ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 238
Скачиваний: 0
положительное число. Если данное отрицательное число обозначено буквой X, то мы не можем «отбросить знак минус», так как перед X нет никакого минуса. Эту трудность можно преодолеть с по мощью простого приема: если х < 0 , то соответствующее положи тельное число равно —X. Вот несколько примеров:
|
|
х = —2, |
—* = —( —2) = 2, |
|
|
X — —3, |
|
—х = — ( —3) = 3 и т. д. |
|
Мы можем теперь дать второе определение j х |: |
||||
1°. |
Если |
х ^ О , |
то |
I лг 1= лс. |
2°. |
Если |
х < 0 , |
то |
j j c | = —X. |
Это второе определение труднее для |
понимания, чем |
первое, |
но с ним в дальнейшем будет легче работать. Проверьте |
его на |
|
нескольких числах, пока не убедитесь, |
что оно и в самом деле |
|
дает именно то, что требовалось. |
|
|
Задачи к § 3
1.Чему равна каждая из следующих величин:
а) 5 I ; |
|
|
b) I — 6 ! ; |
|
c) |
|
|
|
|
|
|
||||
d) |
2 |
|+ |
( — 2) ; |
e)i 2 | + j |
— 2 j ; |
|
f) |
| 8 - 5 | |
|
|
|||||
g) |
5 — 8 I ; |
|
h) j 5 I — I 8 I ; |
i ) | - 8 - 5 | ? |
|
|
|
||||||||
2. Какие из следующих утверждений верны: |
|
|
|
|
|
||||||||||
а) |
I — 3 I = ! 3 I; |
|
|
|
b) I 3 = — 3; |
- |
|
|
|||||||
с) I 7 — 9 I = | 9 — 7 I ; |
|
|
d) |0 - 4 |= | 4 - 0 |; |
|
|||||||||||
е) |
\ k \ - k |
для |
каждого |
действительного числа |
k l |
|
|
|
|||||||
3. Какие из следующих равенств верны для всех |
значений |
переменных: |
|||||||||||||
а) |
— п I = |
— п ; |
|
|
|
b) |
I п2 |= |
п2 ; |
|
|
|
||||
с) х — 3 I = I 3 — х |; |
|
|
|
|
d) I а — Ь\ — \Ь — а \\ |
|
|||||||||
е) |
d + l | = |
|d| + |
l ? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
4. Дополните следующие утверждения: |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
a) |
Если |
k > |
0, |
то |
[ k j = |
___ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
b) |
Если |
k < |
0, |
то |
I k j = |
___ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
c) |
Если |
k = |
0, |
то |
\k\ = ___ |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
5. Ha |
следующих |
четырех рисунках |
графически изображены на числовой пря |
||||||||||||
мой четыре |
алгебраических |
соотношения, |
записанных |
слева |
от рисунка. |
||||||||||
|
|
X <2 |
|
- з |
- 2 |
- 1 |
0 |
1 |
— ♦ — — I--------- |
|
|||||
|
|
|
|
|
|
2 |
3 |
|
|
||||||
|
|
\х\=2 |
|
- 3 |
—2 |
-1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
\ х \<2 |
|
- 3 |
- 2 |
- 1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|х |> 2 |
* |
■ ■ |
— О - — I— — !— — Ь -— О - .... и |
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
- 3 |
- |
2 - |
1 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
|
Аналогично этому изобразите графически следующие соотношения: |
|||||||||||||||
а) |
х = |
1 |
|
|
|
|
|
b) |
X — отрицательное |
число; |
|
||||
с) X> |
|
|
|
|
|
|
d) |
х ^ г О ; |
|
|
|
е) , х ;= 1; |
|||
I) И * |
|
|
|
|
|
|
§) |
I X і 3> 1, |
|
|
|
h) |
, X I ^ 0. |
38
6 . |
а) |
Чем |
графическое |
изображение соотношения х < 0 |
отличается |
от |
графи |
|||||||||||
|
|
ческого |
изображения соотношения х sg О? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
B ) |
Чем |
графическое изображение соотношения |х |= |
1 отличается от графи |
||||||||||||||
|
|
ческого |
изображения соотношения | x | sg ;l? |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
c) |
Чем |
графическое |
изображение |
соотношения— l s g j t s g l |
отличается от |
||||||||||||
|
|
графического изображения |
соотношения j лс |с |
1 ? |
|
|
|
|
|
|
||||||||
7 * . |
Если |
|
мы |
рассмотрим алгебраические соотношения |
с |
двумя |
переменными |
|||||||||||
|
х и |
у, |
где х и |
у принимают |
действительные |
значения, |
то |
их |
мы |
сможем |
||||||||
|
изобразить на (координатной) (х, у)-плоскости. Вам придется |
только |
вспом |
|||||||||||||||
|
нить, что графическое изображение соотношения |
|
между х |
и у — это мно |
||||||||||||||
|
жество всех упорядоченных пар (х , у) (т. е. всех точек плоскости с коорди |
|||||||||||||||||
|
натами |
X и у |
I), |
удовлетворяющих |
нашему |
алгебраическому |
соотношению. |
|||||||||||
|
Т ак, |
соотношение |
х — у = 1 |
изображено слева, а |
условие |
х — у ^ І |
справа |
|||||||||||
|
на следующем |
рисунке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a) |
Графически |
изобразитесоотношение |
у = \ х \ . |
|
||
B ) |
Графически |
изобразитесоотношение |
у > |
\х\. |
|
|
8 * . Пользуясь задачей 7, как введением к |
этой задаче, |
|||||
a) |
Графически |
изобразитесоотношение |
|х |
I - j - 1у |= |
1; |
|
B ) |
Графически |
изобразитесоотношение |х |
|+ |
1у \< |
1. |
§ 4. МАСШТАБНЫЕ ЛИНЕЙКИ И ЕДИНИЦЫ ДЛИНЫ
Если две точки Р и Q находятся одна от другой достаточно близко, то мы можем определить расстояние между ними, прило жив обычную масштабную линейку:
|
Р |
|
|
|
|
|
Q |
|
|
|
|
|
1 |
I |
: ) |
I |
I |
I |
I- - |
-f - - - |
- -1- - - - - - |
-1- - - -- |
- -- 1-- -- |
- --1- - -- - - - - - - - - - - |
- - - - - |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Э |
10 |
11 12 |
|
На рисунке расстояние между Р и Q равно 7 см. Конечно, нет необходимости совмещать нулевую точку линейки с точкой Р; можно расположить линейку, например, так:
|
р |
|
|
|
|
|
|
Q |
|
|
|
I |
— Т |
1— — I— |
|
|
|
'' |
f |
-Г |
1 |
|
|
5 |
6 |
7 |
Т |
1 |
12 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
9 |
10 |
11 |
39
И здесь мы находим, что расстояние между Р и Q, измеряемое в сантиметрах, равно 9 — 2 — 7.
- |
1- |
- п - |
1--- |
|
-- Г - - -- 1- - |
- і-- |
!- -- |
1- - - |
- - 1- |
- - 1- - |
- - - |
1- - |
- - |
- - |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
|
|
|
|
f |
|
|
£ |
|
Z |
|
|
i |
|
|
|
|
------------ |
|
1-------------- |
|
|
*------------- |
|
'--------------- |
|
|
1--------------- |
|
d |
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Иногда на другой стороне линейки наносят деления в других единицах, например в дюймах. Прикладывая дюймовую шкалу,
как и выше, находим расстояние между Р и Q. Око оказывается
з
равным приблизительно 2-^-дюйма.
Известно, что один фут равен 12 дюймам, а один ярд—36 дюймам. Метр равен 100 сантиметрам. Миллиметр —одна тысячная метра. Мы можем поэтому измерить расстояние между Р и Q и в
этих единицах. Оно равно 70 лш; 7 см\ |
0,07 лг, 2 |
3 |
11 |
|
дюйма; ^ фута; |
ярд3Таким образом, число, которое мы получаем в качестве
меры расстояния между точками, зависит от выбора единиц длины.
Задачи к § 4 (часть 1)
1. |
Расстояние |
от |
точки |
Н до точки |
К , |
измеренное |
в сантиметрах равно 12. |
|
|
Чему будет равно число, измеряющее это расстояние, если за единицу длины |
|||||||
|
принять миллиметр? |
|
|
|
|
|||
2. |
Расстояние |
от |
К |
до |
М , измеренное в миллиметрах, равно 9. Чему равно |
|||
|
число, измеряющее |
в |
сантиметрах |
расстояние от К |
до М ? |
|||
|
|
|
Р |
|
|
0 |
R |
Т |
Рис. 32
3. а) Линейкой, на которой нанесены различные шкалы, измерены расстояния PQ, P P , Р Т и QT и результаты записаны в таблице. Заполните эту таблицу.
Единица измерения |
PQ |
PR |
РТ |
QT г |
Дюйм |
2 |
1 |
|
|
Ф ут |
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
1 |
1 |
|
|
Ярд |
|
|
||
18 |
|
9 |
|
|
|
|
|
||
Сантиметр |
5,08 |
|
|
|
Миллиметр |
|
|
|
50,8 |
Метр |
|
0,0762 |
|
|
Ладонь |
|
|
0,364 |
|
Пядь |
0,54 |
|
|
|
40
b) |
Чему равно отношение PQ к Р Ю |
PQ |
к РТ ? |
c) |
Изменяется ли отношение PQ к |
Р Т |
при переходе от одной единицы |
|
длины к другой? |
|
|
d)Чему равно расстояние QR в дюймах? в сантиметрах? в ладонях?
4.Обсудите следующие вопросы:
а) Почему существует столько единиц для измерения длин?
|
в) |
Допустим, |
что |
мы |
в |
состоянии установить одну универсальную еди |
||||||||
|
|
ницу для измерения длин. Какие |
преимущества это бы нам дало? Какие |
|||||||||||
|
|
недостатки |
это бы |
имело? |
|
|
|
|
|
|||||
5. |
В |
каждом |
из |
следующих |
равенств |
вставьте |
в |
пропуски |
соответствующие |
|||||
|
числа: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
a) |
6 дюймов = |
...ф ута |
= |
... ярда; |
* |
|
|
|
|||||
|
B ) |
... |
дюймов |
= 7 |
1 |
футов = |
|
|
|
|
||||
|
-2 |
... ярдов; |
|
|
|
|||||||||
|
c) |
... дюймов |
= |
... футов = |
ярда. |
|
|
|
|
|||||
6. |
В |
каждом |
из следующих |
равенств |
вставьте |
в |
пропуски |
соответствующие |
||||||
|
числа: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
a) |
2м — ... |
см = |
... |
мм; |
|
|
|
|
|
|
|||
|
B ) |
... м — 50 |
см — |
... мм; |
|
|
|
|
|
|||||
|
c) |
... м — |
... см = 1 |
мм. |
|
|
|
|
|
|
||||
7. |
А, |
В |
и С — три точки |
на |
прямой, расположенные, как показано на ри |
|||||||||
|
сунке. |
Чему равно |
АС, если |
|
|
|
|
|
||||||
|
|
|
|
|
|
A |
|
B |
|
|
|
|
С |
|
|
а) |
AB — 6 |
см и |
ВС = |
12 см; |
|
|
|
|
|
||||
|
в) A B — 6 м и В С = 12 м; |
|
|
|
|
|
||||||||
|
с) |
A B — 6 |
км и |
В С — 12 |
км? |
|
|
|
|
|
||||
8. |
А, |
В |
и С — три точки |
на |
прямой, расположенные в том же порядке, что |
|||||||||
|
и в задаче 7. Чему равно АС, |
если |
|
|
|
|
||||||||
|
a) |
A B — 6 м |
и |
ВС — 12 |
см; |
|
|
|
|
|
||||
|
b) |
A B — 6 см |
и ВС — 12 |
м; |
|
|
|
|
|
|||||
|
c) |
A B = 6 |
км |
и |
В С = |
12 |
см? |
|
|
|
|
|
9.Обратите внимание на то, что в задачах 7 и 8 заданы только числа 6 и 12. Объясните, почему же в ответах на задачу 7 во всех трех случаях полу
чается одно |
и то же |
число, хотя единицы измерения разные, а в задаче 8 |
все ответы |
различны? |
|
С точки |
зрения |
логики любая единица длины не менее при |
годна для измерения, чем какая-угодно другая. Однако, если при решении одной и той же задачи пользоваться несколькими едини цами, то это вызовет излишние трудности. Поэтому выберем ка кую-либо одну единицу длины и условимся во всех случаях поль
зоваться |
именно этой |
единицей. (Если хотите, можете считать, что |
|||
выбрана |
та единица, |
которая вам больше |
всего |
нравится. Если, |
|
например, вам нравятся сантиметры, или |
метры, |
или километры, |
|||
то вы |
можете думать, что именно этими |
единицами мы и поль |
|||
зуемся. |
Все последующие теоремы остаются верными при л ю б о м |
||||
выборе |
единицы длины.) |
каждой |
паре точек Р и |
||
Итак, |
раз мы уже выбрали единицу, |
Q соответствует некоторое определенное число, показывающее, на-
41