ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 439
Скачиваний: 15
§ 9.7. Р Е Л Е |
367 |
Для высокочувствительных реле применяются контактные давле ния порядка 1 -ь 2 гс, для реле с меньшей чувствительностью 5-ь 10 гс и для обычных малочувствительных реле (типа теле
фонных) 20 -ь 50 гс.
Кроме рассмотренного поворотного электромагнитного реле, называемого так вследствие поворотной конструкции якоря, широко распространены электромагнитные реле втяжного (плун жерного) типа (рис. 9.7.3) [67]. Реле втяжного типа имеет те же составные части, что и поворотное реле. Поэтому номера частей реле на рис. 9.7.3 соответствуют номерам частей реле на рис. 9.7.1.
Реле можно создать не только с помощью электромагнита, но и на электронных лампах, кристаллических триодах, магнитных усилителях и других устройствах. В соответствии’с этим разли чают электромеханические, электронные, ионные и магнитные
реле. К электромеханическим относятся электромагнитные, маг нитоэлектрические и электродинамические реле. Электронные реле можно построить на вакуумных лампах и на кристалличе ских триодах. Ионные реле реализуются на тиратронах.
Рассмотрим подробнее |
физические процессы, протекающие |
в электромагнитном реле |
на примере реле втяжного типа |
(рис. 9.7.3). При подаче напряжения ивх на управляющую об мотку реле в ней возникает ток і, в результате чего в сердечнике создается магнитный поток и на якорь начинает действовать сила притяжения. В момент, когда эта сила станет равной силе пру жины, якорь начинает двигаться и через некоторое время замы кает контакты. Дойдя до упора, якорь останавливается и остается в этом положении до тех пор, пока напряжение ивх на управляю щей обмотке не будет снято. После того как напряжение ивх ста нет равным нулю, ток в обмотке реле начинает уменьшаться, вследствие чего начинает уменьшаться и сила притяжения якоря к сердечнику. В момент, когда сила притяжения сравняется с действующей в противоположном направлении силой пружины, якорь начнет движение и через некоторое время разомкнет кон такты. После этого якорь будет продолжать движение до упора.
Время с момента подачи напряжения на обмотку реле до мо мента начала движения якоря называется временем трогания. Ток в катушке гср, при котором якорь начинает движение, назы вается током срабатывания. Время от момента подачи напряже ния ивх до момента замыкания контактов Тср называется временем
срабатывания |
реле. Время |
с момента |
снятия напряжения |
ивх до начала |
обратного движения якоря |
называется временем |
трогания при отпускании. Время Тот с момента снятия напря жения ивх до момента размыкания контактов реле называется временем отпускания реле. Ток в катушке г'от, при котором начи нается движение якоря под действием пружины, называется током отпускания. Величины ТѴр, Гср, Ттр.0, Тот, а также время
368 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ
Tw движения якоря до упора при включении и время Тдв_0 дви жения якоря до упора при отпускании являются основными вре-
менньіми характеристиками реле.
Для вычисления временных характеристик реле необходимо составить уравнение движения якоря и уравнение изменения тока в катушке и интегрировать их совместно. Для составления уравнения движения якоря необходимо сначала найти силу при тяжения якоря к сердечнику. Для этого напишем уравнение, определяющее ток в катушке:
uBX = Ri + L + |
, |
(9.7.1) |
где R и L — омическое сопротивление и индуктивность катушки соответственно. Изменение индуктивности L с течением времени вызывается изменением величины воздушного зазора х при дви жении якоря реле, как это следует из формулы
0,4гш>2-10~8 |
(9.7.2) |
|
где Rfi — сумма магнитных сопротивлений магнитопровода и яко ря, S — площадь сечения магнитного потока в воздушном зазоре, w — число витков обмотки. Для определения силы притяжения, действующей на якорь, умножим уравнение (9.7.1) на ток і и про
интегрируем по времени, принимая, |
что і = 0 при t = 0: |
t |
t |
|
(9.7.3) |
Выполняя во втором члене правой части интегрирование по частям, получаем соотношение, выражающее закон сохранения энергии:
t |
t |
|
t |
|
j uBXidt = R |
( i2dt + ± -Li2 + ^ - |
j i2^ d t . |
(9.7.4) |
|
о |
b |
~ |
о |
|
Левая часть этого равенства есть энергия, полученная от входного сигнала. Первый член правой части представляет собой количе
ство |
тепла, выделенное на активном сопротивлении. |
Величина |
Ы’2/2 |
представляет собой энергию магнитного поля |
катушки. |
Последний член в правой части есть энергия, затраченная на изме нение индуктивности. Но изменение индуктивности происходит только за счет перемещения якоря. Следовательно, последний член в правой части формулы (9.7.4) равен механической энергии:
2 |
*■ |
(9.7.5) |
оо
370 Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ
На рис. 9.7.6 приведена кривая изменения тока при включе нии и выключении реле, полученная экспериментально. Постоян ные времени соответствуют максимальному и минимальному зна чениям индуктивности Гшах = Lmax!R, Ттіа = Lmin/R.
Перейдем к изучению динамических свойств реле как элемента автоматической системы. Время срабатывания и время отпускания реле обычно бывают достаточно малыми, чтобы ими можно было пренебречь по сравнению с временами переходных процессов в дру гих элементах и цепях автоматических систем. В таких случаях можно пренебречь индуктивностью в уравнении (9.7.1), т. е.
электрической постоянной времени катушки реле Т = L/R, и временем движения якоря и считать, что контакты реле мгновен но замыкаются, когда входное напряжение ивх достигает значе ния uCp = Riep, и мгновенно размыкаются, когда ивх, уменьшаясь, достигает значения нот = R i0т. Таким образом, реле рассмотрен ного типа можно приближенно считать безынерционным нели нейным звеном с характеристикой, изображенной на рис. 9.7.7. Если временем срабатывания и временем отпускания прене бречь нельзя, то их обычно учитывают как запаздывание включе ния и выключения выходного напряжения иВЪ1Х. В таких случаях реле можно рассматривать как последовательное соединение идеального запаздывающего звена с данным запаздыванием т и безынерционного нелинейного звена с характеристикой, изобра женной на рис. 9.7.7.
Рассмотренное электромагнитное реле не реагирует на знак сигнала, вследствие чего оно называется нейтральным. В системах управления, где необходимо различать знак сигнала, применяют поляризованные реле, которые замыкают одни или другие кон такты в зависимости от полярности управляющего напряжения, т. е. реагируют не только на величину, но и на знак входного сигнала.