Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 244

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

8.Шар и круговой цилиндр имеют равные объемы, а диаметр шара равен диаметру основания цилиндра. Выразите высоту цилиндра через диаметр

шара.

9. Диаметр первого шара равен радиусу второго.

a) Чему равно

отношение радиусов

этих шаров?

B ) Чему равно

отношение площади

их поверхностей?

c)Чему равно отношение их объемов?

10.Диаметр первого шара равен одной трети радиуса второго. Ответьте на вопросы задачи 9 для этих шаров.

11.Архимед показал, что объем шара равен двум третям объема наименьшего прямого кругового цилиндра, содержащего этот шар х. Проверьте, так ли это.

12.Диаметр Луны приблизительно^ составляет четвертую часть диаметра Земли. Сравните объемы Луны и Земли.

13.Вода покрывает примерно три четверти земной поверхности. Сколько мил­

лионов километров земной поверхности занимает суша? (Считайте, что диа­ метр Земли равен 12 750 км и что я равно 3,14.)

14. На этом рисунке шар вписан в прямой круговой конус. A B — диаметр осно­ вания и С — вершина конуса. А А В С — равносторонний. Найдите объем конуса, если дано, что радиус шара равен г.

15*. Объем первого шара равен половине объема второго. Чему равно отноше­ ние их радиусов?

16*. Инженер,

рост которого

равен 180 см, пришел осмотреть новую сфериче­

скую цистерну для хранения воды.

Он

забрался

в пустую цистерну, и,

когда он поднялся на место,

находящееся

в 5

м 40 см над точкой, в кото­

рой цистерна

опирается

на

 

землю,

его

голова

 

коснулась верхнего края цистерны. Зная, что город

 

потребляет

в

час

40 000

л

воды,

он

немедленно

__

рассчитал,

на

сколько

часов

может хватить

пол-

>

ной цистерны. К ак он

это

сделал

и какой) он

по­

 

лучил результат?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 7 *н. С помощью метода, которым мы вывели площадь

 

поверхности шара

(теорема

17.17),

покажите,

что

 

площадь

боковой

поверхности

прямого кругового

 

цилиндра

 

равна

2лга,

где

/-— радиус

основания

 

цилиндра

и а — его высота.1

 

 

 

 

 

 

 

1 По преданию, Архимед просил изобразить соответствующий чертеж на своей могиле.

581


Конкурсная задача

Шар и прямой круговой цилиндр имеют равные объемы. Радиус шара равен радиусу основания цилиндра. Сравните площадь поверхности шара с пло­ щадью полной поверхности цилиндра.

Вопросы и задачи для повторения

1.Постарайтесь, не заглядывая назад, выписать все формулы для площадей и объемов, встретившиеся вам в этой главе, и указать, что эти формулы выражают.

2.Дополните каждое предложение соответствующими терминами.

a)

У каждой призмы имеются ... и ... основание.

B ) Боковые грани призмы являются ... областями.

c)

Боковая поверхность призмы есть ... е е ___

d)Если основание призмы является параллелограммом, то призма назы­ вается ___

e)Если две треугольные пирамиды имеют конгруэнтные основания, то их объемы пропорциональны их ___

3. Дополните каждое предложение соответствующими терминами. a) Каждое боковое ребро прямой призмы ... основанию.

B ) Поперечное сечение пирамиды есть ... пирамиды и плоскости, ... осно­ ванию.

c)Площади двух поперечных сечений пирамиды пропорциональны ... их ...

от вершины . . . .

d)Если конус и цилиндр имеют конгруэнтные основания и равные высоты, то объем цилиндра в ... больше объема конуса.

e)Объемы двух шаров пропорциональны ... их радиусов, а площади их поверхности пропорциональны ... их радиусов.

4. Основанием прямой призмы служит правильная шестиугольная область. Ребро основания имеет длину 2 см , а боковое ребро — 7 см. Найдите пло­ щадь боковой поверхности призмы. Найдите площадь поперечного сечения, удаленную на 5 см от основания.

5. На

полке

в магазине стоят две банки земляничного

варенья одного

и того

же

сорта. Одна банка в

2 раза выше другой, но зато ее диаметр в

2 раза

меньше.

Высокая банка

стоит 23 цента, а низкая 43

цента. Какую

купить

выгоднее?

 

 

 

 

582


6.

Чему равен объем

конуса, если его высота равна 6, а диаметр основания 10?

7.

Объем

квадратной

пирамиды

равен

384

куб. см,

а. высота 8 см. Какую

 

длину имеет ребро ее основания? Чему равна площадь боковой поверхности

 

пирамиды? (Предполагается,

что вершина

пирамиды

проектируется

в центр

 

основания.)

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Основаниями

полушария

и

конуса

служат конгруэнтные круги,

лежащие

 

в одной плоскости. Плоскость, проходящая через вершину конуса и парал­

 

лельная плоскости

оснований, касается полусферы. Чему равно отношение

 

объема

конуса

к объему

полушария?

 

 

 

 

9.Основанием тетраэдра служит треугольник, стороны которого имеют длину 10, 24 и 26. Высота тетраэдра 20. Найдите площадь поперечного сечения, удаленного от основания на расстояние 15.

10.Найдите объем и площадь поверхности шара, если дано, что диаметр шара

равен

18.

11. Объем

конуса равен 4 0 0 к у б .с м , а радиус основания 5 слі. Найдите высоту

конуса.

12.Шар радиуса 3 слі имеет в середине пустоту радиуса 2 см. Чему равен объем шарового слоя?

13.Докажите, что объем шара диаметра d равен -g- лсР.

14. Объем пңрамиды с

высотой

1 2 см равен

432 к у б .с м . Найдите площадь по­

перечного сечения,

поднятого

на 3 см над

основанием.

15.Даны два конуса. Высота первого вдвое меньше высоты второго, а радиус осно­ вания первого вдвое меньше радиуса основания второго. Сравните их объемы.

16.В прямой круговой цилиндр вписан шар так, что он касается обоих осно­ ваний. Чему равно отношение объема шара к объему цилиндра? поверх­ ности шара к боковой поверхности цилиндра?

17.В цилиндрический бидон радиуса 12 см и высоты 25 см погрузили шар диаметра 20 см, после чего бидон заполнили водой. Найдите объем, зани­

маемый водой, оставшейся в бидоне, после того как шар вынули. Какова будет высота воды в бидоне?

18*. В шар диаметра 25 вписан прямоугольный параллелепипед с основанием 12 X 20. Найдите объем части шара, лежащей вне параллелепипеда.

19*. Основание прямого кругового конуса имеет диаметр 12 см, а высота конуса

равна

12 см.

Конус наполнили водой. Затем в

конус опустили

шар

так,

что он

оперся

на стенки конуса. Над водой при этом оказалась ровно по­

ловина

шара.

Сколько воды осталось в конусе

после того, как

шар

был

вынут?

 

 

 

 

 

Р

583


2 0*. Высота прямого

кругового конуса равна 15, а радиус основания 8. В ко­

нусе просверлили

цилиндрическое отверстие диаметра 4, ось которого сов­

падает с осью конуса. В результате осталось тело, изображенное на рисунке справа. Чему равен объем этого тела?

Конкурсная задача

I

 

отрезку

_ _

и не при­

Дан прямоугольник □ A B C D . Отрезок PQ параллелен

A B

надлежит плоскости прямоугольника □

A BCD . Проведем

отрезки

PA ,

P D , QB

и QC. Длина перпендикуляра, опущенного из любой точки отрезка PQ на пло­

скость прямоугольника □ A BC D , равна h. Пусть AD = a, АВ = Ь и’ PQ =

c. Д ока­

жите, что объем тела ABCD PQ равен

ah (2й + с).

 

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ1

К § 2 гл. 6: Доказательства от противного

A. Рассуж дения от

противного в

повседневной

жизни.

Примеры

1

и 2

§ б гл. 2 и задачи 3 и 4 на

стр.

173

служат

 

хорошими

иллюстрациями

рас-

суждений от противного в повседневной жизни. Если

 

вы

 

сначала

разбе­

рете эти подготовительные примеры, то увидите,

что

нетрудно

 

натренировать

учащихся

в

 

применении

 

доказательств

от

 

противного

 

в

геометрии.

 

Это

станет

первым

важным

шагом

к

пониманию

сущности

 

метода

рассуждения

от противного и осознанию естественной

роли

этого

метода

в

доказательст­

вах теорем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметим, что утверждения в примерах 1 и 2 (стр. 172)

являются

отрица­

тельными. Это не случайно: основная

идея

метода

доказательства

 

от

против­

ного как раз и состоит

в том,

чтобы

установить

лож ност ь

некоторого утверж­

дения, показав, что оно

приводит к противоречию. Поэтому и следовало

 

ожи­

дать,

что элементарные

примеры на применение этого 'метода

имеют

вид

отри­

цательных

(негативных)

высказываний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B. Теорема 3.2 как образец доказательства

 

от

противного.

 

При

обсужде­

нии с учащимися метода доказательства от противного

мы

 

рекомендуем

поль­

зоваться как

образцом теоремой

3.2.

Сначала

 

докажите

в

классе

эту

теорему,

а затем, вернувшись назад, вновь разберите доказательство,

выделяя

су ­

щественные шаги, характеризующие доказательства от

противного.

Полное

доказательство

со

вставленными

«наименованиями»

этих

шагов

вы глядит'при ­

мерно так:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теорема

3 .2 .

Е сли прям ая

пересекает

не

содерж ащ ую

ее

плоскост ь,

т о их

пересечение

содерж ит одну

точку.}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д а н о .

 

1°.

Прямая

/

 

пересекает

плоскость

 

Е по крайней

мере

в

одной

точке

Р .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2°. Плоскоств

Е не содержит прямой /.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т р е б у е т с я

д о к а з а т ь .

 

Прямая I

пересекает плоскость Е

только в точке Р .

Быть может, вам прежде всего захочется отметить, что утверждение, кото­

рое вы собираетесь доказать, либо верно, либо неверно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утверждение: прям ая

I

пересекает

плоскост ь Е в

единственной

точке Р

либо

верно,

либо

неверно».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1°.

Д опуст им , что

ут верж дение,

 

кот орое

мы

хотим

 

доказат ь,

неверно.

«Пусть рассматриваемая теорема неверна; иными словами,

пусть данная

прямая

I,

пересекающая

не содержащую ее плоскость Е

в

точке

 

Р ,

пересе­

кает эту плоскость и в некоторой другой точке Q».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2°.

П ост роим

цепь рассуж дени й,

приводящ ую

к каком у-либо

ут верж дению ,

кот орое

долж н о

быт ь

неверным ,

поскольку

оно

 

прот иворечит

чему-то

уж е

нам извест ному.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Точки Р и Q лежат в плоскости Е , а прямая

I содержит

Р

и Q.

Следо­

вательно, в силу аксиомы 6 прямая /

 

принадлежит плоскости

Е .

Это — невер­

ное утверждение, так как оно противоречит предположению о том,

что

плос­

кость

Е

н е

с о д е р ж и т

прямой

/».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3°. Зам ет им ,

что правильны е

рассуж дения

привели

н ас

к

 

неверном у

за к ­

лючению. Следоват ельно,

мы

исходили

из неверного

допущ ения. М ы

допуст или,

что т еорем а

неверна. Значит , он а

верна.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Дополнения

эти

выборочно

заимствованы

из

«учительского

издания»

книги

Моиза — Даунса,

чтобы продемонстрировать читателю-учителю общий

стиль

методических установок авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

'

685


Итак,,допущение «прямая I пересекает плоскость Е еще и в некоторой другой точке Q неверно. Таким образом, прямая / пересекает плоскость Е т о л ь к о в точке Р».

C.

Логический принцип,

используемый в доказательстве от

против­

ного.

Доказательство от

противного начинается

с допущения,

кото­

рое может показаться учащимся неестественным. Именно, допускается, что

утверждение, которое мы собираемся доказать,

неверно. Ученик

может

не

понять

причину этого шага подобно тому,

как шахматист-любитель

может

не

увидеть

смысла первого хода шахматного

мастера:

любитель видит

лишь один

данный ход, а мастер предвидит его дальнейшие последствия. Мы начинаем доказательство от противного с допущения о ложности нашей теоремы для того, чтобы появилась возможность применить один фундаментальный логи­

ческий принцип. Этот принцип

состоит

в следующем:

 

 

 

 

 

 

 

«Е сли из ут верж дения

А выт екает

заведом о

лож ное ут верж дени е

(прот и­

воречащ ее

известному

нам

ф акт у), т о и

сам о ут верж дение

А лож но».

 

 

 

Этот принцип дает нам метод, позволяющий установить, что утверждение А

л о ж н о ,

но каким

образом его можно употребить для доказательства

того,

что

рассматриваемая

теорема

в е р н а ?

Здесь

необходимо

использовать

одну

элементарную

общелогическую

идею, на которой

базируется

весь

этот метод

доказательства,

Доказываемое

утверждение либо

в е р н о ,

либо

н е в е р н о .

Д о

тех пор пока мы не сумеем исключить одну

из этих альтернатив,

каждую

из

них следует считать возможной. Допустим

теперь,

что

утверждение,

кото­

рое

мы

хотим

установить,

неверно, и покажем,

 

что

это

допущение

влечет

за

собой

заведомо

ложное

утверждение, т. е.

 

утверждение,

противоречащее

чему-то известному

нам,

По

указанному выше фундаментальному логическому

принципу это означает, что наше первоначальное допущение (о том, что

устанавливаемое утверждение неверно)

само

ложно.

Таким

образом, воз­

можность того, что теорема неверіна, исключается, и,

значит,

наша теорема

верна.

 

 

 

 

D. Доказательство от противного с

точки

зрения

дедуктивной логики.

Рассуждение от противного является практическим инструментом для доказатель­ ства математических утверждений. Разъясним вкратце связь между этим мето­

дом

и тавтологиями

дедуктивной

логики.

Достаточно

сделать два замечания:

одно

краткое,

а другое — более пространное.

 

 

 

1°. Фундаментальный логический принцип, неявно подразумеваемый в дока­

зательстве от

противного, гласит:

«Е сли

из ут верж дения

А выт екает лож ное

ут верж дение,

т о и

сам о ут верж дение А ложнощ

 

 

 

2°. Отношение

метода доказательства

от противного

к

понятию противопо­

ложного

утверждения. При объяснении логических основ метода доказательства

от противного

часто говорят, что доказательство от противного

опирается на

тот факт,

что

импликация и ее контрапозиция эквивалентны, т.

е. что выска­

зывание «если р , то эквивалентно высказыванию «если не q, то не р». Хотя

такое

рассуждение

и нельзя счесть

неправильным, в нем упускается

из вида

одно

существенное

обстоятельство.

В доказательстве

от противного

мы пока­

зываем, что допущение о ложности

некоторого умозаключения приводит к лож­

ному

утверждению,

причем это последнее обычно является

ложным не потому,

что противоречит условию нашей

теоремы, а потому,

что

оно противоречит

какой-либо предыдущей аксиоме или теореме. Например, в доказательстве тео­

ремы

9.8

(стр.

269) мы

останавливаемся,

установив,

что / 1|/2. Поскольку

I ф /2)

то

это

означает,

что сущ ествуют

две прямые,

параллельные пря­

мой /2 и проходящие через одну точку, что противоречит аксиоме парал­

лельности.

 

 

 

 

 

 

Можно

закончить

доказательство

этой

теоремы, в

самом деле установив,

что из

не q

следует не

р:

 

 

 

Р и параллельна пря­

« ...

Тогда по теореме 9,5 прямая

/

содержит точку

мой 12.

По

аксиоме построения углов І і Ф

I,

и так как в силу аксиомы парал­

лельности существует только одна прямая, проходящая через точку Р и парал­

лельная прямой /2, то это

означает, что прямая /х не параллельна /2. Но это

противоречит предложению,

что ||/2».

586