Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 238

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

И з теории массового обслуживания известно, что

Ро &т)-и

(II 1.46)

0/ — 1)1 { ~ ~ х ) х

г д е Р 0 — вероятность того, что все погрузочно-разгрузочные машины свободны:

( I I I .47)

Соотношение (III .44) действительно, если погрузочно-разгрузочные машины обслуживают только входящий поток автомобилей, механических тележ ек, тягачей с прицепами и др. Когда одни и те ж е погрузочно-разгру­ зочные машины выполняют грузовые операции с вагонами и автомобиля­ ми, обслуж ивая два входящ их потока и, помимо этого, осущ ествляя склад­ ские операции, в определенные периоды времени система обслуживания для транспортных средств становится неполнодоступной. Тогда среднее время ожидания целесообразно определять при помощи метода статисти­ ческих испытаний.

Пример. Склад сыпучих грузов у повышенного пути обслуживают два экска­ ватора, один из которых грузит в автомобили 800 m щебня в сутки, а другой — 750 пі гравия. Часовая производительность первого экскаватора <7П1 = 50 m/ч, второго qni = 45 т/ч. К каждому экскаватору поступает отдельный входящий поток. Оба они простейшие, а закон распределения времени обслуживания показательный. Склад работает круглосуточно, среднее время загрузки автомобиля щебнем тх = 5 мин, гравием т2 = 6 мин. Требуется определить среднее время ожидания автомобилями выполнения грузовых операций и среднюю длину очереди. Из условия задачи можно сделать вывод, что функционируют две одноканальные системы обслуживания. Отно­ сительная загрузка первого экскаватора

800

= 0,67, второго си = -

=0,70*

24.50-1

Среднее время сжидания автсмсбнлями очереди у первого экскаватора

у второго

71

Средняя

длина очереди у первого экскаватора /гх =

0,67

= 2 автомобиля, у

 

0,7

 

1—0,67

второго «2 =

автомобиля.

 

=2,3

 

 

-0,7

 

 

Рассмотрим тот ж е

пример применительно к функционированию д ву х ­

канальной системы обслуживания с показательным законом распределе­ ния времени загрузки автомобиля.

Пусть среднее время загрузки автомобиля t = 6 мин. В течение суток на склад поступает .250 автомобилей. Тогда интенсивность входящего потока составит % = 250 =

= Ю,5 автомобиля в час. Среднее время ожидания определяется соотношением (III.44). Определим вероятность того, что оба экскаватора свободны

Л) =ТГГі

----------------------

-= 0 ,3 2 .

2

у

(10,5

• 0 ,1)*2*

( 1 0 ,5 . 0 .1 ) / + -

 

/ = °

"

(2 -1 )! (^—

- 1 0 ,5 ) 0 ,1

Вероятность того, что все экскаваторы заняты

0,32(10,5 • 0 ,1)2

7 -----------

* = 0 Л

И - - Ю

, 5 ) 0 ,!

откуда

0,4 • 0,1

= 0,05 ч.

2 - 1 0 ,5 - 0 ,1

т. е. при использовании погрузочно-разгрузочных механизмов по принципу много­ линейной системы обслуживания время ожидания автомобилей уменьшается более чем в 4 раза по сравнению с однолинейной системой.

При случайном характере поступления вагонов на грузовой фронт по­ является дополнительное время ожидания ими подачи и уборки вследствие занятости маневрового локомотива и расходы, обусловленные этим ож ида­ нием,

Сц = 3 6 5 М омсв, ( I I I . 48)

где t0M— среднее время ожидания вагонами подачи или уборки.

При специализации маневровых локомотивов по районам данную под­ систему обслуживания следует считать однолинейной. Поэтому для опре­ деления среднего времени ожидания вагонами подачи или уборки дейст­ вительны формулы, помещенные в табл. 14. Обозначим через £ — число фронтов, расположенных в одном маневровом районе (k = 1, 2, ..., п), а м —

72


относительную загрузку маневрового локомотива и найдем соотношения для определения а м в типичных случаях работы грузовы х фронтов. Если

вманевровом районе находится г грузовых фронтов, обслуживаемых

стационарными погрузочно-разгрузочными

установками, и п—г — пе­

редвижными, то при поступлении на грузовой

фронт вагонов отдельными

группами

 

 

 

 

п г

 

п

 

 

2

*fcÜ/ftTOft+ TnA)+

2

 

к = 1

________________k —n —r-f 1_______

( I I I .49)

а М

 

 

 

маршрутами

 

 

 

 

/ 1 — Г

 

f t

 

 

2 xb\hnk(lJk%ok "I- ТД/і) “f"

2

nk xMkxMh

 

k = 1

k = n —г 4 - I

(111.50)

 

 

 

 

С учетом соотношений ( I I I . 49)— ( I I I . 50) и формул, помещенных в табл. 14, запишем несколько выражений для определения среднего времени ож и ­ дания вагонами подачи и уборки, принимая во внимание, что обработка одним маневровым локомотивом нескольких, фронтов эквивалентна обслу­ живанию одним прибором нескольких входящ их потоков. В общем случае, когда маневровый район состоит из грузовых фронтов, оснащенных стацио­ нарными и передвижными погрузочно-разгрузочными машинами и установ­

ками, вагоны

поступают

отдельными

группами и приоритета обслуж ива­

ния нет:

 

 

 

 

 

 

 

2 Xk (Ук ТоА +

т п й ) 2 ( і + Т

ыа) +

2

ТмА ( і + Ѵ ма)

-

fc= 1

n —r

 

k = n — Г-f- I

, ( I I I . 51)

 

 

 

 

n

 

 

2 ( r M—

2

te/A'Toii-l'Tnft)—

2

x h xu h

 

 

A=1

 

 

k = n — r+1

 

если маневровый район вклю чает только передвижные погрузочно-разгру­

зочные машины:

П

2

*А ТмА ( і -Ь^ма)

 

L„ = —

------------------------,

( I I I .52)

2[ Т м— 2 х к тмА

 

 

А= 1

 

где vMh — коэффициент вариации

случайных величин т МІІ или гок и тпіі.

73


Т а б л и ц а 15

 

 

Время обслуживания

 

Входящий поток

 

 

распределяемое

 

 

 

 

постоянное

по показательному

произвольно

 

 

закону

Регулярн ы й

п — 0

п

а2

 

2 (1 — сс)

 

 

 

 

 

П ростейш ий

а 2

а

а 2 (т) + а 2

2 (1 — а)

п

2 (1 — а)

П _

 

1 —■а

Заметим, что если на обслуживание грузового фронта k выделено огра­ ниченное количество маневровых средств, то в течение времени Ти = Ток система обслуживания для вагонов, следующих на грузовой фронт, не­ полнодоступна и среднее время ожидания можно ориентировочно опреде­ лить при помощи следующих соотношений:

стационарные машины

t __

Ч (4h + Uh^ok? (1-fVMfr) .

(111.53)

0ЫЛ

2 [Г оА- 0 / АтоА+ т пА)х А] ’

 

передвижные машины

 

 

^

__ Ч ТмА ( і -У Vstk)

(111.54)

 

 

o n h ~ 2 ( Т 0 А - а:а т м А ) '

В табл. 15 приведен ряд соотношений, при помощи которых можно рас" считать среднюю длину очереди п, для однолинейной системы обслуж и ­ вания грузового фронта. Если система обслуживания грузового фронта многолинейна, то

п

-

рР у

 

( I I I . 55)

 

2 ’

 

 

 

 

где Рѵ — вероятность того, что

 

в системе

обслуживания находится точно

у требований:

 

 

 

 

 

 

 

 

(II 1.56)

, [ \

1£ І .

Ру

 

У { ^ о

 

( У - І ) К ^ - Р )

 

74


Причем

p = ty(.i или р = Хх\

т — среднее время загрузки или разгрузки транспортного средства; р. — величина, обратная среднему времени обслуживания.

В заключение приведем выражение приведенных затрат для грузового фронта k при следующих условиях: система однолинейна и обслуживает два простейших входящ их потока вагонов и автомобилей; грузовой фронт оснащен передвижными погрузочно-разгрузочными машинами; закон рас­ пределения времени обслуживания показательный:

 

Rh = Cih С г к + С 4h.“Ь Clk + C8h + Cloh -f-Сш

4 - c m .

 

С учетом

формул

(III .6 ),

( I I I . 8), ( I I I . 13),

( I I I . 16),

( I I I . 19),

(III.4 0 )»

( I I I .48)

и ( I I I . 52) после преобразования получим

 

 

Rh (**>

Ук> T*) =

alhyh+

— - + a3kxh+ a4hyk Th + a-Bh Th +

 

 

 

 

 

 

xh Uk

 

n

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ß

(Th I

(24— 7ft)a\ I

Qih(askxk

^IOÄ

 

 

I________ fe= i________

(III 57)

6

\*A

24

1

xk yk (qnhTkyh—Quk)

 

"

 

 

 

 

 

 

 

 

xh xbih

 

 

 

 

 

 

 

ft=l

 

Постоянные alk aek определяются соотношениями ( I I I . 24):

365 (Nh cB-|-jVaft ca) Qnk .

2?лй

 

 

a8k —

9nk>

(II 1.58)

 

 

ö9 =

9Bk’

 

 

 

äioh =

365 NhcB,

 

где N ah—

количество поступающих в течение суток автомобилей;

са —

стоимость

1 ч простоя автомобиля.

 

Перепишем систему ограничений:

 

 

Qnh

Ук^- Укmax»

 

 

Уah T h

(III.5 9 )

 

 

 

 

N k l

 

 

 

< *h < xhmax или c < xh >

xhmas.

 

L$h

 

 

 

75


Если ресурсы, выделяемые на маневровую работу, у грузового фронта k ограничены величиной T oh, то максимальное число подач можно рассчи ­ тать из условия

h xhmax = (II1.60)

Нетрудно получить различные модификации выражения ( I I I . 57), при­ нимая некоторые из переменных xk, yh или Th постоянными.

Если грузовые операции с вагонами и автомобилями выполняю тся по прямому варианту, то создаю тся два независимых входящ их потока з а я ­ вок — вагонов и автомобилей. Тогда выражение приведенных затрат (II 1.57) можно записать следующим образом:

Rh (Xh>Ук> Tk) — alk Ук

a2k

a3h Xh+ aihУкTk +a5^h +

 

Xh Ук

 

 

Tk

, (24— Уд)2

 

 

 

•*eh

 

 

+ _______ ^hk_________ |_

 

Xh

24

 

XhУк (aeh Ук—Qnk)

 

 

 

a8h

 

a l0 k 2

x k %uk

(ПІ.61)

 

 

H----------- —

-----------

 

Ookyh—Quh

T M— "

Xh тмд

 

 

 

 

 

k = l

 

 

где

 

 

 

 

 

 

 

 

ü7k —

365 Nk

<7B Qnft .

 

 

 

 

Ruh

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

a8h —

365 N ah Cg th Qnh

(II 1.62)

 

 

 

Quh

 

 

 

 

 

 

 

Д ля повышенного

пути с устройствами рыхления смерзш ихся

грузов

и очистки полувагонов от остатков груза в выражении (П І.6 1 ) следует при­ нять aah — 0.

5. АЛГОРИТМ И ПРИМЕРЫ РАСЧЕТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ ГРУЗОВОГО ФРОНТА

Анализ показал, что функции R h(xh> Уд>

и R(xk’ Ук) нелинейны

относительно переменных xh, y k и Tk. Поэтому

оптимальные значения х%,

у%и Т% можно найти методами нелинейного программирования, например градиентными. В границах, определяемых условиями ( I I I . 59) или ( I I I . 28), функция R{xh, г/д, Т ь) непрерывна и имеет непрерывные частные производ­ ные, поэтому для поиска х%, у% и Т% можно предложить относительно

76