ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 247
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 24 |
|
Система ( I I I . 76) действительна |
для |
|||||
У1 |
«2 |
У» (i'll |
случая, |
когда |
заменяются те погрузоч |
|||
но-разгрузочные машины, срок службы |
||||||||
|
|
|
которых истек или которые могут быть |
|||||
3 |
19,2 |
4 |
использованы на другом объекте. Если |
|||||
4 |
17,8 |
4 |
заменяемая машина, срок службы кото |
|||||
5 |
14,9 |
5 |
рой не истек, списывается в металлолом, |
|||||
то во втором уравнении системы (III . 76) |
||||||||
6 |
12,5 |
6 |
||||||
необходимо учесть дополнительные |
з а |
|||||||
|
|
|
||||||
|
|
|
траты С(Т), представляющие собой стои |
|||||
|
|
|
мость, |
не погашенную |
амортизацион |
|||
ными |
отчислениями. Величина |
Кцх) представляет собой стоимость металл- |
||||||
лома, |
равную 4— 10% |
первоначальной стоимости |
машины |
без стоимости |
||||
демонтажа. |
|
|
|
|
|
|
Если в процессе замены можно из нескольких конкурентоспособных ва риантов механизации выбрать один наиболее рациональный, то эту задачу следует решить предварительно, перед определением оптимальной альтер нативы согласно условиям ( I I I . 76). При одновременной замене нескольких
погрузочно-разгрузочных |
машин с |
различным |
сроком |
службы система |
|||||
( I I I . 76) принимает вид |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
Т * |
|
|
|
|
|
|
Уоifi (i) |
- |
2 |
Уіх Кі (г) |
X |
|
|
|
|
|
|
|
|
!=і |
|
|
|
|
|
Я г_„ = min |
X |
- U |
f |
Rf+ |
1 ........t — замена машины; |
( I I I . 77 ) |
|||
|
(1 + Д)‘ |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
( т ) |
1 |
- Я ?; + і . |
„ — сохранение |
машины, |
||
|
i= i |
|
(1 + |
||||||
|
|
|
Л)г |
|
|
|
|
||
где уоі — количество |
новых |
погрузочно-разгрузочных машин, которыми |
|||||||
заменяю тся в году і эксплуатируемые машины; |
|
||||||||
Уіх — количество эксплуатируемых машин в |
году і, имеющих возраст |
тлет;
т* — оптимальный срок служ бы машины.
Таким образом, в последнем общем случае задача состоит не только в том, чтобы выбрать вариант наилучшей замены, но и определить оптимальное ко
Т а б л и ц а |
25 |
|
личество погрузочно-разгрузочных |
ма |
|||
|
шин для |
каж дого года планируемого |
|||||
|
(уо, Ух) |
|
периода. М ожно получить развернутые |
||||
Уо |
Ух (Уо) |
выражения |
величин F^xh /ип |
и Q T>— |
|||
|
|
|
остаточной |
стоимости |
заменяемой |
ма |
|
4 |
18,9 |
4 |
шины, а такж е Кцх)- |
Выражения для |
|||
|
|
|
С {х) и К ц х ) |
выведены |
Г . Ф . |
Бабуш ки- |
86
ным |
[21]. Они учитывают физичес |
|
||||||
кий и моральный износ машины, |
|
|||||||
возрастающ ий с увеличением ее |
|
|||||||
возраста. Получение |
зависимостей |
|
||||||
д л я |
Fux) и /і( і) |
не |
представляет |
|
||||
принципиальных трудностей и они |
|
|||||||
могут быть выведены читателем. |
|
|||||||
|
На рис. 16 представлен граф |
|
||||||
многоэтапной |
политики |
замены |
|
|||||
устаревш их погрузочно-разгрузоч |
|
|||||||
ных |
машин |
в |
координатах і и |
|
||||
т |
(возраст |
машины). |
В |
узлах |
Рис. 16. Граф оптимальной политики заме |
|||
его |
указаны |
затраты |
за |
период |
ны погрузочно-разгрузочных машин |
|||
п — |
і при оптимальной политике. |
|
||||||
Над |
наклонными |
ребрами |
помечены |
эксплуатационные затраты на этапе |
||||
і |
— /, а вертикальные |
|
ребра — затраты, связанные с заменой погрузочно- |
разгрузочной машины возраста т. Если машина только что приобретена, ее состояние изображено на графе началом координат. П осле эксплуатации в течение одного года состояние машины соответствует вершине А. Траекто рия изменения состояния проходит по ребру О— А. Эксплуатация машины в течение второго года характеризуется ребром А — Б, а состояние после это го периода — вершиной Б и т. д. В данном случае t = т. В любой момент времени і эксплуатируемая машина может быть заменена новой. Процесс замены моделируется движением изображающей точки вниз по вертикали,
например из вершины Б в точку 3, расположенную на оси абсцисс (т = |
0), |
а затем по ребру 3— И в вершину И, которая соответствует возрасту т = |
1 |
год и периоду планирования і = 3 года. Наивыгоднейшее направление про |
цесса изображается ориентированными ребрами графа, при этом наклонные ребра ориентируются только слева направо, а вертикальные — от вершин графа к оси абсцисс.
Рассмотрим процесс многоэтапной замены (рис. 16). Процесс поиска так ж е начинается с последнего, пятого года планируемого периода. Вначале его возможное состояние системы характеризуется вершинами М, К и Ж. В вершине М имеются две альтернативные возможности: эксплуатировать машину второй год, что соответствует перемещению по наклонному ребру вверх (затраты составляю т 2 единицы), или заменить ее, опускаясь по ребру вертикально вниз, затем используя эту машину в течение пятого года. (На рис. 16 это соответствует движению от точки Н вправо по оси абсцисс.) Сум
марные затраты при замене 1,7 + |
1,0 = 2 ,7 единицы. |
|
Г |
2 ,7 |
(замена); |
[ 2 , 0 |
(сохранение). |
87
Минимальные затраты при сохранении машины еще на один год (2 еди ницы) записаны в вершине графа М, а направление процесса, соответствую щее оптимальному выбору, показано на наклонном ориентированном реб ре, выходящем из вершины М, стрелкой. Аналогично устанавливаю т наи лучшие течения процесса в точках К и Ж -
Переходим к четвертому году планируемого периода. Из вершины И такж е можно выбрать два направления поиска оптимальной стратегии:
по ребру И— 3 , соответствующему замене эксплуатируемой машины новой, и ребру 3 — М, отвечающему эксплуатации этой новой машины в те чение четвертого года; суммарные затраты за два этапа процесса составят Я 4іВ = 2 + 2 , 0 + 1,1 = 5 , 1 ;
по ребру И— К, что соответствует решению эксплуатировать машину второй год; суммарные затраты за два этапа для такого направления Я 4|Е = = 2 ,3 + 2 ,4 = 4,7 .
Таким образом,
I 5,1 (замена);
\4 ,7 (сохранение).
На данном этапе оптимальная политика — сохранение эксплуатируе мой машины, имеющей возраст 1 год, на четвертый год эксплуатации. Д алее таким ж е порядком рассматриваем вершины Е, Б четвертого года, Д, Б, Ф третьего, А, У, С второго и, наконец, О, Т, Р, П первого года планируемого периода. В итоге получаем суммарные минимальные затраты за весь много этапный процесс. К ак видно из рис. 16, в зависимости от возраста машины минимальные затраты изменяются от 13,1 до 16,1 единицы.
Следуя в направлении возрастания времени, легко определить опти
мальную стратегию замены. Если, например, к началу планируемого |
го |
да погрузочно-разгрузочная машина имела возраст менее одного года, |
то |
оптимальная политика замены характеризуется ломаной О— А— Б— Д — 3 — И — К- Если ж е возраст машины один год, оптимальной стратегии поведе ния системы при многоэтапном процессе замены отвечает ломаная Т— У— А — Г—Д — Е— Л—М.
7. НАДЕЖНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ГРУЗОВЫХ ФРОНТОВ
Погрузочно-разгрузочные машины, так ж е как и любые обслуж иваю щие аппараты, обладают ограниченной надежностью и выходят из строя — появляется поток отказов. На приведение машин в работоспособное состоя ние требуется определенное время, которое называется временем восстанов ления. К ак показывает статистика и наблюдения [18], [11], поток отказов характеризуется стационарностью, ординарностью и обычно отсутствием последействия. Поэтому часто его принимают за простейший.
88
И з-за отказов погрузочно-разгрузочных машин возможны различные ситуации в функционировании грузового фронта. В определенных случаях отказ системы обслуживания вызывает отказ в обслуживании требований— выполнении грузовы х операций с вагонами или автомобилями. Н апример, выход из строя устройств рыхления смерзш ихся грузов может иметь следст вием переадресование вагонов с сыпучими грузами на другую станцию.
Анализируя особенности функционирования системы с ненадежными по грузочно-разгрузочными механизмами, следует учитывать естественные из менения в поведении требований в очереди. Поступившее к вышедшему из строя обслуживающ ему аппарату требование не может ожидать до тех пор, пока последний будет восстановлен, поскольку для приведения в работо способное состояние погрузочно-разгрузочных механизмов требую тся часы, а иногда сутки. Если система обслуживания многолинейна, то требование (автомобиль, тягач с прицепами), заставш ее погрузочно-разгрузочную маши ну или установку неисправной, покидает ее и поступает к другому, исправ ному обслуживающему аппарату.
К ак указано ранее, погрузочно-разгрузочные машины, выполняющие операции с вагонами, представляю т собой однолинейную систему — один совокупный обслуживающий аппарат. Вы ход из строя одного или н есколь ких механизмов не приводит к отказу системы в целом, а имеет следствием лишь уменьшение производительности совокупного обслуживаю щ его аппа рата. В подобных условиях речь идет о влиянии частичного выхода из строя однолинейной системы обслуживания на суммарную производительность. Б . В . Гнеденко и И. Н . Коваленко предлагаю т [9] так называемый энерге тический метод решения задачи, который в рассматриваемом случае сво дится к определению математического ожидания суммарной производитель ности у погрузочно-разгрузочных машин с учетом частичного выхода их из строя.
Обозначим через у р текущ ее значение числа погрузочно-разгрузочных машин в рабочем парке в течение рассматриваемого периода (случайная ве личина), у — количество погрузочно-разгрузочных машин в инвентарном парке, q — часовую (среднюю) производительность машины и Т — время работы грузового фронта в течение суток. Если известна функция распре
деления плотности вероятности случайной величины f(yp), то |
|
М (Ур) = $ i/р f (Ур) dyp. |
( I I I . 78) |
о |
|
Математическое ожидание суммарной производительности машин равно |
|
у |
|
Упі Ур?(Ур)<1ур. |
( I I I . 79) |
О |
|
89