Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 391

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 6.6. С И Н ТЕ З Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

253

Если в течение времени переходного процесса tn функция h (t)

h (оо) изменяет знак, то каждый максимум абсолютной вели­ чины этой разности называется перерегулированием. Число экстре­ мумов разности h (t) h (оо) в течение времени переходного процесса /п называется числом перерегулирований. Обычно при­ нято считать переходный процесс удовлетворительным, если число перерегулирований за время переходного процесса tB не превы­ шает двух. Требования к величине перерегулирования могут быть различными в зависимости от конкретного характера системы. В некоторых случаях перерегулирование вообще не допускается.

Понятие переходной функции можно обобщить и на нестацио­ нарные линейные системы. Пользуясь формулой (4.2.5), получим

следующее выражение переходной

функции линейной

системы

h (t,

т) через ее весовую функцию g (t,

т):

 

 

 

t

 

 

t

 

 

h(t, т )= j g(t,

а) 1 (ст —x)da= j g(i, a)da.

(6 .5 .7 )

Дифференцируя эту Tформулу по т,

получим выражение весовой

 

T

 

функции линейной системы через ее переходную функцию:

 

 

g(t,

т )=

^ -Т)

(6.5.8)

Формулы (6.5.4)

и (6.5.5) являются

частными случаями фор­

мул

(6.5.7) и (6.5.8)]соответственно.

 

 

 

 

§ 6.6.

Синтез

линейных

систем методом

 

 

 

частотных характеристик

 

Мы видели в §§

4.6, 4.8 и 6.3, что метод частотных характери­

стик

очень удобен для

исследования

стационарных

линейных

систем, особенно если пользоваться логарифмическими частотными характеристиками. Благодаря своей простоте метод логарифмиче­ ских частотных характеристик оказывается также простейшим методом синтеза стационарных линейных систем. В § 4.8 было отмечено, что для широкого класса минимально-фазовых систем фазовая характеристика полностью определяется амплитудной характеристикой. А так как все устойчивые стационарные линей­ ные звенья являются минимально-фазовыми, то практически и все проектируемые стационарные линейные системы оказываются минимально-фазовыми и, следовательно, полностью характери­ зуются своими амплитудными частотными характеристиками. Это сильно упрощает задачу синтеза стационарных линейных систем.

В конце § 4.8 было отмечено, что если логарифмическая ампли­ тудная характеристика минимально-фазовой системы имеет доста­ точно длинный участок с наклоном 2 0 / дБ/дек, то ее фазовая


254 ГЛ . 6. УСТОЙЧИВОСТЬ И К А ЧЕС ТВ О Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

характеристика в середине этого участка близка к Іп/2. Отсюда следует, что при проектировании стационарной линейной системы следует стремиться к тому, чтобы частота среза разомкнутой системы сос приходилась примерно на середину достаточно длин­ ного участка ее логарифмической амплитудной характеристики с наклоном —20 дБ/дек. Это обеспечит запас устойчивости по фазе, близкий к я/2 , и достаточный запас устойчивости по амплитуде замкнутой системы. Достичь этого можно соответствующим выбо­ ром корректирующих устройств и их параметров.

Чтобы облегчить определение основных характеристик проек­ тируемых систем, составлены специальные номограммы для систем

L,35

г20дБ/Зек

Рис. 6.6.1.

с типовыми асимптотическими характеристиками соответствую­ щих разомкнутых систем. В приложении 3 даны такие номограм­ мы для разомкнутых систем с одним интегратором, имеющих типовую асимптотическую амплитудную характеристику, пока­ занную на рис. 6.6.1. Передаточная функция такой разомкнутой системы определяется формулой

Номограммы дают возможность определять следующие динамиче­ ские характеристики замкнутых систем: время переходного про­ цесса £п; максимум переходной функции hm (рис. 6 .6 .2 ); время ^ достижения этого максимума; частоту cot колебаний переходной функции; максимум амплитудной характеристики А т; частоту ü)m, при которой достигается этот максимум. Для этого на номо­

граммах

представлены

зависимости величин

hm, А т,

(octJ 1 0 ,

tisct j 1 0 ,

coj/tOc 1 1

с

от отношений

®з/®с и

ординаты

асимптотической характеристики Ц! в первой точке излома (при со = со±). В приложении 3 эти графики даны для четырех значений

§

6.6. СИ Н ТЕЗ Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

255

О)3/(о0: 1, 2, 4, оо.

Для каждого значения со3 /сос даны две серии

графиков. На верхней части номограммы даны графики зависи­

мости hm и А т от со^сос для пяти значений

20, 30, 40, 60

и 80 дБ. На нижней части номограммы даны графики зависимо­ сти величин <öc£n/1 0 , сйс£і/1 0 , ос и сот /сос от ft>i/coc для тех же значений p,j. Подобные номограммы имеются также для типовой разомкнутой системы с двумя интеграторами [31, 47].

Очевидно, что ордината

р4 асимптотической характеристики

в первой точке ее излома

связана с

сопрягающими

частотами

(ÖJ, со2 и частотой среза

сос соотношением

 

1^

= ж + 21^

-

(6 .6 .2 )

Поэтому задание величин |Xj и coj/&>с определяет также величи­ ну ®2/(0 с.

Применение номограмм основных динамических характеристик стационарных линейных систем с соответствующими типовыми асимптотическими характеристиками разомкнутых систем дает возможность свести проектирование системы управления для ста­ ционарного линейного объекта к следующим простым операциям.

1. Задаются приемлемыми динамическими характеристиками проектируемой системы (*ш hm, и др.).

2. По этим характеристикам по номограммам определяют допустимые значения параметров типовой амплитудной характе­ ристики рь (öi/öß и м3/(ос. При этом, чтобы обеспечить достаточное удаление частоты среза сос от концов интервала частот с наклоном амплитудной характеристики — 20 дБ/дек, рекомендуется выби­ рать величину со3/сос от 2 до 4, а рі выбирать так, чтобы отноше­ ние со3/(о2 было порядка 1 0 .

3. Руководствуясь соображениями технического порядка,, выбирают необходимые элементы системы управления: измерите­ ли» усилители, исполнительные устройства и другие необходи­ мые элементы и задают допустимые параметры этих элементов»


256 Г Л . 6. УСТО Й ЧИ ВО СТЬ И КА ЧЕСТВО Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

Для полученной таким путем разомкнутой системы строится амплитудная характеристика.

4. Если полученную характеристику не удается приблизить к типовой путем выбора параметров элементов системы управле­ ния (что, как правило, и бывает на практике), то стремятся достичь этого путем ввода соответствующих корректирующих звеньев. При этом, естественно, стремятся достичь наилучшего приближе­ ния с помощью возможно более простых корректирующих уст­ ройств.

5. После окончательного выбора корректирующих устройств и их параметров определяют динамические характеристики спроек­ тированной системы путем поверочного расчета или моделировавания.

П р и м е р 6.6.1. Применим изложенный способ к задаче синтеза одного канала системы управления подвижной пушечной установкой на самолете. Объектом управления здесь служит электродвигатель, осуществляющий слежение установкой за выходным сигналом прицельного устройства. Пере­ даточная функция двигателя имеет вид

фд(5)==

« (v + i)

 

 

 

(6‘6‘3)

Примем для определенности kR =

1 с-1, Тд = 0,5

с.

ta « 0,6

с,

hm ^

Задаемся приемлемыми характеристиками системы:

sg: 1,2 — и выбираем согласно рекомендации 3/<bc =

4,

(о3/ш2 =

10.

Кроме

того, примем для упрощения cof =

І/Гд = 2

с-1. По верхней номограмме

(приложение 3) для со3/ сос =

4 находим для разных значений щ приемлемые

значения отношения со,/<вс, при которых hm <

1,2, а по нижней номограмме

находим соответствующие значения

co0tn:

 

 

Pi

=

20;

Ші/сос ^

0,2;

соcta ^

5,5;

Рі

=

30;

coj/сос «С 0,09;

сосіп fig 7;

Pi

=

40;

ot>i/(oc

0,04;

mcin ^

7,2.

Отсюда видно, что,

приняв щ = 20 дБ,

со,/<вс =

0,2 и, следовательно, сос =

= Ші/0,2 = 5соі =

10 с-1, получим

= 0,55

с, ш2/шс « 0,4, (о3/со2 ~ 10,

т. е. типовая характеристика будет удовлетворять поставленным требованиям (ломаная 1 на рис. 6.6.3).

Выбираем в качестве датчика параметра управления сельсины, рабо­ тающие в трансформаторном режиме. Как было показано в § 3.8, пару сель­ синов можно считать усилителем. Коэффициент усиления их обозначим кс. В качестве усилителя напряжения выбираем электронный усилитель, коэф­ фициент усиления которого обозначим ку . В качестве усилителя мощности выбираем электромашинный усилитель. Его передаточная функция, как

мы видели в § 3.10, определяется формулой

 

фэ (*)=

кэ

(6.6.4)

(7Ѵ Н -1)(7Ѵ +1) ’

где Ту — постоянная времени

цепи входной обмотки,

Тп — постоянная

времени короткозамкнутой цепи. Исходя из характеристик электромашинных

усилителей,

применяемых в авиационной технике, принимаем Т„ = 0,008 с,

Тп = Тз =

1/соз =

0,025 с.

На рис.

6.6.4,

а представлена принципиальная, а на рис. 6.6.4, б

структурная

схема полученной системы. Ее асимптотическая амплитудная


МБ

ф,рад

Рис. 6.6.3.

а)

б)

Рис. 6.6.4.

17

Под ред. В. С. Пугачева

 

258

ГЛ .

6. УСТОЙЧИВОСТЬ И КАЧЕСТВО Л И Н Е Й Н Ы Х СИСТЕМ

и фазовая характеристики показаны

на рис.

6.6.3 пунктиром (ломаная 2

и кривая

3).

6.6.3 видно, что можно

добиться

совпадения характеристики

Из рис.

системы с типовой с помощью корректирующего звена с передаточной функ­ цией

Фк (*) — T2s + 1 .

Такое корректирующее звено можно реализовать с помощью цепочки RC, включенной в цепь обратной связи электронного усилителя.

Действительно, звено с передаточной функцией, T2s + 1 является систе­ мой, обратной по отношению к апериодическому звену, которое легко реализуется цепочкой RC. А систему, обратную по отношению к данной системе, как мы видели в конце § 4.2, можно приближенно реализовать, включив данную систему в цепь обратной связи усилителя с большим коэф­ фициентом усиления. На основании сказанного в § 3.11 такое корректирую­ щее звено можно также реализовать с помощью цепочки RC во входной цепи электронного усилителя.

Гла в а 7

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТОЧНОСТИ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ

§7Л. Случайные возмущения, действующие

вавтоматических системах

Всякая автоматическая система работает в реальных условиях под действием случайных возмущений. И если в простейших системах регулирования случайные возмущения малы и не ока­ зывают существенного влияния на работу системы, то в сложных системах случайные возмущения в значительной мере, а иногда и полностью определяют весь процесс работы системы. Так, например, самолеты летают в реальной атмосфере, которая нахо­ дится в состоянии непрерывного движения и изменения (турбу­ лентность атмосферы). Вследствие этого самолеты всегда находят­ ся под непрерывным действием случайных сил и моментов, вызы­ ваемых движением атмосферы. Это знакомо каждому, кому слу­ чалось попадать во время полетов на самолетах в «болтанку», которая представляет собой не что иное, как движение самолета, вызываемое случайными аэродинамическими силами и момен­ тами. Случайные аэродинамические силы и моменты существенно влияют на движение самолета, а следовательно, и на работу его системы управления. Эти случайные возмущения заложены в самой природе физического явления, используемого для управ­ ления полетом самолета,— аэродинамических сил и моментов, возникающих вследствие относительного движения воздуха и самолета. Если спроектировать систему управления самолетом (автопилот) без учета случайных возмущений, то может оказаться, что при высоком качестве этой системы с точки зрения теории устойчивости, изложенной в предыдущей главе, она будет очень плохо управлять самолетом во время «болтанки». Проектируя систему управления полетом, конструктор должен заботиться об удобствах пассажиров самолета, добиваясь наименьшего влия­ ния на самолет «болтанки». А это можно сделать только тогда, когда мы научимся оценивать влияние случайных сил а моментов на движение самолета и работу его системы управления.

Вторым примером системы, на которую существенно влияют случайные возмущения, может служить следящая система радио­ локатора. Вследствие колебаний самолета, координаты которого измеряет радиолокатор, и электромагнитных процессов в атмо­ сфере сигпал, отраженный от самолета, совершает беспорядочные

17*