Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 229

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ограничительные контакты КП2 и КПЗ, разрывающие линию питания управляющей обмотки В1В2 при предельных значениях скорости

судна.

В линию питания управляющей обмотки В1В2 через согласую­ щий автотрансформатор Тр2 и конденсатор С4 включены рабочие об­ мотки 34 и 5—6 двух усилительных дросселей Др1 и Др2. Намагни­ чивание дросселей осуществляется с помощью управляющих обмоток, которые получают питание с клемм 19—20 понижающей обмотки сило­ вого трансформатора Тр1 через выпрямитель^ Д8.

Питание в управляющие обмотки дросселей подается через следя­ щий контакт КП1, расположенный на рычаге компенсационной сис­

темы лага. „

При постоянном значении скорости судна следящий контакт l u l l находится в среднем положении, замыкая одновременно две неподвиж­ ные ламели / и / ' . В этом случае управляющие обмотки 8— 1 и 7—2 обоих усилительных дросселей будут под питанием. Намагничивание обеспечивается запиранием дросселей. Это означает, что индуктивное сопротивление их рабочих обмоток будет велико. Ток, проходящий через рабочие обмотки обоих дросселей, будет в этом случае равным и очень малым. Через управляющую обмотку В1 — В2 электродви­

гателя M l будут протекать небольшие равные

и встречно направ­

ленные токи. Результирующий ток этой обмотки

будет равен нулю,

и электродвигатель M l работать не будет.

При увеличении скорости судна следящий контакт КП1 переместит­ ся на ламель Г. Вследствие этого ток управляющей обмотки дросселя Др1 резко уменьшится, так как линия ее питания будет проходить теперь через часть сопротивления R2. Это, в свою очередь, резко умень­ шит индуктивное сопротивление рабочей обмотки дросселя Др1, и ток в цепи этой обмотки резко возрастет. В связи с этим в цепи управля­ ющей обмотки В1В 2 электродвигателя M l будет протекать ток, рав­

ный разности

токов / х — / 2. Этот ток и вызовет вращение электро­

двигателя,

который будет работать до тех пор, пока

приводимый им

в действие

механизм скорости

не введет момент

компенсационной

пружины,

равный моменту скоростного давления. При этом следящий

контакт

КП1

возвратится в среднее положение и вновь замкнет две

ламели

/ и /'.

В этом случае

вновь восстановится питание управля­

ющих обмоток обоих дросселей. Дроссели окажутся запертыми, и элек­

тродвигатель M l остановится.

^

При уменьшении скорости судна

следящий контакт КП1 переме­

стится под действием момента компенсационной пружины на ламель /. При этом резко уменьшится ток управляющей обмотки дросселя Др2, что вызовет уменьшение индуктивного сопротивления его рабочей об­ мотки. Ток / 2 в цепи этой обмотки резко возрастет. Через управля­ ющую обмотку В1В2 электродвигателя M l будет протекать ток, рав­ ный разности / 2 — / х токов рабочих обмоток, что и вызовет вращение

двигателя в другую сторону.

Сопротивление R2, закорачивающее неподвижные ламели, обеспе­ чивает симметрирование схемы, а также уменьшает искрение контакта

КП1.

293


Схема управления работой электродвигателя

«Время»

Часовой регулятор лага служит для стабилизации оборотов элек­ тродвигателя «Время». Конструкцией часового регулятора обеспечи­ вается бесконтактное управление оборотами этого электродвигателя. На рис. 164 приведена кинематическая схема часового регулятора.

Данные об оборотах электродвигателя «Время» поступают в часо­ вой регулятор на контактный диск 1, на наружной стороне которого расположены контактные кольца 8. Через эти кольца подводится пи­ тание к элементам, расположенным внутри регулятора (к электродви-

Рис. 164. Кинематическая схема часового регулятора оборотов:

/ — контактный диск; 2 — лампочка; 3 — затемнитель; 4 — фотосопротивление; 5 — электродви­ гатель; 6 — регулировочный рычажок; 7 —часовой механизм; 8 — контактные кольца

гателю 5 подзавода часового хода и лампе 2), а также снимается напря­ жение с фотосопротивления 4. Фотосопротивление и освещающая его лампа 2 скреплены с контактным диском и, следовательно, приводятся

вдвижение электродвигателем «Время». Между фотосопротивлением

илампой находится затемнитель 3, который приводится во вращение электродвигателем 5. Этот электродвигатель непрерывно подзаводит часовой механизм 7, который и обеспечивает постоянную скорость вра­ щения затемнителя. При нормальной скорости вращения электродви­ гателя «Время» затемнитель перекрывает часть фотосопротивления.

При изменении скорости вращения электродвигателя «Время» фо­ тосопротивление и освещающая его лампа отстанут от затемнителя либо несколько опередят его. В любом из этих случаев изменится ос­ вещенность фотосопротивления. Это приведет к тому, что фотосопро­ тивление изменит свою величину и падение напряжения на нем изме­ нится. На вход схемы регулирования оборотов поступит сигнал, ко­ торый соответствующим образом изменит обороты электродвигателя

294


«Время». Электрическая схема управления оборотами электродвигате­ ля «Время» описана ниже.

Регулировочный рычажок 6 служит для регулировки хода часового механизма.

Следует отметить, что описанный бесконтактный часовой регулятор используется в конструкциях других современных лагов, например в лаге ЛГ-2.

Схема стабилизации оборотов электродвигателя «Время». Посто­

янство оборотов

электродвигателя

«Время» обеспечивается работой

часового регулятора и специаль-

 

ной дроссельной схемой

управ-

Tpf н

ления (рис. 165).

асинхронный

 

Двухфазный

 

электродвигатель

М2 «Время»

 

включается с

помощью

выклю­

 

чателя «Двигатели» на станции

 

лага. Главная обмотка Г1Г2

 

питается через фазосдвигающий

 

конденсатор

С2

напряжением

 

110 В, 50

Гц. Вспомогательная

 

обмотка В1В2 этого электро­

 

двигателя

получает питание со

 

вторичной

обмотки

силового

 

трансформатора

Тр1

с

клемм

 

1316. В линию питания вспо­

 

могательной (управляющей) об­

 

мотки В1В2 включена

рабо­

 

чая обмотка усилительного дрос­

 

селя ДрЗ.

В зависимости от по­

 

лярности

питающего

напряже­

 

ния в каждый полупериод через

 

выпрямители Д6 или Д7

вклю­

Рис. 165. Электрическая схема стабили­

чается одна из половин рабочей

зации оборотов электродвигателя «Вре­

обмотки (участки 3—4 или 56).

мя»

Управление

величиной

индук­

 

тивного сопротивления рабочей обмотки дросселя ДрЗ достигается соответствующим изменением его намагничивания. На управляющую обмотку 2—8 дросселя ДрЗ питание подается от вторичной обмотки силового трансформатора Тр1 с клемм 1112. В линию питания управляющей обмотки включен выпрямитель Д5\ конденсатор С1 сглаживает пульсации выпрямленного напряжения. Последовательно с управляющей обмоткой 2—8 дросселя включено фотосопротивление R2, расположенное в часовом регуляторе. Лампа Л2, освещающая фотосопротивление, питается с клемм 20—24 вторичной обмотки трансформатора через балластное сопротивление R1.

Обмотки возбуждения электродвигателя М3 подзаводки часового механизма получают питание от клемм 14—21 вторичной обмотки транс­ форматора Тр1; в цепь одной из обмоток включен фазосдвигающий конденсатор С6. Электродвигатель М3 вращает с постоянной скоростью

295


затемнитель, расположенный между лампой Л2 и фотосопротивлением R2. Фотосопротивление и освещающая его лампа вращаются электро­ двигателем М2 «Время». При нормальном числе оборотов этого элек­ тродвигателя затемнитель перекрывает часть фотосопротивления. В це­ пи управляющей обмотки дросселя ДрЗ протекает ток, создающий ис­ ходное намагничивание дросселя. Индуктивное сопротивление рабочей обмотки имеет в этом случае такую величину, при которой ток в цепи управляющей обмотки В1—В 2 электродвигателя будет номинальным.

При повышении скорости вращения электродвигателя фотосопро­ тивление приоткрывается и степень его освещенности увеличивается. Это вызывает увеличение тока в управляющей обмотке дросселя и, сле­ довательно, увеличивает индуктивное сопротивление рабочей обмот­ ки — дроссель запирается. Следствием этого является уменьшение тока в управляющей обмотке В1В2 электродвигателя М2 и сниже­ ние его оборотов. Затемнитель, вращающийся с постоянной скоростью, догонит фотосопротивление и освещающую его лампу, и скорость вра­ щения электродвигателя станет номинальной.

При уменьшении скорости вращения электродвигателя фотосопро­ тивление в большей степени перекрывается затемнителем и степень ос­ вещенности его лампой Л 2 уменьшается. Следствием этого будет умень­ шение тока в управляющей обмотке дросселя ДрЗ, который при этом открывается. Уменьшение индуктивного сопротивления рабочей обмот­ ки вызовет увеличение тока в обмотке В1В2 электродвигателя, и его обороты возрастут.

В линию питания обмотки В1В2 включена сигнальная лампа Л1, шунтированная сопротивлением R1. Лампа выведена на панель цен­ трального прибора лага. Во время нормальной работы часового регуля­ тора степень накала лампы незначительно меняется и она дает про­ блески. Если лампа не дает проблесков или не загорается, это является сигналом о выходе из строя часового регулятора.

§ 62. ЛАГ ЛГ-2

Характеристика и комплектация лага

Гидродинамический лаг ЛГ-2 предназначен для непрерывного сче­ та пройденного расстояния и измерения относительной скорости судна в диапазоне скоростей от 2 до 25 узлов. Лаг имеет механическую ком­ пенсационную систему рычажного типа. Следящая система лага— бес­ контактная индукционного типа. Специальный регулятор и ленточный корректор позволяют вводить в показания лага следующие поправки: постоянную и линейно зависящую от скорости в пределах ±12% и пе­ ременную, нелинейно зависящую от скорости в пределах от ±4,7 до

±1,2% .

Лаг рассчитан на питание переменным напряжением ПО В, 50 Гц. На судах с переменным током лаг питается непосредственно от судовой сети через понижающий автотрансформатор. При работе на судах с по­ стоянным током напряжением 220 или ПО В питание лага осущест­ вляется через преобразователь АМГ-ЗА или АМГ-ЗБ соответственно.

296


Лаг рассчитан на длительные колебания напряжения судовой сети в пределах ±5% номинального значения при работе от сети переменного тока и в пределах ±Ю % — при работе от сети постоянного тока.

В комплект лага входят следующие приборы:

гидравлическая система, элементы которой аналогичны по своему назначению и конструкции элементам гидравлической системы лага МГЛ-25;

измеритель скорости (прибор 4Т); центральный прибор (прибор 6Т); станция управления (прибор ЗТ); указатель скорости (прибор 1Т);

указатель скорости и пройденного расстояния — универсальный репитер (прибор 5Т);

разветвительная коробка (прибор 15К-1Т или 15К-Т); автотрансформатор (прибор 8Т). Входит в комплект на перемен­

ном токе; агрегат питания АМГ-3 и станция агрегата (прибор 7Т). Входит в

комплект на постоянном токе.

Так же, как и лаг МГЛ-25, лаг ЛГ-2 может работать в двух вариан­ тах — днищевом и штевневом. В комплект лага входят также ящик с запасными частями и инструментом, резервная приемная трубка и техническая документация.

Измеритель скорости (прибор 4Т)

Особенностью комплекта лага является то, что механизм, измеря­ ющий скорость судна по гидродинамическому давлению, выделен в отдельный прибор — и з м е р и т е л ь с к о р о с т и . Разделение элементов измерения скорости от счетно-решающего устройства, веду­ щего счет пройденного судном расстояния, и от устройства для ввода поправок позволяет:

устанавливать измеритель скорости и связанный с ним сильфонный аппарат вблизи приемного устройства лага, чем достигается сокраще­ ние длины трубопровода гидравлической системы и возможность про­ кладывать его через легкодоступные помещения;

устанавливать центральный прибор лага с размещенными в нем корректором и счетно-решающим устройством счетчика пройденного расстояния выше ватерлинии. Центральный прибор лага может быть размещен в любом сухом помещении, где к нему будет удобный дос­ туп для осмотра и производства регулировок.

Механизм измерителя скорости обеспечивает:

выработку начального (неоткорректированного) значения скорости судна по величине воспринятого гидродинамического давления;

механическую компенсацию гидродинамического давления; трансляцию начального значения скорости vH в центральный при­

бор лага.

Механизм измерителя скорости имеет бесконтактную индукционную следящую систему, которая повышает чувствительность и надежность лага.

297