Файл: Нечаев П.А. Электронавигационные приборы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 220

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

лектора включены последовательно управляющая и подмагничивающая обмотки регулирующего дросселя Др. Электролитический конденсатор С9 поддерживает напряжение в цепи коллектора в тот полупериод, ког­ да от внешнего источника в цепь транзистора питание не поступает. Рабочая обмотка дросселя включена последовательно в цепь питания вспомогательной (управляющей) обмотки В1— В2 электродвигателя ДВ «Время».

При изменении скорости электродвигателя «Время» меняется ос­ вещенность фотосопротивления, так как вместе с освещающей его лам­ пой оно смещается относительно затемнителя. При увеличении обо­ ротов электродвигателя фотосопротивление приоткрывается, его со­ противление уменьшается и в цепи коллектора начинает протекать ток большей силы. Это вызывает усиление намагничивания дросселя, что, в свою очередь, увеличивает сопротивление его рабочей обмотки,

ток в обмотке В1В2 двигателя ДВ

уменьшается, и двигатель сни­

жает обороты.

 

При снижении скорости вращения

электродвигателя «Время» за-

темнитель перекрывает большую часть фотосопротивления, отчего в цепи коллектора уменьшается ток намагничивания дросселя, что вы­ зывает уменьшение сопротивления его рабочей обмотки, и, следователь­ но, увеличение тока во вспомогательной обмотке электродвигателя ДВ. Это приводит к увеличению его оборотов. Во время нормальной работы часового регулятора накал сигнальной лампы ЛН4 незначительно ме­ няется, что вызывает ее проблески.

Особенности электрической схемы лага ЛГ-2 при работе его от судо­ вой сети постоянного тока аналогичны описанным выше особенностям электрической схемы лага МГЛ-25.

Подготовка к пуску, пуск и остановка лага

При подготовке лага к работе проверяют исправность его механиз­ ма путем внешнего осмотра, гидравлическую систему и электрическую схему и правильность его регулировки.

Проверка гидравлической системы лага. Лаги МГЛ-25, МГЛ-25М

и ЛГ-2, как указывалось выше, имеют одинаковые гидравлические си­ стемы. Поэтому проверку и подготовку к работе гидравлической систе­ мы лага ЛГ-2 надо выполнять так же и в той же последовательности, как и лага МГЛ-25.

Проверка и подготовка к работе электрической схемы лага.

1.Включить питание лага на силовом щите.

2.Включить на станции управления выключатели «Питание» и «Трансляция». При работе лага от сети постоянного тока предваритель­ но включить агрегат питания АМГ-3, для чего выключатель на стан­ ции агрегата установить сперва в положение «Пуск», а затем с интер­ валом 5—6 с в положение «Ход», проверять по вольтметру величину питающего напряжения.

3.Установить приемную трубку лага в рабочее положение, от­ крыть краны 3 и 5 кранового распределителя, остальные держать за­ крытыми.

308


4. После того как скорость судна установится, сличить показания шкал он центрального прибора и измерителя скорости и шкал цен­ трального прибора со шкалами репитеров. Рассогласование шкалы vH центрального прибора со шкалой измерителя скорости не должно превышать ±0,01 уз, а шкалы центрального прибора со шкалами ре­ питеров ±0,15 уз.

Проверка компенсационной системы. Эту проверку выполняют после продувки и проверки гидравлической системы. Затем надо:

1) проверить нуль компенсационной системы (так же, как и в лаге МГЛ-25);

2) проверить, чтобы положение регулятора А измерителя скорости соответствовало заводским данным;

3) если в показаниях лага

появилась значительная погрешность

и есть основания предполагать,

что компенсационная система лага с

течением времени разрегулировалась, надо ввинтить шток поверочных грузов в торец верхнего рычага компенсационной системы. Затем на шток навинтить последовательно малый, средний и большой грузы, сни­ мая отсчеты скорости и сравнивая их с записанными в техническом формуляре. Точность отсчетов должна совпадать с указанной в форму­ ляре.

Проверка узла времени. Она включает проверку оборотов элект­ родвигателя «Время» и работу часового регулятора. Ее выполняют че­ рез 20— 30 мин после включения лага. Замечают время, в течение ко­

торого секундная стрелка

механизма центрального

прибора сделает

10 оборотов. Это должно

длиться 10 мин±0,8 с.

Если измеренное

время не будет совпадать с указанным пределом, следует отрегули­ ровать ход часового механизма.

Пуск и остановку лага ЛГ-2 в основном выполняют так же, как и ла­ га МГЛ-25.

Глава XI. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКИХ

ЛАГОВ

§ 63. ПРАВИЛА УСТАНОВКИ ПРИБОРОВ ЛАГА НА СУДНЕ

 

Правильный выбор места для всех приборов лага и

надлежащая

их установка являются важными факторами, определяющими точность и надежность работы лага в условиях плавания.

Одной из главных задач при установке лага является выбор места Для приемной трубки лага.

П р и е м н а я т р у б к а л а г а устанавливается в таком мес­ те, где направление обтекающих корпус судна струй параллельно его Диаметральной плоскости. В месте установки приемной трубки в корпу­ се судна не должно быть каких-либо всасывающих или сливных отвер­ стий для работы помп, а также выступающих частей, как например, бортовых килей, различных клинкетов и т. п. Наилучшим районом для установки приемной трубки является средняя цилиндрическая часть судна. В этом месте приемную трубку следует устанавливать ближе к

309



центру поворотливости судна. В противном случае повороты и рыска­ ния судна вызовут ошибки в показаниях. Показания счетчика прой­ денного расстояния будут больше, чем расстояние, фактически прой­ денное судном.

К л и н к е т л а г а должен быть установлен так, чтобы централь­ ная ось приемного отверстия трубки была параллельна диаметральной плоскости судна и параллельна ватерлинии, когда судно на ровном киле. Клинкет лага должен устанавливаться в специальном помеще­ нии, которое называется шахтой лага.

Ш а х т а л а г а должна быть водонепроницаемой и снабжена патрубком осушительной магистрали. Лаз в шахту должен иметь от­ кидную крышку, герметично закрывающую ее. Внутри шахты лага должно быть предусмотрено электрическое освещение от судовой сети. Выключатель освещения устанавливается вне шахты. Размеры шахты должны обеспечить возможность работы в ней одного человека с ин­ струментом.

Ц е н т р а л ь н ы й п р и б о р л а г а следует устанавливать на переборке, ближе к диаметральной плоскости судна. Место установ­ ки выбирается так, чтобы при самой сильной качке и максимальном кре­ не судна, имеющего наименьшую осадку, сильфонный аппарат не под­ нимался выше уровня забортной воды. При выполнении этих условий во всех случаях обеспечивается нормальная работа прибора и возмож­ ность продувания гидравлической системы лага. Обычно центральный прибор лага устанавливается в машинном отделении.

Центральный прибор лага ЛГ-2 можно устанавливать выше ватер­ линии в сухом, хорошо освещенном и удобном для доступа помещении. Прибор крепится на высоте, удобной для снятия отсчетов по шкалам, и так, чтобы к нему был обеспечен доступ с двух сторон и внутрь при­ бора.

Г и д р а в л и ч е с к и е

т р у б о п р о в о д ы от клинкета до

сильфонного аппарата не

должны иметь крутых изгибов, и должны

быть по возможности короче.

В помещении, где устанавливают центральный прибор лага, для продувки трубопроводов предусматривают источник сжатого воздуха

или воды давлением 1 кгс/см2.

 

 

 

А г р е г а т ы

п и т а н и я

и р а с п р е д е л и т е л ь н ы е

с т а н ц и и

лагов следует устанавливать в непосредственной близо­

сти от центрального прибора.

 

с к о р о с т и

и п р о й ­

П р и б о р ы

п о в т о р и т е л и

д е н н о г о р а с с т о я н и я

обычно устанавливают в штурманской

и рулевой

рубках,

каюте капитана и в машинном отделении. Кроме

того, при установке гидродинамических лагов на судах руководствуют­ ся специальными заводскими инструкциями по установке лагов с уче­ том в каждом случае местных условий.

Монтаж электропроводки должен быть выполнен в соответствии с Правилами Регистра СССР по электрооборудованию морских судов.

Все приборы лагов должны размещаться в помещениях с учетом свободного к ним доступа для обслуживания, ремонта и эксплуатации.

310


§ 64. ИСПЫТАНИЯ И РЕГУЛИРОВКА ЛАГОВ НА СУДНЕ

После установки на судне лага проводят его испытание по програм­ ме, приведенной в заводской инструкции лага.

Рассмотрим цели и методику основных испытаний лага, проводимых на судне.

Швартовые испытания лага. Их проводят с целью проверки:

1) качества монтажа приборов, их крепления и правильности рас­ положения на судне;

2)свободы прохождения трубки в клинкете — трубка лага должна устанавливаться в рабочее положение и выбираться без особых усилий;

3)герметичности гидравлической системы; при проверке давление

всистеме создается с помощью судовой магистрали в течение определен­ ного времени, указанного в инструкции, при этом давление не должно понижаться во все время испытания;

4)сопротивления изоляции —замеры производят относительно кор­ пуса прибора мегомметром с испытательным напряжением 500 В, сопро­ тивление изоляции должно быть не ниже 1 МОм;

5)согласованности показаний репитеров.

Регулировка лага на мерной линии. После швартовых испытаний лага необходимо проверить его работу применительно к судовым усло­ виям. Целью ходовых испытаний является определение погрешностей лага и подбор для регуляторов лага новых с у д о в ы х или р а б о ­ ч и х установочных значений, при которых остаточные погрешности лага не будут превышать величин, допустимых для данного лага.

Погрешности лага определяют на мерной линии. Общие правила пробега мерной линии и вычисления погрешностей лагов даются в заводской инструкции.

Величина погрешностей лага зависит в основном от места размеще­ ния приемного устройства на судне, качества его установки, от степени обрастания днища судна, конструктивных особенностей судна, его осад­ ки и т. п. Опыт работы с лагами показывает, что погрешности лага различны на разных скоростях. Однако проводить испытания лага во всем диапазоне измеряемых им скоростей практически невозмож­ но, так как на это потребовалось бы затратить очень много времени. Поэтому погрешности лага определяют, как правило, на трех режимах скорости (малой, средней и полной).

Перед выходом судна на мерную линию необходимо:

1)проверить гидравлическую систему лага на герметичность и от­ сутствие засорения;

2)тщательно продуть гидравлическую систему;

3)проверить и, если нужно, отрегулировать питающее напряжение;

4)установить регуляторы лага согласно заводским данным, указан­ ным в техническом формуляре;

5)выверить электрический и статический нули прибора.

Если при испытаниях на мерной линии окажется, что погрешности лага превышают допустимые значения, их следует скомпенсировать путем введения в показания лага соответствующих поправок. Это обес.

311