Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 269

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

и

на

секущей

А В.

(Это — следствие 9.30.1.)

Таким

образом,

точки Qlt Q2,

..., Qn~ і делят

отрезок

А В

на п конгруэнтных отрезков, как

нам и требовалось.

 

 

 

 

 

Построение 6. Построить медиатрису дан­

ного отрезка.

AB.

 

 

 

 

 

Дан отрезок

 

 

 

 

 

Ш аг 1.

Проводим окружность с центром А

и

радиусом

г —AB.

 

 

с центром В

 

Ш а г 2. Проводим окружность

и радиусом

г = АВ.

теорема

о

двух

окруж­

 

Здесь применима

ностях,

поскольку каждое из

чисел г,

г и г

меньше

суммы

двух

других.

Поэтому

наши окружности пере­

секутся в двух точках Р и Q.

 

 

 

 

Ш а г 3.

Проводим

прямую PQ.

 

 

Так

как

точка Р равноудалена от точек А и В, то она при­

надлежит медиатрисе отрезка AB. По той же причине этой меди-

атрисе

принадлежит и точка Q. Но две точки полностью опреде-

ляют прямую. Следовательно, прямая PQ и есть медиатриса

отрезка

А В.

 

 

 

 

 

 

Конечно, не обязательно было проводить окружности радиуса г = AB. Можно было взять и любой больший радиус. В действи­

тельности, годился бы любой радиус, больший, чем ЛВ. (Почему?;

Очевидно, если мы умеем строить медиатрису данного отрезка, то мы сможем построить и точку, делящую этот отрезок пополам. (Это—точка R предыдущего рисунка.) Отметим это как своего рода «построение-следствие».

Построение 7. Найти середину данного отрезка.

Медиатриса этого отрезка автоматически доставляет нам и его середину.

Построение 8. Построить перпендикуляр к данной прямой, проходящий через данную точку.

С л у ч а й

1. Даны прямая / и точка Р. Предположим сначала,

что точка

Р

не п р и н а д л е ж и т прямой I. Пусть Q— любая

точка этой

прямой.

Ш аг

1. Проводим окружность с центром Р и радиусом г > PQ.

Так как

точка Q лежит внутри этой окружности, то из теоремы

14.9следует, что / пересекает ее в двух точках: R и S.

Шаг 2. Строим медиатрису отрезка RS. Эта прямая пройдет через Р, так как точка Р равноудалена от R и 3.

17*

515


Заметим, что для построения медиатрисы не нужно проделывать все, что требуется в построении 6; достаточно провести по такой дуге каждой из наших двух окружностей, чтобы получить точку^

пересечения

Т,

отличную от Р. Тогда прямая Р Т будет содержать

две точки, равноудаленные от R и 5, и, значит, она должна быть

медиатрисой отрезка RS.

С л у ч а й

2.

Если точка Р п р и н а д л е ж и т прямой I, то

построение проще.

( 2)

Ш аг

1.

Проводим любую окружность с центром Р. Она пере­

сечет прямую I в двух точках — R и S.

Ш аг

2. Проводим медиатрису отрезка RS. Эта медиатриса

нам и была нужна.

Задачи к

§ 8.

( З а м е ч а н и е .

Здесь тоже все построения нужно производить с помощью

циркуля и линейки.)

1.Постройте равнобедренный прямоугольный треугольник.

2.Постройте ромб с диагоналями данной длины.

3.Постройте параллелограмм, если даны один из его углов, длина меньшей стороны и длина большей диагонали.

4.

Постройте

уголв 60°.

5.

Постройте

уголв 30°.

6.Постройте уголв 15°.

7.Постройте уголв 75°.

8.Постройте равнобедренный треугольник, если даны его основание и высота, опущенная на это основание.

9.Постройте равносторонний треугольник с данной высотой.

516


10.Дан угол при вершине равнобедренного треугольника. Постройте угол при его основании.

11.Постройте равнобедренный треугольник, если даны угол при основании и высота, опущенная на основание.

12.Разделите данный отрезок на три конгруэнтные части.

13. Дан отрезок длины а. Постройте отрезок длины а J / 2 .

14.Дан отрезок длины а. Постройте отрезок длины а У З .

15.Даны два отрезка длины а и Ь. Постройте отрезок, длина которого равна

среднему арифметическому чисел а и Ь. ( У к а з а н и е . См. задачу 13 к 6 5 гл. 14.)

16. Дан отрезок длины а. Постройте отрезок длины а ]Л б .

17.Постройте прямоугольный треугольник, если даны один его острый угол и длина гипотенузы.

18.Постройте прямоугольный треугольник, если даны один его острый угол и высота, проведенная из вершины прямого угла.

19.Постройте треугольник, если даны длина двух его сторон и длина медианы, проведенной к более длинной из них.

20.Постройте параллелограмм, если даны один его угол, одна сторона и высота, опущенная на эту сторону.

21. Постройте две внутренние касающиеся окружности, если даны радиусы каждой из них.

22. Постройте окружность данного радиуса, касающуюся обеих сторон данного угла.

23.Постройте три конгруэнтные окружности данного радиуса, каждая из которых касается двух других.

24.Постройте равносторонний треугольник, если дан отрезок, длина которого равна периметру этого треугольника.

25*. Постройте касательную, проведенную к окружности из данной точки, лежащей вне ее. ( У к а з а н и е . Воспользуйтесь следствием 14.16.1.)

26*. Постройте равнобедренную трапецию, если даны ее основания и диагональ.

27. Постройте равнобедренный треугольник, если даны его основание и высота, опущенная на одну из конгруэнтных сторон. ( У к а з а н и е . Вам должна по­ мочь задача 25.)

28*.

Постройте

прямоугольный треугольник, если даны один его

острый угол

и

отрезок,

длина которого равна сумме длин катетов.

( У к а з а ­

ние .

Как

вам может пригодиться

 

угол в

45°.)

 

 

29*. Даны две точки А и В прямой /. Окружность С в точке А касается прямой I. Постройте окружность, ка­ сающуюся прямой I в точке В и, кроме того, касающуюся окружности С. ( У к а з а н и е . . Рассмотрите вниматель­ ней наш рисунок, на котором точка Q является центром искомой окруж­ ности.)

30. Постройте треугольник, если даны длины двух его сторон и длина меди­ аны, проведенной к третьей стороне.

Конкурсная задача

Даны отрезок A B

и

L С. Постройте множество всех точек Р плоскости,

для которых L А Р В =

L

С.

517


§ 9. ВПИСАННЫЕ И ОПИСАННЫЕ ОКРУЖНОСТИ

В

Окружность Сг на этом рисунке впи­ сана в Д А ВС, а окружность С2 описана около Д А Р В .

Определения

Если некоторая окружность касается всего трех сторон тре­ угольника, то говорят, что эта окружность в п и с а н а в данный

треугольник и что

данный треугольник о п и с а н

о к о л о

этой

окружности. Если некоторая окружность содержит все три

вер­

шины треугольника,

то говорят, что эта окружность описана

о к о л о д а н н о г о

треугольника и что данный

треугольник

в п и с а н в эту окружность.

Каждый треугольник описан около одной окружности и впи­ сан в другую. Вот нестрогое рассуждение, позволяющее понять, почему это должно быть так. Представим себе маленькую окруж­ ность, лежащую внутри треугольника и постепенно расширяю­ щуюся, как расширяется выдуваемый мыльный пузырь (являю­ щийся, конечно, сферой, а не окружностью). В тот момент, когда эта окружность больше не сможет расширяться, она окажется вписанной в треугольник. Точно так же представим себе обод, охватывающий треугольник и постепенно сжимающийся. В тот момент, когда он больше не сможет сжиматься, он должен ока­ заться описанным около треугольника Т

Теперь мы докажем не только, что описанная и вписанная окружности существуют, но и что их можно построить с помощью циркуля и линейки.

Построение

9. Описать окружность

В

около данного

треугольника.

 

Ш аг 1. Строим медиатрисы сторон Aß

и АС. Они пересекаются в некоторой точ­ ке Р. По теореме 15.1 точка Р равно­ удалена от вершин А, ß и С.1

1 Как это ни может показаться странным, подоб­ ные простые рассуждения находят серьезное приме­ нение в современной математике (они даже получи­ ли специальное название — «метод пустого шара»).

518