопфный, крейцкопфа, штока и уплотнения. У шатунно-поршневой группы проверяют совпадение верхней и нижней головок шатуна (рис. 122), непараллельность осей головок не должна превышать 0,2—0,3 мм на 1 м длины шатуна. Оси отверстий под шатунные болты должны быть перпендикулярны оси нижней головки шатуна, параллельны оси стержня шатуна и симметрично расположены по отношению к ней. Непараллельность осей отверстий под шатунные болты допускается не более 0,2 мм на 1 м длины болта.
14* |
211 |
Овальность и конусность отверстий проверяют: у головок шату нов микрометрическим нутромером с индикатором, у поршневых пальцев — микрометром. Отклонения от цилиндрической формы допускаются в пределах 2—3 классов точности. Зазоры между отвер стиями и пальцами должны быть в пределах 0,001 диаметра. Перед установкой шатунных болтов измеряют их длину с точностью 0,01 мм, занося результаты в паспорт агрегата.
После того как в цилиндры двигателя, например, 10ГК-1, заве дены поршни, концы прицепных шатунов соединяют с пальцами в проушинах компрессорного шатуна и весь кривошипно-шатунный механизм проверяют на легкость хода. Затем проверяют зазоры между поршнем и зеркалом цилиндра. Наименьший зазор — у юбки поршня, наибольший — в верхней части цилиндра; числовые зна чения зазоров указываются в паспорте.
Окончив сборку цилиндров с поршнями, проверяют биение поршня относительно оси штока и соосность поршней и цилиндров. Для этого измеряют зазоры между поршнем и цилиндром в двух
крайних положениях |
поршня; допустимые |
отклонения |
должны |
быть в пределах 0,0015 от диаметра цилиндра. |
вредного |
||
Закрыв цилиндры |
крышками, проверяют |
величину |
пространства в цилиндрах по зазорам между крышками цилиндров сверху со стороны головки поршня и со стороны юбки. Измерения выполняют при помощи свинцовых оттисков. Допустимые отклоне ния линейного размера вредного пространства в среднем составляют: со стороны головки поршня — от 0,005 до 0,012 диаметра, со стороны юбки поршня — от 0,003 до 0,01 диаметра цилиндра.
По окончании сборки цилиндров и установки клапанов прове ряют плотность прилегания всасывающих и нагнетательных клапа нов к седлам; проверку производят керосином, который в течение 5 мин не должен просочиться между клапаном и седлом.
Сборкой органов распределения заканчивается основной период монтажа агрегата.
§46. МОНТАЖ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Восновной период монтажа, помимо основных агрегатов, мон тируют вспомогательное оборудование и устройства систем смазки, охлаждения, зажигания, питания топливом, регулирования и за щиты.
Система смазки поршневого агрегата предназначена для умень
шения трения и износа трущихся поверхностей, а также для охла ждения силовых поршней, создания максимальной герметичности между поршнем и цилиндром. Различают две основные системы смазки: разбрызгиванием, или барботажем, и принудительную под давлением. В первом случае трущиеся поверхности смазываются разбрызгивающимся маслом, захватываемым вращающимися дета лями, например, коленчатым валом вместе с кривошипно-шатунным механизмом. При этом все свободное пространство заполнено мель
212