ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 244
Скачиваний: 0
простой и удобно реализуемый на ЭВМ алгоритм — метод направленного
перебора. |
Решение |
задачи существенно упрощ ается тем, что переменные |
|||||
x h, yh, T h изменяются в ограниченной области. |
|
|
|||||
Рассмотрим итерационный процесс |
на |
примере поиска |
параметров |
||||
x*k и у%. |
Задаемся |
начальным |
значением |
yk = yh шіп. и каждый раз после |
|||
очередной |
итерации |
(при постоянном значении |
= x mln) определяем ве |
||||
личину приведенных затрат |
R (yk, х га1п). |
К ак |
только после |
очередной |
итерации приведенные затраты начинают возрастать, поиск условно опти мального значения ykl при данной величине xftmIn прекращается. Затем выполняем второй ш аг, принимая число передач x hmln + l» и повторяем процедуру поиска, фиксируя условно оптимальное значение ук2. Сравни
ваем |
значения R k {ук1, xmln) |
и R k (yhi, x ftmin 4 - l) . |
|
|
|
||||||||||
|
Если Rk (ykl, xhmln) > |
Rh (yh2, xhmln + |
1), |
продолжаем поиск. Прини |
|||||||||||
маем |
хк = хк mln + 2 |
и вновь |
находим |
условно |
оптимальное значение ука, |
||||||||||
и |
т. |
д. Процесс |
продолжается |
до |
тех пор. пока после |
очередного ш ага |
|||||||||
j |
не получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Rk (УкІ-1> Xk min Ч- / |
2) <С Rk (Ум, Хк mIn |
/ |
1). |
|
||||||||
|
Это |
свидетельствует о том, |
что полученные на ш аге / — 1 параметры |
||||||||||||
y*k’j-i> |
л:*Атіп Ч" / — 2 оптимальны; |
при их реализации достигается мини |
|||||||||||||
мум |
приведенных |
затрат, |
зависящ их |
от числа |
погрузочно-разгрузочных |
||||||||||
машин |
yh и подач |
хк. Д л я |
оптимальных |
значений у% и х%легко |
рассчи |
||||||||||
тать время выполнения грузовы х операций |
|
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
_* _ |
Nk qB |
* |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
V# |
л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
xk Ук Чк |
|
|
|
|
|
|
|
|
Чтобы сократить объем расчетов при |
нахождении |
оптимальных зна |
|||||||||||
чений х%, у% и Т%, |
можно |
воспользоваться |
дискретным |
аналогом |
метода |
||||||||||
Гаусса-Зейделя. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
Пример I. На |
|
склад |
контейнеров, |
расположенный |
на грузовом дворе, еже |
суточно поступает 118 вагонов или 700 контейнеров. В одном условном вагоне поме щается 6,8 контейнера. Переработка контейнеров осуществляется мостовыми кранами: q = 45 контейнеров/ч, стоимость крана /С = 10 тыс. руб., А = 8,8%. Коэффициент использования крана во времени k„ = 0,6, поэтому qn = 27 контейнеров/ч. Полная длина контейнерной площадки Ьф = 360 м. В течение суток на нее поступает 300 ав
томобилей; среднее время выполнения грузовых операций с автомобилем |
t |
= 0,3 |
ч. |
|||||||
Среднее время маневровых |
операций у |
грузового |
фронта |
тм = 0,8 ч, |
1 |
стоимость |
||||
1 локомотиво-ч маневровой |
работы сл = |
5 руб. Приведенная |
стоимость |
вагоно-ч |
||||||
простоя св = |
0,07 руб.; коэффициент переработки с учетом непосредственной перегрузки |
|||||||||
контейнеров |
и выполнения |
складских операций kn = |
1,7. Тогда Qn- = |
2600 контейне- |
||||||
ров/сутки. Время работы грузового фронта в течение суток задано Т = |
21 ч. |
Затраты |
||||||||
маневровых |
средств в локомотиво-часах |
на обработку |
контейнерного |
склада |
не |
|||||
должны превышать. Т0 = 6 ч. Входящие потоки вагонов |
и автомобилей простейшие, |
распределение времени выполнения грузовых операций с вагонами н автомобилями произвольное; Ѵх= 0,5. Входящий поток вагонов, ожидающих подачи, также про-
77
Т а б л и ц а 16
Номер итерации |
X |
У |
R (х. у) |
1 |
3 |
5 |
37 500 |
2 |
3 |
6 |
34 000 |
3 |
3 |
7 |
35 300 |
4 |
4 |
6 |
31 800 |
5 |
5 |
6 |
32 800 |
стейший; распределение времени подачи и уборки вагонов показательное, ѵм = 1;
Д= 10%. Система оплаты труда механизаторам сдельная; поэтому а&Ту = 0. Требуется определить оптимальное число погрузочно-разгрузочных механизмов
у , подач X и оптимальную перерабатывающую способность грузового фронта. Составим выражение приведенных затрат, воспользовавшись для этого формулой (111,61).
R(x. у) = а1у 4 |
— |
-f сзх - f |
4- |
|
|
|||
|
|
|
x y |
|
|
X |
|
|
|
д7 |
|
|
gB |
|
atQxxl |
|
(II 1.63) |
xy (Яц У— Qu) ^ O t y —Qn |
|
Т0— хтм |
|
|||||
|
|
|
||||||
Подставляя в него условия задачи, получим |
|
|
|
|
||||
|
.97 000 |
|
|
170000 |
|
|
||
R (X, у) = |
1440 у 4 |
ху |
|
4 1460x4- |
ху ( у —2.8) |
4 |
||
|
1300 |
|
1850 X |
32 000 |
|
(ІІІ.64> |
||
* |
</-2,8 |
4 |
6 —0,8х |
4 |
|
|
||
|
|
|
||||||
Составим систему ограничений, |
налагаемых |
на |
х н у . Минимальное количество |
|||||
механизмов определяется выражением у т ц |
Qn |
2600 |
„ |
„ |
||||
= — — = |
- = |
5. Минимальное числа |
||||||
118-8 |
|
|
|
9п ‘ h |
185-3 |
|
|
|
|
|
|
Т0 |
6 |
|
|
||
подач лт1п==— — = 3; максимальное Агт а х = — |
= |
— S4 '• |
|
|
||||
360 |
|
|
|
|
|
U»о |
|
|
Таким образом, система ограничений принимает вид |
|
|
||||||
|
у > 5, 3 < X < 7. |
|
|
( І І І : 6 5 > |
Полагаем, что ограничений на ресурсы, выделяемые для механизации погрузочноразгрузочных работ, нет. Таким образом, задача заключается в том, чтобы найти такие значения х и у, которые привели бы функционал, выражающий приведенные затраты, к минимуму при соблюдении ограничений (ГІІ;65). В качестве исходного плана прини
маем значения |
хтІЛ = 3 и |
у тіп == 5. Итерационный процесс поиска юптимальных |
значений х и у |
представлен |
в табл. 16. |
78
Оптимальные параметры грузового фронта, минимизирующие затраты, х* = 4, у* = 6. Эти значения удовлетворяют неравенствам (III.65), реализация их позволяет уменьшить приведенные расходы по сравнению с исходным планом (х = 3, и = 5) на 5700 руб., или на 15%. Оптимальная перерабатывающая способность контейнерного склада составляет 2600 контейнеров/сутки, или 360 вагонов/сутки.
Рассмотрим этот же пример для условий регулярного поступления транспортных средств и постоянного времени выполнения грузовых операций. Тогда выражение при
веденных затрат (III.63) примет следующий вид: |
|
|
|
|
|||
|
Я (х. у) = 1440 г/ф 97 000 -ф- 1460 X -ф- 32 000 |
|
(III.66) |
||||
|
|
|
ху |
|
X |
|
|
Ограничения на X, (/определяются по-прежнему |
неравенствами |
(III.65). Исполь |
|||||
зуем предложенный выше итерационный метод поиска |
оптимальных значений х и у и |
||||||
сведем данные расчетов |
в табл. 17. |
Оптимальные |
параметры х * = |
6 и у* = |
5. При |
||
реализации оптимальных |
параметров |
экономия приведенных затрат по сравнению с |
|||||
исходным планом |
составляет 11%. |
путь ежесуточно |
поступает в среднем |
N = 60 |
|||
Пример 2. |
На повышенный |
условных вагонов каменного угля, средняя статическая нагрузка условного вагона ■<?в = 30 т. Вагоны поступают отдельными группами. Входящий поток вагонов простей ший, распределение времени выполнения грузовых операций произвольное, ѵ4= 0,5,
маневровых операций |
показательное, |
ѵм= |
1. Разгрузка |
и очистка вагонов |
осущест |
|
вляются вибратором, |
установленным |
на |
портале, q = |
300 |
т/ч и k0 = 0,6, |
поэтому |
q n = 180 m/ч. Грузовой фронт работает круглосуточно, Т = |
22 ч, оплата труда меха |
низаторов сдельная. Стоимость вибратора 17 тыс. руб., А — 20 %. Стоимость повышен
ного пути |
150 руб/м, |
А п = |
5%. Суммарное время работы маневрового локомотива на |
|||||||||||||
повышенном |
пути |
не |
должно превышать |
Т0 = |
5 локомотиво-ч, |
тм = |
0,5 |
ч, |
са = |
|||||||
= 0,07 руб/ч, сл = |
5 руб/ч. |
Требуется |
определить |
оптимальное |
число подач |
х |
||||||||||
вагонов на |
повышенный путь, число вибраторов^, оптимальную длину |
повышенного |
||||||||||||||
пути L и оптимальную перерабатывающую способность грузового фронта. |
Чтобы |
|||||||||||||||
получить |
выражение |
приведенных расходов, воспользуемся формулой |
(III.63), |
ис- |
||||||||||||
|
|
|
|
|
а8 |
|
|
|
собой затраты, связанные |
с |
ожи- |
|||||
ключив из нее член —— —гг- , представляющий |
||||||||||||||||
|
|
|
|
“9У Ѵп |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
данием автомобилями |
выполнения грузовых операций, и введя в выражение затраты |
|||||||||||||||
на сооружение, амортизацию и ремонт повышенного |
пути |
(соотношение (III.21): |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
^2 |
аа |
|
с7 1,25 |
|
_2 |
|
|
|
|
||
|
|
R ~ ai У+ |
-ф- |
al0 xxji |
|
(111.67) |
||||||||||
|
|
ху |
-ф- аз X + X |
ху (а8У— Qn) -Ф То— *хм |
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
где ß e= |
365 NcBT |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
----- -Ф- 0.01 (Лпф Д ) Nlkn. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Т а б л и ц а |
17 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер |
|
|
|
|
|
R (X, у) |
|
.Номер . |
|
|
|
R |
|
у) |
|
|
итерации |
|
X |
|
|
У |
|
итерации |
X |
|
У |
(X , |
|
||||
1 |
|
3 |
|
|
5 |
28 900 |
|
|
4 |
5 |
|
5 |
26 240 |
|
||
2 |
|
3 |
|
|
6 |
29 100 |
|
|
5 |
6 |
|
5 |
25 900 |
|
||
3 |
|
4 |
|
|
5 |
27 350 |
|
|
6 |
7 |
|
5 |
26 260 |
79
Т а б л и ц а |
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Номер |
|
X |
|
|
|
R (л, у) |
Номер |
|
Л* |
|
|
|
|
R (л, |
у) |
|||||
нтерации |
|
и |
|
итерации |
|
|
У |
|
|
|||||||||||
1 |
• |
1 |
|
1 |
|
|
48 300 |
|
5 |
|
3 |
|
2 |
|
|
2 |
1 0 |
0 |
0 |
|
2 |
\ |
1 |
|
2 |
|
|
42 000 |
|
6 |
|
4 |
|
2 |
|
|
18 2 |
0 |
0 |
||
|
|
3 |
|
|
42 300 |
|
7 |
|
5 |
|
|
|
|
19 2 |
|
|
||||
3 |
|
1 |
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
0 |
0 |
|||||||
4 |
|
2 |
|
2 |
|
|
25 500 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Остальные постоянные имеют прежнее значение. После |
подстановки исходных |
|||||||||||||||||||
данных в выражение (III.67) и преобразовании получим |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
R (х, |
|
|
15 000 |
9 0 0 * + |
|
4560 |
|
380 |
|
+ |
27 000 |
|
(III.68) |
|||||||
у) = 3000 у + ---------+ |
ху (Зу— 1) |
+ |
5— 0,5л: |
---------; |
||||||||||||||||
|
|
|
|
ху |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
У т іп — l ’> |
|
-^min— 1; |
*m ax — „ _ — Ю- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таким образом, |
система ограничении имеет вид |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
у |
> |
1; |
1 < X < 10. |
|
|
|
|
|
|
|
(III.69) |
|||
Итерационный |
процесс |
поиска |
оптимальных |
значений |
х |
и |
у |
представлен |
||||||||||||
в табл. |
18. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
затраты |
ми |
|||
Оптимальное число механизмов и подач, при которых приведенные |
||||||||||||||||||||
нимальны, соответственно составляет у* = |
2, х* = |
4. Эти оптимальные |
параметры |
|||||||||||||||||
грузового фронта удовлетворяют условиям |
(III.69). При |
этом |
повышенный путь дол- |
|||||||||||||||||
жен быть длиной |
не |
|
60-8 |
= |
120 м. Реализация |
оптимального плана |
х* = 4, |
|||||||||||||
менее — |
||||||||||||||||||||
у* = 2 по сравнению с исходным у = |
і , х |
= |
1 дает экономию приведенных затрат в раз |
|||||||||||||||||
мере 30 000 руб., или 62%. Оптимальная перерабатывающая |
способность |
грузового |
||||||||||||||||||
фронта составляет 7920 т/сутки, или 264 вагонов/сутки. |
|
фронта |
дают |
сле |
||||||||||||||||
Аналогичные |
расчеты |
детерминированной модели |
грузового |
|||||||||||||||||
дующие оптимальные значения параметров грузового фронта |
у* = |
2, |
х* — 5. |
|
Для |
|||||||||||||||
поиска оптимальных параметров управления у, х и Т можно также |
воспользоваться |
|||||||||||||||||||
дискретным вариантом метода Гаусса—Зейделя, в котором |
значительно |
меньше |
||||||||||||||||||
объем вычислительных работ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.ЗАМЕНА ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН
ИМНОГОЭТАПНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУЗОВЫХ ФРОНТОВ
Если оптимизация технического оснащения осущ ествляется не только в пространстве, но и во времени, т. е. ставится задача многоэтапного разви тия одного или нескольких грузовы х фронтов в течение і = 1 , 2 , ..., m лет (постановка такой задачи аргументирована ранее), то сумма приведенных
80