Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 299

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

столбца с

соответствующими

чле­

Т а б л и ц а

43

 

 

нами

третьего

столбца,

наимень­

 

 

 

 

 

 

шую

сумму заносим в третью стро­

 

 

 

 

 

 

ку столбца Кѵ Затем складываем

 

 

 

 

 

 

члены первого

столбца с членами

 

 

 

 

 

 

четвертого, пятого и шестого

столб­

 

 

 

 

 

 

цов

табл.

42.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На втором этапе члены столб­

 

 

 

 

 

 

ца

К і табл.

43

последовательно

 

 

 

 

 

 

складываем

с

членами

второго,

 

 

 

 

 

 

третьего,

четвертого, пятого и ш ес­

 

 

 

 

 

 

того столбцов табл. 42, а минималь­

 

 

 

 

 

 

ные

суммы,

полученные в резуль­

 

 

 

 

столбца К 2 табл.

тате

 

сложения,

 

заносим

в

 

соответствующие

строки

43.

Члены этого

столбца

К 2 затем последовательно складываем

с членами

второго — шестого

столбцов

табл. 47,

получая столбец Кз табл.

43 и т. д.

 

Полученный маршрут 4—3—5—6—2— 1 равен 69. Принимая за начало

движения

точку

1, получим следующий маршрут с тем

ж е расстоянием:

1—2 6534.

Д л я сравнения

составим

маршрут движения, исходя

из принципа

кратчайшего

пути на

каждом

этапе: 1—26—34— 5. Е го

длина

равна

90,

т. е. на

23%

больше

оптимального. Заполняя

табл. 43,

необходимо

следить, чтобы

индексы

одного маршрута

не повторялись,

т. е. маршрут должен быть всегда разомкнутым. Например, не имеет смыс­ ла маршрут 123425.

Рассмотренные ранее методы оптимизации планирования работы кранов пригодны главным образом для сортировочных контейнерных пунктов, когда ситуация на площадке не зависит от работы автомобильного транс­ порта. Д л я грузовы х и грузосортировочных пунктов, где ситуация ме­ няется в зависимости от завоза и вы воза контейнеров автомобильным транс­ портом, необходим более универсальный метод решения поставленной за ­ дачи — метод эвристического программирования. (Эвристиками называют­ ся факторы, которые позволяю т решить задачу без полного перебора ва­ риантов. Методы, использующие эвристики для сокращения поиска ре­ шения, не гарантируя при этом его нахождения, называю тся эвристичес­ кими.)

Сущность метода, применимого к данной задаче, заклю чается в следу­ ющем. Рассчитываю т ряд вариантов работы кранов на несколько этапов (нап­

ример, на k). При этом

задаю т

ограничения, согласно

которым из точки

окончания

предыдущего

рейса

кран может

сделать следующий рейс в п

ближайших

точек.

 

 

 

 

Таким образом, общее число расчетных

вариантов

можно определить,

по формуле

 

 

N = n K.

 

 

 

 

 

 

 

215:


Так, для схемы, приведенной на рис. 64, п = 3, к = 4 и общее число расчетных вариантов равно N = З4 = 81. Расчетные приведенные про­ беги крана в каждом варианте сравнивают между собой и выбирают наи­ меньший. Пусть это будет вариант 1234—56— 7. И з него составля­

ют рейс крана, необходимый для обработки только

первого

контейнера

(/— 234). Затем расчет повторяется, начиная со

второго

контейнера,

и т. д.

 

 

Преимущество этого метода состоит в том, что, помимо универсальности, он сокращ ает затраты машинного времени, поскольку число расчетных ва­ риантов прямо пропорционально числу расчетных точек, в то время как при использовании методов линейного программирования увеличение коли­ чества точек приводит к увеличению времени расчета по экспоненциональной зависимости. Кроме того, нет необходимости хранить в запоминающем

устройстве Э ВМ громоздкие матрицы

расстояний. Эти

расстояния вычис­

ляю тся в процессе расчета вариантов

для

заданных точек на

основе ис­

пользования их координат.

 

 

 

 

Н а основе натурных записей скоростей

крана при

помощи

специаль­

но разработанного дискретного датчика и последующей статистической

обработки осциллограмм ЦН И И МПС выведены формулы

для определения

времени перемещения электрокозлового

крана

типа

Э К -5

и его тельфера:

 

время перемещения к р а н а

 

 

 

 

 

 

 

 

tKp= a x + b,

 

 

 

(V I.20)

где

а и b — эмпирические

коэффициенты

(по

результатам

обработки

 

статистических данных а — 2 сек,

6 =

5 сек)\

 

 

X — безразмерная

величина,

равная

абсолютной

разности ко­

 

ординат по оси абсцисс (продольных)

точек

перемещения;

 

время перемещения тельфера

 

 

 

 

 

 

 

 

tT = 4y,

 

 

 

 

(V I.21)

где

у — безразмерная величина, равная

абсолютной разнице координат

 

по оси ординат (поперечных).

 

 

 

 

 

 

Метод эвристического программирования, конечно, не исключает поте­ ри оптимального варианта, но дает вариант лучший, чем принцип кратчай­ шего рейса на каждом этапе. Точность метода увеличивается с увеличением количества этапов расчета для определения одного рейса и одновременно рассматриваемых точек. Н а основе этого метода Ц Н И И М ПС разработана программа расчета плана работы крана на ЭВМ «Урал-4». Структурно она состоит из четырех связанных между собой блоков. Первый блок рассчиты­ вает маршрут крана при снятии контейнеров до начала сортировки по одно­ му с каждого вагона. Второй блок (основной) рассчитывает оптимальный маршрут крана при сортировке контейнеров всей подачи. Третий блок (конт-

216


рольный) проверяет правильность расчета и при наличии необработанных контейнеров рассчитывает маршрут крана для их обработки. Четвертый блок печатает результаты в виде координат контейнеров и контейнеро мест в по­ следовательности, соответствующей перемещению крана и его грузоподъем­ ного механизма. Из второго блока имеется несколько выходов в контроль­ ный блок. Расчет вариантов обработки контейнеров ведется последователь­ но и поэтапно. К ак было показано ранее, для выбора оптимального вариан­ та передвижения крана, выполняющего четыре операции на одном этапе {установка контейнера из вагона на площадку и следующего контейнера с площадки в вагон или перестановка контейнера из вагона в вагон), тре­ буется рассмотреть от 10 до 81 варианта. В о время расчета вариантов произ­ водится коррекция, а по окончании расчета каждого варианта — рекор­ рекция ситуации на контейнерной площадке. При коррекции признак «Заня­ то» (1) вносится в список ранее свободных мест на площадке, признак «Об­ работан» (1) — в список контейнеров в вагоне и н а площадке, признаки «Занято» (1) или «Свободно» (0) — в список свободных контейнеромест в ва­ гоне. Внесенные изменения запоминаются, а после окончания расчета дан­ ного варианта восстанавливается исходная ситуация (рекоррекция). В про­ грамме использованы следующие логические зависимости реальных усло­ вий контейнерных пунктов.

1. Если в вагоне, куда надо поставить контейнер, в данный момент нет свободного места, то определяется назначение другого контейнера и отыски­ вается свободное место в другом вагоне. Эта операция может повторяться

нс

Рис. 64. Схема расчета вариантов работы крана:

К С — контейнер, снимаемый с вагона;

С М П — свободное

место на площадке; К Д — контейнер, до­

гружаемый в вагон; С М В — свободное

место в вагоне;

В М — временный маршрут крана

217

до 8 раз, после чего, если место не найдется, управление передается в конт­ рольный блок.

2.Если в вагон надо поставить 5-тонный контейнер, а свободное место-

внем рассчитано для 3-тонного контейнера, то стоящий рядом со свободным местом 3-тонный контейнер снимается на площадку или перестанавливается

вдругой вагон (в зависимости от назначения), а затем на освободившееся место ставится 5-тонный контейнер. Если в данный момент на площадке нет свободного места для выгружаемого из вагона 5-тонного контейнера (веро­ ятность такого случая крайне мала, но в программе эта возможностьпредусмотрена), то снимается другой (ближайший) контейнер. Дальнейшие-

операции выполняю тся

так ж е, как в п.1 (после восьмикратного повторе­

ния — в контрольный

блок).

4. Если назначение контейнера совпадет с назначением двух или более-

вагонов, то выбирается ближайшее свободное

место в них.

5. Если по окончании расчета остались

необработанные контейнеры,

в вагонах и имеют место условия, изложенные

в

пп. 1 — 4, то в соответствии

с программой, заложенной в контрольном блоке,

предварительно перестав­

ляю тся контейнеры в вагонах или на площадке для освобождения требуемых мест.

6. По окончании вариантных расчетов на данном этапе и выбора наилуч­ шего варианта ситуация окончательно корректируется, после чего начина­ ется расчет следующего этапа.

Эти логические зависимости не исчерпывают всех особенностей работы программы, однако в известной степени дают представление о сложности ее структуры и способах преодоления возникающих в процессе сортировки контейнеров трудностей. В общую программу входят такж е стандартные

подпрограммы, которые служ ат для

определения

обобщенной

координаты

д вух контейнеров, свободных мест в

вагоне, трех

ближайших

свободных

мест на площадке, трех ближайших контейнеров, предназначенных для по­ грузки, и др.

На основе алгоритма и программы Ц НИИ МПС выполнены опытные рас­ четы работы кранов на контейнерном пункте станции Знаменка Ю го-Запад­ ной дороги, оборудованном козловым электрическим краном с пролетом. 11,3 м. При сборе статистического материала здесь были записаны фактичес­ кие рейсы крана при обработке 14 подач. Затем план работы крана был рас­ считан на Э ВМ «Урал-4». При этом пробег сократился в среднем на 11,5% .

Приведенная методика планирования работы кранов в принципе пригод­ на и для переработки большегрузных контейнеров. Однако следует учесть,, что сортировки их практически не будет, так как, во-первых, в одном ваго ­ не размещаются лишь 2— 3 контейнера и, во-вторых, сеть контейнерных пунк­ тов будет ограничена небольшим числом станций. Поэтому планировать рабо­ ту кранов с большегрузными контейнерами имеет смысл только при выпол­ нении перегрузочных операций. П оскольку при этом необходимо постоянна

218


корректировать ситуацию на контейнерном пункте, реализация оптималь­ ных планов возможна лишь при использовании управляющей Э ВМ на кон­ тейнерном пункте или станции, в состав которой входит этот пункт.

4. НАИВЫГОДНЕЙШИЕ СКОРОСТИ КОЗЛОВЫХ КРАНОВ ЩЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ КОНТЕЙНЕРОВ

Скорости механизмов передвижения и подъема груза у козловых кранов, используемых на контейнерных пунктах, установлены сопоставлением их технико-экономических показателей с показателями кранов других типов и козловы х кранов, выпускавш ихся ранее. Т ак как все возможные скорости сравниваемых кранов не рассматривались из-за вариантных расчетов, не­ известно, являю тся ли скорости существующих кранов наивыгодней­ шими.

В последнее время появились труды, в которых скорости кранов реко­ мендуется определять исходя из наилучшей реализации их при разных дли­ нах рейсов [26]. Можно определять скорость кранов по минимуму эксплуа­ тационных расходов [24]. Однако эта методика разработана для выбора наивыгоднейшей эксплуатационной скорости кранов при оптимальном управлении их механизмами. Методика определения конструкционных скоростей кранов по минимуму затрат пригодна только для выбора скорости подъема-опускания грузов строительными башенными кранами и не учиты­ вает заработную плату рабочих, обслуживающих их, а такж е эффективность капиталовложений.

Методикой, разработанной ЦН И И МПС, которая изложена далее, наи­ выгоднейшие конструкционные скорости всех механизмов кранов предла­ гается выбирать по минимуму приведенных затрат. Технико-экономический эффект от реализации различных скоростей кранов зависит от контейнеро­ оборота.

На крупных контейнерных пунктах, где работают два или более кра­ нов, изменение скоростных.характеристик может повлечь за собой уве­ личение или уменьшение их числа; на малых и средних пунктах — измене­ ние простоя подвижного состава. Поэтому рассмотрим особенности опреде­ ления скоростных характеристик кранов для контейнерных пунктов с боль­

шим II малым объемами работы. Д л я крупных

контейнерных пунктов годо­

вы е приведенные расходы Сгод, зависящ ие от

скорости передвижения пкр,

можно определить из выражения

 

 

С г о д — ^ к р + ^ з . n + Q >

( V I . 2 2 )

где Скр — приведенные годовые расходы, зависящ ие от числа кранов, р у б .; С3.п — годовые расходы на заработную плату крановых бригад, приемо­

сдатчиков, работающих с крановыми бригадами, руб.; Сэ — годовые затраты на электроэнергию, руб.

219


 

Найдем зависимость отдельных элементов затрат от скорости передви­

жения крана окр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приведенные годовые

расходы, зависящ ие от числа кранов

Скр, мож­

но

определить

так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л^0 ( А - М к Р) Скр С

 

 

 

 

(V I.23)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3600 Т кр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

іѴ к о — расчетное

суточное

количество контейнеро-операций;

 

 

 

А — нормативный

коэффициент

эффективности

капиталовложений,

 

равный

0,12;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Акр — доля отчислений

на амортизацию

и все

виды ремонта

кранов;

 

Скр — стоимость

крана,

 

руб.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tlp — ожидаемое время

цикла работы крана,

зависящ ее

от

акр, сек\

 

Тк р — среднесуточная

продолжительность работы

крана,

ч.

 

 

Значение /цР, если

время

 

разгона

 

равно

времени

замедления,

можно

определить из

соотношения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

/кцр= Д С

+

^кр

4S pT

4Дкр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дкр

акр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

А/а п — время

цикла

работы

крана,

не зависящ ее

от скорости,

сек;

 

/кр— длина

полного

рейса

крана,

м\

 

 

 

 

 

 

 

акр — ускорение, развиваемое механизмом передвижения

крана во

 

время

разгона и торможения, м/сек2;

 

 

 

 

 

 

S pT — длина

пути

разгона-торможения,

м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

°кр

 

Дкр

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дкр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дкр

 

 

 

 

 

Тогда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2«кр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2дКр

Дкр скр

Время разгона и замедления кранов, оборудованных контроллерами, практически увеличивается в 1 ,5 — 2 раза.

В этом случае

кр 4Дцр

С = А*55 +

Дкр акр

22 0