Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 289

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляется 1. Если второй знак равен 9, то третий знак инвентарного номера кон­ тейнера сравнивают поочередно с 7, 8 и 9. Если третий знак равен 7, 8 или 9, контейнер 3-тонный, если нет — 5-тонный. В первом случае в счетчик ус­ ловных контейнеров соответствующего назначения добавляется 1, во вто­ ром — 2. Когда первый знак инвентарного номера не равен нулю (равен 1), второй знак сравнивают с 0, 1 и 5. Если второй знак равен 0, физический кон­

тейнер

принимается за два условных, если 1 — за один условный и если

5 — за

шесть условных.

Чтобы определить число готовых комплектов, состоящих из 10 и 11 кон­ тейнеров, счетчики количества контейнеров на назначения сравниваются с числами Юн 11. Числа сформированных комплектов на полувагоны, плат­ формы без ручного тормоза и платформы с ручным тормозом сравниваются с количеством физических полувагонов и платформ. Если комплектов по 10, 11 и 12 контейнеров больше, чем физических вагонов, то для погрузки отбирают комплекты, сформированные раньше других так, чтобы выпол­ нить срок доставки грузов. Если комплектов для загрузки какого-либо рода вагонов не хватает, то их пополняют порожними контейнерами. Информация о наличии порожних контейнеров хранится в памяти ЭВМ . В плане комплектообразования, выдаваемом на печать, указы вается количество вагонов

по

родам с выделением платформ с тормозной площадкой и без нее, а так ­

ж е

количество комплектов требуемых размеров (по 10, 11

и 12 контей­

неров).

 

 

Кроме плана комплектообразования, по макету исходной

информации

можно рассчитать расстояние от начала площадки до места установки каж ­ дого вагона последовательным прибавлением к половине длины первого вагона полных длин 1 (по осям автосцепок) следующих вагонов, вклю чая и тот, для которого оно вычисляется. Это расстояние присоединяется к со­ ответствующему порядковому и инвентарному номерам вагона и записы ­ вается в таблицу расстояний нахождения вагонов от начала площадки.

Определив длину вагона, рассчитав расстояние середины его от начала площадки и присвоив это расстояние каждому находящ емуся в вагоне контейнеру, можно рассчитать расстояние от каждого комплекта контей­ неров до вагона. Укрупненный алгоритм составления плана комплектооб­ разования с подготовкой данных о расположении на площадке вагонов приведен на рис. 60.

1 Можно предложить следующий алгоритм определения длины вагона с учетом автосцепок. При вводе информации, установив что данный вагон — четырехосная платформа, второй знак инвентарного номера ее сравнивают с цифрой 5. Если он равен 5, длину платформы по осям сцепления автосцепок принимают равной 14,2 м, если нет — то 14,62 м (длины вагонов, как константы, заносятся в память ЭВМ). Когда первый знак инвентарного номера вагона 6 (полувагон), седьмой знак сравнивают с 0, 1, 2 и 3. В зависимости от результата длина полувагона по осям сцепления авто­ сцепок принимается равной 14,41 м или 13,92 м.

7В Зак. 1121

197


В в о д исходных данных

(м а к е та ) о

вагонах

 

Оперативный

план

погрузки

и ко н тей н ер ах планируемой

подачи

комплектов

контейнеров

в

вагоны

 

 

 

у

 

~

 

составляю т

 

на

каждую группу в а ­

О п р ед ел ен и е типа и длины

вагона

по

гонов,

поданных

на

контейнерный

инвентарн ом у номеру

 

 

 

 

 

 

 

 

пункт. Задача, которую необходимо

 

 

 

 

 

 

 

П о д с ч е т

ко м п л екто в с

р азличны м

числом

решить при этом, — выбор

такого

условны х ко н тей н е р о в

д ля

р азны х

типов вагонов

варианта

распределения

комплек­

П о д с ч е т

усло вны х ко н тей н е р о в на

н аж д о е

тов

контейнеров

(или,

другими

словами,

такой

станции

назначе­

н а зн а че н и е плана ф орм ирования

 

 

ния

каждого вагона),

при

котором

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

 

соблюдаются

сроки доставки

гру­

О п р е д е л е н и е к о л и ч е с т в а

ко м п л ектов, ко то р ы е

м о ж н о

сф о р м и р о вать на

н а ж д о е назн а чен и е

зов,

выполняется план формирова­

плана

с

учето м з а г р у з к и

м аксим ально в о з ­

ния

вагонов

с контейнерами и про­

м о ж н о го

чи с л а вагонов ка ж д о г о типа

беги

крана

 

минимальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 60. Алгоритм плана комплектообразо-

 

Выбор

оптимального варианта

плана

погрузки

 

не

представляет

вания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

больших

трудностей

на

тех

кон­

 

 

 

 

 

 

 

тейнерных

пунктах,

где

выгодно

специализировать контейнероместа на секции по назначениям плана форми­ рования и где такая форма специализации соблюдается на практике. Здесь каждый комплект контейнеров находится в пределах одной секции. Опти­ мальный вариант плана погрузки комплектов в вагоны в этом случае оче­ виден. Минимальными пробеги кранов будут в том случае, когда каждый комплект контейнеров грузится в стоящий напротив него вагон.

Однако, как показала практика, есть пункты, где специализировать, контейнероместа на секции по назначениям плана формирования вагонов, нецелесообразно. К ним относятся все сортировочные и те грузосортиро­ вочные контейнерные пункты, где ядро транзитных превышает объем по­ грузки местных контейнеров. На сети дорог насчитывается 32 таких пунк­ та, в том числе такие крупнейшие сортировочные и грузосортировочные

контейнерные пункты,

как И ня-Восточная, А рысь, Киев-П етровка, Зна­

менка,

О рехово-Зуево,

Свердловск-Сортировочный, Анисовка, Тихорецкая

и др. В

общем количестве контейнерных пунктов доля их равна примерно-

3 % , в общем объеме сортировки контейнеров — 37, а в общем объеме по­ грузки и сортировки — 2 2 % . Н а этих пунктах эксплуатируется свыш е 50 кранов. Кроме того, на сети есть контейнерные пункты с преобладаю­ щим объемом погрузки местных контейнеров, где специализация секций площадок по назначениям плана формирования хотя и выгодна, но не при­ меняется из-за недостатка емкости.

Н а сортировочных и грузосортировочных пунктах с большим удель­ ным весом сортировочной работы контейнеры в секциях, соответствующих каждому назначению плана формирования, расположены по всей длине погрузочно-разгрузочного фронта и в вагонах. В этих условиях выбор оп -

198


тимального варианта погрузки в соответствии с планом формирования — очень слож ная задача. Достаточно сказать, что число вариантов плана рав­ но числу возможных перестановок назначений вагонов п\, где п — число физических вагонов в подаче. Т ак, только при п = 10 число возможных комбинаций назначений составит 3 628 800. Н а крупных ж е сортировочных контейнерных пунктах количество вагонов в подаче достигает 50 физиче­ ских вагонов и более.

Назначение вагонов с комплектами контейнеров выбирает приемосдат­ чик груза, составляющий план погрузки, используя опыт и интуицию. Обычно при этом наибольшая группа контейнеров одного назначения, на­ ходящ аяся в вагоне, определяет и станцию назначения последнего, т. е. приемосдатчик пользуется принципом максимизации ядра контейнеров. Такой принцип упрощает планирование, но не гарантирует оптимального плана работы кранов при погрузке. В результате увеличивается пробег кранов, а такж е простой вагонов и контейнеров под грузовыми операциями. В связи с этим для составления плана погрузки контейнеров в вагоны вы ­ годно использовать современные математические методы. В качестве кри­ терия оптимальности можно принять пробег кранов вдоль площадки. Это объясняется следующим. Количество операций на перемещение контейне­ ров поперек площадки и подъем не зави сят от назначений вагонов, так как согласно существующим правилам каждый контейнер должен быть поднят для осмотра пломбы. В этих условиях простой вагонов и расходы на электроэнергию прямо пропорциональны пробегу кранов вдоль площадки. Пробег кранов как критерий оптимальности удобен потому, что его просто подсчитывать.

На контейнерном пункте (рис. 61) установлены десять четырехосных платформ с транзитными контейнерами (12 на каждой), подлежащими сор­ тировке. И з имеющихся на площадке и в вагонах контейнеров можно в со­ ответствии с планом формирования загрузить все десять платформ назначе-

Рис. 61. Схема размещения контейнеров на площадке и в вагонах к началу составле­ ния плана:

А , Б , В .....

К — контейнеры назначением А , Б , В .....

К; индекс при букве — номер контейнера в каж ­

дом комплекте

7В*

199


нием на станции А, Б, В, Г , Д ,Е , Ж , 3 , И , К . Необходимо решить, в какой вагон надо грузить каждый комплект контейнеров, чтобы пробег кранов при погрузке был минимальным.

Задачу можно представить как известную в линейном программиро­ вании задачу о назначениях, которую в данном случае можно сформули­ ровать следующим образом. Имеются п вагонов и т комплектов контей­ неров, известны расстояния между каждым вагоном и каждым комплектом контейнеров. Требуется так распределить комплекты контейнеров по ва ­ гонам, чтобы общий пробег кранов при погрузке был минимальным. Так как число назначений может быть равно числу вагонов, решать задачу це­ лесообразно методами, в которых не встречается случаев вырождения, на­ пример методом разрешающих слагаемых. Однако при значительных разме­ рах матрицы корреспонденций вручную решить ее практически невоз­ можно.

Сформулируем задачу математически. Обозначим искомое назначение вагонов через хц [ і — индекс станции назначения (строки матрицы); / — индекс вагона (столбца матрицы)]. Тогда любое расстояние между комп­

лектом контейнеров и вагоном можно обозначить через

Необходимо

найти такие Хц, чтобы

 

 

 

 

=

m in.

(V I. 14)

Комплект контейнеров (8, 10 или

12) на одно назначение может быть

погружен только в один вагон. Это выразим следующим условием:

т

 

= 1 , 2 , 3 ......... п.

 

І

/

(V I .15)

 

 

 

Один вагон такж е может быть выделен под контейнеры только одного

назначения, т. е.

 

 

 

П

і '= 1 , 2, 3, ..., т.

 

2 * а = 1,

( V I .16)

/

 

 

 

Т ак как в один вагон могут быть загруж ены только контейнеры одного назначения, что исключает погрузку в него других назначений, хц могут быть равны 0 или 1. Решим числовой пример.

На схему (рис. 61) наложим масштабную линейку, приняв за начало отсчета на­ чало контейнерной площадки. Зная расположение каждого контейнера и каждого ваго­ на по отношению к началу координат, рассчитаем расстояния от каждого комплекта контейнеров до каждого вагона, т. е. L;7-, и запишем их в верхние строки клеток табл. 31. Для упрощения вычислительного процесса в данном примере все Lij по­ казаны уменьшенными в 10 раз (это не влияет на результаты расчетов). Пользуясь алгоритмом метода разрешающих слагаемых, составим оптимальный план погрузки кон­ тейнеров в вагоны. Этапы построения оптимального плана приведены в табл. 31—33.

200


Т а б л и ц а 31

Станция

назначе­

ния

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

3

И

К

РІ т о г о ва-

ГОНОВ

Разность

пробегов

Вспомога­

тельный столбец

і

 

 

;

 

 

G9

581

86

70

72

572

77

592

97

574

79

592

97

74

564

69

1

_ 1

_ 5

 

Порядковые

номера вагонов

 

 

Итого ком­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плектов

Разность

2

3

4

5

6

7

8

 

І О

в нали­

тре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чии

буется

 

67

58

52

47

46

46

55

66

83

1

0

- м

70

59

50

42

33

і 33

45

56

73

75

64

55

47

38

38!

50

61

78

1

1

—0

60

50

45

45

48

52

56

65

82

1

0

+ 1

55

49

46

49

52

58

63

72

80

1

0

+ 1

58

50

43

39

33

46

58

72

89

63

55

48

44г

38і

51

63

77

94

1

2

— 1

75

61

47

39

36

37

39

47

67

80

66

52

44

41

41

44,

52

72

1

1

— 0

73

62

51

39

41

38

39

36

62

78

67

56

44

46

43

44

41t

67

1

1

—0

76

61

53

47

45

42

39

50

61

81

66

58

52

50

47

44

55

66х

1

1

—0

60

46

44

49

55

60

66

79

85

1

0

+ 1

50

41

36

41

47

58

70

81

104

— А

55

46

41

46

52

63

75

86

109

1

4

—3

1

1

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

10

10

0

5

5

8

6

13

13

16

29

21

_

 

Ш а г 1. В каждом столбце (табл. 31) находим клетки с минимальными пробегами и б каждую из них третьей строкой записываем 1, т. е. все количество вагонов, которое требуется для погрузки контейнеров одного назначения. В нашем примере такими клет­ ками будут K l, К2, КЗ, К4, Д5, Д6, Б7, Е8, Ж9 и 310. Это значит, что контейнеры

назначением на станцию К выгодно грузить в 1

, 2 , 3 и 4, а

назначением на станцию Д —

в 5 и б вагоны. План не оптимален, в строке

К

не достает трех комплектов контейнеров,

в строке Д — одного. Но зато в строках

А,

В, Г и И

имеется избыток комплектов

(в каждой строке по одному). В строках Б, Е, Ж и 3 для каждого назначения имеется один вагон. Разность в строках (положительная при избытке, отрицательная при недо­ статке и нуль при балансе) показана справа. Алгебраические суммы избытков и недо­ статков равны между собой.

Разобьем все строки на две группы: недостаточные — абсолютно и относительно и избыточные — абсолютно и относительно. К абсолютно недостаточным относятся строки с отрицательной разницей между наличием и потребностью комплектов, а к абсо­ лютно избыточным — с положительной разницей. К относительно недостаточным или

201