Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 240

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

у

ч

 

е

б

н

и

к

о

в

 

б

 

с

н

а

ю

ч

а

л

 

а

р

 

в

и

з

 

н

н

е

е

д

о

к

а

щ

у

т

е

л

ф

 

о

в

м

ж

е

 

и

о

я

т

о

 

з

а

 

ь

 

с

т

о

м

е

 

р

н

 

а

к

:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1°.

s D A B C D

 

 

 

 

п

 

о

а

к

с

 

и

о

м

 

е

 

 

 

 

2

° .

A g g — 5

ß c p ,д

S

и д

А Вб

Е о

 

^ D C F Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3°-

5

ABCD =

^ a ЙСОЯ +

^ Д О С Д 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

° S а.

B C D E + S A D C F = ^ a B C F E п

 

о

 

а

 

к

с

и

 

о

м

е

 

 

 

5

°

Q.

B C F E

5

bh, и

б

B Cо

F E

п

р □

я

м

 

о

 

у

г

о

 

л

ь

 

н

р

Э

 

т

о

щ

е

«

д

о

к

а

з

а

 

т

е

л

с

ь

с

т

в

е

о

у

 

 

ю

м

 

 

е

 

г

о

 

р

 

и

у

 

н

к

.

н

а

о

е

м

э

т

о

м

рг

о е

р

т

и

с

 

у

н

к

е

«

,

□ у

щ

т

о

с

в

B C D Eш » п а

с,

о

и

 

б

н о

е

с

с

 

е

м

о

п

е

 

р

 

е

с

е

к

а

 

ю

щ

 

и

е

 

яS Q A B C D ~

 

 

ч

= S A A B E + S a B C D E

 

б

У

А

е

т

 

н

 

е

в

 

е

р

н

о

.

 

 

 

К§ 3 гл. 12. Основная теорема о пропорциональности

иобратная теорема

А. Теорема 12.1. Основная теорема о пропорциональности.

Д

р

о

в

о

л

ь

н

о

с

л

ч

а

с

т

о

 

щ

д

о

п

о

в

о

д

я

т

 

е

 

д

у

ю

р

и

м

ч

и

т,с п ил

k, ач

 

т -±-оп = к, AD = m ( A B / k ) , D B = n ( A B / k ) . П

 

о

в

е

691


ство прямых, параллельных В С

и делящих A B

на k

конгруэнтных отрезков.

Из следствия 9.30.1

вытекает, что эти прямые делят

и А С

на

k конгруэнтных

отрезков. Таким

образом:

АВ= *_==ЛС

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

A D ~ ,m

А Е '

 

 

 

 

Сама форма последнего равенства указывает на ограниченность такого

доказательства:

оно

утверждает, что A B : AD =

А С : А Е, если

оба от нош ения

рац и ональны , т.

е.

в случае

«соизмеримости

отрезков».

Это

доказательство

можно обобщить, чтобы охватить все случаи, но полученное таким путем дока­ зательство неизбежно будет не простым. По-видимому, использующее площади доказательство теоремы 12.1 является единственным полным доказательством, приемлемым для целей преподавания.

В. Теорем а, обратная основной теореме о пропорциональности.

Обратная теорема легка, и ее доказательство можно предоставить уча­ щимся. Здесь есть, однако, одна тонкая чисто техническая деталь: в доказа­ тельстве мы молчаливо предполагаем, что точка'/: лежит м е ж д у точками А' и С . Из чертежа очевидно, что параллельная проекция сохраняет отношение «между», но это следовало бы доказать.

 

Теорема

о

параллельной

проекции. П уст ь

две секущ ие (г и

/2

пересе­

каю т

т ри

параллельны е прямые

Іъ

/2

и /3 соответственно в т очках

А ,

В, С

и А',

В ', С .

Е сли

точка

В

 

леж ит м е ж д у А и

С,

т о

точка

В'

леж ит

м еж ду

А'

и С .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д о к а з а т е л ь с т в о :

Так

как

If ||/2, то

А А'

не

может

пересекать

пря­

мую /2, потому точки А

и А'

лежат

по одну сторону от прямой

/2. Анало­

гично,

поскольку

/3 Л/2,

то

СС' не может пересекать /2, и точки С и С' лежат

по одну сторону

от /2.

Так как

по

условию

точка

В

лежит м е ж д у

А

и С,

то А С

пересекает прямую

/2 в

точке

В;

 

поэтому А и С лежат по разные сто­

роны от /2. Поскольку точки

А ' и

А

 

лежат

в о д н о й

и той же

полуплос­

кости,

определяемой

прямой

/2,

точки

С

и С

также

лежат в

о д н о й

 

полу­

плоскости,

а

точки

А

и С

лежат

в

р а з н ы х полуплоскостях,

то

 

точки

А ' и С ' лежат в

р а з н ы х

полуплоскостях, определяемых прямой /2. Поэтому

А 'С

пересекает прямую

/2

в

некоторой

точке, которой

должна

быть точка В',

так

как В'

есть

точка

пересечения

прямых /2 и

<■->

Таким

образом,

точка

А'С'.

В' лежит между А ' и С'.

Мы

предположили,

что

А ф А '

и С ф С '\

 

но

наше

рассуждение легко изменить так, чтобы

оно

годилось и для

случаев

А = А '

или

С — С .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заметим,

что доказанный

 

только

что результат

в

теореме

12.2

мы

приме­

няем в случае

А — А'.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

592


СПИСОК АКСИОМ

А к с и о м а

1 (аксиома расстояния)

Каждой паре различных точек соответствует некоторое опреде­

ленное положительное число.

А к с и о м а

2 (аксиома масштабной линейки)

Точкам

прямой можно поставить в соответствие действитель­

ные числа

так, что

1°. каждой точке прямой будет соответствовать одно и только

одно действительное число;

2°. каждому действительному числу будет соответствовать одна и только одна точка прямой;

3°. расстояние между любыми двумя точками будет равно абсо­ лютной величине разности соответствующих чисел.

А к с и о м а 3 (аксиома прикладывания линейки)

Каковы бы ни были две точки Р и Q на произвольной прямой, система координат на этой прямой может быть выбрана так, что

точка

Р

будет иметь

координату нуль, а координата точки Q

будет

положительна.

 

 

А к с и о м а

4 (аксиома прямой)

 

Для

каждых двух

различных точек существует одна и только

одна прямая, содержащая обе эти точки.

 

А к с и о м а

5

 

мере три неколли-

a) Каждая плоскость содержит по крайней

неарные точки.

 

четыре некомпла­

B) Пространство содержит по крайней мере

нарные точки.

 

 

А к с и о м а

6

 

 

Если две Ѵочки какой-либо прямой принадлежат некоторой

плоскости,

то и вся

эта прямая принадлежит той же плоскости.

А к с и о м а

7 (аксиома плоскости)

мере одной пло­

Любые три точки

принадлежат по крайней

скости; любые три неколлинеарные точки принадлежат только одной плоскости.

А к с и о м а 8 (аксиома пересечения плоскостей)

Если две плоскости пересекаются, то их пересечение есть пря­ мая.

А к с и о м а 9 (аксиома разбиения плоскости)

Даны прямая и содержащая ее плоскость. Тогда точки этой плоскости, не принадлежащие данной прямой, образуют два таких

множества,

что

1°. каждое из этих множеств выпукло;

2°. если точка Р принадлежит одному из этих множеств, а точка

Q—другому, то отрезок PQ пересекает данную прямую.

А к с и о м а

10

Точки пространства, не принадлежащие данной плоскости, обра­ зуют два таких множества, что

2 0 Геометрия

593


1°. каждое из этих множеств выпукло; 2°. если точка Р принадлежит одному из этих множеств, а точка

Q— другому,

то отрезок PQ пересекает данную плоскость.

А к с и о м а

11 (аксиома измерения углов)

Каждому

углу £ ВАС соответствует некоторое действительное

число, заключенное между 0 и 180.

А к с и о м а 12 (аксиома построения углов)

Пусть AB — луч, принадлежащий ребру полуплоскости Н. Тогда для каждого действительного числа г, заключенного между 0 и

180, существует ровно один такой луч АР, что точка Р принадле­

жит полуплоскости

Я и т £ РАВ — г.

А к с и о м а 13 (аксиома

сложения

углов)

Если точка D

лежит

внутри

угла £ ВАС, то т £ ВАС —

=т £ BAD-\-m £ DAC.

Ак с и о м а 14 (аксиома пополнения)

Если два

угла являются смежными, то они пополнительны.

А к с и о м а

15 (СУС-аксиома)

Каждое СУС-соответствие является конгруэнтностью.

А к с и о м а

16 (УСУ-аксиома)

Каждое УСУ-соответствие является конгруэнтностью.

А к с и о м а

17 (ССС-аксиома)

Каждое ССС-соответствие является конгруэнтностью.

А к с и о м а

18 (аксиома параллельности)

Существует только одна прямая, проходящая через данную точку, не принадлежащую данной прямой, и параллельная данной прямой.

А к с и о м а

19 (аксиома

площади)

Каждой многоугольной области соответствует некоторое опре­

деленное положительное

число.

А к с и о м а

20 (аксиома

конгруэнтности)

Если два треугольника конгруэнтны, то определяемые ими треугольные области имеют одну и ту же площадь.

А к с и о м а

21 (аксиома

сложения площадей)

 

 

Если область R является объединением двух областей Ri и R2,

причем области Rx

и R2 пересекаются не

более чем

по конеч­

ному числу

отрезков

и точек, то

S R — S R^

S

R,.

 

А к с и о м а

22 (аксиома единицы

площади)

 

 

 

Площадь квадратной области равна квадрату длины ее стороны.-

А к с и о м а

23 (аксиома единицы объема)

 

 

 

Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению

площади его основания на высоту.

 

 

 

А к с и о м а

24 (принцип

Кавальери)

 

каждая

плоскость,

Пусть даны два

тела

и плоскость. Если

параллельная данной плоскости и пересекающая одно из данных тел, пересекает также и другое, причем образованные при. пере­ сечении обоих тел поперечные сечения имеют одну и ту же пло­ щадь, то эти два тела имеют один и тот же объем.

У594


И. М. Яглом

«МЕТРИЧЕСКИЕ» СИСТЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ И КНИГА МОИЗА-ДАУНСА

В ряде тех задач, которые стоят сегодня перед нашей средней школой, одной из самых трудных является задача перестройки курса геометрии. В самом деле,

основное направление модернизации курса алгебры представляется достаточно ясным: необходимость включения в школьный курс математики разделов,

посвященных понятиям

производной

и

интеграла,

сегодня, в

70-х

годах X X

века, ни у кого

уже, кажется, не вызывает сомнения; это обстоятельство

опре­

деляет и общую

линию перестройки

начальных частей

курса

 

алгебры,

при­

званных обеспечить •интересы

вновь

вводимых тем, связанных с элементами

математического

анализа.

По-иному

обстоит дело с курсом геометрии. Если

неудовлетворительность традиционного

курса Евклида — Киселева — Никитина

признается ныне

чуть

ли

не

всеми

математиками и методистами, участвую­

щими в обсуждении предстоящей реформы, то в вопросе

об основах

обновлен­

ного курса геометрии нет никакого

единодушия: одни лица предлагают

цели­

ком базировать курс геометрии на идее геометрического

преобразования,

доходя до предложения о классификации

геометрических

фактов

не

на основе

последовательного

усложнения изучаемых

объектов,

а на

основе

используемых

в доказательствах

преобразований (ср .,

например,

«планиметрическую»

часть

учебника [3 8 ]1); другие стоят на точке зрения максимальной алгебраизации

и «координатизации»геометрии; третьи настаивают на «последовательно векторной» трактовке геометрии (ср. [77]); многие' считают необходимым повысить роль строгой дедукции в геометрии, положив в основу курса ту или иную (избыточ­ ную) систему аксиом, достаточную для строго формального обоснования всей

геометрии (ср.

[42]

или [43]),

в то время как

некоторые участники широко

развернувшихся

дискуссий призывают вовсе отказаться от курса геометрии

в

старших классах

средней школы (см., например, [82]). Все это заставляет

с

особым вниманием

отнестись

к зарубежному

опыту, кстати сказать, доста­

точно разнообразному и не дающему оснований судить о решительном торжестве

какой-либо одной из

указанных выше основных концепций. Однако йрежде

чем говорить

о разных системах построения школьного курса геометрии и о

месте, ■ какое

занимает

в учебной и методической литературе книга, предлагае­

мая ныне вниманию

читателя,

следует сказать

несколько

слов об истории

науки об основаниях геометрии,

без чего некоторые

основные

особенности этой

книги могут оказаться

недостаточно понятными.

 

 

1.Три пути обоснования геометрии: М. Пиери, Д . Гильберт, В . Ф . К аган .

Известно, что задача строго аксиоматического обоснования всей геометрии

была впервые поставлена и решена на рубеже X IX и X X столетий; до этого

сама постановка вопроса оставалась здесь глубоко неясной2. Парадоксальным

1

Числа

в

квадратных

скобках отсылают

читателя

к

списку

литературы

на стр. 609 — 613.

 

 

 

 

 

 

2

Отметим

в частности,

что создатели

неевклидовой

системы Лобачев­

ского

(Н. И. Лобачевский, Я. Бойаи и К. Ф. Гаусс) совсем,

видимо,

не воспри­

нимали свои

исследования

как

аксиоматические (ближе

других к

этой точке

зрения был

Я . Бойаи).

 

 

 

 

 

 

20*

595