§ 64. ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКА ЛАГОВ НА СУДНЕ
После установки на судне лага проводят его испытание по програм ме, приведенной в заводской инструкции лага.
Рассмотрим цели и методику основных испытаний лага, проводимых на судне.
Швартовые испытания лага. Их проводят с целью проверки:
1) качества монтажа приборов, их крепления и правильности рас положения на судне;
2)свободы прохождения трубки в клинкете — трубка лага должна устанавливаться в рабочее положение и выбираться без особых усилий;
3)герметичности гидравлической системы; при проверке давление
всистеме создается с помощью судовой магистрали в течение определен ного времени, указанного в инструкции, при этом давление не должно понижаться во все время испытания;
4)сопротивления изоляции —замеры производят относительно кор пуса прибора мегомметром с испытательным напряжением 500 В, сопро тивление изоляции должно быть не ниже 1 МОм;
5)согласованности показаний репитеров.
Регулировка лага на мерной линии. После швартовых испытаний лага необходимо проверить его работу применительно к судовым усло виям. Целью ходовых испытаний является определение погрешностей лага и подбор для регуляторов лага новых с у д о в ы х или р а б о ч и х установочных значений, при которых остаточные погрешности лага не будут превышать величин, допустимых для данного лага.
Погрешности лага определяют на мерной линии. Общие правила пробега мерной линии и вычисления погрешностей лагов даются в заводской инструкции.
Величина погрешностей лага зависит в основном от места размеще ния приемного устройства на судне, качества его установки, от степени обрастания днища судна, конструктивных особенностей судна, его осад ки и т. п. Опыт работы с лагами показывает, что погрешности лага различны на разных скоростях. Однако проводить испытания лага во всем диапазоне измеряемых им скоростей практически невозмож но, так как на это потребовалось бы затратить очень много времени. Поэтому погрешности лага определяют, как правило, на трех режимах скорости (малой, средней и полной).
Перед выходом судна на мерную линию необходимо:
1)проверить гидравлическую систему лага на герметичность и от сутствие засорения;
2)тщательно продуть гидравлическую систему;
3)проверить и, если нужно, отрегулировать питающее напряжение;
4)установить регуляторы лага согласно заводским данным, указан ным в техническом формуляре;
5)выверить электрический и статический нули прибора.
Если при испытаниях на мерной линии окажется, что погрешности лага превышают допустимые значения, их следует скомпенсировать путем введения в показания лага соответствующих поправок. Это обес.