Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кинематическая схема измерителя скорости представлена на

рис. 166.

Шток 2, выходящий из сильфонного аппарата 1, соединен с левым коротким концом верхнего рычага 4 компенсационной системы лага. На противоположном, правом конце этого рычага закреплены катушки 14 следящего трансформатора 15. При отсутствии скоростного давления рычаг 4, будучи уравновешенным, занимает горизонтальное положение.

В этом случае две катушки сигнального следящего трансформатора занимают симметричное положение в зазоре статора и сигнал на выхо­ де трансформатора отсутствует. При этом ролик 3 будет находиться под опорой верхнего рычага 4. Усилие пружины 17, стремящейся поднять длинный конец нижнего рычага 16, уравновешивается противодействи­ ем (реакцией) опоры верхнего рычага.

С началом движения судна гидродинамическое давление будет по­ днимать шток 2. Это приведет к тому, что левый конец верхнего рычага 4 поднимется, а правый — опустится. При этом катушки следящего трансформатора переместятся вниз в зазоре статора и в них появится

298

сигнал, который через усилитель в станции управления поступит в исполнительный электродвигатель 13 (электродвигатель «Скорость»). Последний через систему передач начнет разворачивать эксцентрик 7. Вращение эксцентрика заставит ролик 8 и каретку 6 переместиться вправо. При этом ролик 3, связанный с кареткой 6, также будет пере­ мещаться вправо между верхним и нижним рычагами. Это введет в дей­ ствие компенсационную пружину 17, усилие которой будет стремиться поднять длинный конец нижнего рычага 16 и тем самым повернуть верхний рычаг 4 против часовой стрелки. Таким образом, усилие пру­ жины 17 будет стремиться уравновесить усилие, действующее на верх­ ний рычаг через шток 2 сильфонного аппарата. В момент равновесия рычаги 4 и 16 займут горизонтальное положение, катушки следящего трансформатора — нейтральное положение, сигнал рассогласования исчезнет и исполнительный электродвигатель «Скорость» остановится. При этом действие гидродинамического давления на чувствительный элемент сильфонного аппарата будет скомпенсировано усилием пружи­ ны.

Одновременно с разворотом эксцентрика 7 исполнительный электро­ двигатель 13 развернет датчики 10 и 11 и шкалы 12 грубого и точного отсчета vn — начальной (неоткорректированной) скорости. Эти значе­ ния начальной скорости, отработанные механизмом измерителя скорос­ ти, дистанционно с помощью датчиков передаются в центральный при­ бор лага.

При увеличении скорости судна усилие, передаваемое через шток на рычаг, увеличится и описанный процесс повторится.

При уменьшении скорости судна уменьшится усилие, действующее через шток 2 на рычаг 4. Под действием усилия компенсационной пру­ жины 17 рычаг 4 повернется^ так, что его длинный правый конец под­ нимется. При этом в катушках 14 следящего трансформатора появится сигнал, и исполнительный двигатель начнет работать в обратную сторо­ ну. Это приведет к тому, что ролик 3 начнет перемещаться влево. Тем самым будет уменьшен вращающий момент, который компенсационная пружина создает на верхнем рычаге.

При постоянном натяжении компенсационной пружины величина перемещения ролика 3 от опоры 5 служит мерой скорости судна. Про­ филь эксцентрика 7 обеспечивает равномерность движения шкалы указателя скорости.

С помощью регулятора А, выставляемого на заводе, создается пер­ воначальное натяжение пружины. Регулятор С служит для установки гидростатического нуля; его устройство аналогично устройству ре­ гулятора С лага МГЛ-25.

Ограничительные контакты 9 обеспечивают остановку электродви­ гателя при крайних значениях скорости.

Центральный прибор (прибор 6Т)

Механизм центрального прибора обеспечивает:

прием начального (неоткорректированного) значения скорости, выработанного измерителем скорости;

299



с помощью корректора введение поправки в значение начальной скорости и тем самым отработку значения лаговой (откорректирован­ ной) скорости;

с помощью счетно-решающего устройства ведение непрерывного счета пройденного расстояния;

трансляцию значений лаговой скорости и пройденного расстояния на приборы-повторители.

Узел трансляции ©„. Прием начальных значений скорости осу­ ществляется двумя сельсинами. Сельсин-приемник грубого отсчета vn связан с соответствующим датчиком обычной синхронной связью ин­ дикаторного типа. Сельсин-приемник точного отсчета va связан с сель­ сином-датчиком синхронной связью

 

трансформаторного типа

(рис.

167).

 

Однофазная обмотка сельсина-при­

 

емника СП питания не получает,

 

а поэтому функций создания потока

 

возбуждения не

выполняет.

При

 

согласованном

положении

сель­

 

сина-приемника

СП с

сельсином-

 

датчиком СД в однофазной (управ­

Рис. 167 Принципиальная схема син­

ляющей) обмотке сельсина-прием­

ника напряжения нет.

При пово­

хронной связи трансформаторного

 

роте ротора сельсина-датчика

СД

 

в однофазной обмотке

сельсина-

приемника появляется э. д. с., пропорциональная

углу его рассогла­

сования с сельсином-датчиком. Свойствами самосогласования данная схема не обладает; согласование сельсина-приемника производится принудительно исполнительным (отрабатывающим) электродвигате­ лем Д. Сигнал рассогласования, снимаемый с однофазной обмотки сельсина-приемника, поступает после усиления в усилителе У на

управляющую обмотку электродвигателя Д, который

через редуктор

Р механически связанный с сельсином-приемником,

приводит его в

согласованное с датчиком положение.

 

Синхронная связь трансформаторного типа применяется в том слу­ чае, когда сельсин-приемник выполняет в механизме прибора опре­ деленные функции, связанные с введением принимаемого им значения в различные узлы и элементы схемы.

Кинематическая схема центрального прибора лага представлена

на рис. 168.

обмотке сельсина-

При изменении скорости судна в управляющей

приемника 6 точного отчета vH возникает сигнал,

который подается

в усилитель «Трансляция» в станции управления, а затем в отрабатыва­ ющий электродвигатель 28 «Трансляция» в центральном приборе. Элек­ тродвигатель «Трансляция» через механическую передачу разворачи­ вает ротор сельсина-приемника 6, отрабатывая сигнал рассогласования. Одновременно поворачивается шкала 4 точного отсчета vH, укреп­ ленная на оси вращения сельсина-приемника 6 и шкала 30 грубого отсчета п„, связанная с ней кинематически. Шкала 30 имеет риску и надписи: «Скорость меньше» и «Скорость больше».

300


Сельсин-приемник 25 грубого отсчета и„ связан с соответствующим датчиком в приборе 4Т. Сельсин-приемник 25 служит для проверки со­ гласования показаний центрального прибора и измерителя скорости по грубому отсчету и„.

/ — к о ж у х ф р и кц и о н н о го

м е х а н и зм а ;

2 — д а т ч и к

п р о й д ен н о го р а сс т о я н и я ; 3 — часо во й

р е г у л я ­

тор ; 4 — ш к а л а

то чн о го

о тсч ета ; 5 — у к а з а т е л ь

вр ем ен и ;

6 — сел ь си н -п р и ем н и к ;

7 — д и ф ф е ­

р ен ц и ал ; 5 — зу б ч а т а я р е й к а ;

9 т р и б к а ; 10 к а р е т к а ; 11,

13 — н а п р а в л я ю щ и е п л ан к и ;

12

э л ек тр о д в и г ат е л ь

« В р ем я » ; 14 — к а ч а ю щ и й с я щ у п ;

15 — зу б ч а ты й сек то р ;

/5 — р о л и к ;

17

г и б к а я л е н т а ;

18 — и о во р о тн а я

р а м к а ;

19 — х о д о в ы е гай ки ;

20, 22 у стан о во ч н ы е

ви н ты ;

21

зу б ч аты й сек то р ;

23 — т р и б к а ;

24 зу б ч а т а я п е р е д а ч а ; 25 — сел ь си н -п р и ем н и к ; 26 — д а т ч и к

ол ;

27 — к о н так ты ;

28 эл е к тр о д в и г а т е л ь

« Т р а н сл я ц и я » ;

29 — д и ск ; 30 ш к а л а

гр у б о го

отсчета

На оси вращения сельсина-приемника 25 укреплен диск 29 со стрел­ кой. Этот диск располагается внутри шкалы 30 грубого отсчета vH. Если показания приборов 4Т и 6Т по грубому отсчету v„ одинаковы, стрелка на диске 29 совпадает с риской на шкале 30. При несоответствии показаний указанных приборов стрелка на диске отклоняется от риски в сторону надписи «Скорость меньше» или «Скорость больше», указы-

301


вая, на какую кнопку на левой стороне прибора следует нажать для согласования центрального прибора с измерителем скорости.

Рассогласование указанных приборов по грубому отсчету vHможет возникнуть по следующей причине.

Сигнал рассогласования по точному отсчету эв заставляет работать электродвигатель «Трансляция», который и отрабатывает это рассогла­ сование в пределах одного оборота сельсина. Одному обороту сельси­ на-приемника 6 соответствует изменение отсчета vn на 1 узел. Следо­ вательно, при включении электродвигателя «Трансляция» система самосинхронизируется в пределах 1 узла. Если по какой-либо причине элек­ тродвигатель «Трансляция» не работал (не был включен или в линии его питания была неисправность), согласования показаний прибора 6Т с прибором 4Т не будет. Нажатием кнопок на левой стороне прибора включается линия питания электродвигателя «Трансляция» и прину­ дительно разворачиваются шкалы до совпадения риски на шкале 30 со стрелкой на внутреннем диске 29.

Механизм ввода поправки (работа корректора) . Как было указано выше, механизм центрального прибора лага должен ввести поправку в принятое им значение начальной скорости и обеспечить тем самым вы­ работку лаговой (откорректированной) скорости. Поправка вводится корректором ленточного типа.

Данные о скорости поступают в корректор от исполнительного элек­ тродвигателя 28 «Трансляция» через зубчатую передачу 24 и трибку 23. С помощью зубчатой рейки 8 каретка 10 получает поступательное дви­ жение относительно направляющих 11 и 13; при увеличении скорости судна каретка 10 поднимается, а при уменьшении — опускается. С ка­ реткой скреплен качающийся щуп 14 с зубчатым сектором 15. Щуп имеет два ролика 16, между которыми пропущена гибкая лента 17 корректора. Лента 17 укреплена в поворотной рамке 18. Верхняя часть рамки имеет зубчатый сектор 21, который можно разворачи­ вать с помощью установочного винта 22. Зубчатый сектор называется регулятором А, он позволяет менять угол наклона ленты корректора. Гибкая лента входит в вырезы валиков ходовых гаек 19, называемых упорами. С помощью установочных винтов 20 упоры можно переме­ щать, создавая прогиб ленты корректора. Всего в корректоре пять хо­ довых гаек 19, называемых регуляторами Blt В 2, B a, Bt , В5.

При нулевой установке корректора лента не имеет прогиба, а пово­ ротная рамка 18 расположена так, что лента параллельна направ­ ляющим 11 и 13. В этом случае движение каретки 10 электродвигателем 28 «Трансляция» не вызывает поворота качающегося щупа ./4, трибка 9 будет неподвижна, и корректор не будет воздействовать на работу ме­ ханизма, отрабатывающего скорость, шкалы начальной и лаговой ско­ рости будут поворачиваться на один и тот же угол, значения vn и ол будут совпадать.

При установке корректора создается наклон и изгиб ленты по зако­ ну изменения поправки лага. В этом случае поступательное движение каретки 10 заставляет качающийся щуп 14 следить за наклоном и из­ гибом ленты. При этом сектор 15 будет поворачиваться на угол, пропор­ циональный поправке лага. Поворот сектора через трибку 9 будет пе-

302