Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 274

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ф у н к ц и я

го то в н о с ти системы

при на гр уж е нно м резервировании

 

Крат­

Коли­

 

 

 

ность

чество

Выражение для функции готовности

р езер-

ремонт­

вирова*

ных

 

 

 

пня

бригад

 

 

 

 

1

Р2 + 2Ар

2 х Ч р 2ер ‘1 -

Ріер >‘)

 

(X2 + 2Ар -|- 2А2

РіРг (Р і

— Рг)

 

 

2

 

 

 

 

2

1

3

3

г m

...

(.I2 -f" 2Ар

2Х2 (p2ePl‘ ~

РіеР2/)

ѵ

р 2 + 2Ар + X2

Рір 2 (Рі р а)

 

 

р3 +

ЗА,р2 4- 6А2р

 

 

U

р3 + Зр2А + 6рА2 + 6 А,3

6А.3 [р2р 3 (Рі Ра) еР:1 — Рір 3 (Рі — р3) ep ’J —

:— РіРг ( Р і ~ Ра) ер*‘]

РіРгРз (Рг

Ра)

(Рі — Рз) (Рі — Рі )

г , , , ,

р3 +

З р Ч

+ ЗрА2

,

( }

 

(Р -Г

А)3

1

6А-3 [раРз (Ра — Рв) еРіі — РіРз (Рі — Рз) еРгі

,— РіРг (Рі — Рг) ерз<]

РіРгРз (Рг — Рз) (Рі — Рз) (Рі — Рг)

Т а б л и ц а 3.4

Формулы для вычисления постоянных

Ра = - 4

t(3 x +

+ 4 р А ]

Р » = - 4 -

[(ЗА. -ь 2 ц ) - У А * + 4 ц А ]

 

Рі = 2 (р +

А)

 

Ра — — (Р +

Ц

Рі» Рг» Рз — корни уравнения

р3 "Ь р2 (6Ä, -)-

Зр.) -f-

р

(I ІА* + 9Я(д, -f-

-J- Зр,2) -f- (I3

3|д.2Я.

-|-

6рА -f- 6Л3 = 0

Ри Pit Рз — корни уравнения

р3 + р2 (6р +

6А) +

р [ 11 (р + А)2] +

+

6 (р +

3ГЛАВА

А)3 = 0


 

Глава

М Е Т О Д Ы П О В Ы Ш Е Н И Я

4

Г О Т О В Н О С Т И С У Д О В Ы Х

 

С И С Т Е М У П Р А В Л Е Н И Я

 

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

§ 4.1

Одним из эффективных методов повышения готовности судовых систем управления является введение различного рода избыточности и в том числе резервирования на всевозмож ных уровнях. Резервиро­ вание неизбежно связано с увеличением веса оборудования, его га­ баритов, стоимости и т. п. Поэтому необходима оптимальная страте­ гия резервирования, обеспечивающая требуемый уровень готовности при минимальных затратах. Д аж е при условии построения отдель­ ных систем судовой автоматики на базе интегральных схем, для кото­ рых проблема обеспечения заданной надежности в известной степени решена, вопрос оптимизации структуры избыточных систем не теряет своей актуальности.

Достижение определенного уровня готовности при минимальных затратах не всегда может быть обеспечено с помощью резервирования. Кроме того, при резервировании изменение затрат происходит дискретно, как правило, с большим шагом. Поэтому представляется целесообразным проанализировать возможные методы повышения готовности и разработать методику оптимального их применения для достижения заданного уровня готовности при минимальных затратах. Д ля этого необходимо предварительно установить связь между стоимостью и готовностью при различных способах повышения последней. Решение указанны х задач при наличии ограничений, определяемых спецификой использования систем на судах (ограни­ ченный объем отсеков, длительный отрыв от портов и т. д .), приводит к необходимости использования математических методов оптимиза­ ции. Разработка поставленных оптимальных задач излагается

впоследующих параграфах настоящей главы .

АЛГОРИТМ ОПТИМИЗАЦИИ СТРУКТУРЫ

§ 4.2

ИЗБЫТОЧНОЙ СИСТЕМЫ ПО КРИТЕРИЮ Г(<)

Оптимизация структуры избыточных систем требует в каждом кон­ кретном случае, с одной стороны, правильного выбора (в соответ­ ствии с функциональным назначением системы) максимизируемого критерия надежности или рациональной совокупности критериев, а с другой стороны, создания достаточно полной математической

94



ГЛАВА 4

модели процесса. Что касается выбора критерия оптимизации, то он зависит от назначения и структуры системы. В этой связи можно выделить две разновидности задач оптимизации резервирования. К первой разновидности относятся задачи, в которых известно не­ обходимое время работы системы і и требуется создать оптимальную структуру последовательно-параллельного включения компонентов, обеспечивающую получение заданного или максимального значения вероятности безотказной работы в течение этого времени при извест­ ных ограничениях на какой-либо лимитирующий фактор или на совокупность факторов. Подобного рода ситуации возникаю т обычно для систем одноразового действия. При этом в качестве критерия надежности выступает естественным образом вероятность безотказ­ ной работы Р ( t).

В формализованном виде задача может быть представлена сле­

дующим образом: максимизировать функционал

 

 

Р = ш ах

( f l

Ль ('«*)}>

(4.1)

 

....... ІПп U = 1

)

 

где тк

количество параллельно включенных элементов или узлов

/г-го типа,

образующ их ступень

резервирования;

Рк (тк) — вероят­

ность безотказной работы k-й ступени резервирования; п — коли­ чество последовательно включенных ступеней, образующих основное

соединение,

при

некотором

ограничении,

например

ограничении

на

суммарный вес системы

Wc

 

 

 

 

 

 

 

 

w c

П

wkink Sa 0,

 

 

 

 

 

£

(4.2)

 

 

 

 

 

 

*= i

 

 

 

 

или

при совокупности

ограничении

 

 

 

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Wcj — 2)

wjkink Зг 0,

/ = 1,

2, . . . , т.

(4.3)

 

 

 

/г— 1

 

 

 

 

 

 

Здесь wk —: вес

элемента или

узла

/г-го

типа; Wcj — множество,

состоящ ее из

т параметров,

учитываемых

при оптимизации.

Таким образом, задача сводится к определению таких целочислен­

ных

компонент /г-мерного вектора

М

= (т^ т 2, . . .,

тп), которые

максимизируют функционал (4.1) при одновременном выполнении условия (4.2) либо условия (4.3). Такого рода вопросы подробно

исследованы в литературе, в частности в [ 1 ,

3, 6 ].

К рассматриваемой разновидности задач

можно отнести такж е

задачу выбора оптимальной избыточной структуры восстанавливае­ мых систем в установивш емся режиме их работы. Д л я этих систем оправдано постоянство структуры в течение всего периода эксплуа­ тации. Критерием оптимизации для них может служ ить среднее время наработки на отказ Т либо, если изменение структуры системы влечет за собой изменение характеристик ее восстанавливаемости,

95


МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ готовности

коэффициент готовности /гг или функция готовности в установившемся режиме Г (s). В первом случае максимизируется функционал

 

 

Т =

ш ах

\ l f \ P

k (tnk) dt],

(4.4)

 

 

" ' l ........"' n

ІО /.'=1

 

 

J

 

во втором —

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

K =

 

ш ах

j П

Kk(mk)];

 

 

 

 

mv

, m n U= 1

 

 

)

 

 

Г (s) =

шах

I П

/erft (m*) 4 -

p k (0 dt ,

(4.5)

 

 

m v - ’ m n \ k = \

 

1 о

J

 

где kVk

коэффициент

готовности

m

параллельно

включенных

J

 

 

элементов

k-го типа

при

ограничениях

(4.2)

или (4.3).

 

Следует отметить, что задачи оптимизации структуры по крите­

риям Р (t), Т и kr не адекватны . П режде всего при оптимизации

по

Р (t) структура системы является функцией аргумента t, чего

нет

в случае критериев Т и kr. Кроме того, оптимальные структуры, полученные по данным критериям, различны. Проиллюстрируем сказанное примером.

Пример 4.1. Пусть имеется нерезервированная система, состоящая из трех

подсистем, которые характеризуются

интенсивностями отказов А. =

1ч"1; А2 —

= 0,5 ч-1; А3= 0,33 ч_1 и весами (в

относительных единицах) Ші =

1, ш = 3,

=

2. Интенсивности восстановлений каждой из подсистем равны соответственно

рі =

5 ч'1; ра = 3,3 ч_1; р3= 2ч'1. Требуется осуществить поэлементное нагру­

женное резервирование таким образом, чтобы было достигнуто максимальное значе­ ние заданного критерия, а вес системы при этом не превышал 12единиц. Результаты решения представлены в табл. 4.1.

Оптимальные структуры,

 

Таблица 4.1

 

 

полученные по различным критериям оптимизации

 

 

Кратность

резервирования

подсистем

Критерий оптимизации

второй

третьей

первой

P ( t ) :

при t =

»t =

kr

0,1

2

2

2

0,8

4

2

1

 

5

1

2

 

1

3

1

Второй разновидностью задач оптимизации резервирования яв­ ляю тся задачи, связанны е с поддержанием на требуемом или макси­ мальном уровне некоторого критерия надежности в течение длитель­ ного периода эксплуатации при нестационарных режимах работы,

96