Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 228

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7)поставить краны кранового распределителя в «рабочее» положе­

ние;

8)открыть сливные краны сильфонного аппарата и убедиться, что из сливных трубок течет вода; если вода не течет, необходимо прочис­ тить отверстие соответствующего клапана, вывернув пробку крана из его корпуса;

9)закрыть сливные краны и поставить краны кранового распреде­ лителя в «нулевое» положение;

10)слегка отдав сальниковую гайку, поднять трубку до упора и закрыть вентиль клинкета.

П р о в е р к а

о с н о в н ы х

э л е м е н т о в

э л е к т р и ­

ч е с к о й с х е м ы . Для проверки

основных элементов электриче­

ской схемы следует:

 

 

 

1)включить питание от судовой сети и пустить преобразователь; по вольтметру проверить напряжение переменного тока, вырабатываемо­ го генератором, — допускаемые отклонения от номинального не долж­ ны превышать ±5% ;

2)включить линию питания двигателей центрального прибора и линию синхронной связи, поставив выключатели «Двигатели» и «Репи­ теры» в положение «Включено»;

3)убедиться в том, что электродвигатель «Скорость» работает. Для

этого рукой надо отклонить рычаг компенсационной системы влево

иследить за показаниями скорости — она должна увеличиваться;

4)по оборотам контрольного диска убедиться, что электродвигатель «Время» работает;

5)проверить работу синхронной передачи, для чего:

отклонением рычага компенсационной системы влево установить по шкале центрального прибора скорость 8— 10 узлов;

выключить двигатели центрального прибора и отпустить рычаг; сличить показания шкал центрального прибора с показаниями шкал репитеров; рассогласование не должно превышать 0,25 узла по ско­

рости и 0,01 мили по пройденному расстоянию; 6) выключить переключатели «Двигатели» и «Репитеры» на станции

лага.

 

П р о в е р к а к о м п е н с а ц и о н н о й с и с т е м ы .

После

проверки гидравлической системы и электрической схемы лага

необ­

ходимо проверить компенсационную систему лага. Для этого в первую очередь нужно проверить положение нуля шкалы прибора, для чего следует:

1) убедиться в том, что краны кранового распределителя стоят в «ну­ левом» положении;

2)подать питание на двигатели центрального прибора лага;

3)проверить положение нуля шкалы •— он должен располагаться

против

неподвижного

индекса; если

нулевое деление не совпадает

с индексом, его нужно

привести

под

индекс с помощью регулято­

ра

С.

 

 

 

 

 

 

 

 

О к о н ч а т е л ь н а я

п р о в е р к а

г о т о в н о с т и

л а-

г а

производится при помощи поверочных грузов. Прежде чем

при­

ступить

к окончательной

проверке

лага нужно:

 

Ю П. А. Нечаев, Н. Б. Кудревич

289



1) убедиться в том, что положения регуляторов А и В соответст­ вуют заводским данным, приведенным в техническом формуляре, или данным судовой регулировки, полученным после ходовых испы­ таний;

2)убедиться, что крен не превышает Г и качка отсутствует;

3)взяв из ящика запасных частей поверочный рычаг, установить его на рычаге компенсационной системы (рис. 162).

 

Сначала устанавливается рычаг

 

без груза, а затем с малым и боль­

 

шим грузом.

 

последних

 

В

лагах

выпусков

 

лет для проверки компенсационной

 

системы лага используют не два, а

 

один поверочный

груз.

Груз

уста­

 

навливается

на поверочном рычаге

 

в двух положениях: первому поло­

 

жению

соответствует

меньшее,

 

а второму — большее

плечо

ры­

 

чага.

Если схема

исправна, указа­

 

тель скорости должен показать при

 

этом

те

значения скорости,

кото­

 

рые приведены в техническом

фор­

 

муляре

и заводской

номограмме.

 

Если расхождения превышают до­

 

пустимые значения, указанные в

Рис. 162. Проверка компенсационной

этих

документах,

следует

прове-

системы с помощью груза:

рить лаг на мерной линии

и

полу-

1-поверочный рычаг; 2 рычаг компенса-

ЧИТЬ НОВЬЮ

Значения ДЛЯ

регуЛЯ-

циошюй системы; 3 — поверочный груз

торов лага.

 

 

 

г

J

 

 

о б о р о т о в

П р о в е р к а ч а с о в о г о р е г у л я т о р а

выполняется путем периодического контроля оборотов контрольного диска.

Правильность

работы

часового регулятора проверяется

через

30 мин после включения питания лага.

 

При проверке часового регулятора следует:

 

1) включить в

станции лага выключатели с надписью «Репитеры»,

а затем — «Двигатели»; при

неисправной или несинхронной

работе

часового регулятора с электродвигателем времени должна загореться сигнальная лампочка с надписью «Часовой ход»;

2) по секундомеру измерить промежуток времени, в течение которо­

го контрольный диск регулятора сделает 160 оборотов;

при исправном

часовом регуляторе контрольный диск должен сделать

160 оборотов

за 10 мин ±0,8 с.

Если секундомер показал другое время, нужно почистить контакты часового регулятора и отрегулировать ход часового механизма;

3) выключить выключатели «Двигатели» и «Репитеры», а затем агре­ гат питания, если он имеется в схеме.

Пуск лага. После предварительной подготовки и проверки произ­ водят пуск лага, соблюдая следующий порядок:

290


1) открыв клинкет, опустить приемную трубку в рабочее поло­ жение;

2)краны кранового распределителя поставить по схеме в положение «Продувка»; когда из сливных трубок потечет вода без пузырьков воз­ духа, поставить их в «нулевое» положение;

3)открыть сливные краны сильфонного аппарата и, слегка посту­ кивая рукой по корпусу, дождаться, когда из них потечет вода без пу­ зырьков воздуха; после этого закрыть краны;

4)установить выключатели «Репитеры» и «Двигатели» в положение «Включено», при этом в центральном приборе должна загореться сиг­ нальная лампочка и начинает вращаться контрольный диск дви­ гателя времени;

5)установить краны кранового распределителя в «рабочее» положе­

ние;

6)отвинтить оправу со стеклом и установить стрелки часового ме­ ханизма по судовому времени;

7)заметить отсчет лага и время включения для записи в судовой журнал.

Остановка лага. При остановке лага соблюдают следующий поря­ док работ.

1)убедиться, что скорость по лагу не превышает 10 узлов. Если ско­ рость больше, следует открыть сливной кран динамической магистра­ ли кранового распределителя и подождать, пока показания снизятся до 10 узлов;

2)установить краны кранового распределителя в «нулевое» поло­

жение;

3)отдав сальниковую гайку, поднять приемную трубку до упора и закрыть клинкет;

4)после прихода указателя скорости на нуль на станции лага вы­ ключатели «Двигатели» и «Репитеры» поставить в положение «Выклю­ чено».

§ 61. ЛАГ МГЛ-25М

Гидродинамический лаг МГЛ-25М — модернизированный вариант лага МГЛ-25. Пределы измерения скорости и инструментальные по­ грешности лага по скорости и пройденному расстоянию такие же, как и в описанном выше лаге МГЛ-25.

Лаг имеет механическую компенсационную систему и контактную следящую систему скорости. Комплектация лага МГЛ-25М и кон­ структивное оформление всех приборов комплекта аналогичны лагу МГЛ-25. Изменениям подверглись лишь некоторые элементы элект­ рической схемы лага.

Основными особенностями лага МГЛ-25М по сравнению с лагом МГЛ-25 являются:

управление работой электродвигателя «Скорость» осуществляется не поляризованным контактным реле, а специальной бесконтактной схемой на двух усилительных дросселях;

10*

291


изменена конструкция часового регулятора оборотов электродвига­ теля «Время», регулятор обеспечивает бесконтактное управление обо­ ротами этого электродвигателя;

для стабилизации оборотов электродвигателя «Время» используется бесконтактная дроссельная схема управления на усилительном дрос­ селе.

Рассмотрим подробнее особенности электрической схемы лага.

Схема управления работой электродвигателя «Скорость»

Электродвигатель «Скорость» является исполнительным (отрабаты­ вающим) электродвигателем следящей системы лага, вырабатывающей значение скорости судна. Из устройства центрального прибора лага следует, что электродвигатель «Скорость» вводит необходимый момент компенсационной пружины, разворачивает шкалы скорости, вводит

значение скорости

в механизм пройденного расстояния и разворачи­

вает

сельсин-датчик

скорости, обеспечивая дистанционную передачу

 

йР(

Ml

 

 

данных о скорости судна 'на

 

 

 

приборы-повторители. Элек­

 

 

 

 

 

трическая схема

управления

 

 

 

 

 

электродвигателем «Скорость»

 

 

 

 

 

должна обеспечить:

 

 

 

 

 

 

выключение электродвига­

 

 

 

 

 

теля при постоянном значе­

 

 

 

 

 

нии скорости судна;

 

 

 

 

 

 

включение

электродвига­

 

 

 

 

 

теля «Скорость» при измене­

 

 

 

 

 

нии скорости судна;

 

 

 

 

 

 

реверс электродвигателя в

 

 

 

 

 

зависимости от того, увеличи­

 

 

 

 

 

вается скорость

судна

или

 

 

 

 

 

уменьшается.

 

 

 

 

 

 

 

 

Питание в схему управле­

 

 

 

 

 

ния электродвигателем «Ско­

 

 

 

 

 

рость» подается через выклю­

 

 

 

 

 

чатель «Двигатели» на стан­

 

 

 

 

 

ции лага.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципиальная электри­

 

 

 

 

 

ческая схема управления по­

Рис.

163. Электрическая

схема управления

казана на рис. 163.

 

 

электродвигателем

«Скорость»

Главная обмотка Г1—Г2

рость» питается

напряжением 110 В,

электродвигателя

M l

«Ско­

50 Гц; в линию

питания глав­

ной обмотки включен фазосдвигающий конденсатор СЗ. Вспомогательная (управляющая) обмотка В1В2 электродвигате­

ля М 1 получает питание от вторичной обмотки силового трансформа­ тора Тр1 (с клемм 7—10). С каждой половины этой обмотки в линию управляющей обмотки В1В 2 подается 28 В. Питание подается через

292