Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 225

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

редан на дифференциал 7. Величина поправки, вводимой корректором в дифференциал, будет складываться в нем со значением ^откорректи­ рованной скорости, выработанной в узле скорости. В зависимости от направления поворота и изгиба ленты дифференциал будет ускорять или замедлять движение шестерни, поворачивающей ротор сельсинаприемника 6. Если, например, скорость ведущей шестерни дифферен­ циала будет уменьшена, то для приведения ротора сельсина-приемни­ ка б в согласованное с датчиком положение, электродвигатель 28 будет работать несколько дольше, отчего отсчет на шкале 4 лаговой скорости сл будет увеличен. Этот случай соответствует введению корректором через дифференциал положительной поправки в показания лага.

Величины изгиба ленты и ее наклона определяют при испытании лага на мерной линии.

Выше было указано, что гидродинамический коэффициент Пито практически линейно зависит от скорости судна. Наклоном ленты кор­ ректора вводится поправка, пропорциональная скорости, и, следова­ тельно, учитывается составляющая коэффициента Пито, пропорцио­ нальная скорости. Однако в показаниях лага могут быть погрешности, нелинейно зависящие от скорости. Компенсация этих нелинейных погрешностей осуществляется соответствующим изгибом ленты кор­ ректора.

Следует отметить, что функции регулятора А ленточного коррек­ тора выполняет в лагах типа МГЛ регулятор В.

Узел пройденного расстояния. Этот узел — фрикционное устрой­ ство, непрерывно перемножающее мгновенное значение лаговой ско­ рости на время. По принципу работы и устройству оно аналогично механизму узла пройденного расстояния лагов МГЛ. Фрикционный механизм пройденного расстояния находится внутри кожуха 1 (см.

рис. 168).

Данные лаговой скорости вводятся в узел пройденного расстояния электродвигателем 28 «Трансляция». Данные времени вводятся электро­ двигателем 12 «Время». Постоянство числа оборотов электродвигате­ ля «Время» обеспечивается часовым регулятором 3. Указатель времени 5 служит для проверки оборотов электродвигателя и для за­ мера времени работы лага.

Бесконтактный часовой регулятор 3 по конструкции аналогичен описанному выше часовому регулятору лага МГЛ-25М (см. § 61).

Выработанные в центральном приборе значения лаговой скорости и пройденного расстояния передаются с помощью соответствующих дат­ чиков 26 я 2 на приборы-повторители.

Ограничительные контакты 27 служат для остановки электродви­ гателя «Трансляция» при предельных значениях скорости.

Периферийные приборы

Станция управления (прибор ЗТ) предназначена для управления ра­ ботой всей электрической схемой лага. Основными элементами станции управления являются: усилитель УЭКД; усилитель «Трансляция»; усилитель в цепи регулятора оборотов электродвигателя «Время» и силовой трансформатор.

303


На крышке прибора ЗТ имеются: два выключателя — выключатель «Питание» для подачи питания на схему измерителя скорости и выклю­ чатель «Трансляция» для включения трансляции скорости от прибора. 4Т к прибору 6Т; сигнальная лампа для контроля за напряжением су­ довой сети.

С внутренней стороны крышки имеются предохранители и гнез­ да для подключения паяльника и осветительной лампы.

Репитеры, разветвительная коробка и агрегат питания имеют на­ значение и устройство, аналогичные таким же приборам лагов МГЛ-25 и МГЛ-25М.

Станция агрегата (прибор 7Т) входит в комплект лага в случаях установки его на судах с постоянным током. Станция агрегата служит для включения агрегата АМГ-3. Она имеет выключатель для включе­ ния агрегата, предохранители, вольтметр для контроля за величиной переменного напряжения, вырабатываемого агрегатом, и регулировоч­ ный дроссель в цепи переменного тока.

Электрическая схема лага

Переменное напряжение является в настоящее время наиболее рас­ пространенным на судах, поэтому рассмотрим полную электрическую схему лага ЛГ-2 на переменном токе (рис. 169 на вкладке).

Судовое напряжение 127 В, 50 Гц поступает на автотрансформа­ тор (прибор 8Т), с понижающей обмотки которого снимается напряже­ ние ПО В, 50 Гц. Это напряжение одновременно поступает на выклю­ чатель ВК1 на станции управления (прибор ЗТ), на сигнальную лампу ЛН5, указывающую на наличие в схеме питания, и на гнезда Г4Г5, предназначенные для подключения осветительной лампы или паяльника.

При включении выключателя ВД1 напряжение поступает на следу­ ющие элементы схемы:

1) через 3-амперные предохранители Пр1 и Пр2 в измеритель ско­ рости (прибор 4Т) — на элементы следящей системы скорости. С клемм 4 и 5 напряжение подается на обмотку В1—В2 исполнительного элек­ тродвигателя ИД1 «Скорость», на обмотку возбуждения следящего трансформатора Тр1 и на обмотки возбуждения сельсинов-датчиков СД1 и СД2. Одновременно через клеммы 4 и 5 напряжение поступает в центральный прибор (прибор 6Т) для питания обмотки возбуждения принимающего сельсина СП2 грубого отсчета натальной скорости;

2)через 1-амперные предохранители ПрЗ и Пр4 питается первичная обмотка силового трансформатора Тр5, со вторичной обмотки которого напряжение поступает в усилители и другие узлы электросхемы;

3)через 3-амперные предохранители Пр5 и Прб питаются элементы

центрального прибора (прибора 6Т). С клемм 1 и 6 напряжение поступа­ ет на обмотку В1 В2 электродвигателя ИД2 «Трансляция» и на лам­ пы ЛН1 и ЛН2 подсветки шкал. Через клеммы 1 и 9 питается главная об­ мотка Г1Г2 электродвигателя ДВ «Время». В линию питания этой обмотки включен фазосдвигающий конденсатор С10\

304


4)через 5-амперные предохранители Пр7 и Пр8 питание поступает

на обмотки возбуждения сельсинов-датчиков лаговой

скорости

СДЗ

и пройденного расстояния СД4. Из прибора 6Т через

клеммы 4

и 5

напряжение поступает в разветвительную коробку (прибор 15К-Т),а затем в репитеры (приборы 5Т) для питания обмоток возбуждения сель­ синов-приемников. Это же напряжение поступает на лампы ЛН осве­ щения шкал репитеров через сопротивление R, служащее для регули­ ровки степени освещения шкал репитеров.

Следящая система скорости состоит из трансформатора Тр1 (индук­ ционного бесконтактного следящего элемента лага), усилителя УЭК-1 и отрабатывающего электродвигателя ИД1 «Скорость».

Первичная обмотка следящего трансформатора Тр1 питается на­ пряжением 110 В, 50 Гц. Две вторичные сигнальные обмотки его вклю­ чены встречно. В среднем положении обмоток относительно сердечни­ ка трансформатора сигнал на выходе их отсутствует. Для симметриро­ вания этих обмоток служит потенциометр R1.

Изменение скорости судна создает наклон верхнего рычага ком­ пенсационной системы лага, сигнальные катушки следящего трансфор­ матора перемещаются при этом в зазоре статора, и на них появляется э. д. с., создающая сигнал об изменении скорости. Фаза возникшего сигнала зависит от направления перемещения катушек в зазоре сиг­ нального трансформатора, а его величина пропорциональна степени этого перемещения. Напряжение, сигнала подается с клемм 1 и 2 на вход усилителя УЭК-1-

Усилитель УЭК-1 выполнен в виде отдельного блока, размещенного в приборе ЗТ. Схема усилителя состоит из предварительных каскадов усиления напряжения на лампе Л (двойной триод типа 6Н4П) и каскада усиления мощности на транзисторе ПТ1 (типа П-4Д). Питание усили­ тель получает от вторичных обмоток силового трансформатора Тр5. С обмотки V снимается напряжение накала усилительной лампы Л, с обмотки IV через мостиковый выпрямитель Д1Д4 подается анод­ ное напряжение на лампу Л, с обмотки II, с клемм 9 я 15 через диоды Д5Д8 подается начальное напряжение на транзистор ПТ1.

Поступивший на вход усилителя УЭК-1 сигнал усиливается двумя каскадами усиления напряжения и через промежуточный трансфор­ матор Тр2 поступает в цепь эмиттер — база транзистора ПТ1. При от­ сутствии входного сигнала транзистор заперт и в цепи коллектора ток не протекает. Сигнал, поданный со вторичной обмотки трансформато­ ра Тр2, отпирает транзистор в тот полупериод, когда база имеет отри­ цательный потенциал по отношению к эмиттеру. При этом в цепи коллек­ тор — эмиттер потечет пульсирующий ток. Переменная составляющая

этого тока, проходя по первичной

обмотке автотрансформатора ТрЗ

(концы Н2—02),

наводит переменную э. д. с. во вторичной обмотке

(концы Н2—К.2),

которая

через

фазосдвигающий

конденсатор С6

и потенциометр R9 поступает на обмотку Г1Г2

отрабатывающего

электродвигателя ИД1 «Скорость».

Потенциометр R9 служит для ре­

гулировки скорости отработки следящей системы скорости.

В приборе ЗТ имеются

кнопки:

К1 «Скорость больше» и К2 «Ско­

рость меньше». При нажатии той или иной кнопки закорачивается одна

305


из сигнальных обмоток следящего трансформатора, вследствие

чего

со вторичной обмотки сигнал поступает на вход усилителя УЭК-1

и

электродвигатель ИД1 «Скорость» начинает работать. Кнопками

К1

и

К2 можно имитировать сигнал рассогласования и тем самым проверять работу электрических и механических элементов следящей системы скорости.

Для остановки электродвигателя при предельных значениях ско­ рости в приборе 4Т имеются контактные замыкатели У1 и У2. Во вре­ мя работы лага эти контакты разомкнуты; при предельных значениях скорости замыкается один из указанных контактов. При этом с сек­ ционированной обмотки I I I силового трансформатора Тр5 поступает напряжение на обмотку H I—Д7 выходного автотрансформатора ТрЗ. Это напряжение поступает в противофазе к тому напряжению, которое поступает на обмотку Н2—02 того же автотрансформатора от усилите­ ля, вследствие чего электродвигатель «Скорость» останавливается.

Следящая система трансляции состоит из сельсинов-датчиков точ­ ного СД1 и грубого СД2 отсчетов, расположенных в приборе 4Т; при­ нимающих сельсинов точного СП1 и грубого СП2 отсчетов начальной скорости, расположенных в приборе 6Т; усилителя трансляции, распо­ ложенного в приборе ЗТ, и отрабатывающего электродвигателя ИД2 «Трансляция» в приборе 6Т.

Электродвигателем ИД1 «Скорость» приводятся в движение роторы двух датчиков СД1 и СД2 начальной скорости системы трансляции. Сельсин-датчик СД2 и сельсин-приемник СП2 включены по обычной ин­ дикаторной схеме и образуют систему трансляции грубого значения на­ чальной скорости. Сельсины СД1 и СП1 образуют систему трансляции точного значения начальной скорости. Эти сельсины соединены по трансформаторной схеме. При повороте ротора сельсина-датчика точ­ ного отсчета в управляющей обмотке сельсина-приемника появляется сигнал рассогласования, который через контакты кнопок КЗ и К4 и через выключатель ВК2 «Трансляция» в приборе ЗТ поступает на вход усилителя трансляции. Он собран по двухтактной схеме на двух полу­ проводниковых триодах ПТ2 и ПТЗ (типа П-4Д). Усилитель получает питание с обмотки I I I силового трансформатора Тр5 (клеммы 16) через выпрямители Д9Д12.

При отсутствии напряжения на однофазной управляющей обмотке принимающего сельсина СГП транзисторы заперты. Входной сигнал отпирает транзистор в том случае, когда на базе напряжение будет отрицательно относительно эмиттера. Импульс тока, возникающий в этом случае в цепи коллектора, проходит через половину обмотки трансформатора Тр4. В данной двухтактной схеме в каждый полупериод входного сигнала один из транзисторов будет заперт, а другой от­ крыт. Ток коллектора каждого транзистора, проходя по половинам об­ мотки трансформатора Тр4 (точки Н2—02 или К.2—02), наводит э. д. с. в обмотке Н2К2. Это напряжение через фазосдвигающий кон­ денсатор С7 подается на обмотку Г 1Г2 отрабатывающего электро­ двигателя ИД2 «Трансляция». Электродвигатель поворачивает ротор сельсина-приемника СП1 точного отсчета в положение, согласованное с сельсином-датчиком СД1 в приборе 4Т.

306


Особенностью используемой здесь системы трансформаторной син­ хронной связи является то, что согласование приемника с датчиком производится отрабатывающим двигателем. Это согласование возможно в пределах одного оборота сельсина-приемника, что в данной схеме лага соответствует одному узлу. Следовательно, если двигатель «Тран­ сляция» не был включен или в линии его питания была неисправность, вызвавшая перебои в его работе, между показаниями измерителя ско­ рости и значениями скорости, транслируемыми в центральный прибор, может быть несоответствие. Для ручного согласования сельсинов си­ стемы трансляции в приборе 6Т установлены кнопки К4 «Скорость меньше» и КЗ «Скорость больше». Нормально замкнутые контакты кно­ пок включены в цепь входного сигнала усилителя «Трансляция». При нажатии одной из кнопок цепь входного сигнала разрывается и от об­ мотки I I I силового трансформатора Тр5 (клеммы 34 или 64) напря­ жение той или иной фазы поступает на обмотку Н1К1 трансформато­ ра Тр4. Это напряжение трансформируется в обмотку Н2К2 и посту­ пает на обмотку Г1Г2 электродвигателя ИД2 «Трансляция». На­ правление вращения двигателя в этом случае будет зависеть от того, какая кнопка нажата. Питание этот двигатель в данном случае полу­ чает через балластные сопротивления R10 и R11.

В схеме следящей системы трансляции есть ограничительные кон­ такты УЗ и У4, установленные в приборе 6Т. Контакты УЗ и У4 сра­ батывают при предельных значениях скорости. Схема автостопа ана­ логична используемой в следящей системе скорости. В момент замыка­ ния контактов УЗ и У4 обмотка Н1 К1 трансформатора Тр4 усили­ теля трансляции подключается к обмотке I I I трансформатора Тр5 (клеммы 34 или 46).

Питание элементов узла пройденного расстояния. Фрикционное устройство узла пройденного расстояния приводится в движение элек­ тродвигателем ДВ «Время». Главная обмотка Г1Г2 этого электродви­ гателя находится под напряжением ПО В, 50 Гц. Вспомогательная обмотка В1В2 запитывается через дроссельную схему управления, работающую от часового регулятора ЧР-Э. Часовой регулятор и дрос­ сельная схема управления обеспечивают постоянство числа оборотов электродвигателя «Время».

Двигатель подзаводки ДП питается напряжением 18 В от клемм 1— 6 обмотки III силового трансформатора Тр5. В одну из обмоток возбуждения этого электродвигателя включен фазосдвигающий кон­ денсатор С8. Лампа ЛНЗ подсветки фотосопротивления ФС питается напряжением 1,8 В от обмотки VI силового трансформатора Тр5. Фо­ тосопротивление ФС и освещающая его лампа ЛНЗ вращаются элек­ тродвигателем ДВ «Время». Между фотосопротивлением и лампочкой находится затемнитель, который вращается двигателем подзаводки ДП с постоянной скоростью, регулируемой ходом часового механизма. Если обороты электродвигателя ДВ «Время» номинальны, затемнитель перекрывает часть фотосопротивления. При этом фотосопротивление имеет определенную величину. Фотосопротивление ФС включено между базой и коллектором транзистора ПТ4. Питание на транзистор поступа­ ет от клемм 3— 6 обмотки I I I силового трансформатора Тр5. В цепь кол­

307