Файл: Оптимизация процессов грузовой работы..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 246

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Tj_i

ГЛАВА 5

Дадим некоторые обозначения, характерные для восстанавливае­ мых систем при исследовании их в процессе плавания. Если в сл у ­ чае невосстанавливаемых систем можно оперировать лишь моментами времени, в которые происходит отказ, то в рассматриваемом случае необходимо использовать следующие интервалы времени:

— интервал времени от начала функционирования до /-го отказа;

т— длительность безотказной работы элемента между двумя последовательными отказами;

ta— случайное значение времени восстановления;

Гдоп — допустимое время простоя

системы, причем если Т доп < Д В,

то восстановление теряет смысл и суммарный интервал вре­

мени до начала восстановления принимается за случайное

время исправной работы системы Тс.

 

На основе принятых обозначений

 

T j = T l_1 +

tB+ t .

(5.28)

Кроме того, положим, что mf —

число запасны х блоков і'-го типа.

Рассмотрим блок-схему моделирования для

восстанавливаемой

системы с основным соединением (рис. 5.9).

 

Операторы /, 2, 3 имеют то ж е

назначение,

что и операторы /,

2, 4 в случае основного соединения для невосстанавливаемых систем (см. рис. 5.8).

Оператор 4 формирует общий временной интервал.

Оператор 5 производит операцию выбора времени восстановле­ ния, причем, если элемент восстановился на /-м шаге, для него выби­

рается время tL ;-+1. Д л я

удобства берем

абсолютное значение t^,

так как на последующих

ш агах время

восстановления tB отыски­

вается аналогично ttj, но с обратным знаком.

Так как система не работала в течение времени восстановления, то случайные числа, выбранные ранее для других элементов, можно оставить, уменьшив их на величину

h . /чі = sign h i

i I h i I — mlin I tu |}.

(5.29)

Оператор 6 осущ ествляет логическую операцию выбора

 

h

i ^ 0-

(5-30)

Оператор 7 формирует время восстановления. Оператор 8 формирует времена исправной работы.

Оператор 9 производит проверку предыдущего числа tiS, форми­ руя с помощью операторов 10 и // альтернирующую последователь­ ность интервалов работы и восстановления.

Оператор 12 производит операцию сравнения проведенного числа восстановлений с возможным числом восстановлений, определяемым количеством блоков в ЗИ П е.

Операторы 13, 14, 15 решают задачи определения точности и обработки данных. При этом если восстановление системы произошло


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

'tI-

рис. 5.9, Елок-схема моделирующего алгоритма восстанавливаемой системы g основным соединением.

1 6 4


 

 

 

 

 

Г Л А

В А 5

за время

tB

ДОП!

то

минимумы

tc на каждом ш аге склады ваю тся,

если ж е

tB >> Тдоп,

то

последняя

сумма является случайным

вре­

менем исправной работы системы.

И зложенный подход был применен для рассмотрения работы вос­ станавливаемой системы, описываемой графом. Н а рис. 5 .10 приведен граф системы, в котором дуги представляю т собой случайные вре­ мена исправной работы, и эпюра времен работы графа. Из рисунка видно, что система не работает в моменты, когда отказало и восста­

навливается

устройство,

пред­

 

 

 

 

ставленное дугой 3— 5 ,или когда

 

 

 

 

отказали элементы во всех трех

 

 

 

 

разветвлениях

123,

13,

 

 

 

 

143. В приложении IX

при­

 

 

 

 

ведена

процедура

a f p. в получе­

 

5)

 

 

ния времен

исправной

работы

 

 

 

и восстановления

для

системы,

 

1-2

 

 

описываемой

графом.

 

 

 

2 -

3

 

Р яд

судовых

систем

упра­

 

 

Луга

3 -

5

 

вления проходит профилактику

 

 

1-3

 

 

в процессе функционирования.

 

 

 

 

1-4

 

 

Д ля систем, которые в процессе

 

 

 

 

4- 3

 

 

плавания работают периодиче­

 

 

 

 

 

 

 

ски, процесс функционирования

Система

 

 

состоит из повторяю щ ихся цик­

 

 

лов работы Тра6 и профилак­

 

 

 

 

тики Т„. Д ля

систем,

работаю­

 

 

 

 

щих непрерывно,

понятие

про­

Р и с .

5 .10 .

Граф (о)

и эпюра времен ра-

филактики

в

процессе работы

теряет

смысл.

 

 

 

 

боты (б)

восстанавливаемой системы.

 

 

 

 

П р я м о у г о л ь н и к а м и о б о з н а ч е н ы в р е м е н а п р о ­

Рассмотрим

несколько

под­

 

 

с т о я б л о к о в

н си с тем .

робнее характер работы систем, проходящ их профилактику в процессе п лаван и я.В есь период плавания

разделяется на ряд интервалов полезной работы и простоев, причем время простоя 7 ^ вклю чает в себя все временные интервалы, х а ­

рактеризующ ие коэффициент готовности (обнаружение и устра­

нение

отказов, проверка), а такж е время на проведение

профилак­

тики.

По аналогии с коэффициентом готовности можно

определить

коэффициент

использования kH,

вычисляемый

по формуле

 

 

 

 

k

 

 

 

 

 

 

 

 

У, Т’раб і

 

 

 

 

 

кц — ~~а

~

*---------- ,

(5.31)

 

 

 

X J Т р а б

I - Ь

2

тпр I

 

 

 

 

і= 1

 

 

І= 1

 

 

где

k

число перерывов в работе за время плавания; ТпрС = Тпі +

+

hi-

7 ß

* 0, то ka —>kr, обычно

ж е

ka ^

kr

 

Если

165


ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИИ ГОТОВНОСТИ НА ЭЦВМ

При проведении регламентных работ на судне в процессе плавания необходимо решать вопрос о периодичности т п и длительности tK профилактики (контроля). В связи с невозможностью восстановле­ ния отказавш их блоков и ограниченным числом их в ЗИ П е в про­ цессе плавания может наступить срыв функционирования какойлибо из судовых систем. Д ля определения вероятности такого собы ­ тия необходимо модёлировать процесс функционирования. Н иже будет описан один из возможных алгоритмов.

Рассмотрим некоторые варианты процесса функционирования на примере навигационной системы. Будем считать, что на операторов

Р ис. 5.11. Эпюра времен (а) и изменение эффективности (б) многозначной системы

системы возлож ена такж е функция восстановления системы. При невозможности восстановления и недопустимости перерыва в работе происходит срыв функционирования. Если восстановление воз­ можно, то при возникновении отказа могут встретиться следующие случаи. П усть после отказа сразу начинается профилактика. Тогда время ее ожидания тож и время простоя Т пр равны нулю . Если отказ

происходит до

истечения заданного

времени работы Трв6 х,

но вос­

становление не

производится

ввиду

занятости оператора,

то

тож

и

Г пр

имеют какие-то конечные значения, а именно: тож =

Траб —

Тс

(рис.

5 .11, а),

а Тар = тож +

Тп.

 

 

 

 

При.наличии избыточности (что и имеет место в навигационной системе) отказы приводят к снижению качества, пока не будет до­ стигнут допустимый предел і?£доп, после чего система частично вос­ станавливается, чтобы доработать до конца заданного интервала Грзб, при этом тож = 0; Г пр = tB = Траб1— Г с (рис. 5 .1 1 , б).

В о время проведения профилактики происходит замена отказав­ ших элементов; если ж е исчерпан запас, то фиксируется отказ части навигационного комплекса (например, РЛ С ).

Если запас блоков не исчерпан, необходимо решать оптимальную задачу по максимизации коэффициента готовности при ограничении

по стоимости

(см. гл. 4). При этом возможны различные стратегии,

а именно: а)

восстанавливается лиш ь часть отказавш их блоков в за ­

висимости от

их коэффициентов значимости; б)

восстанавливаю тся

все отказавш ие блоки; в) обновляю тся все блоки

системы.

1 6 6


ГЛАВА 5

П режде чем перейти к описанию моделирующего алгоритма, рас­ смотрим вопрос о влиянии периодичности и длительности профилак­

тики

на эффективность

использования системы Wtl. Эффективность

Wa зависит от т п и ік

одновременно, поэтому для получения значе­

ний

будем полагать одну из величин постоянной. Вначале дли­

тельность ік выбирают, исходя из практических соображений, и

определяют

оптимальное значение

т п опт,

а затем

на его основе

отыскиваю т

tK опт.

Н а рис.

5 .12

показан

характер

зависимостей

W„ — f (тп,

tK) для

разных

tK. Уменьшение

значения

Wlf влево от

Рис. 5.12. Зависимость эффектов-

Рис. 5.13. Зависимость эффективности

ности использования

системы

от

использования системы от времени

периодичности

профилактики

при

при различных А, и р..

различных

Ік.

 

 

Ѵ і ^

2 '' ^кз-

 

 

максимального происходит за счет резкого уменьшения ka, а вправо от максимального — за счет уменьшения вероятности безотказной работы за время профилактики.

Несомненно, что на эффективность использования системы в зн а­ чительной мере влияет надежность комплектующих элементов. В нашем случае необходимо рассматривать характеристики как без­ отказности элементов X, так и их восстанавливаемости р,.

Н а.ри с. 5 .1 3 приведены зависимости Wn = / (тп) при оптималь­ ном значении длительности tK. Кривая 1 построена при некоторых значениях характеристик безотказности и восстанавливаемости А, 1 и р х. Ухудш ение восстанавливаемости элементов системы в два раза

(р х = 2 р. 2) ненамного уменьшает

значение W„ (кривая 2), увеличе­

ние безотказности в два раза

=

2А,3) значительно повышает эффек­

тивность использования (кривая 3). При этом график функции W„ =

= f (тп) имеет растянутую

выпуклую форму, позволяющ ую без

заметного снижения W„ значительно увеличить периодичность про­ ведения регламентных работ. Отсюда можно сделать вывод, что эффективнее повышать безотказность системы.

Опыт работы показы вает, что, несмотря на значительные затраты, связанны е с проведением профилактики (стоимость ЗИПа,, контроль­ ной аппаратуры, отвлечение части команды на восстановительные работы), при достигнутой на сегодняшний день надежности эле­

1 6 7