Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 279

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 7. ПЕРЕКРЫВАЮЩИЕСЯ ТРЕУГОЛЬНИКИ. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ РИСУНКОВ

Часто треугольники, с которыми нам

приходится иметь дело,

расположены на

чертежах не раздельно,

а Перекрываются, как

Д AFM и Д

на рисунке:

 

Когда мы сталкиваемся с такими случая­ ми, особенно важно, чтобы избежать путани­ цы и ошибок, правильно записать наши конгруэнтности:

Д AFM Д FAH.

R

Проверим, что соответствие A F M ^ F A H действительно явля­

ется конгруэнтностью. После того как это сделано и

мы хотим

записать, какие же стороны (или углы)

конгруэнтны,

отвлечемся

от рисунка и рассмотрим лишь саму

запись

^ A F M ^ /\FAFf.

Мы знаем, что

 

 

 

AF ^ FA, FM ^ АН,

AM

FH,

 

поскольку это —соответствующие стороны в нашей конгруэнтности:

А F М ------- --

F А Н

 

и

Так поступать — намного надежнее, чем вертеть головой, разгля­ дывая рисунок со всех сторон, чтобы избежать ошибки.

Рассмотрим теперь случай, когда такая ситуация возникает в доказательстве теоремы.

Да но . HA = HF‘,

HM = HQ.

Н

Т р е б у е т с я д о

к а з а т ь . FM = AQ.

 


Очень распространенный способ доказательства конгруэнтности двух отрезков состоит в установлении того, что эти два отрезка являются соответствующими сторонами конгруэнтных треугольни­ ков. Чтобы можно было с успехом воспользоваться здесь этим методом, прежде всего нужно выявить треугольники, содержащие

отрезки FM и AQ, Такими являются Д HMF и /\H Q A , и они существенно перекрываются. Теперь задача сводится к доказатель­ ству, что эти треугольники действительно конгруэнтны. Доказа­ тельство, изложенное в форме записи в два столбца, приведено ниже.

Д о к а з а т е л ь с т в о

 

У тверждения

Аргументы

1.

Н А = H F .

Дано.

2.

Л H c ^ z Н.

Угол конгруэнтен самому себе.

3.

Н М = HQ.

Почему?

4.

Д H M F Cü Д HQA.

Почему?

5.

F M = A Q .

Почему?

Строго логическое доказательство должно не зависеть от ри­ сунка; оно должно вытекать из аксиом, определений и ранее до­ казанных теорем. Но геометры совершенно свободно пользуются рисунками, в первую очередь для сокращения развернутых объяс­ нений смысла задачи. В этом духе мы сформулировали пример 1 в начале § 4 следующим образом:

Да н о . AR и ВН делят друг друга пополам в точке Н.

Т р е б у е тс я до к а з а т ь: A B ^ R H .

в

1 54

Позднее мы объяснили, что все содержание этой теоремы можно передать дополнительными пометками на рисунке, вообще не поль­ зуясь словами, например так, как это указано на рисунке:

н

В

Чтобы обойтись без рисунка, нам нужно было бы сформулиро­ вать пример 1 так:

П р имер

1.

Пусть

А, В, F, Н и R пять неколлинеарных точек, лежащих

в одной плоскости. Если

1°.

точка F лежит между А и R-,

2°.

точка F лежит между В и Н;

3°.

AF = FR\

4°.

BF = FH, то

5°.

AB = RH.

Первые два утверждения этого примера прочитать на рисунке, конечно, легче, чем третье. И читаются они совершенно точно, если понимать, как рисунки применяются для сокращения записей. Мы будем пользоваться рисунками, чтобы указать коллинеарность точек, порядок точек на прямой, положение точек внутри угла и вообще относительное расположение точек, прямых и плоскостей. С дру­ гой стороны, не следует делать заключения, что отрезки или углы конгруэнтны, только потому, что они к а ж у т с я конгруэнтными. Чтобы передать с помощью рисунка информацию такого рода, нужно обычным способом сделать на нем пометки.

в

Е ■ F

А Ас о

 

А

155


Например,

правый

рисунок

сообщает

нам,

что DE ^

EF, но

рисунок слева

вовсе не

говорит,

что

AB =

ВС,

даже несмотря на

то, что самые

тщательные измерения

показывают, что это,

по-ви­

димому, так.

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

А

 

 

 

С В D С В D

а

Аналогично и здесь левый рисунок указывает,

 

что ЛВ J_ CD,

правый —нет.

 

 

 

Задачи к § 7

 

 

 

1.

На

этом рисунке ЯѴ =

S T , RQ = S P и Z V R O - а

V

Т

 

£ £

Z T S R . Дополните

доказательство того, что

 

 

 

Q V = P T .

 

 

*

р

О

S

Д о к а з а т е л ь с т в о

 

 

 

 

 

У тверждения

Аргументы

 

 

1.

R V = S T .

 

 

 

 

2.

L VRQ. ^ Z T S P .

Дано.

 

 

 

3.

...

 

 

 

4.

& R Q V ^ . . . .

 

 

 

 

5. ...

2 . Докажите, что если на рисунке слева K G 1 GH, L H j_ GH и Z К Н Р

S Ë L LG H , то К Н ^ L G .

156


3. Дано, что А С — ВС

и

L C A E ^ L C B D

С

(см. рисунок справа

в

конце предыдущей

 

страницы). Докажите, что Д Л С £ с ^ Д BCD.

 

<

4.

На

этом

рисунке АС = ВС, DC — Е С и

 

AD = B E .

Дополните доказательство того,

'

что

Z А С Е ~ z BCD.

Д о к а з а т е л ь с т в о

 

Утверждения

Аргументы

1

AC = BC, DC — EC.

Дано.

2.

AD = BE .

...

3.

D E — DE .

...

4.

A D A - D E = B E + DE .

Правило сложения равенств.

5.

A E = BD.

Определение понятия «между» и

 

 

шаг 4.

6. ...

7. Z Л С £ ^ Z BCD .

...

...

5. На этом

рисунке P M = Q N , P S — QR и

Р

M R = N S

. Докажите, что Z P S N ^ - L Q R M .

 

У

6.

Докажите, что если на этом рисунке A F — BG,

C

 

L A

Z В

и A E — BD, то E F = DG.

 

7* .

Докажите,

что если

на

том же

рисунке

 

 

L A g ^ L B ,

AD — B E

и Z

ADG £ £

Z B E F ,

 

 

то Z C F E ^

Z CGD.

 

 

 

 

157