Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 266

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

TU а г 2. Проводим окружность с центром Р и радиусом г РА. Так как PB = PC = РА = г, то эта окружность будет содержать не только точку А, но и вершины В и С треугольника.

Определение

Точка конкуррентности медиатрис сторон треугольника назы­ вается ц е н т р о м о п и с а н н о й о к р у ж н о с т и этого тре­ угольника.

Построение 10. Вписать окружность в данный треугольник.

Дан ДЛВС .

Ш аг 1. Проводим биссектрису /_ А.

Ш аг 2. Проводим биссектрису /_В.

По теореме 15,4 эти биссектрисы пересекаются в точке, равно­ удаленной от всех трех сторон треугольника.

Ш аг

3. Опускаем из точки перпендикуляр Р на АС. Пусть D

основание этого перпендикуляра.

Ш аг

4. Проводим окружность с центром Р и радиусом г = PD.

Эта окружность касается стороны АС в точке D, потому что

прямая АС перпендикулярна радиусу PD. По той же причине эта окружность касается и двух других сторон. Таким образом, мы построили требуемую окружность.

Определение

Точка конкуррентности биссектрис углов треугольника назы­ вается ц е н т р о м в п и с а н н о й о к р у ж н о с т и этого тре­ угольника.

Задачи к § 9

З а м е ч а н и е . И здесь все построения нужно выполнять с помощью циркуля

илинейки.)

1.Постройте равносторонний треугольник. .Затем постройте описанную около него и вписанную в него окружности.

619


2.Постройте равнобедренный прямоугольный треугольник. Затем постройте вписанную в него окружность.

3.Дан произвольный разносторонний треугольник. Постройте описанную около

него окружность.

I. Дан произвольный разносторонний треугольник. Постройте вписанную

в него окружность.

5.Опишите окружность около данного квадрата.

6.Дан ромб. Постройте вписанную в него окружность.

7.Ответьте на следующий вопрос, сделав соответствующее построение; затем докажите, что ваш ответ правилен.

С колько смыкающ ихся

концам и х ор д м ож но

провести в данной окруж ност и,

если к а ж д а я из х ор д

конгруэнт на ради усу

окруж ност и?

 

 

8. Постройте

прямоугольный

треугольник,

если

даны

один его острый

угол и

радиус описанной

окружности.

 

 

 

 

 

 

9. Постройте

равнобедренный

треугольник,

если

даны

его основание и

радиус

вписанной

окружности.

 

 

 

 

 

 

 

10. Постройте

равнобедренный прямоугольный

треугольник,

если дан

радиус

описанной

около

него окружности.

 

 

 

 

 

 

I I . Постройте равносторонний

треугольник,

если

дан

радиус

вписанной в него

окружности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12*. Постройте прямоугольный треугольник, если даны его катет и радиус

вписанной окружности.

 

13*. Построите

равнобедренный треугольник, если даны угол при

его вершине-

и радиус вписанной

окружности.

 

14*. Докажите,

что

периметр прямоугольного треугольника равен сумме диа­

метра вписанной

в

него окружности и удвоенного диаметра

окружности, .

описанной около

него.

 

§10. НЕРАЗРЕШИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ КЛАССИЧЕСКИХ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ1

Древние греки придумали все те построения, которые вы до сих пор изучили, вместе со многими другими, более трудными. Было, однако, несколько задач, над решением которых безус­

пешно

бились многие

годы

лучшие математики древней Греции.

 

Чтобы

стало

понятно,

насколько

трудными

могут

быть

задачи

на

 

построение,

 

возьмем

задачу

деления

окружности

с

помощью

циркуля

и

линейки на

17

конгруэнтных

дуг.

 

Когда мы проведем соответствующие

 

 

 

 

хорды, мы получим фигуру, называемую

 

 

 

 

правильным

 

многоугольником с

семнад­

 

 

 

 

цатью

сторонами или,

короче,

пра­

 

 

 

 

вильным семнадцатиугольником. Задача

 

 

 

 

построения

 

правильного

семнадцати­

 

 

 

 

угольника

была

хорошо

известна,

но

 

 

 

 

 

1 По

поводу содержания

этого

параграфа

 

 

 

 

см.,

например:

Ю.

И. М а н и в ,

О

разреши­

 

 

 

 

мостизадач на построение с помощью циркуля

 

 

 

 

и линейки. Энциклопедия элементарной матема­

 

 

 

 

тики, кн. IV (геометрия). М ., Физматгиз, 1963,

 

 

 

 

стр.

2 0 5 -2 2 7 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

520


оставалась нерешенной в течение более двух тысяч лет. Наконец, требуемое построение было придумано в прошлом веке К. Ф. Гауссом.

Но некоторые из придуманных древ­ негреческими математиками задач ока­ зались не просто сверхтрудными: они д были вообще неразрешимы.

1°. Трисекция угла. Дан произволь­ ный /_ ВАС. Мы хотим построить

такие лучи AD и АЕ (где точки D и Е лежат внутри /_ ВАС), чтобы было

Z BAD g* L DAE ^ Z ЕАС.

При этом мы имеем право пользоваться в нашем построении лишь циркулем и линейкой.

Первое, что пытается делать почти а всякий,— это взять AB —АС, провести отрезок ВС и затем разделить отрезок ВС на три конгруэнтные части, как показано справа. Но все это бесполез­ но. Как можно показать, /_ BAD и Z ЕАС будут конгруэнтны, но ни один

из них не будет конгруэнтен

Д DAE.

В действительности никто так

и не на­

шел метода решения этой задачи.

2°. Удвоение куба. Куб с ребром а

имеет объем а3. Дан отрезок длины а. Мы хотим построить отрезок такой длины Ь, чтобы объем куба с ребром Ь

был вдвое больше объема куба с ребром а. Алгебраически это, конечно, означает, что

63 = 2а3, или Ь = а уг2.

Никому не удалось решить и эту задачу. Есть любопытный миф, связанный с нею. Рассказывают, что в одном греческом го­ роде началась эпидемия чумы, от которой умирало много людей. Жители этого города отправились к оракулу в Дельфы, чтобы выяснить, какой бог наслал на них это бедствие и за что. Ора­ кул сказал им, что на них разгневался Аполлон. Алтарь Апол­ лону в этом городе представлял собой куб из чистого золота, и Аполлон хотел, чтобы этот алтарь стал вдвое больше.

Когда посланцы вернулись из Дельф, они построили новый алтарь, ребра которого были вдвое больше ребер старого. Но

521


эпидемия не утихала, а стала свирепствовать еще больше, и жи­ тели города поняли, что Аполлон имел в виду объем своего ал­ таря. (Конечно, когда ребро куба было удвоено, объем его уве­ личился не в два раза, а в восемь раз.) Так возникла задача об удвоении куба, но местные математики были не в состоянии ее решить1. Таким образом, первая попытка применения математики к задачам здравоохранения потерпела полную неудачу.

3°. Квадратура круга. Дан круг. Мы хотим построить квад­ рат, имеющий ту же площадь.

Алгебраически это означает, что b = a]/7c.

Более двух тысяч лет лучшие математики пытались найти способы, позволяющие осуществить эти построения с помощью циркуля и линейки. Наконец, уже в XIX в. было установлено, что все эти три задачи неразрешимы, т. е. что решить их невоз­ можно.

Невозможность в математике означает не совсем то же самое, что и в повседневной жизни; поэтому наше утверждение нуждается

в некотором

пояснении.

мы имеем

Обычно

когда

мы говорим, что что-то невозможно,

в виду только то, что это очень трудно, подобно тому

как «не­

возможно» найти

иголку в стоге сена. Часто мы подразумеваем,

что мы не знаем,

как это сделать, и сомневаемся, можно ли это

сделать вообще.

Именно в этом смысле люди говорили, что ле­

тать по воздуху невозможно, и, утверждая это, они были правы, пока не был построен первый аэроплан и он не поднялся в воз­ дух. Математическая невозможность —это нечто иное. В математике есть вещи, которые действительно невозможно сделать, и можно доказать, что сделать их нельзя.

1°. Как бы вы ни были умны, вы не сумеете найти целого числа, заключенного между числами 2 и 3, потому что такого числа нет.

2°. Если этот пример показался вам слишком плоским, чтобы отнестись к нему серьезно, то рассмотрим следующую ситуацию. Мы исходим из целых чисел: положительных, отрицательных и нуля. Мы позволяем их складывать, вычитать, умножать и де­ лить. Назовем число «допускающим построение», если мы можем получить его, отправляясь от целых чисел, за конечное число таких действий. Например, следующее число «допускает построе­ ние»:

1 Рассказывают

также,

что,

когда

жители

города

обратились с просьбой

о помощи к знаменитому

Платону, он сказал,

что Аполлон карает их за не­

знание математики,

но, впрочем,

сам

не сумел

решить

предложенную задачу.

5 2 2


Предположим теперь, что перед нами стоит задача «постро­

ить» число У 2 с помощью такого рода операций. Решить эту задачу н е в о з м о ж н о , т. е. она неразрешима. Дело в том, что числа, «допускающие построение» по этим правилам, рациональны,

а ]А2 к этой категории чисел не принадлежит. Бесполезно оты­ скивать его среди чисел, «допускающих построение», потому что искать его нужно не там.

b

J L

□___

г

b

S = b 2

Задачи построения с помощью циркуля и линейки очень близки к этому второму примеру. Мы находим, что существуют такие отрезки, которые можно построить с помощью циркуля и

линейки исходя из данного отрезка AB. Например, существуют

допускающие построение отрезка длины 2AB, ^ A B , ]/2 AB и

YQAB. Но не существует допускающего построение отрезка CD,

такого, что

CD3 —2АВ3.

Именно это мы и имеем в виду, когда говорим, что удвоение куба с помощью циркуля и линейки невозможно.

Задача о трисекции угла заслуживает дополнительного об­ суждения.

a) Н е к о т о р ы е углы можно легко разделить на три конг­

руэнтные части с помощью циркуля

и линейки. Например, это

можно сделать для прямого угла, откуда

вытекает, что трисек-

ция возможна и для угла в 45°, для

угла

в 22 у и для многих

других. Когда мы говорим, что задача о трисекции угла нераз­

решима, мы подразумеваем, что существуют и такие углы (хоть один такой угол!), для которых лучи, делящие угол на три кон­ груэнтные части, построить нельзя.

B) Задача о трисекции угла становится разрешимой, если мы ослабим правила построений, разрешив сделать хотя бы две по­ метки на линейке, которой мы пользуемся.

523