ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 297
Скачиваний: 0
13, 17, |
18, 19, 20. Р а сстояни я м еж - |
Т а б л и ц а |
38 |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
д у точ ка м и |
м нож ества |
М |
и |
под |
|
|
|
|
|
si |
|
|
|
|||||||
м нож ества 5 |
приведены в табл. |
38. |
m l |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
9 |
11 |
12 |
13 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||||
Затем |
|
на основе найденных значе |
|
|||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
ний сц |
(см. табл. |
36 |
и |
37) |
состав |
9 |
со |
11 |
20 |
27 |
4 |
14 |
14 |
3 |
||||||
ляем |
матрицу D (табл. |
39) следую |
||||||||||||||||||
10 |
4 |
14 |
23 |
30 |
7 |
18 |
19 |
5 |
||||||||||||
щим образом. В первой строке при |
||||||||||||||||||||
водим |
расстояния |
между точками |
11 |
11 |
С О |
9 |
16 |
7 |
6 |
4 |
13 |
|||||||||
9 и 1 последовательно через точки |
12 |
20 |
9 |
С О |
7 |
16 |
9 |
6 |
22 |
|||||||||||
11, 12, |
13, |
17, |
18 и |
19, |
20 |
(под |
13 |
27 |
16 |
7 |
С О |
7 |
15 |
12 |
29 |
|||||
множество S), во |
второй строке — |
14 |
17 |
8 |
8 |
12 |
12 |
12 |
5 |
19 |
||||||||||
расстояния между точками 10 я 2 |
||||||||||||||||||||
15 |
9 |
7 |
14 |
|
|
12 |
|
12 |
||||||||||||
через |
точки |
подмножества |
S, |
в |
20 |
5 |
8 |
|||||||||||||
третьей |
строке — между |
точками |
16 |
9 |
14 |
21 |
27 |
8 |
9 |
16 |
12 |
|||||||||
11 |
к |
4 через |
точки |
подмножества |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
5 |
и т. д. Реш ив |
методом целочис |
|
|
|
|
|
|
di}- |
|
|
|||||||||
ленного программирования |
матрицу D, |
найдем |
значения |
(даны в |
||||||||||||||||
квадратах), |
минимизирующие |
линейную |
форму. |
П оследовательность |
ра |
|||||||||||||||
боты |
крана |
будет |
тогда |
такой: |
1 —> 2 0 -* -9 -+ 1 -+ 2 -* -9 -+ 1 0 -+ 2 -+ |
^ 3 - + 1 7 - + 1 6 - + 3 - + 4 ^ 1 8 ^ 1 1 ^ 4 - + 5 ^ 1 ^ 1 5 - > 5 - + 6 - + 13-+-
|
12 |
|
6-^-7-*-12 |
|
|
13 |
|
7 -*- 8 -*- 19 -*- 14 -*- 8. |
Учитывая, |
что |
кон |
|||||||||||
тейнер |
с места |
6 запланировано поставить |
на |
занятое место |
13, меняем |
|||||||||||||||||
последовательность |
работы |
крана |
следующим |
образом: |
1 -+-20-^>-9-*- |
|||||||||||||||||
-+ 1 |
|
2 -* -9 -+ 1 0 -* -2 -* -3 -+ 17 |
16 |
3 |
|
|
4 -+ |
13-*-11 -*-4-+5^>- |
||||||||||||||
-► 11 |
|
15 - > 5 -V 8 - > 19 ^ 14 -*- 8 -*- 6 -*- 14 -*- 1 2 ^ 6 ^ 7 - ^ 1 2 ^ |
||||||||||||||||||||
-*-13-*-7. Общий пробег |
крана по этому |
варианту |
312 л*. |
|
|
|
||||||||||||||||
|
П оследовательность |
|
работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
крана, |
организованной |
по |
прин |
Т а б л и ц а |
|
39 |
|
|
|
|
|
|||||||||||
ципу |
перемещения |
на кратчайшее |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
расстояние при |
погрузке или вы г |
m i |
|
|
|
|
|
h |
|
|
|
|||||||||||
рузке каждого |
очередного |
контей- |
9 |
|
11 |
12 |
13 |
17 |
18 |
19 |
20 |
|||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||
нера, |
такова: 1 - |
|
18- |
|
11 |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
- + 2 -+ 1 9 -+ 1 2 - - 2 - |
|
5 |
- і |
12- |
9 |
С О |
|
22 |
34 |
47 |
18 |
20 |
27 |
119] |
||||||||
- + 1 4 ^ 3 ^ 4 - 14 - 13 *- 4- |
10 |
119] |
|
23 |
36 |
49 |
20 |
22 |
30 |
20 |
||||||||||||
-+ 5 |
|
11 -*-15 ■>5- |
|
■6-і |
15- |
|
||||||||||||||||
|
|
11 |
28 |
|
|
21 |
33 |
22 |
|П | |
15 |
30 |
|||||||||||
|
16 - > |
6 - > 7 -■ |
20- |
|
9 - |
7 - |
|
С О |
||||||||||||||
|
8 |
9 |
10 |
|
|
8. |
Общий про |
12 |
46 |
|
26 |
С О |
1211 |
39 |
21 |
22 |
48 |
|||||
бег |
крана |
составляет |
при |
этом |
13 |
56 |
|
36 |
|22| |
С О |
33 |
30 |
31 |
58 |
||||||||
366 |
м. |
Экономия |
366 — 312 |
|
100 = |
14 |
35 |
|
27 |
22 |
26 |
37 |
26 |
|23| |
48 |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
366 |
|
|
|
15 |
35 |
|25| |
28 |
35 |
29 |
25 |
25 |
39 |
|||
= 15% . Число выгружаемых контей |
||||||||||||||||||||||
16 |
27 |
|
26 |
34 |
45 |
|24| |
16 |
29 |
30 |
|||||||||||||
неров |
в |
примере принято |
равным |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
восьми. |
При |
расчете |
плана |
рабо- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
211
ты |
крана для большего |
числа контейнеров (на |
ЭВМ ) эффект возрастает |
||
как |
в |
абсолютном, так |
и в относительном выражении. |
||
|
Оптимизация работы кранов на основе решения задачи коммивоя |
||||
жера. В |
практических |
условиях работы контейнерных пунктов принцип |
|||
замкнутых маршрутов перемещения |
кранов не |
всегда соблюдается. При |
|||
достаточно большом фронте работ |
и отсутствии специализации площадки |
оказывается более целесообразным организовать работу крана следующим образом. Вначале он снимает и ставит на площадку по одному контейнеру
из |
каждого |
вагона, |
причем, если в каком-либо вагоне |
отсутствует хотя |
||||||||||||||
бы |
один |
контейнер, |
предназначенный для накопления |
на |
площадке, то |
|||||||||||||
в следующем вагоне снимается |
два |
контейнера, когда в этом вагоне нет та |
||||||||||||||||
ких |
контейнеров, снимают три |
контейнера с последующего вагона, и т. д. |
||||||||||||||||
так, чтобы общее число освободившихся контейнеромест было равно |
чис |
|||||||||||||||||
лу |
вагонов |
в |
подаче. |
Затем |
контейнеры |
сортируют как по принципу |
ва |
|||||||||||
гон— вагон, |
так |
и по |
принципу вагон — площадка. В |
этом |
случае огра |
|||||||||||||
ничение о |
замкнутых |
маршрутах |
крана |
снимается. |
Задача |
оптимизации |
||||||||||||
работы крана |
сводится |
к решению известной |
задачи |
коммивояжера |
[27] |
|||||||||||||
с учетом особенностей, характерных для контейнерной площадки: |
|
|||||||||||||||||
|
кран |
не |
должен |
возвращ аться |
в исходную |
точку; |
|
|
|
|
||||||||
|
в точках множеств Z и М кран может побывать не один, а два раза. |
|||||||||||||||||
|
Разработано |
достаточно |
алгоритмов |
для |
решения |
задачи |
коммивоя |
|||||||||||
ж ера, однако |
ни |
один |
из |
них практически |
не |
пригоден для |
оператив |
ного планирования как из-за ограниченного числа рассматриваемых точек маршрута, так и из-за больших затрат машинного времени. Поэтому пред лагается приближенный метод решения задачи, основанный на отборе лучших вариантов на нескольких этапах. Поясним его на примере.
П усть заданы точки 1 — 6 (рис. 63) и расстояние между ними. Примем за начало маршрута дви ж ения крана точку 1. Т ак как за кончить движение можно в любой другой точке, будем рассматривать поэтапно пути к этим точкам, на чиная с последнего этапа (отрезка пути). Если путь оканчивается в точке 2, то в нее на последнем этапе можно попасть из точек 3, 4, 5, 6. Н а предпоследнем этапе в точку 2 можно попасть из любой точки (кро ме 1) через какую -нибудь третью точку. Например, из точки 3 вточку 2 можно попасть по одному из следующих путей: 3— 4—2\ 3— 5— 2\
3—6—2-, из точки 4 в точку 2: 4—3—2-, 4—5—2-, 4—6—2 и так для каждых трех точек. И з этих вариантов выберем кратчайшие маршруты между дву мя точками и запомним их, например 3— 5— 2; 4— 6— 2\ 5— 4— 2; 6— 5— 2.
На более раннем этапе в точку 2 можно попасть такж е из любой точки через две другие, например из третьей: 3— 4— 5— 2; 3— 4— 6— 2; 3— 6— 4— 2\ 3—6—5— 2\ 3—5—6— 2; 3— 5— 4—2. И з точки 4 на предпоследнем этапе путь в точку 2 уж е выбран, так ж е как и из точек 5 и 6. Поэтому на данном этапе необходимо лишь к предыдущим расстояниям прибавить расстояние от точки 3 до точек 4, 5 и 6 и выбрать кратчайший маршрут. П усть это будет
маршрут 3— 4— 6— 2. |
Т ак ж е поступаем и при расчете маршрутов в точку |
2 из точек 4, 5 и 6. |
В той ж е последовательности производятся расчеты |
в предположении, что путешествие заканчивается в точках 3, 4, 5 и б.Таким образом, можно получить кратчайший путь, обходя каждую точку по од ному разу. Такой способ не исключает потери строго оптимального вариан та, особенно при большой разнице в расстояниях между точками. Однако его можно с успехом использовать для практических целей.
Рассмотрим в качестве примера задачу [27], решенную с использо ванием теории графов. Несимметричная матрица расстояний для точек, обозначенных на рис. 63, задана в табл. 40.
Принимая за окончание маршрута точку 1 (по условию задачи возвращ е ние в исходную точку обязательно), вычислим длину маршрутов из точки 2 в точку 1 через все другие точки, т. е. маршруты 2— 3— 7; 2— 4— /; 2— 5— 7; 2— 6— 7. И з них наиболее короткий маршрут 2— 3— 1, длина которого равна 36. Заносим найденную величину с индексом 3 во вторую строку
первого столбца К у |
табл. 41 |
(столбцы |
К у , |
К 2, •••> К п — этапы |
расчетов). |
Затем аналогичные |
расчеты |
делаем |
для |
маршрутов 3— 2— 7; |
3— 4— 7; |
3— 5— 7; 3— 6— 1. И з них минимальный маршрут 3— 5— 7 с общей длиной, равной 17. Эту величину с индексом 5 заносим в третью строку столбца К у Аналогично рассчитываем маршруты из точек 4, 5 и 6 и минимальные рас стояния заносим соответственно в четвертую, пятую и шестую строки пер вого столбца.
На втором этапе расчетов вычисляем маршруты на один рейс длиннее предыдущих, учитывая, что маршруты, включающие два последних рей
са, уж е |
найдены. Т ак, маршруты через точку |
2 следующие: |
2— 3— 5— 1 и |
|||
2— 5— 6— 1. Кратчайший из них маршрут 2 — |
3— 5— 7 |
с расстоянием, |
рав |
|||
ным 38. |
Величину эту с индексом 3 заносим во |
|
вторую |
строку |
столбца |
К 2- |
Маршруты через точку 3 следующие: 3— 4—2— 7; 3— 5— 6— 7 и 3— 6— 2— 7,
минимальный |
из |
них |
3— 6— 2 |
— 7 |
равен 12, |
и эту величину |
с |
индексом 6 |
||
заносим |
в третью |
строку столбца |
К 2- |
|
|
|
|
|||
П родолжая таким образом вычисления, заполним |
все |
строки столб |
||||||||
цов К у — К у . |
На последнем этапе расчетов |
(столбец |
К 5) к рассчитанным |
|||||||
в столбце К 4 длинам |
маршрутов добавляем |
расстояние отточки |
1 до точек |
|||||||
начала |
маршрутов, |
которые |
обозначены |
соответствующими |
индексами. |
213
Т а б л и ц а |
40 |
|
|
|
|
|
Номер |
1 |
|
|
4 |
5 |
6 |
точки |
2 |
|
||||
1 |
с о |
27 |
43 |
16 |
30 |
26 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
7 |
О О |
16 |
16 |
30 |
25 |
3 |
20 |
13 |
С О |
35 |
5 |
0 |
4 |
21 |
16 |
25 |
О О |
18 |
18 |
5 |
12 |
46 |
27 |
48 |
С О |
5 |
в |
23 |
5 |
5 |
9 |
5 |
О О |
Т а б л и ц а |
41 |
|
|
|
|
|
Номер |
|
Этап расчета |
|
|
Номер |
|
точии |
н, |
н 3 |
Нз |
Кд |
н |
точки |
5 |
||||||
I— |
- |
- |
- |
- |
|
*— 1 |
|
|
|||||
2 |
3 6 з |
3 8 , |
4 7 , |
- |
- |
2 |
3 |
1 7 , |
1 2 , |
Н И З * I 7 0 - |
- |
3 |
|
|
||||||
4 |
2 3 г |
3 0 , |
3 5 , |
|
- |
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
2 8 , Н і Н Н |
3 9 з |
- |
- |
5 |
|
L _ L _ |
|
1 2 2 з |
4 3 3 |
- |
- |
6 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
42 |
|
|
|
|
|
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
точки |
||||||
1 |
С О |
7 |
20 |
21 |
12 |
23 |
2 |
7 |
О О |
13 |
16 |
46 |
5 |
3 |
20 |
13 |
О О |
25 |
27 |
5 |
4 |
21 |
16 |
25 |
С О |
48 |
9 |
5 |
12 |
46 |
27 |
48 |
ОО |
5 |
6 |
23 |
5 |
5 |
9 |
5 |
О О |
И з этих величин выбираем мини мальную, которая и является мини мальным общим замкнутым марш рутом. В данном случае минималь ная длина маршрута равна 63 и, следуя в обратном направлении в соответствии с обозначенными ин дексами (см. стрелки в табл. 41), найдем оптимальный маршрут: 1—
4— 3— 5— 6— 2— 1. |
Следует |
отме |
|
тить, |
что этот результат такой ж е, |
||
как |
и полученный |
точным |
мето |
дом [27].
Если матрица расстояний сим метрична, что соответствует реаль ным условиям работы кранов на контейнерных площ адках, алгоритм расчетов существенно упрощается и формализуется. Процедура вы числений сводится к последователь ному сложению столбцов матрицы расстояний. Возьмем для примера следующую матрицу расстояний (табл. 42), полученную из несим метричной матрицы (табл. 41). И с пользуем такж е условие о том, что кран не должен возвращ аться в исходную точку. Тогда мы можем условно рассматривать последнюю как конец маршрута и, исходя из этого предположения, вести расче ты, а затем, поскольку матрица расстояний симметрична, перепи сать маршрут в обратном порядке.
Процедура вычислений выпол няется следующим образом. Скла дываем члены первого столбца с соответствующими членами второго и наименьшую сумму с индексом, соответствующим строкам сложен ных членов, заносим во вторую строку столбца Кі табл. 43. Анало гично складываем члены первого
214