Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 265

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

ГЛАВА 4

 

 

 

 

Т а б л и ц а 4.5

Характеристики исходных оптимальных последовательностей

 

Номера членов

*пі

 

 

 

последовательностей

Сі

*П2

1

0,057

115

0,026

153

2

0,045

138

0,023

184

3

0,039

161

0,018

214

4

0,019

184

0,007

245

5

0,007

207

0,003

275

мажорирующей последовательности, и, следовательно, становится вторым членом результирующей мажорирующей последовательности. Аналогично этому первый член второй исходной последовательности

/ 0,026 \

I 153} становится третьим членом результирующей мажорирующей

последовательности. Следующий в порядке убывания стоимости член

исходных последовательностей } имеет коэффициент простоя больший, чем коэффициент простоя последнего (третьего) члена ре­ зультирующей мажорирующей последовательности и поэтому он отбрасывается. Далее среди оставшихся членов исходных оптималь­ ных последовательностей находим два члена с одинаковой (минималь-

/ 0,019 \

и

/ о023 \

ной) стоимостью:

(

84 /

\

184/- Из них в качестве четвертого

члена мажорирующей последовательности выбирается первый как имеющий меньший коэффициент простоя, а второй из дальнейшего

анализа

исключается.

 

 

 

л

; о 007 \

имеет

Пятый член первой

исходной

последовательности ( '207/

минимальную стоимость среди оставшихся для анализа и меньший по сравнению с последним (четвертым) членом результирующей последовательности коэффициент простоя и потому становится пятым членом мажорирующей последовательности. Следующий в по­ рядке убывания стоимости третий член второй исходной последова­ тельности отбрасывается, так как имеет коэффициент простоя, превосходящий коэффициент простоя последнего члена мажори­ рующей последовательности. Четвертый член второй исходной по­ следовательности хотя и имеет коэффициент простоя, равный коэф­ фициенту простоя последнего члена результирующей последователь­ ности, но стоимость его значительно выше, и он также отбрасывается. Последний член второй исходной последовательности становится шестым членом результирующей мажорирующей последовательности. Все члены двух исходных оптимальных последовательностей про­ анализированы, и из них образована результирующая мажорирован­ ная последовательность.

Ш


МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ готовности

Блок-схем а машинной реализации алгоритма «мажорирование» представлена на рис. 4 .6 . При этом использованы следующие обо­ значения:

\Z \k

последовательность

пар

коэффициент

простоя —

{ X }, \ Ѵ \—

стоимость для /г-й

подсистемы;

 

 

 

массивы ячеек памяти,

в которые засы лаю тся

по­

Ръ Р з —

следовательности {£■} и

\Z\k

соответственно;

\Z\k

количество членов

последовательностей

\Е\ и

Е

соответственно;

 

 

 

 

 

член результирующей последовательности;

 

{ £ } — результирующ ая мажорирующ ая последовательность;

с

стоимость системы;

 

 

 

 

 

N

число исходных последовательностей;

 

 

Я —

показатель, характеризующ ий

готовность системы.

Операторы 1 и 2 засы лаю т в память машины две очередные по­ следовательности, фиксируя их длину. Оператор 3 выбирает из этих последовательностей член с минимальной стоимостью . Операторы 4— 7 или 811 составляю т из двух исходных последовательностей одну последовательность по признаку возрастания стоимости. Операторы 12 и 13 вводят в рассмотрение очередную последовательность и про­

веряю т, все

ли последовательности проанализированы. Опера­

торы 1419

проверяют, располагаю тся ли члены результирующей

последовательности по возрастанию показателя надежности, отбра­ сы вая члены, не удовлетворяющ ие этому условию . Оператор 20 выводит на печать результирующ ую мажорирующую последователь­ ность и останавливает процесс обработки.

Таким образом, поставленная задача оптимального сочетания способов повышения готовности может быть решена в соответствии с алгоритмом, представляющим собой комбинацию алгоритма Кет-

тела

[32]

и алгоритма «мажорирование»:

1 )

для

определенного уровня ремонтопригодности, характери ­

зуемой интенсивностью восстановления щ , по алгоритму Кеттела определяем оптимальную структуру системы при поэлементном резер­ вировании для некоторой интенсивности отказов базовых элемен­ т о в .^ . При этом находим оптимальную последовательность, которая

обозначается

{Е } х;

2 ) для той

ж е интенсивности восстановления щ определяем

оптимальную структуру системы при поэлементном резервировании

для базовых элементов

с меньшей интенсивностью отказов Я2 такж е

по алгоритму Кеттела.

Полученная при этом оптимальная последо­

вательность обозначается j 2;

3) для интенсивности отказов определяем оптимальную струк­ туру системы при поэлементном резервировании для базовых элемен­

тов с

большей интенсивностью восстановления р 2-

Полученная при

этом

оптимальная

последовательность обозначается

\Е \3)

4)

аналогичную процедуру выполняем при уменьшенной интен­

сивности отказов

и увеличенной интенсивности восстановления (.ц.

112


ГЛАВА 4

Рис. 4.6. Блок-схема алгоритма «мажорирование».

8 А. Г. Варжапетян

113

МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ г о т о в н о с т и

Полученная при этом оптимальная последовательность обозна­

чается

{ £ } 4;

 

5)

из

полученных промежуточных оптимальных последователь­

ностей

{Eh

| £ } 4 с помощью алгоритма «мажорирование» находим

окончательную мажорирующую последовательность, последний член которой указы вает максимально возможный уровень готовности системы, достигнутый за счет оптимального сочетания способов го­ товности при заданном ограничении на стоимость. Соответствующ ая этому члену структура определяет оптимальное распределение избы­ точности в синтезируемой структуре, а такж е порядок использова­ ния блоков с различной интенсивностью отказов и характер исполь­ зуемого восстановления. М ажорирующ ая последовательность харак-

Рис. 4.7. Схема надежности системы.

теризует зависимость коэффициента простоя от стоимости при опти­ мальном распределении избыточности или при оптимальном сочета­ нии различных способов готовности.

В качестве иллюстрации применения метода динамического про­ граммирования к решению задачи исследования эффективности различных способов повышения готовности рассмотрим задачу получения максимально возможного коэффициента готовности (мини­ мального коэффициента простоя) системы, схема надежности которой приведена на рис. 4 .7 . Система состоит из трех блоков 1, 2, 3, соеди­

ненных

в

смысле

надежности последовательно. Д ля

повышения

готовности

системы

применяются следующие способы:

 

1 ) нагруженное резервирование замещением как отдельных бло­

ков,

так

и

системы в целом;

 

2 )

комплектование системы элементами повышенной

надежности

(с более низкой интенсивностью отказов); 3) повышение ремонтопригодности системы с помощью различных

мероприятий.

П ервоначальная стоимость системы с0 = 150 условных единиц. Д ве трети этой стоимости израсходовано на достижение интенсив­ ности отказов Я. 0 и одна треть — на достижение интенсивности вос­ становления [х0Дополнительно на повышение готовности отпущено 2 с 0 средств; таким образом, ограничение по стоимости системы равно Зс0.

Требуется определить оптимальное сочетание указанны х трех способов повышения готовности для получения максимального зн а­ чения коэффициента готовности системы при заданном ограничении на стоимость.

Д ля осущ ествления нагруженного резервирования замещением необходимо использовать переключающие устройства, обеспечива­

114



ГЛАВА 4

ющие обнаружение, локализацию отказа и включение резерва. Такое переключающее устройство располагается в цепи каж дого блока, образуя с ним основное соединение. Один из возможных вариантов резервированной структуры представлен на рис. 4 .8 , где П — пере­ ключающее устройство. Будем исходить из предположения, что переключатели идеальные и строятся на базе элементов системы, составляя по объему 15% блока, в цепи которого они находятся. Исходные данные о характеристиках надежности и стоимости блоков и переключателей приведены в табл. 4 .6 , в которой приняты следу ­ ющие обозначения:

со" — часть первоначальной стоимости системы (2/3с 0), израс­ ходованная на обеспечение интенсивности отказов си ­ стемы А0;

со0— часть первоначальной стоимости системы (V 3C0), израс­ ходованная на обеспечение интенсивности восстановле­ ния системы ц 0;

£ — коэффициент готовности системы, достигнутый за счет уменьшения интенсивности отказов до величины % при первоначальном значении интенсивности восстановления; сх — стоимость системы, получивш аяся в результате уменьше­

ния интенсивности отказов системы до величины X;

/гг — коэффициент

готовности системы, достигнутый за счет

 

увеличения интенсивности восстановления до величины ц

 

при первоначальном значении интенсивности отказов;

сч —

стоимость системы, получивш аяся в результате увеличе­

kr' ^ —

ния интенсивности восстановления до величины ц;

коэффициент готовности системы, достигнутый за счет

 

одновременного уменьшения интенсивности отказов си­

 

стемы до величины X и увеличения интенсивности восста­

 

новления до

величины ц;

ся., ц —

стоимость системы, получивш аяся в результате одновре­

 

менного уменьшения интенсивности отказов системы до

 

величины К и увеличения интенсивности восстановления

 

до величины

ц.

8*

115