Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 306

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10*+ . Докажите, что кратчайшая

ломаная, соединяющая две данные точки,

есть отрезок с концами в этих

точках.

Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны п точек Alt Л2, . . . , А„. Докажите, что

Д Д + Л2Л3+ •••+ An_iA n SS А1Ап.

§ 8. ТЕОРЕМА О ШАРНИРЕ И ОБРАТНАЯ ТЕОРЕМА

Рассмотрим

две

связанные

в точке А шарниром палки AB

и АС,

другие

концы В

и С

которых

соединены

тонкой

ре­

зинкой:

 

 

 

 

Если палки развернуть ши­ ре, то резинка должна растя­ нуться :

Переводя сказанное на геометрический язык, получаем сле­ дующую теорему. (Вы, возможно, сочтете, что вторая формули­ ровка звучит проще, чем формулировка самой теоремы.)

Теорема 7 .9 (теорема о шарнире)

Если две стороны одного треугольника соответственно конг­ руэнтны двум сторонам другого треугольника и если угол, заключен­ ный между указанными сторонами первого треугольника, больше угла, заключенного между соответствующими сторонами второго, то третья сторона первого треугольника больше третьей сто­ роны второго треугольника.

Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны Д АВС и /\D E F , причем AB = DE и АС = DF. Если Д А > Д D, то ВС > EF.

2 2 4

Д о к а з а т е л ь с т в о .

Шаг 1.

В

Начнем с построения такого Д А К С

 

с вершиной

К, лежащей

внутри

 

L ВАС, что

Д А К С д ^ Д й Е Р .

 

Чтобы это сделать, сначала (пользуясь аксиомой

построения

 

 

 

 

— ►

 

<■■>

углов) возьмем такой луч AQ, что точка Q лежит от

прямой АС

по ту же сторону, что

и точка

В и что /_ QAC ^

/_ D. Затем

(по теореме о нанесении точки) возьмем такую точку К луча AQ,

что AK = DE. На основании СУС

имеем Д А К С = Д й Е Е , как

мы и хотели.

 

мы

разделим

б

 

Шаг

2. Теперь

 

пополам

/, ВАК

и

обозначим

 

 

буквой М точку

пересечения бис­

 

 

сектрисы

этого

угла с

отрезком

 

 

ВС.

Мы уже близки к доказатель­ ству теоремы. В силу СУС

 

Д А М В ^ Д А М К .

 

 

Следовательно, МВ = М К ■ Применяя к

Д С К М неравенство тре­

угольника

(теорему 7.8),

получаем

 

 

 

ск<см + мк.

Поскольку

МВ = МК, отсюда .следует,

что

Так

как

с к < с м + мв.

СК — EF

и

СМ-\-МВ = ВС,

то

 

 

 

ЕЕ с ВС,

 

 

 

 

 

что

и требовалось доказать.

теореме

7.9.

Верна

и теорема, обратная

Теорема 7.10 (обратная теорема о шарнире)

Если две стороны одного треугольника соответственно конгру­ энтны двум сторонам другого треугольника и если третья сто­ рона первого треугольника больше третьей стороны второго, то угол, заключенный между указанными сторонами первого тре­ угольника, больше угла, заключенного между соответствующими сторонами второго треугольника.

8 Геометрия

225


Д р у г а я ф о р м у л и р о в к а . Даны Д АВС и /\D E F , при­ чем AB — DE и АС = DF. Если ВС > EF, то Д Л >* Д D.

Чтобы

вывести эту теорему из теоремы о шарнире, поступим

так же, как тогда, когда

мы выводили теорему 7.6 из теоремы 7.5.

Иными словами,

покажем,

что неравенство Д А <с Д D и конгру­

энтность

Д А ~

Д D

невозможны, так

что остается лишь един­

ственная

возможность:

Д А > Д D. Для

первой части доказатель­

ства нужна теорема о

шарнире, а для

второй части —СУС. По­

дробное доказательство

проведите сами.

 

Задачи к

§ 8

 

 

 

 

1. На этом

рисунке

 

 

 

D'

AD = CD и L A D B > L CD B .

Докажите, что A B > ВС.

2. S — точка основания равнобедренного & P Q R , отличная от середины. Д ока­

жите, что луч P S не является биссектрисой і. RPQ.

R

3. Д а н о . Д А В М с медианой M R , причем /. M R B > /. МК А .

Т р е б у е т с я д о к а з а т ь . А М > М В .

4.

Д

А ВС

и

Д A B D

имеют

общую сторо­

 

ну

A B

и

AC = AD.

Докажите,

что

если

 

точка С лежит внутри

Z, D A B ,

то

BD >

ВС.

5.

В

Д Д 5 Т

точка

М

является

серединой

 

стороны

R S и R T > S T . Тогда

д T M R —

 

тупой или

острый?

Объясните.6

 

 

6.Докажите, что на рисунке (обратите внима­ ние на пометкиі) /. W > Z U.

226


F

7. На рисунке слева F H = AQ и А Н > FQ.

Докажите,

что

A B > F B .

8 * . На

рисунке справа AD — BC. Докажите,

что А О

DB.

 

9 *. В Д

А В С

имеем A — F — C и A — D — B ,

причем F C = D B . Докажите, что

если

A B >

АС, то F B > CD.

 

 

 

§ 9. ВЫСОТЫ ТРЕУГОЛЬНИКОВ

 

На каждом из этих рисунков

отрезок BD является высотой

Д АВС:

 

В

в

В каждом случае отрезок BD принадлежит перпендикуляру,

опущенному из В на прямую АС, и называется высотой, прове­ денной из вершины В к стороне АС. Заметим, что основание

этого перпендикуляра не обязано принадлежать отрезку АС. Но все случаи учитываются в следующем определении.

Определение

В ы с о т а треугольника есть отрезок, принадлежащий перпен­ дикуляру, опущенному из какой-либо вершины треугольника на прямую, содержащую противо­ положную сторону, и заключен­ ный между этими вершиной и стороной.

(Вопрос. Может Ли высота тре­ угольника быть стороной этого треугольника? Если да, то при каких условиях это возможно?)

Конечно, каждый треуголь­ ник имеет три высоты: по од­ ной, проведенной из каждой вершины. Это показано на сле­ дующем рисунке:

8 *

2 2 7


Здесь

BD —высота,

проведенная из вершины В; АЕ высота,

проведенная из вершины

А

и С/7 —высота, проведенная

из вер­

шины С.

Заметим, что

хотя

в этом конкретном случае

никакие

два из отрезков BD, АЁ и CF не имеют общей точки, все три содержащие их прямые, как видно из рисунка, пересекаются

водной точке G.

Ксожалению, то же слово «высота» употребляется еще в двух смыслах:

(1) Иногда длина высоты также называется высотой. Так, если расстояние BD равно 6, то можно сказать, что высота, проведен­ ная из вершины В, равна 6.

(2) Прямая, содержащая

высоту,

также

называется высотой.

Так, на последнем рисунке

прямые

< >

>• 0">

BD, АЕ и CF можно назы­

вать высотами. Именно в этом смысле мы употребляем слово «высота» в гл. 15, где мы докажем, что три «высоты» треуголь­ ника всегда пересекаются в одной точке. Если бы высота непременно была отрезком, то, как показывает последний рисунок, эта теорема была бы, конечно, неверна.

Такое тройное значение одного и того же слова легко могло бы приводить к недоразумению. Но обычно этого не бывает, потому что в большинстве случаев из контекста видно, какое из этих значений имеется в виду.

Задачи

к

§ 9

 

 

 

 

1. Перерисуйте Д

А ВС . Обратите внимание на то,

С

что он

разносторонний. Проведите биссектрису

 

треугольника из вершины С. Затем

проведите

 

из

вершины С

медиану. Наконец,

проведите

 

из

С

высоту.

Если

в ы . начертили

аккуратно,

 

то вы должны увидеть, что эти три отрезка

 

различны. В каком

треугольнике биссектриса,

В

медиана

и высота совпадают?

 

Р

2. Перерисуйте этот тупоугольный треугольник и проведите три его высоты.3

3.Докажите, что высота, проведенная из вер­ шины, противоположной основанию равнобед­ ренного треугольника, одновременно является также и медианой.

223


4. Докажите следующую теорему:

С

Высоты, проведенные из вершйн, противо­ положных конгруэнтным сторонам равнобедрен­ ного треугольника, сами конгруэнтны.

•(На рисунке изображен случай, когда т <

С <

< 90.

Рассмотрите

также случаи,

когда

т А С — 90 и m /. С >

90.)

 

5.Докажите. Высоты равностороннего треугольника конгруэнтны.

6.Докажите теорему, обратную теореме задачи 4:

Если две высоты треугольника конгруэнтны, то этот треугольник - равнобедренный,

7. Докажите следующую теорему:

 

 

 

Дано

соответствие

ABC*-~DEF.

Если

AB = DE,

ВС — ЕР

и высота, проведенная из

вершины С,

конгруэнтна

высоте,

проведенной

из вершины F, то

это соответствие является

конгруэнтностью.

 

 

 

 

 

Д а н о .

AB =

DE

и BC =

EF.

Высо­

ты

CG и T H . CG — FH .

 

 

 

 

Т р е б у е т с я

д о к а з а т ь .

Д Л Д С ^

^

Д DEF.

 

 

 

 

 

8. Докажите, что периметр треугольника больше, чем сумма трех его высот.

Вопросы и задачи для повторения

1.

Для

каждого

из

этих примеров укажите, какое свойство отношения по­

 

рядка

он иллюстрирует.

 

 

 

 

 

a)

Если

г > 6

 

и

6 >

t,

то

t < г.

 

B )

Если

М Р — 2>

и

R S — 7,

то

M P - { - R S — 10.

 

c)

Если

D K ^ 1 1

и

D R

И , то

D K — 11.

2.

Объясните, почему

если D точка,

лежащая внутри А АВС, то / АВС >

 

>

А DBC.3

 

 

 

 

 

 

 

3.

Если

а =

20,

то

х ....

 

 

 

 

 

Если

Ь — 65,

то

X ___

 

 

 

 

 

Если

с — 100,

то X . . . .

 

 

 

 

229