Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 341

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Теорема 11.1

Площадь прямоугольника равна произведению его основан, на его высоту.

Д о к а з а т е л ь с т в о .

Рассмот­

рим рисунок:

 

 

 

 

 

Здесь S обозначает неизвестную

площадь

нашего

прямоугольника.

Площади

двух

наших

квадратов

согласно

аксиоме 22 равны а2 и h2,

а площадь

всей

фигуры равна

a + h)2.

Поэтому,

несколько

раз

применяя аксиому

сложения

пло­

щадей, получаем

 

 

 

 

а2+

2S +

Л2 =

 

 

= (a + h)2 = a2 + 2ah + h2

 

и

 

S

— ah,

 

 

 

 

 

 

что и требовалось доказать.

Если вы интересуетесь, как мы из наших аксиом вывели, что два прямоугольника на рисунке имеют одну и ту же площадь, то посмот­ рите на этот рисунок:

Все четыре изображенных на нем треугольника конгруэнтны, и потому имеют одну и ту же пло­ щадь. А площадь любого из прямо­ угольников равна удвоенной пло­ щади треугольника.

Задачи к § 1

L

оR

и_

а

S^at.

аh

п

1. Покажите, что каждая из изображенных ниже областей является много­ угольной, разбив ее в соответствии с определением на треугольные области. Попытайтесь в каждом случае найти наименьшее число треугольных обла­ стей, на которые разбивается многоугольная область.

И *

323


2. Чему на левом нижнем рисунке равна площадь S R , если область R яв­

ляется объединением областей

и R% и если S ^ t = 50 и

= 25? Ука­

жите аксиому или теорему, подкрепляющие ваше заключение.

«2

3.

Будет

ли

на правом

рисунке S ^ = 60, если S Äi = 30, S Rj =

30 и область R

 

является

объединением областей R 1 и R 2?

Укажите

аксиому

или

теорему,

 

подкрепляющие ваше заключение.

 

 

 

 

4. Найдите

площадь прямоугольника длиной 16 см и высотой

10,25

см.

5. Квадрат и прямоугольник

имеют равные

площади.

Чему

равна сторона

 

квадрата,

если прямоугольник имеет размеры 25 см на 16 см?

 

6. Как

изменится площадь квадрата, если

сторона его удвоится?

утроится?

 

сделается

вдвое меньше?

 

 

 

 

 

7.

а) Как

изменится

площадь прямоугольника, если

высота

его

удвоится,

 

а

основание останется прежним?

 

 

 

 

 

B ) Как

изменится площадь

прямоугольника, если основание

его

удвоится,

авысота останется прежней?

c)Как изменится площадь прямоугольника, если удвоятся и его высота и его основание?

8.Сколько нужно квадратных кафельных плиток размером 10 см на 10 см,

чтобы выложить ими прямоугольную стену 4 м 70 см на

2 м 10 см?

9. Докажите, что если два прямоугольника имеют одно и то

же основание Ь,

то их площади

относятся, как их высоты.

 

 

Ь,

Я.

R2

 

 

 

 

а

а

 

 

Доказать

 

 

 

Л2

 

 

324


10. Прямоугольный участок земли засевают травой. Размеры участка 22 м на 28 м. Сколько потребуется килограммовых пакетов семян, если содержимого одного пакета достаточно для того, чтобы засеять 70 кв. м ?

11. На рисунке изображена поверхность детали какой-то машины. Чтобы под­ считать стоимость окраски большого числа таких деталей, нужно знать площадь этой поверхности. Затуше­ ванные области не закрашиваются. Найдите площадь области, которую нужно окрасить. Какие аксиомы и теоремы позволяют вам вычислить эту площадь?

12. Вычислите площадь прямоугольника с основанием а и высотой h, где

 

а) а = 17 и Л = 1 2 ;

5) а = 1 4

и

/і = б 4 - ;

 

 

с) а = 3

и h = Y 5;

d) а =

У"10

и

/i = j / l 5 .

 

13.

Вычислите

площадь квадрата

со стороной а, если, дано,

что

 

а) а = 24;

Ь ) а =

3 -^ -;

с)

a = V7\

d ) a = 4 J / 6-

 

14.

Укажите,

верно

или

нет

каждое

утверждение; свои

ответы подкрепите

 

соответствующими доводами.

 

 

 

 

 

 

a) Квадрат

является многоугольной

областью.

 

 

B ) Каждому положительному числу соответствует единственная многоуголь­

 

ная область.

 

 

 

 

 

 

 

c)Если два треугольника конгруэнтны, то соответствующие треугольные области имеют равные площади.

d)Треугольная область не включает в себя сам треугольник.

e)Площадь объединения двух многоугольных областей равна сумме их площадей.

f)Треугольная область является многоугольной областью.

g)Существует квадрат с площадью V 17.

h)Существует прямоугольник с площадью 4 J/5 , основание которого есть рациональное число.

15+ . Точки

 

А,

В ,

С,

D,

Е, F и G на

 

 

 

этом рисунке

называются

вершинами,

 

 

 

отрезки

 

Ä B ,

В С ,

CD,

D Ë, EG,

GA,

 

 

 

E F, F D

и F В ребрам и и многоуголь­

 

 

 

ные

области

A B E ,

F E D

и B C D F

 

 

 

— гранями.

Внешность

всей фигуры

 

 

 

также рассматривается как грань. Пусть

 

 

 

f — число

граней,

о — число вершин и

 

 

 

е — число

ребер. В

теореме, принадле­

 

 

 

жащей

знаменитому

математику

Эй­

 

 

 

леру,

рассматривается

алгебраическая сумма / — е-\-ѵ

чисел f, ѵ n e .

Тео-

. рема относится к большому классу

фигур,

к которому

принадлежит и фи­

гура

на

 

нашем

рисунке. Вычислим

/ — e - j- v

для этой

фигуры: / = 4 ,

е = 9

и ѵ =

 

так

что 4 — 9 +

7 =

2.

 

 

 

 

 

325


а) Вычислите

f —e+v для

каждой из фигур

на следующих

рисунках. (За­

метим, что

ребра

не обязательно должны быть отрезками. Правый рису­

нок мог бы быть

куском

географической

карты какой-то

страны, разби­

той на области.)

 

 

 

 

B ) К какому наблюдению пришли вы в результате трех вычислений?

c)Возьмите на левом рисунке произвольную точку внутри четырехуголь­ ника и соедините ее отрезками с каждой из его вершин. Как это ска­

жется на

сумме / — е + о ? Можете ли

вы объяснить, приему?

 

d) Возьмите

точку вне одной из наших

фигур и соедините ее с двумя бли­

жайшими к

ней вершинами. Как это скажется на сумме / — е-\-ѵ

?

e) Если эта

задача вас заинтересовала

и вам захотелось узнать о ней

больше,

вы

можете прочесть о ней в

книге «Числа и фигуры»

Г. Раде­

махера и О.

Теплица1).

 

 

§ 2. ПЛОЩАДИ ТРЕУГОЛЬНИКОВ И ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ

Выведем теперь, пользуясь нашими' аксиомами, еще несколько формул для площадей.

Теорема 11.2

Площадь прямоугольного треугольника равна половине произведения его катетов.

Д о к а з а т е л ь с т в о . Дан прямоугольный треугольник с кате­ тами а и Ь. Пусть S —его площадь. Построим прямоугольник UVWX (как на нижнем рисунке), две стороны которого являются катетами нашего прямоугольного треугольника. Тогда

1° . & V UX 2 É & X WV ,

2°. З д л ^ ѵ — S>

3°. S + S = ab,

4°. S = ~ab.

=ab=2S

1 «Наука», 1966, тема 13, п.2. См. также: р. К у р а н т и Г. Р о б б и н с * Что такое математика? М ., «Просвещение», 1967, гл. V, § 1.

326