Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 264

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дан А. В. Пусть r — расстояние между пометками на нашей линейке. Сначала проведем окружность с центром В и радиу­ сом г. Она пересечет стороны угла в точках А и С.

Наложим теперь линейку так, чтобы

1°. она проходила через точку С. Затем будем ее передвигать и поворачивать до тех пор, пока

2°. одна из пометок окажется в некоторой точке О окруж­ ности,

3°. другая пометка совместится с некоторой точкой Р луча, противоположного лучу ВА-

Тогда мы получим ситуацию, изображенную на нашем ри­ сунке. Так как /\ Q B P - равнобедренный треугольник и QB=QP=r, то углы при основании треугольника имеют одну и ту же меру а, как это указано на нашем рисунке, и по той же причине углы при основании £\BCQ имеют одну и туже меру Ь.

Мера внешнего угла треугольника равна сумме мер внутрен­ них углов, с ним не смежных. Применяя эту теорему к /\Q B P , получаем, что Ь = а + а = 2а.

Применяя ту же теорему к Д В С Р, находим, что с = Ь-\~а и,

следовательно, с = 3а. Таким образом, т /. Р = ~ т А В С .

Теперь внутри /_ АВС мы дважды построим угол, конгруэнт­ ный /. Р.

Мы разделили АВС на три конгруэнтные части!

Конечно, эта процедура не разрешалась идущими от Евклида правилами построения циркулем и линейкой.

524

Задачи к §

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

а) Какое число, прибавленное к

 

5,

 

равно

само себе,

умноженному

на 5?

 

Докажите,

что

ваш

ответ правилен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ь) Какое

число,

умноженное на

4 и затем

деленное

на

себя

же,

равно 5?

 

Докажите, что

ваш

ответ правилен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Объясните, как с помощью циркуля

и линейки

разделить угол в

135° на

 

три конгруэнтные

части.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Докажите,

что нельзя построить треугольник, две сто­

 

 

О

М

С

 

 

роны которого

имеют

длину 2 см

и 3 см,

а

высота,

 

 

 

 

проведенная к третьей стороне, равна

4 см.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Дан квадрат □

A B C D . Точки М

и N являются соот­

 

 

 

 

 

 

 

 

ветственно

серединами

сторон D C

и

ВС .

Отрезки

 

 

 

 

 

 

 

 

AM и

AN пересекают диагональ BD в точках

R и S .

 

 

 

 

 

 

 

 

Докажите,

что отрезки AM и AN делят BD

 

на

три

 

 

 

 

 

 

 

 

конгруэнтных

отрезка,

 

но

н е

о с у щ е с т в л я ю т

 

 

 

 

 

 

 

 

трисекции

L D A B .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Плотник может разделить

любой

угол на три конгруэнтных угла,

поль­

 

зуясь

инструментом,

называемым

 

плотницким квадрат ом

и изображенным

 

на рисунке. Все углы

здесь

прямые

и

E F = CD =

^ - A B . Чтобы

разделить

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С

 

В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

F

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

A P R Q с

помощью этого «квадрата»,

 

плотник сначала, пользуясь длинной его

 

стороной,

проводит луч

S T ,

параллельный

лучу R P

и

удаленный

от него

 

на расстояние E F . Затем он помещает

плотницкий

квадрат

так,

чтобы

отре­

 

зок D E

содержал

точку

R ,

точка

Л

лежала

на

S T

и

точка

B — u aR Q .

 

Плотник знает, что в этом случае

лучи

R D

и R Â осуществляют

трисекцию

 

Z. PRQ- Докажите, что

это

так.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Q

525


Вопросы и задачи для повторения

1.Охарактеризуйте множество всех точек плоскости, равноудаленных от двух данных параллельных прямых.

2. Охарактеризуйте множества всех центров окружностей, лежащих в данной плоскости и касающихся данной окружности в данной ее точке.

3. Охарактеризуйте множество всех точек пространства, находящихся на данном расстоянии от данной точки.

4 . В плоскости Е даны прямая и не принадлежащая ей точка. Охарактеризуйте множество всех точек плоскости Е , удаленных на расстояние d от данной прямой и на расстояние г от данной точки.

5

. Охарактеризуйте множество всех

точек, находящихся на данном

расстоянии

 

от данной точки

Р и равноудаленных от Р и от другой точки

Q.

6

. Нарисуйте каждое

из следующих

множеств:

 

a)

{(*. у ) \ х = - і } ;

B)

{(*, у)\у =

*};•

c)

{(*, ;У)|.У =

2};

d)

{(*, У )\ У < х }.

7. Изобразите и опишите уравнением множество всех точек, равноудаленных от точек Л( — 5, 0) и ß (3, 0).

8. Изобразите и опишите уравнением множество всех точек, находящихся на расстоянии 3 от графика уравнения _у = 0. (Пользоваться знаком ± не разре­ шается.)

9. Нарисуйте довольно большой разносторонний треугольник.

Затем с помощью циркуля и линейки найдите его ортоцентр, центр тяжести, центр вписанной и центр описанной окружностей.

10. Постройте ромб, если даны один его угол и отрезок, длина которого равна периметру ромба.

11+ . Дан

Д

ЛВС

с

вершинами Л ( — 4, 6),

0 ( 0 ,

- 3 )

и С (4,

6).

'

a)Докажите, что Д ЛВС — равнобедренный треугольник.

B ) Определите координаты его центра тя­ жести.

12+. Дан

Д

PQR с вершинами

Р ( — 4, 7),

Q (8, 7)

и /? (8 , 2). Найдите

коорди­

наты

его

ортоцентра.

 

 

 

 

 

 

13+. Дан

Д В В С с вершинами

В ( — 2, 0),

F ( 4, 6)

и С (10, 0).

 

a) Найдите координаты

центра описанной окружности

треугольника.

B ) Выпишите уравнение описанной окружности.

 

 

14*+. Найдите

координаты

центра тяжести треугольника,

имеющего

вершины

А ( - 5 , 0),

В (9, 0) и С

(5,

8).

 

 

 

 

526


15. Пусть Л — центр окружности радиуса а и В — центр окружности радиуса Ь, причем обе окружности лежат в одной плоскости. Должны ли эти окруж ­ ности пересекаться, если а + 6 > AB? Почему?

16. □ A BCD — трапеция с основаниями A B плоскости трапеции существует точка Р,

и DC. При каких условиях в равноудаленная от А, В, С и D?

17. Даны две

параллельные прямые

и 12 и секущая t.

Охарактеризуйте

множество всех точек, равноудаленных

от Іь /2 и і.

 

18*. Постройте

параллелограмм,

если даны его сторона, острый угол и большая

диагональ.

 

 

 

 

19*. Постройте

прямоугольный

треугольник, если даны один

его острый угол

и радиус вписанной окружности.

20*. Дан отрезок, длина которого равна сумме длин диагонали и стороны квадрата. Постройте квадрат.

21*. Дан отрезок, длина которого равна разности длин диагонали и стороны квадрата. Постройте квадрат.

1 Л ПЛОЩАДЬ КРУГА А “ И СЕКТОРА



§ 1. МНОГОУГОЛЬНИКИ

Многоугольник это фигура, получающаяся, когда мы последо­ вательно соединяем несколько точек (последнюю точку мы соеди­ няем с первой!), например, такая:

Понятие, идею которого иллюстрируют эти рисунки, фор­ мально вводится следующим образом:

Определения

Пусть Ръ Рг, ..., Рппоследовательность п различных точек на плоскости, где п ^ З . Предположим, что п отрезков РгРг, Р2Ра>• • •, Рп-лРп, РпР\ обладают следующими свойствами:

1°. Никакие два из этих отрезков не имеют общих то­ чек, отличных от этих общих концов. (Рх для отрезков РіР2 и РпРъ Р2 для отрезков / \ P 2 и Р 3Р3 и т. д.)

2°. Никакие два отрезка, имеющие общий конец, не коллинеарны.

529

Тогда объединение этих п отрезков называется м н о г о у г о л ь ­

н и к о м . Точки Ру, Р2, ..., Рп называются

в е р ш и н а м и много­

угольника, а

отрезки РгР 2, Р2Р3, •••,

Рп-іРп, РпР \ — его

с т о р о н а м и .

/_ РпРхР2, /_ РХР2Р3 и т. д. называются у г л а ми

многоугольника. (Для краткости мы их часто будем обозначать

так: /_ Ру,

/_ Р2 и т. д.) Сумма длин сторон многоугольника назы­

вается его

п е р и м е т р о м .

 

 

Теперь вам стоит снова взглянуть на семь фигур в начале этого

параграфа

и убедиться, что вы понимаете, почему первые

четыре

фигуры подпадают под наше определение многоугольника,

а три

последние

им

исключаются. (Не

забудьте, что требуется,

чтобы

все точки

Ру,

Р2, .... Рп были

различны.)

 

Многоугольник с п сторонами называется п-угольником. Мы

уже встречались с треугольниками и четырехугольниками.

Точно

так же можно определить пятиугольники, шестиугольники и т. д. Каждая сторона многоугольника принадлежит некоторой пря­ мой, и всякая такая прямая, конечно, разбивает плоскость на

две полуплоскости. Легко может случиться, что (как на левом рисунке) каждая из этих двух полуплоскостей содержит точки многоугольника. Если же для л ю б о й стороны многоугольника этого не происходит (как на правом рисунке), то многоугольник называется выпуклым. Повторим это кратко в виде определения.

Определение

Многоугольник называется в ы п у к л ы м , если никакие его две точки не лежат по разные стороны от прямой, содержащей какую-либо его сторону.

Такое употребление слова «выпуклый» вполне естественно: если многоугольник является выпуклым, то вместе со своей внут­ ренностью он образует выпуклое множество в смысле гл. 3. Когда мы говорим о площади выпуклого многоугольника, мы имеем в виду площадь соответствующей выпуклой многоугольной области.

530