у |
ч |
|
е |
б |
н |
и |
к |
о |
в |
|
б |
|
с |
н |
а |
ю |
ч |
а |
л |
|
а |
р |
|
в |
и |
з |
|
н |
н |
е |
е |
— |
д |
о |
к |
а |
щ |
у |
т |
е |
л |
ф |
|
о |
в |
м |
ж |
е |
|
и |
о |
я |
т |
о |
|
з |
а |
|
ь |
|
с |
т |
о |
м |
е |
|
р |
н |
|
а |
к |
: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1°. |
s D A B C D |
|
|
|
|
п |
|
о |
а |
к |
с |
|
и |
о |
м |
|
е |
|
|
|
|
2 |
° . |
A g g — 5 |
ß c p ,д |
S |
и д |
А Вб |
Е о |
|
^ D C F Д. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3°- |
5 |
□ ABCD = |
^ a ЙСОЯ + |
^ Д О С Д 1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
° S а. |
B C D E + S A D C F = ^ a B C F E п |
|
о |
|
а |
|
к |
с |
и |
|
о |
м |
е |
|
|
|
5 |
° |
Q. |
B C F E |
— 5 |
bh, и |
б |
B Cо |
F E |
п |
р □ |
я |
м |
|
о |
|
у |
г |
о |
|
л |
ь |
|
н |
р |
Э |
|
т |
о |
щ |
е |
« |
д |
о |
к |
а |
з |
а |
|
т |
е |
л |
с |
ь |
с |
т |
в |
е |
о |
у |
|
|
ю |
м |
|
|
е |
|
г |
о |
|
р |
|
и |
у |
|
н |
к |
. |
н |
а |
о |
е |
м |
э |
т |
о |
м |
рг |
о е |
р |
т |
и |
с |
|
у |
н |
к |
е |
« |
, |
□ у |
щ |
т |
о |
с |
в |
B C D Eш » п а |
с, |
о |
и |
|
б |
н о |
е |
с |
с |
|
е |
м |
о |
п |
е |
|
р |
|
е |
с |
е |
к |
а |
|
ю |
щ |
|
и |
е |
|
яS Q A B C D ~ |
|
|
ч |
= S A A B E + S a B C D E |
|
б |
У |
А |
е |
т |
|
н |
|
е |
в |
|
е |
р |
н |
о |
. |
|
|
|
К§ 3 гл. 12. Основная теорема о пропорциональности
иобратная теорема
А. Теорема 12.1. Основная теорема о пропорциональности.
Д |
р |
о |
в |
о |
л |
ь |
н |
о |
с |
л |
ч |
а |
с |
т |
о |
|
щ |
д |
о |
п |
о |
в |
о |
д |
я |
т |
|
е |
|
д |
у |
ю |
р |
и |
м |
ч |
и |
т,с п ил |
k, ач |
|
т -±-оп = к, AD = m ( A B / k ) , D B = n ( A B / k ) . П |
|
о |
в |
е |
ство прямых, параллельных В С |
и делящих A B |
на k |
конгруэнтных отрезков. |
Из следствия 9.30.1 |
вытекает, что эти прямые делят |
и А С |
на |
k конгруэнтных |
отрезков. Таким |
образом: |
АВ= *_==ЛС |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
A D ~ ,m |
А Е ' |
|
|
|
|
Сама форма последнего равенства указывает на ограниченность такого |
доказательства: |
оно |
утверждает, что A B : AD = |
А С : А Е, если |
оба от нош ения |
рац и ональны , т. |
е. |
в случае |
«соизмеримости |
отрезков». |
Это |
доказательство |
можно обобщить, чтобы охватить все случаи, но полученное таким путем дока зательство неизбежно будет не простым. По-видимому, использующее площади доказательство теоремы 12.1 является единственным полным доказательством, приемлемым для целей преподавания.
В. Теорем а, обратная основной теореме о пропорциональности.
Обратная теорема легка, и ее доказательство можно предоставить уча щимся. Здесь есть, однако, одна тонкая чисто техническая деталь: в доказа тельстве мы молчаливо предполагаем, что точка'/: лежит м е ж д у точками А' и С . Из чертежа очевидно, что параллельная проекция сохраняет отношение «между», но это следовало бы доказать.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теорема |
о |
параллельной |
проекции. П уст ь |
две секущ ие (г и |
/2 |
пересе |
каю т |
т ри |
параллельны е прямые |
Іъ |
/2 |
и /3 соответственно в т очках |
А , |
В, С |
и А', |
В ', С . |
Е сли |
точка |
В |
|
леж ит м е ж д у А и |
С, |
т о |
точка |
В' |
леж ит |
м еж ду |
А' |
и С . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д о к а з а т е л ь с т в о : |
Так |
как |
If ||/2, то |
А А' |
не |
может |
пересекать |
пря |
мую /2, потому точки А |
и А' |
лежат |
по одну сторону от прямой |
/2. Анало |
гично, |
поскольку |
/3 Л/2, |
то |
СС' не может пересекать /2, и точки С и С' лежат |
по одну сторону |
от /2. |
Так как |
по |
условию |
точка |
В |
лежит м е ж д у |
А |
и С, |
то А С |
пересекает прямую |
/2 в |
точке |
В; |
|
поэтому А и С лежат по разные сто |
роны от /2. Поскольку точки |
А ' и |
А |
|
лежат |
в о д н о й |
и той же |
полуплос |
кости, |
определяемой |
прямой |
/2, |
точки |
С |
и С |
также |
лежат в |
о д н о й |
|
полу |
плоскости, |
а |
точки |
А |
и С |
лежат |
в |
р а з н ы х полуплоскостях, |
то |
|
точки |
А ' и С ' лежат в |
р а з н ы х |
полуплоскостях, определяемых прямой /2. Поэтому |
А 'С |
пересекает прямую |
/2 |
в |
некоторой |
точке, которой |
должна |
быть точка В', |
так |
как В' |
есть |
точка |
пересечения |
прямых /2 и |
<■-> |
Таким |
образом, |
точка |
А'С'. |
В' лежит между А ' и С'. |
Мы |
предположили, |
что |
А ф А ' |
и С ф С '\ |
|
но |
наше |
рассуждение легко изменить так, чтобы |
оно |
годилось и для |
случаев |
А = А ' |
или |
С — С . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заметим, |
что доказанный |
|
только |
что результат |
в |
теореме |
12.2 |
мы |
приме |
няем в случае |
А — А'. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СПИСОК АКСИОМ |
А к с и о м а |
1 (аксиома расстояния) |
Каждой паре различных точек соответствует некоторое опреде |
ленное положительное число. |
А к с и о м а |
2 (аксиома масштабной линейки) |
Точкам |
прямой можно поставить в соответствие действитель |
ные числа |
так, что |
1°. каждой точке прямой будет соответствовать одно и только |
одно действительное число; |
2°. каждому действительному числу будет соответствовать одна и только одна точка прямой;
3°. расстояние между любыми двумя точками будет равно абсо лютной величине разности соответствующих чисел.
А к с и о м а 3 (аксиома прикладывания линейки)
Каковы бы ни были две точки Р и Q на произвольной прямой, система координат на этой прямой может быть выбрана так, что
|
|
|
|
|
|
точка |
Р |
будет иметь |
координату нуль, а координата точки Q |
будет |
положительна. |
|
|
А к с и о м а |
4 (аксиома прямой) |
|
Для |
каждых двух |
различных точек существует одна и только |
одна прямая, содержащая обе эти точки. |
|
А к с и о м а |
5 |
|
мере три неколли- |
a) Каждая плоскость содержит по крайней |
неарные точки. |
|
четыре некомпла |
B) Пространство содержит по крайней мере |
нарные точки. |
|
|
А к с и о м а |
6 |
|
|
Если две Ѵочки какой-либо прямой принадлежат некоторой |
плоскости, |
то и вся |
эта прямая принадлежит той же плоскости. |
А к с и о м а |
7 (аксиома плоскости) |
мере одной пло |
Любые три точки |
принадлежат по крайней |
скости; любые три неколлинеарные точки принадлежат только одной плоскости.
А к с и о м а 8 (аксиома пересечения плоскостей)
Если две плоскости пересекаются, то их пересечение есть пря мая.
А к с и о м а 9 (аксиома разбиения плоскости)
Даны прямая и содержащая ее плоскость. Тогда точки этой плоскости, не принадлежащие данной прямой, образуют два таких
множества, |
что |
1°. каждое из этих множеств выпукло; |
2°. если точка Р принадлежит одному из этих множеств, а точка |
Q—другому, то отрезок PQ пересекает данную прямую. |
А к с и о м а |
10 |
Точки пространства, не принадлежащие данной плоскости, обра зуют два таких множества, что
1°. каждое из этих множеств выпукло; 2°. если точка Р принадлежит одному из этих множеств, а точка
Q— другому, |
то отрезок PQ пересекает данную плоскость. |
А к с и о м а |
11 (аксиома измерения углов) |
Каждому |
углу £ ВАС соответствует некоторое действительное |
число, заключенное между 0 и 180.
А к с и о м а 12 (аксиома построения углов)
Пусть AB — луч, принадлежащий ребру полуплоскости Н. Тогда для каждого действительного числа г, заключенного между 0 и
180, существует ровно один такой луч АР, что точка Р принадле
жит полуплоскости |
Я и т £ РАВ — г. |
А к с и о м а 13 (аксиома |
сложения |
углов) |
Если точка D |
лежит |
внутри |
угла £ ВАС, то т £ ВАС — |
=т £ BAD-\-m £ DAC.
Ак с и о м а 14 (аксиома пополнения)
Если два |
угла являются смежными, то они пополнительны. |
А к с и о м а |
15 (СУС-аксиома) |
Каждое СУС-соответствие является конгруэнтностью. |
А к с и о м а |
16 (УСУ-аксиома) |
Каждое УСУ-соответствие является конгруэнтностью. |
А к с и о м а |
17 (ССС-аксиома) |
Каждое ССС-соответствие является конгруэнтностью. |
А к с и о м а |
18 (аксиома параллельности) |
Существует только одна прямая, проходящая через данную точку, не принадлежащую данной прямой, и параллельная данной прямой.
А к с и о м а |
19 (аксиома |
площади) |
Каждой многоугольной области соответствует некоторое опре |
деленное положительное |
число. |
А к с и о м а |
20 (аксиома |
конгруэнтности) |
Если два треугольника конгруэнтны, то определяемые ими треугольные области имеют одну и ту же площадь.
|
|
|
|
|
|
|
|
А к с и о м а |
21 (аксиома |
сложения площадей) |
|
|
Если область R является объединением двух областей Ri и R2, |
причем области Rx |
и R2 пересекаются не |
более чем |
по конеч |
ному числу |
отрезков |
и точек, то |
S R — S R^ |
S |
R,. |
|
А к с и о м а |
22 (аксиома единицы |
площади) |
|
|
|
Площадь квадратной области равна квадрату длины ее стороны.- |
А к с и о м а |
23 (аксиома единицы объема) |
|
|
|
Объем прямоугольного параллелепипеда равен произведению |
площади его основания на высоту. |
|
|
|
А к с и о м а |
24 (принцип |
Кавальери) |
|
каждая |
плоскость, |
Пусть даны два |
тела |
и плоскость. Если |
параллельная данной плоскости и пересекающая одно из данных тел, пересекает также и другое, причем образованные при. пере сечении обоих тел поперечные сечения имеют одну и ту же пло щадь, то эти два тела имеют один и тот же объем.
У594
И. М. Яглом
«МЕТРИЧЕСКИЕ» СИСТЕМЫ ОБОСНОВАНИЯ ГЕОМЕТРИИ И КНИГА МОИЗА-ДАУНСА
В ряде тех задач, которые стоят сегодня перед нашей средней школой, одной из самых трудных является задача перестройки курса геометрии. В самом деле,
основное направление модернизации курса алгебры представляется достаточно ясным: необходимость включения в школьный курс математики разделов,
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
посвященных понятиям |
производной |
и |
интеграла, |
сегодня, в |
70-х |
годах X X |
века, ни у кого |
уже, кажется, не вызывает сомнения; это обстоятельство |
опре |
деляет и общую |
линию перестройки |
начальных частей |
курса |
|
алгебры, |
при |
званных обеспечить •интересы |
вновь |
вводимых тем, связанных с элементами |
математического |
анализа. |
По-иному |
обстоит дело с курсом геометрии. Если |
неудовлетворительность традиционного |
курса Евклида — Киселева — Никитина |
признается ныне |
чуть |
ли |
не |
всеми |
математиками и методистами, участвую |
щими в обсуждении предстоящей реформы, то в вопросе |
об основах |
обновлен |
ного курса геометрии нет никакого |
единодушия: одни лица предлагают |
цели |
ком базировать курс геометрии на идее геометрического |
преобразования, |
доходя до предложения о классификации |
геометрических |
фактов |
не |
на основе |
последовательного |
усложнения изучаемых |
объектов, |
а на |
основе |
используемых |
в доказательствах |
преобразований (ср ., |
например, |
«планиметрическую» |
часть |
учебника [3 8 ]1); другие стоят на точке зрения максимальной алгебраизации
и «координатизации»геометрии; третьи настаивают на «последовательно векторной» трактовке геометрии (ср. [77]); многие' считают необходимым повысить роль строгой дедукции в геометрии, положив в основу курса ту или иную (избыточ ную) систему аксиом, достаточную для строго формального обоснования всей
|
|
|
|
|
|
геометрии (ср. |
[42] |
или [43]), |
в то время как |
некоторые участники широко |
развернувшихся |
дискуссий призывают вовсе отказаться от курса геометрии |
в |
старших классах |
средней школы (см., например, [82]). Все это заставляет |
с |
особым вниманием |
отнестись |
к зарубежному |
опыту, кстати сказать, доста |
точно разнообразному и не дающему оснований судить о решительном торжестве
какой-либо одной из |
указанных выше основных концепций. Однако йрежде |
чем говорить |
о разных системах построения школьного курса геометрии и о |
месте, ■ какое |
занимает |
в учебной и методической литературе книга, предлагае |
мая ныне вниманию |
читателя, |
следует сказать |
несколько |
слов об истории |
науки об основаниях геометрии, |
без чего некоторые |
основные |
особенности этой |
книги могут оказаться |
недостаточно понятными. |
|
|
1.Три пути обоснования геометрии: М. Пиери, Д . Гильберт, В . Ф . К аган .
Известно, что задача строго аксиоматического обоснования всей геометрии
была впервые поставлена и решена на рубеже X IX и X X столетий; до этого
сама постановка вопроса оставалась здесь глубоко неясной2. Парадоксальным
1 |
Числа |
в |
квадратных |
скобках отсылают |
читателя |
к |
списку |
литературы |
на стр. 609 — 613. |
|
|
|
|
|
|
2 |
Отметим |
в частности, |
что создатели |
неевклидовой |
системы Лобачев |
ского |
(Н. И. Лобачевский, Я. Бойаи и К. Ф. Гаусс) совсем, |
видимо, |
не воспри |
нимали свои |
исследования |
как |
аксиоматические (ближе |
других к |
этой точке |
зрения был |
Я . Бойаи). |
|
|
|
|
|
|