Если вы еще раз просмотрите § 7 гл. 6, то увидите, что при доказательстве ССС мы столкнулись, по существу, с той же задачей, что и в построении 3 —нам нужно было построить данный тре угольник по данную сторону от данного луча. Полезно сравнить два метода. (В § 7 гл. 6 мы пользовались масштабной линейкой и транспортиром, а не линейкой без делений и циркулем. И чтобы показать, что наше построение приводит к нужному результату, мы пользовались не ССС, а СУС.)
Задачи к § 7
( З а м е ч а н и е . Предлагаемые ниже построения нужно выполнять с помощью циркуля и линейки.)
1.Проведите вверху листа бумаги, на котором вы выполняете эту домашнюю работу, горизонтальную прямую. Взяв в качестве единицы масштаба длину
отрезка A B , изображенного ниже, нанесите (с помощью циркуля) на эту прямую шкалу, содержащую не менее 10 единиц. При решении следующих
задач, |
когда |
это будет вам необходимо, пользуйтесь этой шкалой. |
|
|
А ---------- — В |
Постройте треугольники с данными длинами сторон: |
а) 5, |
6, 8; |
Ь) 3, 5, 7; с) 4, 4, 5; d) 6, 10, 8. |
2.Нарисуйте какой-нибудь тупоугольный треугольник и постройте биссектрисы каждого из его углов.
3.Нарисуйте какой-нибудь разносторонний Д А В С . Теперь по данную сторону данного луча постройте конгруэнтный ему треугольник, пользуясь методом, опирающимся на У С У -аксиому.
4.Постройте равносторонний треугольник со стороной длины 5.
5.Постройте равнобедренный треугольник с основанием длины 8 и с двумя конгруэнтными сторонами длины 5.
6.Докажите, что всегда можно построить равносторонний треугольник, имеющий данный отрезок одной из своих сторон1.
7.Даны два числа а и Ь, первое из которых должно быть длиной каждой из конгруэнтных сторон равнобедренного треугольника, а второе — длиной его основания Какие условия нужно наложить на а и Ь, чтобы можно было построить такой равнобедренный треугольник?
8.Нарисуйте какой-нибудь выпуклый четырехугольник. По данную сторону данного луча постройте конгруэнтный ему четырехугольник.
§8. ПРОСТЕЙШИЕ ПОСТРОЕНИЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)
Построение 4. Построить прямую, параллельную данной прямой и проходящую через данную точку, не лежащую на этой прямой.
1 |
С равносильного этой задаче предложения |
начинает систематический |
курс геометрии Е в к л и д (ср. «Начала» Евклида, |
кн. I — V I. М. — Л ., Гостех- |
издат, |
1948, стр. 15— 16). |
|