Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 272

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Охарактеризуйте множество всех центров окружностей, касающихся обеих сторон данного угла.

4.Охарактеризуйте множество всех точек на плоскости, равноудаленных от двух пересекающихся прямых.

5.Охарактеризуйте множество всех точек на плоскости, равноудаленных от двух пересекающихся прямых и удаленных на расстояние 5 см от точки их пересечения.

6Т. Охарактеризуйте множество всех точек, равноудаленных от двух пересека­ ющихся плоскостей.

7+ . Охарактеризуйте множество всех точек плоскости, лежащих внутри дан­ ного угла,- равноудаленных от сторон этого угла и в то же время находя­ щихся на данном расстоянии от данной прямой.

8.Докажите, что биссектрисы двух смежных углов параллелограмма пересе­ каются в точке, равноудаленной от двух противоположных сторон этого параллелограмма.

9.Докажите следующую теорему:

 

Д ан

L D A E и

дано, что А — С — Е

и

что

 — B — D.

Т огда биссект рисы

/

DAE,

/ . D B C

и Z. Е С В конкур-

рент ны.

А

В О

10*. Охарактеризуйте множество всех точек, равноудаленных от всех трех пря­ мых, определяемых сторонами треугольника.

11+ . Сделайте рисунки нескольких разных выпуклых четырехугольников и аккуратно проведите биссектрисы углов. Будут ли все четыре биссектрисы каждого из четырехугольников конкуррентны? Для какого специального типа четырехугольников биссектрисы углов конкуррентны? Можно ли какимнибудь общим образом описать все четырехугольники, биссектрисы углов которых конкуррентны?

12* \ Даны

оси. Покажите, что

множеством

всех точек, равноудаленных от

двух осей

координат, является

следующее

множество:

{(* . У) \У= х или у = — х }.

§ 5. ТЕОРЕМА О КОНКУРРЕНТНОСТИ МЕДИАН

Медианой треугольника называется отрезок, соединяющий его вершину с серединой противоположной стороны. На нашем ри­ сунке точка D является серединой

стороны

ВС, а отрезок

AD

есть

 

медиана,

проведенная из

А к

сто-

а

роне ВС.

Из аккуратно выполненного ри­ сунка видно, что- три медианы тре­ угольника конкуррентны. Это и в самом деле верно для всех треуголь- g ников. Однако доказательство нам

505


дается легче, если с помощью

ри­

А

сунка мы сумеем догадаться о том,

 

гд е должна находиться

точка пере­

 

сечения медиан. Похоже на то, что

 

на рисунке

AP = 2PD, ВР = 2РЕ и

 

CP = 2PF.

Оказывается,

что

это

С

тоже всегда

верно.

 

 

Теорема 15.5

Медианы треугольника всегда конкуррентны. Расстояние их точки. конкуррентности от каждой вершины треугольника равно двум третьим длины медианы, проведенной из этой вершины.

Нам будет удобно при доказательстве теоремы использовать систему координат.

Д о к а з а т е л ь с т в о . Выберем оси координат так,

как

ука­

зано на рисунке. Мы приняли за координаты вершин

числа

6а,

и 6с для того, чтобы позднее избежать дробей. Точка Е

яв­

ляется серединой стороны АС. Ее координаты мы нашли по фор­ муле середины (теорема 13.5).

Пусть Р такая точка медианы BE, что ВР —2РЕ. По тео­ реме 13.6 (посмотрите ее!), получаем

(0 + 2 ^ 1 ) , ± t | ^ ) = (2e + 2с, 26).

Пусть теперь Q—такая точка медианы

AD, что AQ = 2QD.

Так как £) = (3с, 0), то мы имеем

 

 

 

п (ба+ 2-Зс

6&+ 2-0\

/п ,

„ , ч

Q = [---- 3 ---- ,

—^ -----] =

(2а +

2с,

2Ь).

506


Поскольку точка полностью опреде­ ляется своими координатами, то это зна­ чит, что P —Q.

Точно так же убеждаемся, что и соот­ ветствующая точка третьей медианы, про­ веденной из вершины С, совпадает с точ­ кой Р. Теорема доказана.

Определение

Точка конкуррентности медиан назы­ вается ц е н т р о м тя жес ти треуголь­ ника г.

Задачи к § 5

1.Медианы A E, B F и CD на верхнем рисунке пере­ секаются в точке Q.

a) Чему равно Л<2, если А Е '= 9?

B ) Чему равно CD , если QD — 5?

c) Чему равно QF, если 5 Q = 1 2 ?

d) Чему равно AQ, если QE = 4?

2.

Д а н о . Рисунок с

медианой

CD и центром тя­

 

жести Q А А ВС .

 

 

 

 

 

 

 

Т р е б у е т с я

д о к а з а т ь .

Высота

Л

AQB,

опущенная из вершины Q на

A B ,

равна

одной

трети

высоты

А А ВС ,

опущенной из С на A B -

д.

Докажите,

что

на

рисунке

к

задаче 1

 

5 д AQB = 5 р C E Q F-

 

 

 

 

 

4.

На

рисунке Q

есть

центр

тяжести

A

GKM

(он лежит на медиане GR); G H — высота тре­ угольника. Чему равно GH, если QR — 4 и H R = 6?

5+. Дан А А В С с вершинами А (6, 0), В (0, 10) и

С( 0, 0).

a)Найдите координаты точки конкуррентности

медиатрис сторон треугольника. B ) Найдите координаты ортоцентра.

c)Найдите расстояние от ортоцентра до точки конкуррентности медиатрис.

6+. Найдите координаты центра тяжести Д АВС задачи 5 и расстояние от центра тяжести до ортоцентра.

7+. Дан Д PQR с вершинами Р

( — 6,0),

Q (2,0) и

R (0,6). Найдите расстояние между

центром тя­

жести и точкой конкуррентности медиатрис

сторон этого треугольника.

 

 

 

8 * +. Найдите координаты ортоцентра Д

PQR задачи

7 и расстояние от ортоцентра до центра тяжести.1

1 Она и в самом деле является

центром тя­

жести (в обычном механическом

смысле)

однород­

ной треугольной пластины.

 

 

 

С

С

G

507


§ 6. ПОСТРОЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ЦИРКУЛЯ И ЛИНЕЙКИ

До сих пор мы строили геометрические фигуры, пользуясь масштабной линейкой и транспортиром. Наши аксиомы утверждают, что у нас есть «бесконечная» линейка со шкалой на ней. С помо­ щью этой «линейки» мы проводим прямые и измеряем расстояния. Кроме того, у нас есть транспортир. С его помощью мы можем изме­ рять углы, а также откладывать от данного луча углы данной меры.

Вероятно, это —простейший способ построения геометрических фигур. Однако существует и другой очень важный способ. Это —гео­ метрические построения циркулем и линейкой1. При таких по­ строениях мы отказываемся от масштабной линейки и допускаем употребление лишь линейки без делений (разумеется, по-прежнему «бесконечно длинной»), так что, хоть мы можем с помощью нашей линейки проводить прямые, измерять расстояния мы уже не в со­ стоянии. Кроме того, у нас есть циркуль. Мы можем с его по­ мощью проводить окружности с центром в любой точке, проходящие

через

любую другую

данную точку.

Но с углами дело обстоит,

как и с расстояниями:

измерять их мы не можем.

Именно эта схема

была развита греческими геометрами древ­

ности.

(В сущности, расстояния

и угловая мера совсем не упоми­

наются

в «Началах»

Евклида.)

Эта

схема и сегодня' считается

математически весьма

интересной, она приводит к любопытным и

важным задачам, возникающим, когда мы пытаемся выяснить,

можно ли

фигуру

какого-либо

определенного вида построить

с помощью

циркуля

и линейки

или нельзя. Решение некоторых

из этих задач, кроме чисто теоретического значения, имеет и определенный (хоть и небольшой!) практический интерес в силу связи с вопросами технического черчения; поэтому профессиональ­ ные чертежники про эти задачи знают.

Как бы мы ни строили геометрические фигуры, мы обязательно должны иметь определенный набор чертежных инструментов и со­ ответствующую построениям с помощью этих инструментов матема­ тическую теорию12. В любом случае теория является строгой, а результаты, реально получаемые с помощью наших инструментов, только приближенными.

Чтобы оправдать наши построения с циркулем и линейкой, нам нужна теорема, описывающая пересечение двух окружностей.

Допустим, что нам даны две окружности

радиусов а

и & и что

расстояние между их центрами равно с.

 

 

 

 

 

1 Русскому рлову «линейка» соответствует

два

английских

слова:

ru ler

масштабная

линейка и straightedge — линейка

без делений. До

сих

пор

в этой

книге слово «линейка» всегда понималось в первом смысле,

а

в

оставшейся

части этой

главы

будет пониматься

во втором. Путаницы здесь

возникнуть не

может,

так

как из

контекста

всегда

ясно, о какой

линейке идет

речь.

 

2 По поводу содержания

этого

и следующих

параграфов

см.

брошюру:

Д . И.

П е р е п е л к и н. Геометрические построения

в средней

школе. М ., У ч ­

педгиз,

1953.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

508

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{