Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 243

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

затрат в общем виде вы раж ается так (развернутое выражение при желании может легко получить сам читатель):

п пг

R. — 2

2

Rih (У і1> ^"211

Хпт> Уііі У%1)

Упт’

^ 2 1 > •••> ^птп)‘

k = 1

і=

1

 

 

 

О птим альны е

упр авл е н и я х*к,

у*к и Т% следует и ска ть

в Зік н апр а вл ен и ях .

Ц ель поиска — оптимизировать распределение погрузочно-разгрузоч­ ных машин или денежных ресурсов между грузовыми фронтами на каждый год и на весь планируемый период. Необходимо, чтобы план удовлетворял требованиям оптимальности, т. е. приведенные расходы, связанные с при­ обретением средств комплексной механизации и переработкой грузов, были минимальными. Поиск оптимального решения может осущ ествляться по­ следовательно, отдельными шагами. И звестно, что оптимизация многоэтап­ ных процессов эффективно решается методами динамического программиро­ вания. Вм есте с тем при небольшом количестве объектов и непродолжитель­ ном периоде планирования задача может быть успешно решена методами нелинейного программирования.

Интересно рассмотреть особенности решения задачи многоэтапного развития грузовы х фронтов, сформулировав ее в терминах динамического программирования. Чтобы упростить преобразования, а читателю лучше уяснить идею и алгоритм, ограничимся рассмотрением одного грузового фронта при детерминированном режиме его работы. Изучение статистиче­ ской отчетности Ю жно-Уральской дороги, проведенное Г . Ф. Бабушкиным, показало, что часовая производительность тракторных погрузчиков q^) имеет тенденцию к снижению с увеличением срока служ бы , а простои машин в ремонте, наоборот, увеличиваются (табл. 19). Характер изм енения^,) мож ­ но аппроксимировать соответствующим полиномом, воспользовавш ись ме­ тодом наименьших квадратов. Поэтому минимальное количество погрузоч­ но-разгрузочных машин по годам планируемого периода следует опреде­ лять, учитывая изменение производительности от срока служ бы . Тогда

 

 

Q(i)

2 Уі(т)

Чх))

 

 

Уі min

________ т = 2___________________________

( I I I . 70)

 

 

<7.(1) (365Т. — ТрЦ1))

 

 

 

 

 

 

 

где

X — текущее значение

возраста машины,

причем t ^ 1;

 

 

Q" — годовой объем переработки грузов в году і;

 

 

Уцх) — фактическое

количество машин возраста т, которые имелись

 

к началу года і\

 

 

 

 

qi(x) — часовая производительность машин возраста т в году і\

 

т* — оптимальный

срок

службы машины,

определяемый на основе

 

оптимальной

политики замены машин;

 

81


Ti — время работы грузового фронта в году і\

 

 

 

Трңх) — продолжительность

ремонта

 

и

технического

обслуживания

машин возраста т

в году і;

это

время вводится

в формулу ( I I I . 88),

если оно

не учтено в производительности дцх)',

 

 

 

Ящ) — часовая

производительность

новой

машины

возрастом в один

год, вводимой в эксплуатацию в году і;

 

 

 

Трц\) — продолжительность

ремонта

и

технического

обслуживания.

Числитель формулы

( I I I . 70) —

количество

груза,

которое необходимо

переработать новыми машинами. Введем

дополнительные обозначения:

уі и Уіі — количество

машин,

введенных

в эксплуатацию

в годы і

 

и і — 1;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f\{yi Уі- 1 ) — функция затрат при переходе от года і

— 1

к году і;

Фі\уі уі—і) — функция

экономии затрат

в году і, связанной с уменьше­

 

нием вагоно-часов простоя под грузовыми

операциями в

 

результате

того, что

фактическое число машин

yt может

быть больше минимального yimln-

Тогда выражение приведенных затрат в году і в общем виде можно за ­

писать следующим образом [2], [12]:

 

 

Ri =

ft і ~ У і- і)— Чі (Уі — Уі min)*

 

(IH-71)

Рекуррентное соотношение, выражающ ее суммарные

приведенные з а ­

траты за отрезок времени і п лет, имеет такой вид

 

 

R n . -ЛУи Уі- і) =

[ft (Уі— Уі-г) — Фі (Уі — Уі min)] +

R*+1. " .

( I I I . 72)

где R*+i,n — суммарные приведенные затраты за /г — +

1) ш агов, пред­

шествующих этапу і (если начало многоэтапного

процесса

относится к

году л);

 

 

------- коэффициент отдаления капитальных затрат.

Т а б л и ц а

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст машины, лет

 

Показатель использования машин

1

2

3

4

5

б

 

 

Часовая

производительность, пііч . . . .

33

31

23

25

25

20

Простои по техническим причинам за год,

402

531

590

460

658

1080

ч ..........................................................................

 

82


Задача заклю чается в том, чтобы найти такие у*, которые бы привели функционал (II 1.72) к минимуму. В подобной постановке задача поиска оптимальных значений у*, г/*_і записывается следующим образом:

Rn. і(Уі, Уі-і) = rai n ^ j~ y - [/і ІУі Уі- і)Ч>ІУіУі mm)] +

 

 

+ Rt+I,n, если уіт1п^ У і < у ітах.

(ІІІ.7 3 )

Обычно

поиск оптимального

управления методом динамического про­

граммирования осущ ествляется

в обратном направлении от года

п к году

п — 1 и т. д. Н а каждом этапе

многостадийного процесса определяется

оптимальное

значение уі при всевозможных предположениях о

величине

Уі- і - Иными

словами, y t — г/,(^г_х). Из совокупности всех y t на этапе і выби­

рается то значение уі, при котором функционал ЩіП(г/г) достигает минимума.

В рассматриваемом случае величина R t +і.пІУі) представляет собой приве­ денные затраты за период і + I п лет, если в течение этого отрезка вре­ мени следовать оптимальной политике технического оснащения. На послед­ нем этапе многошагового процесса, соответствующем первому году плани­ руемого периода, определяется оптимальное значение у* при заданном значении у0. Затем в прямом направлении от года 1 к году п последователь­ но определяем оптимальные значения у*, пользуясь соотношением у* =

=Уі(У*-\)- Составим развернутые выражения /*(уг— у г_г) и ф (yt — у . mln).

При повременной системе оплаты труда механизаторов:

і~ У і- і) = 3і (Уі — Уі. х) +

0,01

А (Уі— Уі- J К;

(111.74}

365 N j q-QСд

"_______ 1

 

Фі ІУі Уі min) —

т*

Уі (т) Уі х

 

 

2

 

 

т = I

 

1

 

 

(111.75}

т*

 

 

2Уіхтпіп Уі Ы ^ІУ^Уі min) Уі ( 1)

т= 1

где З г — заработная плата бригады, обслуживающей погрузочно-разгру­ зочную машину, за год;

А— процент годовых отчислений на амортизацию и ремонт;

К— отпускная стоимость машины с учетом затрат на транспортиров­ ку и монтаж .

Первый член формулы ( I I I . 75) характеризует затраты, связанны е іс простоем вагонов при минимальном количестве погрузочно-разгрузочных машин, -второй — при значении Уі. Чтобы уменьшить объем вычислитель-

83


ных работ, для каждой величины Уі-х условно оптимальные значе­

ния уі

можно определить при по­

мощи теории максимума и мини­

мума

функции из уравнения

^ =

0. При этом следует учиты­

 

 

 

 

вать ограничения,

налагаемые на

 

 

 

 

величину уі.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пример.

Пусть

3

=

4000

руб.,

 

 

 

 

стоимость тракторного погрузчика К =

 

 

 

 

=4000

руб.,

<7В =

12 т,

св = 0,1

руб.,

 

 

 

 

Хі =

2,

Д =

0,15.

Годовой объем грузо­

 

 

 

 

переработки к началу расчетного перио-

Рис. 15. Граф

многоэтапного технического

да <?о=

140 тыс. яг,

среднегодовой темп

роста объема работы 1,2; оптимальный

оснащения грузовых фронтов

срок

службы

тракторного

погрузчика

 

 

 

 

периода

на

грузовом

 

т* =

5

лет.

 

К

началу

планируемого

фронте эксплуатировались

четыре

погрузчика

(у0 =

= 4), из

них

возрастом

менее одного года — один, менее двух лет — два и менее

пяти лет — один. Минимальное количество погрузчиков разных типов распределяется

так: г/ішіп”

3,

г/2 гшп=

1/зтіп=

4,

У4 тіп =

б» ^бтіп^^

и Уотіп "

б;

максимальное

количество,

определяемое

величиной

выделенных

ресурсов,

составляет г/1тах =

6,

Угтах "7,

г/зтах = 7,

ІЛітах = 9, Убтах = 9,

Увтах =

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расчеты выполнены с учетом данных табл. 18, а на рис. 15 построен в координа­

тах і, Уі

граф,

который моделирует многоэтапный процесс поиска оптимального техни­

ческого оснащения. По оси абсцисс отложены порядковые номера этапов (лет), по

оси

ординат — количество механизмов. Штрих-пунктирной линией

очерчена

область

до­

пустимых значений величины уі на отдельных шагах многоэтапного

процесса

гра­

ницах у шах (і) < Уі

< у min (t),

где

и следует

искать

оптимальные

значения

 

уі.

В табл. 20—25 показаны условно оптимальные значения уі, полученные

варьировани­

ем допустимых значений г/г_ъ и величины приведенных

затрат, рассчитанные по фор­

мулам (III.73)—(III.75), в узлах графа — значения приведенных расходов.

 

 

 

Минимальные приведенные расходы за весь планируемый период равны 18.9 тыс. руб.

Найдем

оптимальную

стратегию

технического

оснащения в

прямом

 

направлении

от і =

0 к і =

6 по формуле y*t =

y t (y t_ *). Например, у*х =

ух (у*0)

= Уі(4)

=

4

(табл. 27), у *2 = у2 (у*г) =

у 2(4) —4 (табл. 26) и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальная стратегия изображена на рис.

15 ломаной линией АбВезЕЖ-

 

 

Т а б л и ц а 20

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 21

 

 

 

 

 

 

УЕ

 

*

 

'уі і)

 

 

 

 

 

У*

^5 і, Уі)

 

S'а

(Уі)

 

 

Яб

УА

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

3,8

 

8

 

 

 

 

 

6

 

7,9

 

 

 

7

 

 

8

 

 

2 , 1

 

8

 

 

 

 

 

7

 

5,8

 

 

 

7

 

 

9

 

 

1,9

 

9

 

 

 

 

 

9

 

3,8

 

 

 

9

 

 

84


Т а б л и ц а 22

 

Т а б л и ц а 23

 

Уз

«4 (0 s . Уз )

Уз (Уз)

Уг

Яз<01. Уз )

Уз (Уз)

4

14,5

7

4

16,0

5

6

12,2

7

5

13,4

5

6

9,9

7

6

11,0

6

7

7,7

7

7

8,9

7

Многоэтапному техническому оснащению грузового фронта должно предшествовать решение задачи по выявлению оптимальной политики зам е­ ны машин в зависимости от их возраста. Рассмотрим метод решения такой задачи [12]. В простейшем случае при определении экономической целесообразности замены эксплуатируемых машин могут быть лишь две альтернативы: сохранение существующей машины и замена ее новой. И з двух возможных решений на каждом ш аге многоэтапного процесса выби­ рают то, при котором достигается минимум приведенных затрат. Тогда для года і планируемого периода

 

 

 

1

 

D *

 

 

 

 

 

Fі (X)

 

•Аі + 1, .

 

 

 

R(i,n) = m in

 

(і+ Д )1

 

1

 

 

(111.76)

 

(1 ) ~ К і (т)]

R1+............

 

 

 

U i

7 +

 

 

 

 

 

 

 

(1+Л)

 

 

 

где

Fi{t ) —

расходы,

связанные

с эксплуатацией погрузочно-разгру­

 

 

 

зочной машины, имеющей возраст т лет в году і с учетом

 

Rf+i.....г

стоимости

капитального ремонта;

 

 

расходы,

связанные

с эксплуатацией погрузочно-разгру­

 

 

 

зочной машины возрастом т лет за период і +

1 — т лет;

 

/)(і) —

затраты, связанные с приобретением, установкой

и примене­

 

 

нием в году

і новой машины возрастом один год;

 

 

Кңх) — остаточная

стоимость

заменяемой

машины, имеющей во з­

Rf+ 1......„ —

раст т лет;

 

 

 

 

 

приведенные

 

затраты,

связанные

с эксплуатацией новой

 

 

машины за период і +

1 — п лет, если следовать оптималь­

 

 

ной

политике

замены.

 

 

 

 

Верхняя

строка системы ( I I I . 76)

представляет собой суммарные расхо­

ды

при сохранении эксплуатируемой

машины в

году і\ вторая

строка —

приведенные расходы в случае замены эксплуатируемой машины более со ­ вершенной. • •

85