Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 260

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведенные условия сохраняю т силу для произвольного распределения времени обслуживания и произвольных входящ их потоков, если число по­ следних не превышает двух.

Возможны такие ситуации, когда при поступлении в систему требования с абсолютным приоритетом (например, автомобиля) необходимо принять альтернативные решения: прекратить обслуживание требования с приори­ тетом более низкого класса (разгрузки и погрузки вагонов) или закончить, его. Если время дообслуживания требования класса / приоритета меньше

величины М ц = — Cj, то целесообразно закончить

его. Если ж е приведен-

 

СІ

 

ное условие

не соблю дается, то надо прекратить обслуживание требования

приоритета

например разгр узку вагонов, и начинать обслуживание авто­

мобилей.

 

 

Т ак как

иногда грузовой фронт представляет

собой многолинейную

систему массового обслуживания с ожиданием, то в ряде случаев целесооб­ разно управлять длиной очереди к погрузочно-разгрузочным механизмам. В частности, может оказаться рациональным переход заявки из одной оче­ реди в другую , чтобы более равномерно использовать погрузочно-разгрузоч­ ные машины и уменьшить время ожидания. Необходимость в таком регули­ ровании обслуживания потоков возникает, например, на контейнерных пло­ щ адках в периоды интенсивного поступления автомобилей. Д ля управления процессами распределения автомобилей между кранами создаю тся инфор­ мационные системы. Специальные датчики фиксируют поступающие на склад, автомобили и передают информацию диспетчеру площадки. Диспетчер в соответствии с создавш ейся ситуацией принимает решение и дает указание об адресовании автомобилей к кранам.

В перспективе намечается создать информационно-планирующую си­ стему, которая согласно разработанному для построения оперативного плана алгоритму будет перерабатывать поступающую информацию и да­ вать рекомендации — наивыгоднейшие варианты выполнения операций — диспетчеру. Переадресование транспортных средств между погрузочноразгрузочными машинами представляет значительные трудности, поэтому далее рассмотрен относительно простой случай функционирования дву х - канальной системы [18]. П усть в секции склада работают два электропо­ грузчика, к которым поступает поток автомобилей с прицепами интен­ сивностью Я,. Время выполнения грузовы х операций подчиняется показа­ тельному закону распределения с параметрами для первого и второгопогрузчиков соответственно рх и р 2-

Управление очередями организовано так, что количество автомобилей, ожидающих выполнения грузовы х операций, у каждого прибора отличает­ ся друг от друга не более чем на единицу. При большей разнице автомобили перераспределяют так, чтобы длина очереди у каждого прибора удовлет-

П »


воряла этому

условию . Вновь прибывший автомобиль поступает к той

погрузочно-разгрузочной машине, у которой длина очереди меньше.

Если ж е очереди одинаковы, то автомобиль

с

равной вероятностью

может стать в очередь к любому погрузчику.

 

 

П усть первый погрузчик обслуж ивает за 1 ч р,х =

1 автомобиль с прице­

пом,

второй р,2 = 2 автомобиля, X = 3 автомобиля с прицепами в час. Если

Р(п1г

п tij)

вероятность того, что у первого

погрузчика находится пг

автомобилей,

вклю чая и те, которые уж е обслуживаю тся, у второго — п

пг автомобилей (п — число автомобилей в системе обслуживания), то для стационарного процесса поступления можно записать следующую систему алгебраических уравнений Эрланга:

ХР ( 0 , 0 ) + Ма Р ( 1 , 0 ) + На Р ( 0 , 1 )

=

0 ;

- (Я ■+ Рд)Р 0 . 0 ) + ~ Р ( 0 , 0 ) +

(.цР ( 1 , 1 )

= 0 ;

 

 

 

( І Ѵ . 1 1 )

— ( Х + | * * ) Р ( 0 , 1 ) + у Р ( 0 , 0 ) + | х 1 Р ( 1 , 1 )

=

0 .

Величины Р (0 ,0 ), Р (1 ,0 ), Р (0 ,1 ), Р (1,1)

можно выразить через вероят­

ности того, что:

Р0|о — оба погрузчика свободны;

Рх | 0 — первый погрузчик занят, а второй свободен;

Род — первый погрузчик свободен, а второй занят; Р 1Д — оба погрузчика заняты .

Реш ая уравнения ( І Ѵ . 1 1 )

относительно Р ( 0 , 1 ) , Р ( 1 , 0 ) и Р ( 1 , 1 ) и выра­

ж ая эти величины через Р 0і о,

Р о д . Р і , о и Р 1 Д , получим:

 

(IV .12)

 

(IV . 13)

Анализ формул (IV . 12) и (IV . 13) подтверждает логический вывод о том, что занятость погрузчиков, когда перед ними нет очередей, пропорциональ­ на их производительности.

Вероятность того, чтооба прибора заняты

(IV .14)

114


вероятность того, что все приборы свободны: неограниченная длина очереди

2 Я«.. л, +

2

 

 

 

00

 

 

Р п и

Яі+І

+

2

-Рлі + 1, л, —

1 і

п1 ~ 0

п%—О

 

 

nt=0

 

 

ограниченная длина очереди

 

 

 

 

 

W+1

 

N

 

1+

N

^Лх+1, л , =

1,

2 Я Пі, п, +

2 Pnt, п +

2

п, = 0

л, = 0

 

 

л, = 0

 

 

(IV . 15)

(IV . 16)

где N — максимальное число автомобилей с прицепами, которые могут раз­ мещаться в очереди у каждого погрузчика.

П усть в рассматриваемом случае в очереди может находиться не более одного автомобиля с прицепом. При большей длине очереди требование по­ лучает отказ и автомобиль направляется к другой секции склада. П одставив исходные данные в уравнения (IV . 12) — (IV . 14), получим

Р0,х

3_

(IV . 17)

4

о,о>

 

 

 

Чтобы определить

 

Р0<0, Р 0 1 , Р10 и Р1Л, необходимо

составить допол­

нительную систему алгебраических уравнений, описывающих характерные состояния данной системы:

при п >

2 , если п = 2пх и очереди равны,

 

 

— (^ + Р'і +

Р'2) ^ ( « і, л — Л і) + у

[p (ih — 1;

п — пх) + Р ( п г, п

/ 4 — 1)] +

 

4 + 1

Р (Я і + 1; п — п1) + \і2Р(п1] Л— Лі + 1) = 0;

(IV . 18)

при п =

2 ftx +

1 , когда перед вторым погрузчиком очередь на один авто­

мобиль больше, чем перед первым,

 

 

 

 

— (* +

Mi + f4 ) * 4 « i. ti— /4 ) + у

Я (/4 , n — n1— l) +

 

 

 

4 + i - P ( « i4 - l> га— + ) =

0;

(IV .1 9 )

при п — 2 пх 1 , когда очередь перед первым погрузчиком на один ав­

томобиль больше, чем перед вторым,

 

 

 

 

— (*- +

14 + На) Я (/4 ,

п — / 4 ) + у Р

К

— 1» п n i ) +

 

 

 

+ ц2 Р (п 1; п — Пу +

1).

 

(ІѴ .20)

В состоянии, определяемом уравнениями (IV . 18) и (IV . 19), % = 1; урав­ нением (ІѴ .20) — по условию пг = 1 + 1 .

115


Тогда после подстановки числовых значений и преобразования получим систему уравнений:

 

 

— 6Рі д +

— (Л>,і +-Рі,о)+-Рц-ід + 2^і,і+і = 0 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6Р1)1+1"Ь - у Л ід

+

Лн-і,і+ і = 0;

 

(IV .21)

 

 

 

 

 

6 Р і+ і,і + —

Рі,і +

2 Р 1 + І Д + 1

= 0 .

 

 

Вы раж ая

Р 0 1 , Р 1>0; Р 1Д при

помощи

соотношений

(IV . 17),

приведем

систему (ІѴ .21) к виду:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

~ -Р оіо+

^>і +і ,і

2 Р 1 д +і =

0 ;

 

 

 

 

 

 

 

 

б^ід+і Н

 

 

Ро,о + Р і+1 .і+ і=

 

 

 

 

 

(ІѴ .22)

 

 

— б^і+ і,іН — ~ Л і,о +

2 Р і+ ід + і =

0-

 

 

 

 

Реш ая систему (ІѴ

.22) относительно Р 00, получим

 

 

 

 

 

р

_ '35 р .р _^ 9 р р

 

__

162

0 ,0 -

 

 

^ i +

i . i + i —

~

 

г о,<ъ г і , і + і

 

^ о ,о >

 

М Н - 1 ,1

48

 

И з нормирующего условия (IV .16)

 

имеем

Р0,о=

0,05,

а

затем

из

соотношений

(IV .17)

и (ІѴ.22)

получим

Р0 > 1 =

0,04;

Р1 , 0 =

0,08;

P lll = 0,12; Р1 і 1 + 1

= 0,11;

Р і+і , і =

= 0,17,

P i+ i,і+і = 0,43.

Вероятность

отказа

Р0Тк =

Рі+і.і+і =

0,43 соответствует слу­

чаю, когда у обоих погрузчиков

стоят

в очереди

по {одному

автомобилю

с

прицепом.

Среднее

число автомобилей

в

очереди

у

первого

погрузчика

равно

Пі = Р і+ і,і+

+ -Р і+ і,і+ і = 0,60, у второго п 2 = Р1,1+1+ Р 1+1,і+і =

0 ,54.

 

 

 

 

 

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫХ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ МАШИН МЕЖДУ ГРУЗОВЫМИ ПУНКТАМИ

В главе I аргументирована целесообразность постановки такой задачи. Сейчас приведем математическую формулировку и обсудим методы ее реше­ ния. Сформулируем задачу в общем виде, в качестве критерия оптимальности приняв приведенные эксплуатационные расходы. Пусть задан объем грузо­

переработки по категориям грузов

Qx, Q2, •••> Qi.---, Qm (<■=

1. 2 , ..., m).

Обозначим количество механизмов

каждого типа уг, г/2, ..., yh,

у п (k =

116


= 1, 2,

п).

Требуется

найти y ik w.Qih, которые приведут функционал R,

выражающий

приведенные эксплуатационные расходы, к минимуму, т. е.

 

 

 

 

 

 

 

т

п

Я гй (yih>

Qih),

 

 

 

 

Я =

min

2

 

2

(IV .23)

 

 

 

 

 

^ik'

Qih 1=1 k= 1

 

 

 

 

г Де

Уік

количество

погрузочно-разгрузочных

механизмов

типа k для

 

 

переработки

груза і;

 

 

 

 

 

 

 

 

Qik — количество груза

і, перерабатываемого типом k машин. Заметим,

 

 

что Qik выражается через величину у ік и Q;.

 

 

Исходя из условий

задачи,

справедливы

следующие равенства:

 

 

 

 

 

 

 

S Уі=У,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

і=

1

 

 

 

 

(IV.24)

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

••• + У

 

 

 

 

 

 

У і

У а

У і г

і п >

 

 

 

 

 

 

Ук =

Уги +

Угк+ +Утк- .

 

 

Построим экономико-математическую модель распределения погрузоч

но-разгрузочиых машин для

переработки груза і типом машин k

 

 

 

Я;л = C,ai-ft + Crjft+ Coift+ C3j/l+ C3ift.

(ІѴ.25)

 

(Затраты, связанные с обслуживанием вагонов не учитываем.)

 

Затраты на амортизацию и ремонт средств механизации погрузочно'

разгрузочных работ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ik

 

ak Уih Rh

 

 

 

 

 

 

 

 

0 > 0 1

365

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

ah

процент годовых отчислений на амортизацию механизмов типа k

 

 

с учетом коэффициента эффективности;

 

 

 

Kk ■— стоимость механизмов типа k.

 

 

 

 

 

Величина

Caih включается

в выражение

приведенных

расходов при

проектировании объекта. Расходы, связанные с простоем транспортных средств промышленного предприятия или автохозяйства (автомобилей, м еха­ нических тележек, тягачей) у перегрузочного фронта,

С?ік= Qti yihC'a - ,

(IV .26)

2

УікЧік

 

А= 1

 

 

где с'а — средняя величина стоимости 1

ч простоя автомобиля, тележки или

тягача при погрузке или выгрузке;

qik — часовая производительность машин при переработке грузов.

117