ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 306
Скачиваний: 0
10*+ . Докажите, что кратчайшая |
ломаная, соединяющая две данные точки, |
есть отрезок с концами в этих |
точках. |
Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны п точек Alt Л2, . . . , А„. Докажите, что
Д Д + Л2Л3+ •••+ An_iA n SS А1Ап.
§ 8. ТЕОРЕМА О ШАРНИРЕ И ОБРАТНАЯ ТЕОРЕМА
Рассмотрим |
две |
связанные |
||
в точке А шарниром палки AB |
||||
и АС, |
другие |
концы В |
и С |
|
которых |
соединены |
тонкой |
ре |
|
зинкой: |
|
|
|
|
Если палки развернуть ши ре, то резинка должна растя нуться :
Переводя сказанное на геометрический язык, получаем сле дующую теорему. (Вы, возможно, сочтете, что вторая формули ровка звучит проще, чем формулировка самой теоремы.)
Теорема 7 .9 (теорема о шарнире)
Если две стороны одного треугольника соответственно конг руэнтны двум сторонам другого треугольника и если угол, заключен ный между указанными сторонами первого треугольника, больше угла, заключенного между соответствующими сторонами второго, то третья сторона первого треугольника больше третьей сто роны второго треугольника.
Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны Д АВС и /\D E F , причем AB = DE и АС = DF. Если Д А > Д D, то ВС > EF.
2 2 4
Д о к а з а т е л ь с т в о . |
Шаг 1. |
В |
|
Начнем с построения такого Д А К С |
|
||
с вершиной |
К, лежащей |
внутри |
|
L ВАС, что |
Д А К С д ^ Д й Е Р . |
|
Чтобы это сделать, сначала (пользуясь аксиомой |
построения |
|||||
|
|
|
|
— ► |
|
<■■> |
углов) возьмем такой луч AQ, что точка Q лежит от |
прямой АС |
|||||
по ту же сторону, что |
и точка |
В и что /_ QAC ^ |
/_ D. Затем |
|||
(по теореме о нанесении точки) возьмем такую точку К луча AQ, |
||||||
что AK = DE. На основании СУС |
имеем Д А К С = Д й Е Е , как |
|||||
мы и хотели. |
|
мы |
разделим |
б |
|
|
Шаг |
2. Теперь |
|
||||
пополам |
/, ВАК |
и |
обозначим |
|
|
|
буквой М точку |
пересечения бис |
|
|
|||
сектрисы |
этого |
угла с |
отрезком |
|
|
ВС.
Мы уже близки к доказатель ству теоремы. В силу СУС
|
Д А М В ^ Д А М К . |
|
|
|||
Следовательно, МВ = М К ■ Применяя к |
Д С К М неравенство тре |
|||||
угольника |
(теорему 7.8), |
получаем |
|
|||
|
|
ск<см + мк. |
||||
Поскольку |
МВ = МК, отсюда .следует, |
что |
||||
Так |
как |
с к < с м + мв. |
||||
СК — EF |
и |
СМ-\-МВ = ВС, |
||||
то |
|
|||||
|
|
ЕЕ с ВС, |
|
|||
|
|
|
|
|||
что |
и требовалось доказать. |
теореме |
7.9. |
|||
Верна |
и теорема, обратная |
Теорема 7.10 (обратная теорема о шарнире)
Если две стороны одного треугольника соответственно конгру энтны двум сторонам другого треугольника и если третья сто рона первого треугольника больше третьей стороны второго, то угол, заключенный между указанными сторонами первого тре угольника, больше угла, заключенного между соответствующими сторонами второго треугольника.
8 Геометрия |
225 |
Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны Д АВС и /\D E F , при чем AB — DE и АС = DF. Если ВС > EF, то Д Л >* Д D.
Чтобы |
вывести эту теорему из теоремы о шарнире, поступим |
||||
так же, как тогда, когда |
мы выводили теорему 7.6 из теоремы 7.5. |
||||
Иными словами, |
покажем, |
что неравенство Д А <с Д D и конгру |
|||
энтность |
Д А ~ |
Д D |
невозможны, так |
что остается лишь един |
|
ственная |
возможность: |
Д А > Д D. Для |
первой части доказатель |
||
ства нужна теорема о |
шарнире, а для |
второй части —СУС. По |
|||
дробное доказательство |
проведите сами. |
|
|||
Задачи к |
§ 8 |
|
|
|
|
1. На этом |
рисунке |
|
|
|
D' |
AD = CD и L A D B > L CD B .
Докажите, что A B > ВС.
2. S — точка основания равнобедренного & P Q R , отличная от середины. Д ока
жите, что луч P S не является биссектрисой і. RPQ.
R
3. Д а н о . Д А В М с медианой M R , причем /. M R B > /. МК А .
Т р е б у е т с я д о к а з а т ь . А М > М В .
4. |
Д |
А ВС |
и |
Д A B D |
имеют |
общую сторо |
|||
|
ну |
A B |
и |
AC = AD. |
Докажите, |
что |
если |
||
|
точка С лежит внутри |
Z, D A B , |
то |
BD > |
ВС. |
||||
5. |
В |
Д Д 5 Т |
точка |
М |
является |
серединой |
|||
|
стороны |
R S и R T > S T . Тогда |
д T M R — |
||||||
|
тупой или |
острый? |
Объясните.6 |
|
|
6.Докажите, что на рисунке (обратите внима ние на пометкиі) /. W > Z U.
226
F
7. На рисунке слева F H = AQ и А Н > FQ. |
Докажите, |
что |
A B > F B . |
||
8 * . На |
рисунке справа AD — BC. Докажите, |
что А О |
DB. |
|
|
9 *. В Д |
А В С |
имеем A — F — C и A — D — B , |
причем F C = D B . Докажите, что |
||
если |
A B > |
АС, то F B > CD. |
|
|
|
§ 9. ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ |
|
На каждом из этих рисунков |
отрезок BD является высотой |
Д АВС: |
|
В |
в |
В каждом случае отрезок BD принадлежит перпендикуляру,
опущенному из В на прямую АС, и называется высотой, прове денной из вершины В к стороне АС. Заметим, что основание
этого перпендикуляра не обязано принадлежать отрезку АС. Но все случаи учитываются в следующем определении.
Определение
В ы с о т а треугольника есть отрезок, принадлежащий перпен дикуляру, опущенному из какой-либо вершины треугольника на прямую, содержащую противо положную сторону, и заключен ный между этими вершиной и стороной.
(Вопрос. Может Ли высота тре угольника быть стороной этого треугольника? Если да, то при каких условиях это возможно?)
Конечно, каждый треуголь ник имеет три высоты: по од ной, проведенной из каждой вершины. Это показано на сле дующем рисунке:
8 * |
2 2 7 |
Здесь |
BD —высота, |
проведенная из вершины В; АЕ —высота, |
||
проведенная из вершины |
А |
и С/7 —высота, проведенная |
из вер |
|
шины С. |
Заметим, что |
хотя |
в этом конкретном случае |
никакие |
два из отрезков BD, АЁ и CF не имеют общей точки, все три содержащие их прямые, как видно из рисунка, пересекаются
водной точке G.
Ксожалению, то же слово «высота» употребляется еще в двух смыслах:
(1) Иногда длина высоты также называется высотой. Так, если расстояние BD равно 6, то можно сказать, что высота, проведен ная из вершины В, равна 6.
(2) Прямая, содержащая |
высоту, |
также |
называется высотой. |
Так, на последнем рисунке |
прямые |
< > |
>• 0"> |
BD, АЕ и CF можно назы |
вать высотами. Именно в этом смысле мы употребляем слово «высота» в гл. 15, где мы докажем, что три «высоты» треуголь ника всегда пересекаются в одной точке. Если бы высота непременно была отрезком, то, как показывает последний рисунок, эта теорема была бы, конечно, неверна.
Такое тройное значение одного и того же слова легко могло бы приводить к недоразумению. Но обычно этого не бывает, потому что в большинстве случаев из контекста видно, какое из этих значений имеется в виду.
Задачи |
к |
§ 9 |
|
|
|
|
|
1. Перерисуйте Д |
А ВС . Обратите внимание на то, |
С |
|||||
что он |
разносторонний. Проведите биссектрису |
|
|||||
треугольника из вершины С. Затем |
проведите |
|
|||||
из |
вершины С |
медиану. Наконец, |
проведите |
|
|||
из |
С |
высоту. |
Если |
в ы . начертили |
аккуратно, |
|
|
то вы должны увидеть, что эти три отрезка |
|
||||||
различны. В каком |
треугольнике биссектриса, |
В |
|||||
медиана |
и высота совпадают? |
|
Р
2. Перерисуйте этот тупоугольный треугольник и проведите три его высоты.3
3.Докажите, что высота, проведенная из вер шины, противоположной основанию равнобед ренного треугольника, одновременно является также и медианой.
223
4. Докажите следующую теорему:
С
Высоты, проведенные из вершйн, противо положных конгруэнтным сторонам равнобедрен ного треугольника, сами конгруэнтны.
•(На рисунке изображен случай, когда т < |
С < |
||
< 90. |
Рассмотрите |
также случаи, |
когда |
т А С — 90 и m /. С > |
90.) |
|
5.Докажите. Высоты равностороннего треугольника конгруэнтны.
6.Докажите теорему, обратную теореме задачи 4:
Если две высоты треугольника конгруэнтны, то этот треугольник - равнобедренный,
7. Докажите следующую теорему: |
|
|
||||
|
Дано |
соответствие |
ABC*-~DEF. |
Если |
||
AB = DE, |
ВС — ЕР |
и высота, проведенная из |
||||
вершины С, |
конгруэнтна |
высоте, |
проведенной |
|||
из вершины F, то |
это соответствие является |
|||||
конгруэнтностью. |
|
|
|
|
||
|
Д а н о . |
AB = |
DE |
и BC = |
EF. |
Высо |
ты |
CG и T H . CG — FH . |
|
|
|
||
|
Т р е б у е т с я |
д о к а з а т ь . |
Д Л Д С ^ |
|||
^ |
Д DEF. |
|
|
|
|
|
8. Докажите, что периметр треугольника больше, чем сумма трех его высот.
Вопросы и задачи для повторения
1. |
Для |
каждого |
из |
этих примеров укажите, какое свойство отношения по |
|||||||
|
рядка |
он иллюстрирует. |
|
|
|
|
|||||
|
a) |
Если |
г > 6 |
|
и |
6 > |
t, |
то |
t < г. |
||
|
B ) |
Если |
М Р — 2> |
и |
R S — 7, |
то |
M P - { - R S — 10. |
||||
|
c) |
Если |
D K ^ 1 1 |
и |
D R |
И , то |
D K — 11. |
||||
2. |
Объясните, почему |
если D — точка, |
лежащая внутри А АВС, то / АВС > |
||||||||
|
> |
А DBC.3 |
|
|
|
|
|
|
|
||
3. |
Если |
а = |
20, |
то |
х .... |
|
|
|
|
||
|
Если |
Ь — 65, |
то |
X ___ |
|
|
|
|
|||
|
Если |
с — 100, |
то X . . . . |
|
|
|
|
229