Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 292

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

на пробеги между всеми контейнероместами на площадке и в вагонах. Ч то ­ бы решить задачу оптимизации работы кранов на контейнерных пунктах, необходимо технологические процессы, например процесс сортировки, представить в виде математических моделей. При способе сортировки с ча­ стичной выгрузкой [14] оптимизация работы кранов дает основной эффект на перегрузке контейнеров из вагонов на площадку и обратно. Следует учи­ тывать такж е, что контейнерную площадку обслуж ивает несколько кранов, закрепленных за определенными участками, а между последними созд а­ ются зоны обмена контейнерами. Поэтому для каждого крана необходимо

составлять

отдельный

оперативный

план.

 

Н а

сортировочных

пунктах,

где

контейнерные площадки

специализи­

рованы

в

соответствии

с планом

формирования, выгруженные

из вагонов

контейнеры устанавливают на определенные места. Д л я погрузки контей­ неров на освободившиеся места в вагонах краны направляю т к участку, специализация которого совпадает с новым назначением вагонов. Чтобы математически описать технологический процесс работы кранов, введем следующие обозначения:

Н — множество

точек, соответствующ их

 

контейнероместам

в вагонах;

 

 

 

R — множество точек, соответствующ их

всем контейнероме­

стам на контейнерной площадке (занятым и свободным);

М —-множество

точек, соответствующ их

контейнерам, р а з­

мещенным

на контейнерной площадке и подлежащим

погрузке в

вагоны;

 

 

L — множество

точек, соответствующ их

контейнерам, р аз­

мещенным

в вагонах и подлежащим

вы грузке;

Р— множество точек, соответствующих свободным кон ­ тейнероместам на контейнерной площадке;

hi, rit ти lit Pi — элементы соответствующих

множеств (г = 1, 2, ...,

п)\

аі;-— расстояние между

lt

и

ру

 

 

 

 

btJ — расстояние

между

р;-

и

ту,

 

 

 

Сц — расстояние

между

m-t и Іу

 

 

 

 

п — количество

контейнеров,

подлежащих

вы грузке

из

вагонов.

 

 

 

 

 

 

 

 

И з постановки задачи вытекают

следующие условия

работы крана:

L d H , P d R , M d R .

 

 

 

Последовательность перемещения

крана L

Р

М

L. П уть этого

перемещения состоит из замкнутых маршрутов, каждый из которых соот­ ветствует полному циклу работы крана. Если началом замкнутого маршрута служ и т элемент lk, то этот нее элемент служ ит и окончанием маршрута •(рис. 62). В каждой точке множеств М и Р кран может побывать один р аз,

206


в каждой точке множества L — два

 

 

о О о о

 

2

4

О

О

® 6 ® 8

о

о

 

 

 

 

 

 

 

® 1

® 3

 

 

®

5 ® 7 0

»

раза.

Задача

оптимизации

может

 

 

о о

о

Ä

®

 

о

°

 

 

 

 

быть сформулирована так: необхо­

 

20

с іі/

V*'J

 

18

 

о о

о о

о о

ос

оо

о о ® О

о

о о\о р О ®

ОО

димо найти минимальную суммар­

 

9ч/

' Г

 

о о

о о

о о

О О О

о о

 

“ /о о

o s ^ ® О О О

ную длину

пути между всеми эле­

 

 

 

о О 1« O O O O O O O O O O O O Q

ментами множеств М , Р и L.

о о

ші

п 7

о о о о

о ®

19

о

О

12

00

Од °

0 0

0 0

о о

п о

о

°

Д л я определения кратчайшего

о о

э о о о © о о о о о

О о

о о О о О о

О О

О О

пути надо вычислить общую длину

 

16

16

 

14

 

 

 

 

 

 

 

о о О о о о

о о о о о О 0

0

0

0

0 0 0 0 0

0

0 0

всех замкнутых маршрутов и до­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

бавить

к

ней

длину пути

между

Рис. 62. Модель контейнерного пункта:

элементами

множества L.

Так как

множество

L

представляет собой

ті — контейнеры, подлежащие погрузке;

/г —

контейнеры,

подлежащие

выгрузке; рі — свобод­

один ряд точек для контейнеров

 

 

 

ные

контейнероместа

 

 

 

весом

брутто 5 т и два ряда то­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чек — для контейнеров весом брутто 3 т, кратчайший путь между элемен­

тами /;— ломаная линия, последовательно проходящ ая через

них. В

связи

с этим

при

определении общего кратчайшего расстояния

перемещения

крана

путь

между элементами /г одинаков во всех в а р и а н т а х

и его

можно не учитывать в расчетах.

Чтобы найти оптимальный план работы крана, надо рассчитать все возможные варианты и выбрать наилучший. Однако практически эта зада­

ча неосуществима даж е при использовании современных

быстродействую­

щих вычислительных машин, так как возможное число

вариантов рав­

но п\п\.

Поэтому предлагается метод оптимизации работы кранов с использо­ ванием теории линейного программирования. Пробеги между точками заданных множеств можно представить так, как показано в табл. 35. Знак оо показывает, что в соответствии с технологическими особенностями ра­ боты контейнерного пункта связи между точками данных множеств от­ сутствую т. Внутри матрицы с элементами сц пробеги между некоторыми точками такж е могут быть равны оо, так как в соответствии со специализа­ цией вагонов некоторые контейнеры грузятся лишь в ограниченное число вагонов или даж е в один вагон. П оставленная задача решается в такой по­

следовательности.

 

 

аи, дающие

 

 

 

1.

Н аходят

значения

 

минимальный суммарный пробег

на

первых

участках

замкнутых

маршрутов

(между элементами множеств

L

и Р).

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Н а основе выбранных а^

и матриц пробегов составляю т новую мат­

рицу D пробегов для последующих двух участков всех маршрутов кранов.

В строку k матрицы заносят

 

расстояния

от точки p k до точки

lt черев

точки ТПі.

 

значения d^,

 

 

 

 

 

. ,3. Н аходят

дающие минимальный суммарный

пробег

на

следующих

двух

участках

маршрутов.

 

 

207


Т а б л и ц а

35

 

Элементы

 

p t p . . . . p J. . . . p „n

множеств

 

к

 

• • ' a l j *• *a l7l

и

 

G'21^22 • * • ^2 / ** *^271

CO

 

к

 

a i l a i2- ■-a i j • • -a in

Іп

 

a n l a n 2 - • -a n j ■• -a n n

P i

 

 

Pz

 

 

P i

oo

oo

 

 

P n

 

 

m l

СцС12 . . ■C1j .

. , c l n

rn*

^21^22 **

‘ **^271

 

 

oo

m

иІ1ь і2 • * ' u i j *• ‘ ЬІП

m n

С т СП2* • ' C7lj • • ‘ Cn n

m 1/n2>. .7ПJ... .m n

b n b l t . . . b t i . . , b ln

^21^2-2- ■-b-yj' • *^2П

^ і Ф і 2 **' & i j ** ’Ь in

’& n j • • *^П71

OO

4.

Нахождение а і;-

и

d u

можно интерпретировать как

транспортную

задачу

со следующими

ограничениями:

 

 

 

 

 

 

 

 

при

всех

/;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(V I. 17)

 

 

' L

-

i

при

всех

і ,

 

 

 

/=і

 

 

 

 

 

где

— количество груза из пункта отправления і в пункт назначения

В

нашем случае в

каждом

пункте отправления имеется,

а в каждом

пункте назначения требуется одна единица продукции. Таким

образом,

общий минимальный

пробег

крана G может

быть найден

по

формуле

G =

m i n 2 2 ^ 7 a ij +

m in 2 S i i / ^ j >

 

(V I. 18)

 

i

/

/

 

 

2 08


Д л я решения задачи предложенным методом необходимо, чтобы

2 Р ; = 2 т і- В реальных условиях обычно 2 р г > 2’ jn i. Поэтому из множест-

I I і I

в а Р необходимо взять столько элементов р г, сколько в множестве уИ содер­

ж ится элементов т * . При этом берутся элементы рг, расположенные ближе

всего к границам специализированных участков. Предложенным методом

при помощи теории целочисленного программирования был решен ряд

примеров на модели типового

контейнерного пункта. Д аж е при неболь­

шом расчетном числе контейнеров (10) общий пробег крана в оптимальном

варианте на 7— 15% меньше, чем в варианте, составленном по принци г г крат­

чайшего перемещения каждого

очередного контейнера.

Исследованиями установлено, что специализировать сортировочные пункты по направлениям нецелесообразно. На грузосортировочных пунк­ тах специализация выгодна лишь при определенном соотношении местных и транзитных вагонов [13]. При отсутствии специализации контейнеры од­

ного

и того ж е назначения

размещаются на площадке стохастически, по­

этому

оптимизация работы

крана может дать значительный эффект. Д ля

оптимизации работы крана в этом случае имеет значение следующая осо­ бенность: освобождаемое предыдущим рейсом крана место на площадке •может быть использовано для установки контейнера в последующие рейсы при обработке одной и той ж е подачи вагонов. Следовательно, наряду с эле­ ментами pi в качестве свободных мест должны быть рассмотрены элементы ліі. Задача решается следующим образом. Методами решения транспорт­ ной задачи определяют места в вагонах /г, на которые должны быть установ­ лены контейнеры, размещенные на площадке, ти и находят первые участки

замкнуты х маршрутов, так, чтобы

 

G i =

m in

(V I .19)

 

hs

‘ *

Затем из элементов множеств Р и М выбирают элементы р г и т г (со­

ставляю щ ие подмножество S ),

общее

число которых равно числу элемен­

тов /;. При этом из элементов р г и т г берут те, которые ближе всех

располо­

жены к центру данного вагона или к общему центру нескольких

вагонов,

■обрабатываемых краном. Д алее составляю т матрицу расстояний D между элементами. т * , элементами подмножества 5 и элементами /г в соответст­ вии с ранее найденными значениями сі}. Зная ctj и имея в виду замкнутый вид маршрута за каждый цикл работы крана, в строку k матрицы D вносят расстояния от точки m k до точки lt через все элементы подмножества S , исключая mh, если она входит в S . Минимизируя линейную форму, состав­ ленную на основе матрицы D , получим кратчайший суммарный пробег крана для последующих участков замкнутых маршрутов. Затем его сум­ мируем с результатом, полученным по формуле (V I. 19).

209


Т а б л и ц а 36

h

 

 

 

 

т і

 

 

 

9

10

и

12

13

14

15

16

 

1

Ц6|

20

11

14

20

18

17

23

2

15

ІТ9І

9

13

19

16

16

22

3

18

22

12

13

18

18

18

Ш

4

17

21

Р

12

17

16

17

23

5

26

30

18

14

15

21

Щ

32

6

26

30

17

PI

14

20

24

31

7

28

33

20

15

ТЩ

22

27

34

8

28

32

19

14

14

121|

26

33

При составлении плана работы крана по результатам расчетов может оказаться, что отдельные рейсы его намечены на места площадки, занятые в данный момент контейнерами. В этом случае нужно несколько изменить последовательность перемещения крана между контейнерами, располо­ женными в вагоне (между элементами /г), сохранив расчетные замкнутые маршруты.

Т ак как расстояние между установленными в вагоне контейнерами меняется незначительно, такая корректировка плана практически не ска­

зы вается на величине общего

пробега

крана.

 

 

 

 

 

Рассмотрим

пример решения

задачи. Н а

рис. 62 представлена модель

контейнерной

площадки

без

специализации

участков.

Необходимо

кон­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тейнеры 1— 8 (элементы множества

Т а б л и ц а

37

 

 

 

 

 

 

L) установить на площадку, а кон­

 

 

 

 

 

Sl

 

 

 

тейнеры 9—16 (элементы множеств

h

 

 

 

 

 

 

 

M) погрузить в вагоны. Свободные

 

и

 

 

 

 

 

 

 

9

12

13

17

i s

19

20

места 17—20 (элементы множества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р). Расстояния между местами 1— 8

1

іб

11

14

20

14

6

13

16

и

9— 16 приведены в табл. 36.

 

2

15

9

13

19

13

4

11

15

 

Методом

целочисленного

про­

граммирования находи&і значения

■з

18

12

13

18

16

7

13

18

элементов матрицы, минимизирую­

4

17

10

12

17

15

5

11

17

щие линейную форму. Эти значения

5

26

18

14

15

24

13

17

27

в

табл.

36

выделены квадратами,

6

26

17

12

14

23

12

16

26

а

в табл.

37 — 39

приведены этапы

7

28

20

15

15

26

15

19

29

решения

задачи. Указанным ранее-

способом

выбираем подмножество

8

28

19

14

14

25

14

18

29

5 .

В

него войдут

точки 9, И ,

12г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

210