Файл: Основы автоматического управления..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 439

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 9.7. Р Е Л Е

367

Для высокочувствительных реле применяются контактные давле­ ния порядка 1 -ь 2 гс, для реле с меньшей чувствительностью 5-ь 10 гс и для обычных малочувствительных реле (типа теле­

фонных) 20 -ь 50 гс.

Кроме рассмотренного поворотного электромагнитного реле, называемого так вследствие поворотной конструкции якоря, широко распространены электромагнитные реле втяжного (плун­ жерного) типа (рис. 9.7.3) [67]. Реле втяжного типа имеет те же составные части, что и поворотное реле. Поэтому номера частей реле на рис. 9.7.3 соответствуют номерам частей реле на рис. 9.7.1.

Реле можно создать не только с помощью электромагнита, но и на электронных лампах, кристаллических триодах, магнитных усилителях и других устройствах. В соответствии’с этим разли­ чают электромеханические, электронные, ионные и магнитные

реле. К электромеханическим относятся электромагнитные, маг­ нитоэлектрические и электродинамические реле. Электронные реле можно построить на вакуумных лампах и на кристалличе­ ских триодах. Ионные реле реализуются на тиратронах.

Рассмотрим подробнее

физические процессы, протекающие

в электромагнитном реле

на примере реле втяжного типа

(рис. 9.7.3). При подаче напряжения ивх на управляющую об­ мотку реле в ней возникает ток і, в результате чего в сердечнике создается магнитный поток и на якорь начинает действовать сила притяжения. В момент, когда эта сила станет равной силе пру­ жины, якорь начинает двигаться и через некоторое время замы­ кает контакты. Дойдя до упора, якорь останавливается и остается в этом положении до тех пор, пока напряжение ивх на управляю­ щей обмотке не будет снято. После того как напряжение ивх ста­ нет равным нулю, ток в обмотке реле начинает уменьшаться, вследствие чего начинает уменьшаться и сила притяжения якоря к сердечнику. В момент, когда сила притяжения сравняется с действующей в противоположном направлении силой пружины, якорь начнет движение и через некоторое время разомкнет кон­ такты. После этого якорь будет продолжать движение до упора.

Время с момента подачи напряжения на обмотку реле до мо­ мента начала движения якоря называется временем трогания. Ток в катушке гср, при котором якорь начинает движение, назы­ вается током срабатывания. Время от момента подачи напряже­ ния ивх до момента замыкания контактов Тср называется временем

срабатывания

реле. Время

с момента

снятия напряжения

ивх до начала

обратного движения якоря

называется временем

трогания при отпускании. Время Тот с момента снятия напря­ жения ивх до момента размыкания контактов реле называется временем отпускания реле. Ток в катушке г'от, при котором начи­ нается движение якоря под действием пружины, называется током отпускания. Величины ТѴр, Гср, Ттр.0, Тот, а также время


368 ГЛ . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСКИ Х СИСТЕМ

Tw движения якоря до упора при включении и время Тдв_0 дви­ жения якоря до упора при отпускании являются основными вре-

менньіми характеристиками реле.

Для вычисления временных характеристик реле необходимо составить уравнение движения якоря и уравнение изменения тока в катушке и интегрировать их совместно. Для составления уравнения движения якоря необходимо сначала найти силу при­ тяжения якоря к сердечнику. Для этого напишем уравнение, определяющее ток в катушке:

uBX = Ri + L +

,

(9.7.1)

где R и L — омическое сопротивление и индуктивность катушки соответственно. Изменение индуктивности L с течением времени вызывается изменением величины воздушного зазора х при дви­ жении якоря реле, как это следует из формулы

0,4гш>2-10~8

(9.7.2)

 

где Rfi — сумма магнитных сопротивлений магнитопровода и яко­ ря, S — площадь сечения магнитного потока в воздушном зазоре, w — число витков обмотки. Для определения силы притяжения, действующей на якорь, умножим уравнение (9.7.1) на ток і и про­

интегрируем по времени, принимая,

что і = 0 при t = 0:

t

t

 

(9.7.3)

Выполняя во втором члене правой части интегрирование по частям, получаем соотношение, выражающее закон сохранения энергии:

t

t

 

t

 

j uBXidt = R

( i2dt + ± -Li2 + ^ -

j i2^ d t .

(9.7.4)

о

b

~

о

 

Левая часть этого равенства есть энергия, полученная от входного сигнала. Первый член правой части представляет собой количе­

ство

тепла, выделенное на активном сопротивлении.

Величина

Ы’2/2

представляет собой энергию магнитного поля

катушки.

Последний член в правой части есть энергия, затраченная на изме­ нение индуктивности. Но изменение индуктивности происходит только за счет перемещения якоря. Следовательно, последний член в правой части формулы (9.7.4) равен механической энергии:

2

*■

(9.7.5)

оо


§ 9.7. Р Е Л Е

369

где F — сила притяжения якоря. Дифференцируя равенство (9.7.5) по времени, получаем формулу для силы притяжения:

F = F{x,

(9-7.6)

Зависимость F (х, і) силы притяжения якоря от положения якоря, определяемого величиной х, и тока в обмотке реле г и зави­ симость силы пружины от X являются тяговыми характеристиками реле. График функции F (х, і) при данном фиксированном значе­ нии тока і приведен на рис. 9.7.4.

Движение якоря происходит под действием трех сил: силы притяжения, силы сопротивления возвратной пружины и силы реакции контактов при их замыкании FK(х). Следовательно, урав­ нение движения якоря имеет вид

тх = F (х, і) — с (х х 0) FK(х),

(9.7.7)

где с — жесткость пружины. Зависимость контактного давления FKT(x) от перемещения х показана на рис. 9.7.5.

Уравнения (9.7.1) и (9.7.7) описывают электромеханические процессы в реле.

Время трогания якоря Ттр, время движения якоря Тдв и время срабатывания реле Тср можно определить путем интегрирования уравнений (9.7.1) и (9.7.7) при начальных условиях t =0, г'=0, X —хтах- Время трогания якоря Ттр_0, время его движения при

отпускании Тдв.0 и время отпускания

Тот можно определить

путем интегрирования уравнений (9.7.1)

и (9.7.7) при ивх = 0

и начальных условиях t = 0, і = t0, х = £min, где i0 — установив­ шееся значение тока в обмотке после срабатывания реле. Инте­ грирование уравнений (9.7.1) и (9.7.7) можно выполнить численно или с помощью моделирования. Временные характеристики реле, так же как и его тяговые характеристики, могут быть опреде­ лены и экспериментально.

24 Под ред. В. С. Пугачева



370 Г Л . 9. Н Е Л И Н Е Й Н Ы Е Э Л Е М Е Н Т Ы А В ТО М А ТИ ЧЕСК И Х СИСТЕМ

На рис. 9.7.6 приведена кривая изменения тока при включе­ нии и выключении реле, полученная экспериментально. Постоян­ ные времени соответствуют максимальному и минимальному зна­ чениям индуктивности Гшах = Lmax!R, Ттіа = Lmin/R.

Перейдем к изучению динамических свойств реле как элемента автоматической системы. Время срабатывания и время отпускания реле обычно бывают достаточно малыми, чтобы ими можно было пренебречь по сравнению с временами переходных процессов в дру­ гих элементах и цепях автоматических систем. В таких случаях можно пренебречь индуктивностью в уравнении (9.7.1), т. е.

электрической постоянной времени катушки реле Т = L/R, и временем движения якоря и считать, что контакты реле мгновен­ но замыкаются, когда входное напряжение ивх достигает значе­ ния uCp = Riep, и мгновенно размыкаются, когда ивх, уменьшаясь, достигает значения нот = R i0т. Таким образом, реле рассмотрен­ ного типа можно приближенно считать безынерционным нели­ нейным звеном с характеристикой, изображенной на рис. 9.7.7. Если временем срабатывания и временем отпускания прене­ бречь нельзя, то их обычно учитывают как запаздывание включе­ ния и выключения выходного напряжения иВЪ1Х. В таких случаях реле можно рассматривать как последовательное соединение идеального запаздывающего звена с данным запаздыванием т и безынерционного нелинейного звена с характеристикой, изобра­ женной на рис. 9.7.7.

Рассмотренное электромагнитное реле не реагирует на знак сигнала, вследствие чего оно называется нейтральным. В системах управления, где необходимо различать знак сигнала, применяют поляризованные реле, которые замыкают одни или другие кон­ такты в зависимости от полярности управляющего напряжения, т. е. реагируют не только на величину, но и на знак входного сигнала.

§ 9.7. Р Е Л Е

371

На рис. 9.7.8 приведена схема современного поляризован­ ного реле. Якорь 1 может поворачиваться вокруг оси 2. С якорем связан подвижный контакт 3. Хвостовик якоря реле расположен в воздушном зазоре магнитопровода. Входной величиной является напряжение, подаваемое на катушку б. Магнитные потоки постоянного магнита и тока в катушке проходят по различным магнитопроводам, общей частью которых является воздушный

зазор.

При отсутствии тока в управляющей обмотке и среднем поло­ жении якоря постоянный магнит 5 создает равные магнитные

потоки по обеим сторонам якоря.

¥ 3 4

Поток постоянного магнита от се­

 

верного полюса раздваивается и

 

идет через якорь реле к южному

 

полюсу постоянного магнита.

 

При протекании по обмоткам

 

реле управляющего тока возникает

 

Рис. 9.7.7.

дополнительный магнитный поток. В одной половине зазора магнитный поток от управляющего тока направлен так же, как от постоянного магнита, а в другой половине — противоположно. Вследствие этого на якорь реле действует результирующая сила, которая вызывает его перемещение и замыкание контакта якоря 3 с неподвижным контактом 4 или 4'.

Временное процессы в поляризованных реле аналогичны про­ цессам в рассмотренных выше простейших реле. Однако поляри­ зованные реле обладают большей чувствительностью и быстродей­ ствием. Это объясняется тем, что, во-первых, у поляризованных реле нет возвратных пружин, а во-вторых, при малейшем отклоне­ нии якоря от нейтрального положения сила, создаваемая постоян­ ным магнитом, помогает силе электромагнита ускорять движение якоря.

Поскольку тяговые характеристики поляризованного реле несколько специфичны, рассмотрим их подробнее. Сила, действую­ щая на якорь поляризованного реле рассматриваемого типа,

24*