Файл: Моиз Э.Э. Геометрия.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 263

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задачи к § 1

1. Никакие два из отрезков, образующих

эту

фигуру, не имеют общих точек,

не являющихся их концами, и никакие

два

отрезка,

имеющие общий конец,

не коллинеарны. Тем не менее эта

фигура

не

является

многоугольником.

Почему?

 

 

 

2. Какие

из

фигур,

изображенных на

этом

рисунке,

являются шестиуголь­

никами? Какие из них являются вы­ пуклыми шестиугольниками?

3.Объясните, почему эта фигура не является выпуклым многоугольником.

4.Назовите углы каждого многоуголь­ ника.

А

Q

531

5.Каждый ли многоугольник, все стороны которого конгруэнтны и все углы которого прямые, является квадратом?

6.Отрезок, концами которого служат две несмежные вершины многоуголь­ ника, называется ди агон а л ью этого многоугольника.

a)

Назовите все диагонали каждого из следующих многоугольников.

B )

Сколько диагоналей имеет многоугольник с тремя сторонами? четырьмя

 

сторонами? пятью сторонами? шестью сторонами? семью сторонами?

c)Сколько диагоналей имеет многоугольник с 103 сторонами? с п сторонами?

7.Вычислите сумму мер всех углов выпуклого пятиугольника; выпуклого

шестиугольника. ( У к а з а н и е . Проведите все диагонали из одной вершины.)

8. В выпуклом многоугольнике проведены все диагонали, соединяющие одну (фиксированную) его вершину со всеми остальными вершинами. Сколько полу­ чилось треугольников, если многоугольник имеет 4 стороны? 5 сторон? 6 сторон? 11 сторон? 35 сторон? п сторон?

9. Проверьте следующее обобщение:

Сумма мер всех углов выпуклого п-уголь- ника равна (п 2)-180 .

10.Найдите сумму мер всех углов выпуклого восьмиугольника; десятиугольника; двенад­ цатиугольника; пятнадцатиугольника; двад­ цатиугольника.1

11.Сколько сторон имеет выпуклый много­ угольник, если сумма мер всех его углов

равна 900? 1260? 1980? 2700? 4140?

12+. Проверьте утверждение задачи 9, поль­ зуясь рисунком.

532


13. Определите сумму мер внешних углов выпуклого пятиугольника; выпук­ лого шестиугольника.

14. Проверьте следующее обобщение:

Сумма мер внешних углов выпуклого п-угольника равна 360.

15+. Сформулируйте

определение

внутренност и выпуклого многоугольника.

(См. определение

внутренности

треугольника.)

16+. Обсудите, верны или нет следующие утверждения:

a)Объединение выпуклого многоугольника и его внутренности есть много­ угольная область.

B ) Граница каждой многоугольной области есть многоугольник.

17*+. Дано соответствие Р / Л ... Р п -*• Q1Q2Q3 ••• Qh между двумя много­ угольниками. Если соответствующие стороны и соответствующие углы кон­ груэнтны, то должны ли эти два многоугольника быть подобными? Должны ли быть равны их периметры? Должны ли они ограничивать области, имею­ щие равные площади?

Подкрепите свой ответ логическим рассуждением и примерами.

Конкурсная задача

То, что многоугольник разбивает точки плоскости на два множества, на­ зываемые внут ренност ью и внешностью многоугольника, кажется довольно оче­ видным фактом. Однако, хотя этот факт и можно доказать на основании наших аксиом, доказательство его является весьма трудным1. Покажите, что эта тео­ рема играет существенную роль в решении следующей популярной головоломки. Каждый из трех домов А, В и С нужно соединить с магазинами G,

W и Е .

А

в

с

аW Е

Предлагается провести пути, ведущие из каждого дома к каждому магазину так, чтобы никакие два из этих путей не пересекались. (Разумеется, все пути должны лежать в одной плоскости.)

1 См., например: Р.

К у р а н т и

Г.

Р о б б и н с . Что такое математика?

М ., «Просвещение», 1967,

стр. 275— 276

и

296— 299.

533


§ 2. ПРАВИЛЬНЫЕ МНОГОУГОЛЬНИКИ

Определение

 

 

 

 

Многоугольник называется п р а в и л ь н ы м ,

если

1°. он является выпуклым;

 

 

2°. все его стороны конгруэнтны;

 

3°. все его углы конгруэнтны1.

 

 

Например,

равносторонний

тре-

F

угольник —это правильный треуголь­

 

ник, а

квадрат—это

правильный

 

четырехугольник.

 

 

 

Правильный п-угольник с произ­

 

вольным

числом сторон

можно

по­

р,

строить

следующим образом.

Рас­

 

смотрим окружность с центром Q и

 

радиусом г. Сначала разделим ее на

 

п конгруэнтных дуг. Каждая из

 

таких дуг будет тогда иметь меру

 

360/п. (На рисунке изображен случай,

 

когда п — 8.)

Для каждой маленькой

 

дуги проведем соответствующую ей хорду. Это даст нам много-

угольник с вершинами Ръ Р2, ..., TV Легко

видеть, что

этот

многоугольник —выпуклый.

Все

его стороны конгруэнтны,

так

как были конгруэнтны маленькие дуги.

 

 

Если мы проведем радиусы

из центра Q к вершинам много­

угольника, то мы получим

п

равнобедренных

треугольников.

В силу ССС все эти треугольники конгруэнтны. Поэтому все углы нашего многоугольника также конгруэнтны. (Мера каждого из них равна удвоенной мере угла при основании каждого из наших равнобедренных треугольников.) Таким образом, наш много­ угольник является п р а в и л ь н ы м .

Фактически каждый правильный многоугольник можно по­ строить таким методом. Иными словами, каждый правильный многоугольник вписан в некоторую окружность. Мы не будем останавливаться на доказательстве этого утверждения, потому что оно нам не понадобится. Мы будем пользоваться правильными многоугольниками только при изучении свойств окружности, и все правильные многоугольники, о которых ниже будет идти речь, будут построены только что описанным способом.

Центр Q окружности, в которую вписан многоугольник, назы­ вается центром правильного многоугольника. Так как все ма­ ленькие равнобедренные треугольники на нашем рисунке конгру­ энтны, то они имеют одно и то же основание е и одну и ту же высоту а. Число а есть расстояние от центра многоугольника до каждой его стороны.

1 Можно доказать, что условие 1° в ы т е к а е т из условии 3°.

534


Определение

Расстояние а от центра правильного многоугольника до каждой его стороны называется а п о ф е м о й многоугольника.

Периметр многоугольника мы будем обозна­ чать буквой р. Очевидно,

р = пе.

Легко вычислить п л о щ а д ь области, состоящей из правильного многоугольника и его внутренности. Каждый из равнобед­

ренных треугольников имеет площадь ~ ае. Всего имеется п та­

ких треугольников.

Следовательно, площадь Sn многоугольника

с

1

1

равна Ьп==п-^ае — -^ ар.

Задачи к §

2

 

1. Какой четырехугольник (если такие существуют) является равносторонним но не правильным? равноугольным, но не правильным?

2.Нарисуйте многоугольник, все стороны которого конгруэнтны, а все углы прямые, но который не является правильным.

3.На рисунке изображена часть правильного я-угольника, вписанного в окружность с цен­ тром Q.

a) Чему равна мера т

L

P &Q P t?

B) Чему равна сумма т

L Q P ^ P f j - m L Q P » P ^

c) Почему L QP6Pb =

Д 0Рьр Р

d) Почему

т L P4K5P6 = m L K4P6Q-f

+ т L

Q P b P J

 

осл

e) Покажите, что т L

Рі Р5Ре= \ 8 0 ----

4.Определите меру каждого угла правильного многоугольника с пятью сторона­ ми; с девятью сторонами; с двенадцатью сторонами; с пятнадцатью сторо­

нами; с семнадцатью сторонами; с двадцатью четырьмя сторонами. (См. зада­ чу 3.)

5. Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если мера его внешнего

угла равна 72? 45? 36? 24? 17у?

6.Сколько сторон имеет правильный многоугольник, если мера одного из его углов равна 128 -|-? 140? 144? 160?

7. Как построить правильный восьмиугольник с помощью только циркуля

и линейки (без делений)?

8.Как построить правильный шестиугольник с помощью циркуля и линейки?

9.Периметр правильного многоугольника равен 48, а апофема равна 6. Чему равна площадь многоугольника?

10. Найдите площадь правильного шестиугольника, сторона которого имеет

. длину 10 см.

535


11.

Сторона правильного шестиугольника,

вписанного

D

 

в окружность, равна 4. Чему равны радиус окруж­

 

 

ности и апофема шестиугольника?

 

 

 

12.

Докажите, что площадь правильного шестиуголь­

 

 

ника

со

стороной а

определяется

по

формуле

 

 

1-К ЗЛ

 

 

 

 

 

13.

А BCD — произвольный четырехугольник, каж-

д

 

дая из сторон которого касается окружности диа­

 

 

метра

9.

Чему равна

S aAßCD, если

периметр

 

ABCD равен 56?

14+. Определить площадь правильного девятиуголь­ ника, если дано, что его сторона имеет длину 8. (Вспомните тригонометрические отношения!)

15+. Определите площадь правильного пятнадцати­ угольника, если известно, что его сторона имеет длину 8.

16*. Докажите, что каждая сторона правильного восьмиугольника, вписанного в окружность ра­

диуса 1, имеет длину V 2 - V 2 .

Конкурсная задача

)

В архитектурных проектах обычно встречается задача покрытия некоторой поверхности правильными многоугольными областями. Например (это показано на нашем рисунке), плоскость можно покрыть кон­ груэнтными квадратными областями, сходящими по четыре в каждой вершине.

a) Сколько равносторонних треугольных обла­ стей должно примыкать к каждой вершине, чтобы все они покрывали плоскость?

B) Правильными многоугольными областями еще какого типа можно покрыть плоскость? Сколько их должно примыкать к каждой вершине?

c)Два правильных многоугольника и один квадрат, если их расположить, как показано на рисунке, полностью покрывают часть плоскости вблизи дан­ ной точки. Какие еще комбинации трех правильных многоугольных областей (две из которых одинаковы) обладают тем же свойством? (Нужно найти еще две комбинации.)

d)Исследуйте, существуют ли другие возможности покрытия плоскости правильными многоугольными областями. При отыскании удачных комбинаций вам была бы полезна таблица мер углов правильных многоугольников.

§3. ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ. ЧИСЛО я

Вэтом и следующем параграфах мы будем рассматривать пра­

вильные п-угольники при различных значениях п. Как обычно, сторону, апофему и периметр правильного п-угольника, вписан­ ного в окружность радиуса г, мы будем обозначать буквами е, а и р .

536