Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 241

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

сколько далеко они отстоят одна от другой. Это число называется расстоянием между Р и Q.

Теперь мы «математизируем» это неформальное обсуждение, сформулировав следующие аксиому и определение:

Аксиома 1 (аксиома расстояния)

Каждой паре различных точек соответствует некоторое опре­ деленное положительное число.

Определение

Р а с с т о я н и е м между двумя точками называется число, фи­ гурирующее в аксиоме расстояния. (Расстояние между точками Р и Q обозначается символом PQ.)

Далее

мы будем допускать и возможность того, что P — Q, т. е.

что Р и

Q— одна и та же точка. В этом

случае мы

полагаем

PQ — 0.

Заметим еще, что расстояние между

точками определено

просто

для

пары точек и не з а в и с и т

от

порядка,

в котором

указываются

эти точки; таким образом, всегда PQ = QP.

В некоторых из задач, предлагаемых

ниже, встречаются раз­

личные

единицы длины, например сантиметры, дециметры, метры

и т. д.

Как

мы уже говорили, все наши теоремы справедливы для

каждой из этих единиц при условии, что, применяя данную теорему,

мы пользуемся о д н о й

единицей для измерения

в с е х

расстояний.

Иными

 

словами,

 

единицу длины можно выбрать любую, но уже

затем

твердо ее

придерживаться;

менять

единицу в середине до­

казательства

нельзя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи к § 4 (часть 2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Аллен,

 

Брюс и

Чарлз

измерили

в

сантиметрах расстояние

между двумя

 

точками

Р и Q, отмеченными на доске. Аллен сказал, что PQ =

27,

Брюс —

 

что

PQ = 27,5,

а

Чарлз — что

PQ — 26,75.

Сколько

из

этих

мальчиков

 

могли

быть

правы?

Почему?

Обязательно

ли хотя

бы один

из

них был

 

прав?

Подумайте.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Если

 

расстояние

 

PQ

равно

54

см,

то

чему

оно

равно

в

дециметрах?

 

в метрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Если

 

расстояние

 

R S

равно

15

дм,

то

чему

оно

равно

в

сантиметрах?

4.

в метрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эдвард

и Фрэнк

 

подсчитали расстояние между одними и теми же точ­

 

ками

 

А,

В

и С.

 

Эдвард сказал:

«Aß =

1,

а

В С =

2 у » ,

Фрэнк сказал:

 

«A ß =

12,

а ВС =

30».

Если

оба мальчика были правы, то объясните, как

 

они

могли

для

одних

и тех

же

расстояний

получить разные

числа? Сог-

'

ласуется

ли это

с

аксиомой

расстояния?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Если

 

расстояние

R S

равно

х

дм,

то

чему

равно

R S

в

сантиметрах?

 

в метрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 * . Расстояние

A ß ,

измеренное в

сантиметрах,

на

15

больше,

чем

5-кратное

 

то же самое расстояние, измеренное в дециметрах.

Чему равно

расстояние

 

AB

в

дециметрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

42


7 * . Периметр

 

треугольника,

измеренный

в

сантиметрах,

на

20 больше,

чем

6-кратный периметр того

же треугольника,

измеренный в дециметрах. Чему

равен этот периметр в сантиметрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8+. Если

сторона

квадрата

равна

4

дм,

 

то

его

периметр

равен

16

дм,

а площадь— 16 кв.

дм. Так

как

1 6 = 1 6 ,

то

утверждение «Площадь квадрата

равна

его

периметру» для

нашего

квадрата верно.

 

 

 

 

a) Будет

ли это

утверждение

верно

для

нашего

квадрата,

если

его

стороны

измерять

в сантиметрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B ) Найдите

два

других

квадрата, для

 

которых

это

утверждение верно.

c) Что общего имеют три квадрата, для

которых верно указанное утвержде­

ние?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9+. Если

основание

прямоугольника

равно

6

дм, а

боковая

сторона — 4

дм,

то утверждение «периметр прямоугольника равен сумме удвоенного осно­

вания и удвоенной боковой

 

стороны»

для

нашего

прямоугольника

верно.

a)

Будет

ли

это утверждение верно, если основание

и

высоту

прямоуголь­

ника измерять в

сантиметрах? в метрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Зависит ли справедливость этого утверждения от

специального

подбора

чисел? от выбора единицы длины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10+ . Если радиус круга

равен

2 м,

то

длина

окружности

(C — 2nR)

равна

м, а площадь

круга (Л =

л г2) равна 4л кв. м. Тогда утверждение «площадь

круга равна длине окружности» для нашего

круга верно.

 

 

 

 

 

 

a)

Будет

ли

это

утверждение верно

для

нашего

круга,

если

его

радиус

измерять

в

дециметрах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Найдите

два других круга, для которых

это

утверждение

верно.

 

 

c)

Зависит

ли справедливость этого утверждения от специального

подбора

чисел? от выбора

единицы

длины?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11+ . Из задач 8, 9 и 10 можно увидеть,

что некоторые геометрические утвержде­

ния верны только для определенных чисел, причем здесь не имеет

значения

то,

как

выбрана

единица длины. Другие

утверждения

верны

независимо

ни от выбора чисел, ни от выбора единиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверьте,

что каждое из следующих утверждений

верно. Затем

укажите,

останется ли каждое из них верным, если измерять

длины

в других

едини­

цах. Какие

утверждения останутся верными только в том случае,

если

при

любой единице длины не менять фигурирующие в

задаче

числа?

 

 

 

a)

Периметр

прямоугольника

с основанием

3 дм

и боковой

стороной

4

дм

равен 14

дм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

B )

Периметр квадрата

со стороной

2 дм в

два раза

больше

его

площади.

c)

Периметр треугольника,

каждая сторона которого равна 12 см,

равен 36 см.

d) Треугольник со сторонами 3 см, 4 см, 5 см является прямоугольным (вос­ пользуйтесь равенством Пифагора).

e)

Треугольник со сторонами 9 см, 12 см и 15 см является прямоугольным.

f)

Площадь круга с радиусом 4 дм в два раза больше длины его окружности.

§5. БЕСКОНЕЧНАЯ ЛИНЕЙКА

Вначале этой главы мы нанесли на прямую числовую шкалу, подобно тому как изображено на этом рисунке.

1

1

-/3

I

I

1—I—

I

,71

і

*-

И------

Н--------

 

- з

- 2

-1

0

1

2

3

к

 

Можно, конечно, взять масштаб покрупнее:

- / 3

1

1

!

/?

1

■" - »■

1— I--------------

1----------

 

- 2

-1

0

7

 

2

 

43


или помельче:

 

 

 

- /3

/2

я

» -

-----------------------Г— I (— Н— I-------

Н — М — I— — н і--------------------------------

-Ч - 3 -2 -1

0 1

2 3 4

 

Мы, однако, условимся, что, начиная, с этого момента, каж­ дый раз, когда будем наносить на прямую числовую шкалу, будем пользоваться той шкалой, которая соответствует аксиоме расстояния (которая ведь предполагает, что единица измерения длин уже как-то выбрана). Это значит, что точка, помеченная числом 1, находится от точки, помеченной числом 0, на рассто­ янии 1, а точка, помеченная числом —2, находится от точки, помеченной числом 0, на расстоянии 2 и т. д.

 

Р

 

Q - I

R

?

5

------------------

------ 1-----

1— - н------

1-----

+—

1-----------------

 

- 3 - 2 - 1

0

1

2

1

На

последнем рисунке

можно

 

найти

расстояния Q/? = l,

QS = 2,

QT = 3. Отсюда

с помощью

вычитания находим

 

 

RS = 2— 1 =

1,

 

 

 

RT — 3 — 1 —2,

 

PR = 1 —(— 2) = 3.

Создается впечатление, что всегда можно находить расстоя­ ние, взяв разность соответствующих пометок шкалы. Это утвер­ ждение и в самом деле «почти верно». (Но не совсем верно.) Если точки Р и R взять в обратном порядке, то мы получим неверный ответ:

RP = — 2 — 1 = — 3,

отличающийся от правильного ответа только знаком. Факти­ чески примерно в половине случаев вычитание даст отрицатель­ ное число, в то время как расстояние (см. аксиому 1) всегда дол­ жно быть положительно.

Эту трудность, однако, легко устранить: будем заменять раз­ ность пометок шкалы ее абсолютной величиной. После этого все правильные ответы останутся правильными, а все неправильные станут правильными. Например,

PR = 'i 1 — (— 2) і == 13 I — 3

44


й

7?Я==! — 2— 1 ' = !— 3! = 3,

как и должно быть.

Таким образом, мы видим, что расстояние между двумя точ­ ками равно абсолютной величине разности соответствующих чисел.

Этим общим соображениям мы придадим формальный харак­ тер, объединив их в следующей аксиоме:

Аксиома 2 (аксиома масштабной линейки)

Точкам прямой можно поставить в соответствие действи­ тельные числа так, что 1°. каждой точке прямой будет соответствовать одно и только

одно действительное число; 2°. каждому действительному числу будет соответствовать одна

и только одна точка прямой; 3°. расстояние между любыми двумя точками будет равно абсо­

лютной величине разности соответствующих чисел.

Мы называем эту аксиому «аңсиомой масштабной линейки» потому, что в сущности она доставляет нам «бесконечную (мас­ штабную) линейку», которую мы можем прикладывать к любой прямой и находить с ее. помощью расстояния между любыми двумя точками.

Определения

Соответствие между точками и числами, описанное в аксиоме

масштабной линейки, называется с и с т е м о й

к о о р д и н а т (на

прямой). Число,

соответствующее

данной

точке, называется

к о о р д и н а т о й

этой точки.

 

 

 

 

 

1

Р

Q

R

S

Т

---------------

1-----

(——)-----

1-------

1-----

1----------------

 

- 3

-

2 - 1

0

1 2

3

 

На верхнем рисунке координатой точки Р служит число —2, координатой точки О—число 0, координатой точки R —число 1 и т. д. Если точка Р имеет координату х, а точка Q—коорди­ нату у, то аксиома масштабной линейки утверждает, что

PQ— \У— х \-

Р

*+■

Q

 

4-

X -1

0

1

У

45


Задачи к

§ 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

На

этом

рисунке

на прямой

установлена

система координат с 0 в точке А

 

и

с

1

в

точке

С.

Некоторые нецелочисленные координаты, чтобы их было

 

легче

рассмотреть,

выписаны

ниже целочисленных. Определите следующие

 

расстояния:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

АС;

 

Ь)

AD;

C)

E l ;

 

d)

PR;

 

 

 

 

 

е)

R I ;

 

0

AN;

 

g)

BH;

 

h)

Q M ;

 

 

 

 

 

і)

A F;

 

І)

D J ;

 

k)

ND;

 

1)

P F .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

R

 

Q P

N

 

МА В CD

 

£ F Q Н 1 J

 

 

 

 

 

 

I

I

'

I

I '

I

M

' 1 1

1

-Н ------і- '

1 '

'I-

 

 

 

 

 

- 5

- 4

и

- 3

- 2 -~1

0

 

1

2

3

А

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

- Г з

 

1

1

Г2

 

Т,

|

/37

 

 

 

 

 

 

*

3

 

 

‘ I

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Упростите:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

I 6 — 2

I;

 

 

b)

I 2 — 6 |;

 

 

с)

I 5 — 0 [;

 

 

 

 

d)

10 — 5 I;

 

 

e)

i 0 — (— 5 )!

 

f)

I 4 — (— 4)|;

 

 

 

g)

1*1;

 

 

 

 

h)

I * — 0 I;

 

 

0 i*—(—*)I;

 

 

 

і)

1*1 — 1—*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Пользуясь аксиомой масштабной линейки, найдите расстояние между двумя точками, имеющими следующие координаты:

а)

0 и

8;

Ь) 8

и

0;

с)

0 и

— 8;

d) - 5

и — 7;

е ) - | и

f) ^ 2

и

g)

/ З

и — ]/^ 5 ;

h) X

и

у;

і)

и — а;

j) 0

и

X.

 

 

 

 

 

 

4.Необходимо ли, пользуясь обычной 30-сантиметровой линейкой для изме­ рения расстояния между двумя точками, отмеченными на листе бумаги, помещать 0 в одну из этих точек? Объясните.

5. Допустим, что при измерении расстояния PQ

вы

собираетесь

совместить

 

нуль вашей линейки с точкой Р и

прочитать положительное

число при

 

точке

Q.

Как

вы

сумеете определить

расстояние

PQ, если вы нечаянно

 

наложили

свою

линеику так,

что точке

Р

соответствует

1

а

точке

 

Q а)

соответствует

некоторое

положительное

число; Ь) соответствует не­

 

которое

отрицательное число S .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Шкалы

А

и В

на этом

рисунке отвечают одной

и той же единице длины,

.

но

независимо от этого

точкам

прямой

ставят

в

соответствие

разные

числа.

 

a)

Какие

координаты имеют точки R,

Р

и Q на

шкале А?

 

 

 

 

B ) Покажите, как найти расстояние

RQ,

пользуясь

шкалой

В;

пользуясь

 

 

шкалой А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

c) Чему

равно расстояние PQ на шкале

Л? на шкале В ?

 

 

 

 

 

 

Шкала А - 4

 

- 2

R

 

 

 

 

Р

 

 

Q

 

 

 

 

 

-----------------

 

1— I— I— I— I— I— I------------------------

 

 

 

і-----------------------

 

h

 

 

 

 

 

Ш к а л а В 0 1 2 3 Р 5 6

 

 

 

х

 

и

 

 

46