Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 344

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

щие зависимости: в первой фазе у — r0sin (я + ф0); во второй, третьей и четвертой фазах принимаем одну аппроксимирующую зависимость

 

у(ф) = Д с р + 5 і .

(ІѴ

.6 9 )

Величины А г и Вх определяем по начальным ср =

ср0, у(ср) = у(ср0)

и ко­

нечным условиям ф =

+ фоі г/(ф) = У ^фо +

.

 

П осле подстановки

соотношений (IV .6 8 ) и (ІѴ

.69) в (ІѴ .64), (ІѴ

.6 5 )

и (ІѴ .67) получим развернутые уравнения движения системы ротор— вагон во второй, третьей и четвертой фазах работы вагоноопрокидывателя. Перей­ дем к методу и алгоритму поиска закона оптимального управления роторным вагонорпрокидывателем. Интегральный функционал, выражающий эксплуа­ тационные расходы за один полуцикл работы вагоноопрокидывателя, имеет следующий вид

т

 

/ = I (a0+ b 0y \u \)d t,

(IV .70)

о

 

где а0, Ь0— постоянные коэффициенты — удельные расходы на заработную плату и электроэнергию.

П ервая составляющ ая этого выражения — расходы на заработную плату, вторая — на электроэнергию и смазочные материалы. Если состояние управляемой системы описывают уравнения (IV .59), (ІѴ .64), (ІѴ .65) и

(ІѴ .67), то задача заклю чается в том,

чтобы найти в каждой фазе такой за ­

кон оптимального

управления u(t), при котором интегральный функционал

(IV .70) приводится

к минимуму. При

этом на управление u(t) налагаю тся

ограничения: |и |^

етах. Заметим,

что могут быть такж е наложены ограни­

чения на угловую скорость ротора

ф ^

со0. Величина и на отдельных фазах

разгрузки выражается следующим образом:

первая фаза и1 = МвМсdm; вторая фаза и2 = М вМ0;

третья и четвертая фазы и3= щ = М в— М

Поэтому в общем случае иг Ф и2 Ф (и 3, и4) и в каждой фазе система ограничений, налагаемых на и, имеет вид

I I ^ ех ш ах, I « 2 1 ssC е2 ш ах и |и3|^ е3 ш ах.

Д ля решения задачи целесообразно воспользоваться численными метода­ ми— алгоритмом пошаговой оптимизации, например динамическим програм­ мированием. Д л я этого представим уравнения (V I .59), (V I.64), (V I.65) и

132


(IV .6 7 ) в конечных разностях, перепишем их в фазовых координатах ф1; ф2,

а функционал (IV .70)

запишем

в

виде интегральной суммы:

 

 

 

 

 

 

/ =

 

2

( О о + Ь о Ф я |“ ь | ) Д (

 

(IV .71)

 

 

 

 

 

к=

1

 

 

 

где k =

1, 2, ..., N

число

ш агов итерационного процесса. Д ля

первой

фазы из системы (IV .59) следует:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Афг --= фзДг1;

I

(IV .72)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дф2 ф2 = Дфху [% — Prx sin фг — mgr0sin (ф + я)]. |

 

Д л я

второй

фазы,

учитывая

уравнение (IV .64),

 

 

 

 

 

 

 

Д ф і =

ф 2 А ^ ;

 

 

Дф2 ф2= Дф

ца+ с tg (Фі— Фо) — Р г г sin y x+ g ( a — b tg (Фі— Ф))(Лх Ф + Д Д

(IV . 73)

 

 

/o+

Ia'Pi + ß)2 (а — b tg (q>— Фо))

 

 

 

 

 

 

 

 

для

третьей

фазы из уравнения (IV .65)

 

 

Дф ф=Дф ( из~

 

 

Дфх =

ф2Д^;

 

 

Pri sin фі~^bl ctg f o - V o W 1 фі+g0~gictg (Фі—Фоі

(ІѴ .74)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

\

 

^о+

аі сі£ (Ф і— Фо) (афі + ß)3

 

 

для четвертой фазы из уравнения (IV .67)

 

 

 

 

Дфі = ф2At

 

Дф

ф = Д ф

( “ i — P ri sin Фі— 1ь і ctg (Фі— Фо) (Лі Фі+Ді)— Ді c tg (Фі—Фо)'

(IV .75)

 

2

2

\

+

9 o )(a i cp1 -{-ßi)2

 

 

Уравнения (ІѴ

.72)— (ІѴ

.75) выражают состояние системы ротор— вагон.

Вид их свидетельствует о том, что оптимальная фазовая траектория движе­ ния изображающей точки, моделирующей работу вагоноопрокидывателя в рабочем полуцикле, представляет собой кусочногладкую кривую, состоя­ щую из четырех участков. Каждый участок соответствует определенной фазе работы вагоноопрокидывателя.

Оптимальное управление u(t) и уравнение фазовой траектории целесооб­ разно искать одновременно от начального и конечного положений изобра­ жающей точки, навстречу друг другу до тех пор, пока на последнем этапе

133


 

скорости

не сравняю тся, а

сумма

 

отрезков

пройденных путей

не бу­

 

дет равна заданному углу поворо­

 

та ротора ерт- Процедура эта от

 

начальной точки а с координатами

 

t — О, ф10

=

Фт, ф2 г =

0 и конечной

 

точки

О

с

координатами

t =

Т,

 

срІГ

=

0 ,

ф2 г = 0

изображена

на

 

рис.

23.

 

 

 

 

 

 

 

 

Оптимальное управление ищем

 

в направлении от точки а к началу

 

координат

 

при

положительном

Рнс. 23. Схема многоэтапного поиска опти­

значении

Uj, а в направлении от

мального закона управления вагоноопро-

точки

О

при отрицательном

 

кипывателем

В данном

 

случае

/ — количество

 

 

отсчитываемых от точки а (J = 1 ,

шагов

многоэтапного

процесса,

2 , ...,

 

/У),

і — количество

ш агов,

отсчитываемых от точки О (і — 1 , 2, .... М). И сходя

из описываемой проце­

дуры поиска, вытекает, что М — N. Поэтому индексы / и і обозначают лишь

направление поиска. Чтобы повысить

точность расчетов и улучшить сходи­

мость итерационного процесса на завершающих этапах, может оказаться целесообразным уменьшить величину шага Дфд Рассмотрим процедуру поис­ ка на первом этапе.

 

1.

Задаемся начальным

приращением

угла поворота

ротора

Дфід

и величиной « Л в границах, определяемых условием (|«д| = |«і|) ^ е ^ іа х .

Подставляем ДфіЯ

и Дф2Л в уравнения (ІѴ .72)

и решаем их относительно

Дtj\

и Дфзд. В данном случае Д/д— приращение времени на первом ш аге

итерационного процесса,

Дф2д — средняя скорость поворота ротора в ин­

тервале (0, Дфід) на участке разгона. П ервая цифра в индексе величин

М

и и — номер шага при переборе значений и на каждом этапе; вторая цифра —

номер этапа. Аналогичные значения

имеют вторая и третья цифры в индек­

сах величин Дфхд, Дф2д и ф2д . П осле подстановки Дфід

и Ыд

уравнения

(ІѴ .72)

переписываем следующим

образом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДфіЛ— Фгд А^д;

 

 

 

 

 

 

ДфІд

 

Кд — PrxSin Дфід — m qr0 sin (Дфід + я)

(IV . 76)

 

 

Дфхд -!■----------------------------------=----------------------•

 

 

 

Функционал записывается так

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І 1}-=

(а0-j- Ь0А(р Д I Ujy I) Д(д,

 

(IV .77)

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

причем

ид > 0.

Варьируя

« д

в

границах,

определяемых

условием

( j

|= I цд I ) ^ 6 j m ax

и воспользовавш ись системой

(IV .7 6 ),

находим

134


такие

и*,, а

такж е

соответствующ ие им

значения

А**,,

Асрі/і = фг/ь

ко­

торые минимизируют функционал (IV .77).

и ДАъ

 

 

 

2.

Д л я определения параметров

Acp1 (1

и ф2 і1 воспользуемся

итогами расчетов предыдущего полуэтапа, принимая во

внимание,

что

ФаЛ ~

Фгп. и уравнениями

(ІѴ .75), которые переписываем следующим об­

разом:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

" / 1

— Р 'г sin Д ф іа — 6i clg (ДфШ — фо) X

 

 

 

Дф2

= Дф

 

X (ѵ 4і А ф щ + Д і) — CiCtg(A fi a — Фо)

 

 

 

m

 

і а

Л> + Яі ctg (Д ф ш — фо) (й! Дфк'і + ß])2

(ІѴ

.78)

^Фш = Фіі& п -

Ввы раж ении функционала (IV .77) индекс j заменяем на индекс і;

ограничение,

налагаемое

на

и,

записываем так (| ип |=

|и4 \) ^

е3 m ax,

при этом ип ^.О. Варьируя

в

заданных границах величиной ип и вос­

пользовавш ись

системой

(ІѴ .78),

находим такие и*ь Дф*,ь

А/*ь

которые

приводят функционал (IV .77) к минимуму. Определяем величину этого функционала.

Рассчитываем сумму Д фн і +Д ф і /і и проверяем условия Аф?п +

+ АфТл < ф Г И ф2П <со0.

3. Затем последовательно переходим ко второму, третьему.........k эта­ пам расчетов. Ф азовые координаты для любого этапа k расчетов = 1, 2, ..,

.... N)

определяем при

помощи следующих

рекуррентных соотношений

Ф 2 ih = Ф г л й - і ) + А Ф 2 ^ ;

Ф ш = Ф и ( * — и +

А Ф ш ;

к = Е ( А ^ д + A ^ / J ;

Філ= 2 ( а Фіій+ а Фш )-

 

 

 

k

 

 

 

 

Если величина Дф =

фГ — ф1д достаточно мала

и условия ф2;-й < 1 со0

и \и \

emax соблю даю тся, то следует перейти к последнему этапу расчетов,

который, по-видимому, соответствует третьей или четвертой фазе разгрузки вагона. Е сли ж е при проверке неравенство ф1Л < фГ не соблюдается, то надо уменьшить величину шага АфіЛуѵ _ и на предпоследнем этапе и повторить процедуру расчета.

В итоге итерационного процесса будет определен закон u{t) и по извест­ ным значениям ф1;-й, ф2;-к построена оптимальная фазовая траектория дви­ жения изображающей точки, найдены фазовые координаты и моменты точек переключения ускорений при переходе из одной фазы разгрузки в другую , а такж е точка переключения с режима разгона на режим торможения ротора. Если в процессе поиска текущие значения ф22-й (или ф2;й) достигнут величи­ ны со0 ранее, чем пересекутся между собой интегральные кривые разгона и торможения (по-видимому, этот случай наиболее типичен для работы ваго­

135


ноопрокидывателя), то следует определить координаты точек переключения фазовых траекторий с прямой cp2fe = с£>0 (рис. 23). Таким образом заверш ает­ ся синтез оптимального управления роторным вагоноопрокидывателем при реализации рабочего полуцикла. Процесс поиска оптимальных параметров управления холостой части полуцикла при возвращении ротора с порожним вагоном в исходное положение значительно упрощен, так как уравнение (ІѴ .72) при т = 0 описывает все фазы работы вагоноопрокидывателя, ме­ няется только знак момента Е М .

Алгоритм поиска оптимальных параметров управления можно реализо­ вать на Э ВМ или в схеме автоматического оптимизатора. Основная функция такого оптимизатора состоит в решении уравнений (ІѴ .7 2 )— (ІѴ .75) на от­ дельных этапах процесса разгрузки вагона, определении моментов переклю ­

чения управлений и выработке управляющ их

воздействий для остановки

и переключения электропривода ротора. Д ля

этого оптимизатор должен

получать постоянную информацию от специальных датчиков о текущ их зн а­ чениях угла поворота ротора фг и его скорости ср.

Существенное отличие роторного вагоноопрокидывателя от подъемно­ поворотного то, что у второго ось вращения расположена за габаритами по­ лувагона выше его кузова. На рис. 24 изображены расчетная схема роторно­

подъемного вагоноопрокидывателя

и отдельные фазы его

работы.

Введем

обозначения:

R(ф) — по-прежнему

радиус инерции

массы

груза в

вагоне;

у(ср) — плечо силы тяжести груза относительно оси вращения ротора:

 

 

 

 

У(ф) = Я (ф) sin (ф +

а„).

 

 

(IV .79)

 

Заметим,

чго

радиус инерции R(ср) изменяется

от максимального

зн а­

чения Ro при ср =

0 и ср = сро до минимального R k при ф = -у - +

ф0.

Д о ­

пускаем, что при изменении угла в пределах от ф =

ф0 (конец первой и на­

чало

второй

фазы разгрузки) до ф = ф0 -j- у

(окончание поворота ротора)

R(ср)

изменяется

линейно в зависимости

от ф. Учитывая,

что — ^

 

 

^ 10 ч - 12%, а по абсолютной величине

 

 

 

АО

 

R 0R h не превышает 0 ,6 м, при­

веденное допущение можно считать корректным, а выражение радиуса инер­ ции записывается так

я

( У - Ф о).

( I V .80)

если

Фо < Ф < Фо +

136