ревозки по территориальному признаку основаны на следующих принци пиальных положениях:
платежи за перевозки грузов и дополнительные сборы взыскиваю т не то варные конторы грузовых станций, а Р Т К ;
расчеты чеками из лимитированных и нелимитированных книжек Гос банка (Стройбанка) отменены. Причитающиеся с отправителей и получате лей грузов суммы списывают с их расчетных счетов отделения банка в без акцептном порядке по сводным чекам-требованиям, представляемым Р Т К .
Вцентрализованные расчеты за перевозки включены все организации
ипредприятия, которые пользую тся услугами железнодорожного транс
порта и имеют счета в отделении банка. Д л я этого они получают от пос леднего установленной формы лимитированную или нелимитированную справку. В ней указано наименование и номер счета, с которого списы ваю тся причитающиеся суммы. Отправители (получатели) грузов предъяв ляю т справку товарной конторе станции при оформлении перевозки грузов.
При межведомственной централизации за перевозки рассчитываются Министерство путей сообщения или управления дорог и отраслевые ведом ства (центральные учреждения) грузоотправителей, а такж е их территори альные организации. Этот вид расчетов применяется лишь для тех массовых грузов (пока только нефтяных и лесных), которые имеют цену франко-стан- ция назначения, позволившую установить в 1967 г. двухставочные тарифы. При этом расчет провозной платы сводится к трем операциям: умножению единой ставки за начальные и конечные операции на количество перевезен ных тонн груза; умножению единой для данного груза ставки за 1 ткм на количество выполненных тонно-километров; суммированию результатов первой и второй операций. М ежведомственная централизация при двухставочных тарифах позволяет отказаться от определения провозных платежей за каждую отправку и начислять их за все количество тонн данного груза, перевезенного в определенный период.
Широкий опыт централизации расчетов по территориальному признаку показал, что это взаимовыгодно для железнодорожного транспорта, отпра вителей и получателей грузов и учреждений банка. Централизация расчетов дает возможность:
железным дорогам
сократить штат товарных контор на грузовы х станциях и ревизорский аппарат, так как, во-первых, нет необходимости учитывать чеки и суммы лимита в лимитированных книж ках грузоотправителей и грузополучателей; во-вторых, в связи с безналичным и безакцептным расчетом через банк не нужна трудоемкая финансовая и кассовая отчетность;
сократить простой груженых вагонов до отправления и ускорить достав ку грузов за счет их отправления до оплаты тарифа;
уменьшить число нераскредитованных документов на станциях н азна чения;