Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 203

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 2.17

В обозначении М{тр (k = 2, 3) верхние индексы указывают, что это момент, передающийся от втулки номера k валу 1. Мо­ мент трения Мір1 * направлен против угловой скорости вра­ щения вала в его относительном движении по отношению к втулке

(оз

=

— щ).

Это отражено введением

в уравнения

(2.63)

символа

sign ((okl)

— з н а к а ((nkl).

Через

fnplk

{k = 2,

3)

обозна­

чен

приведенный

коэффициент

трения вала /

в опоре

номера k.

 

Д л я

преодоления моментов

трения

М т р ! )

к валу

/

нужно

приложить внешний момент, определяемый при (о1 = const вы­ ражением

M < 1 ) = - ( M f p 1 ) + M T p 1 ) ) =

При неподвижных опорах 2 и 3 sign (со)12 — sign (со1 3 ) = 1 (направления относительных угловых скоростей о 1 2 и со1 3 сов­ падают). Поэтому для приведения вала / в движение к нему нужно приложить момент

M ( I ) = ( f „ p l 2 + f n p l 3 ) t f ^ - .

(2.66)

Представим теперь, что в то время как вал / совершает мед­ ленное вращение с угловой скоростью сох втулкам 2 и 3 сооб­ щаются быстрые вращения с равными по величине угловыми ско­ ростями в противоположных направлениях (рис. 2.17, б). В этом случае относительные угловые скорости 2 и со1 3 имеют противо­ положные направления; противоположные направления будут

иметь и моменты М{ср], М^р1] (рис. 2.17, в). При равенстве при­ веденных коэффициентов трения согласно уравнению (2.65) ока­ жется, что М^Х) = 0. Это означает, что вал / при вращающихся опорах может быть приведен в движение сколь угодно малым внеш­ ним моментом. Моменты трения Мгрг) и Мір1 *, приложенные к валу, приведут к его закрутке, но не будут препятствовать его вращению (рис. 2.17, б). С первого взгляда это может показаться парадоксальным: вращение вала 1 может совершаться под дей­ ствием ничтожного по величине внешнего момента, несмотря на наличие трения. Оказывается, что значительный внешний мо­ мент должен быть приложен к валу 4, приводящему в движение

втулки 2 и

 

3.

 

 

 

Из построений рис. 2.17, г очевидно, что к втулкам 2 и 3

будут приложены

передающиеся от вала / моменты трения Мт р2 )

и

Лїт р3 ) , определяемые следующими

выражениями:

М?р

= ( f

n

p

12 4

г) sign (со ); М.

(fnp із - ^ - r ) sign (сом). (2.67)

2)

 

 

12

 


При неподвижных опорах Мт ( р 1 2 ) и М[\ являются реактив­ ными моментами, воспринимаемыми заделкой втулок. При вра­ щающихся опорах к ним должны быть приложены внешние мо­ менты для преодоления моментов трения.

Представим для простоты, что передаточные отношения

от

вала к втулкам 2 и 3 равны единице. Если

пренебречь

потерями

на трение зубчатых передач, связывающих вал 4 с втулками 2

и

3,

окажется, что к валу 4 нужно приложить

момент

 

 

 

М<4>

(fnP 12 + /п Р із) ~Y R\ s j g n

Ю -

( 2

- 6

8 )

Это означает, что, избавляясь почти полностью от потерь на трение вала / во вращающихся втулках, для преодоления со­ противления движению втулок приходится прикладывать внеш­ ний момент М<-А). Однако этот момент прилагается от энергети­ ческого источника, дополнительного по отношению к гироскопи­

ческому устройству. Моменты трения М[рХ)

и Mfvl),

действующие

при неподвижных втулках (рис. 2.16, а),

преодолеваются за

счет энергии гироскопа и поэтому являются причиной увода гиро­ скопа. Так как при вращающихся втулках уменьшается сопро­ тивление движению вала 1, то тем самым устраняется и причина увода гироскопа.

Приведенные коэффициенты трения /П р 12 и / п р із в общем слу­ чае могут оказаться не равными; нельзя рассчитывать и на пол­ ное равенство нормальных давлений в опорах 2 и 3. По этой

причине

может

оказаться,

что

моменты трения Літр1 * и

Mjp1}

не равны

друг

другу. Д л я

того

чтобы работа, совершаемая

мо­

ментами Мтр1 } и М{}

за некоторый промежуток времени t,

ока­

залась равной

нулю,

предусматривается, что через промежуток

 

t

 

 

 

 

 

времени

-j- вращения

втулок

реверсируются.

 

В гироскопических устройствах опорами осей карданова под­ веса являются трехколечные шарикоподшипники (см. рис. 15.68). Принудительные вращения в- противоположных направлениях

сообщаются внутренним кольцам

обоих шарикоподшипников,

на которые опирается ось подвеса.

 

2.9. ВЛИЯНИЕ

ТРЕНИЯ

НА П Л А В Н О С Т Ь ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

Замечено, что при малой скорости перемещения и недостаточ­ ной жесткости звеньев механизма движение ведомого звена ста­ новится скачкообразным (с периодическими остановками), дви­ жущее усилие, требуемое для поддержания движения, заметно колеблется по своей величине. При скачкообразном характере движения ведомого звена становится весьма затруднительной его точная установка. Движение с периодическими остановками


вызывается, как будет показано ниже, непостоянством сил тре­

ния, и

является автоколебательным

процессом. Возникающие

при этом

колебания — разрывные или

релаксационные; их изу­

чению в механических системах посвящены работы М. Е. Эльясберга [139], Я. Г. Пановко [92], Д . Р . Меркина [86], В. Э. Пуша [99] и других исследователей.

Обратимся к физической модели механической системы, изо­ браженной на рис. 2.18, а. Тело 2 массы т перемещается по шеро­ ховатой плоскости от ведущего звена 1 (массой ведущего звена

пренебрегаем). Звено 2 связано со звеном )

пружиной,

имитирую­

щей

податливость

звена

 

 

.

2. Звено / движется с по-

а ) -

 

 

стоянной скоростью

v0.

 

 

 

Рассмотрим

такое

на­

 

 

 

чальное положение

звень-

'

 

 

ев, когда пружина не ежа-

б)

 

 

та и

звено

1 движется

со

 

 

 

скоростью v0

(рис. 2.18, а).

 

 

 

Перемещение

звена

/

со­

 

 

 

провождается

сжатием

><?

 

 

пружины и звену 2 от пру­

 

 

 

жины

сообщается усилие

I I

Ч

Рис. 2.18

Р.Тело 2 будет находиться

впокое до тех пор, пока

усилие Р не окажется

равным

наибольшей

силе

трения покоя

F 0 . При Р =

произойдет срыв звена 2 (оно будет

мгновенно

приведено

в движение), и

сопротивление

движению

звена 2

будет вызываться не

трением

покоя,

а трением

движения.

Сила трения

скольжения

F <

F0

и тело

2 в

начальный мо­

мент движения

имеет

скорость х

= 0

и ускорение х

=

F ° ~ F .

При перемещении звеньев 2 и / , поскольку они, как это можно

сразу

предположить, движутся с различными скоростями (х ф

Ф v0),

расстояние между звеньями, а следовательно, длина и

натяжение пружины будут изменяться. Ускорение звена 2 в те-

.кущий момент времени

t определяется выражением

 

x = - ^ - L ,

(2.69)

где Р — усилие, сообщаемое звену 2 от пружины;

F — сила тре­

ния скольжения.

 

 

Натяжение пружины является переменным и определяется

уравнением

 

 

Р =

с8 + с (v0t — х).

(2.70)

Здесь с — жесткость пружины; б — первоначальное сжатие пру­ жины; v0t — перемещение левого конца пружины (вместе с зве­ ном 1); х — перемещение правого конца пружины (вместе с зве­ ном 2).


За начало отсчета перемещений х звена 2 примем момент его срыва, который происходит после сжатия пружины на величину б;

при этом с8 =

F0.

 

 

трения

Подставим выражение (2.70) в (2.69) и обозначим силу

скольжения в виде некоторой

функции F (х). Движение

звена 2

будет описано

дифференциальным

уравнением такого вида:

 

х + кЧ +

=

k%t + 1 * - ,

(2.71,)

где k2 — —.

т

Решение этого уравнения затруднено тем, что в настоящее время нет достаточно точных сведений о характере функции F (х). Зависимость силы трения скольжения от скорости скольжения определялась до сих пор экспериментально только для устано­ вившихся процессов. При каждом единичном эксперименте ско­

рости скольжения

х придавалось

фиксированное

значение,

и

F (х) выражалась таким образом в виде функции,

связывающей

изменение силы

трения скольжения

при вариации

значений

х,

фиксированных

при единичных экспериментах. Распространение

результатов таких

экспериментов

на неустановившиеся про­

цессы, сопровождающиеся значительным колебанием скорости

скольжения х, было бы необоснованным.

 

 

 

В работах Д . Р. Меркина и Я- Г. Пановко

при решении диф­

ференциального

уравнения

(2.71)

была

принята упрощенная

характеристика силы трения скольжения

F =

const (рис. 2.18, б).

Использование такого выражения для F, существенно отличаю­

щегося от реального закона, позволяет

тем

не менее

выявить

качественные особенности автоколебательного

процесса. При F =

= const дифференциальное

уравнение (2.71)

примет вид

 

 

 

 

х + k2x -

.

 

 

 

(2.72)

Здесь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2.73)

 

 

 

 

cv0

'

 

т

 

 

 

Из теории колебаний

[79] известно,

что решение дифферен­

циального

уравнения

(2.72)

при

начальных

условиях

х = 0

и х = 0

имеет

вид

 

t

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

x(t) =

-^lQ(l)sink(t-I)

 

 

d\.

(2.74)

о

Раскрывая выражение (2.74), следует учесть, что t

входит

под знак интеграла не как переменная интегрирования,

но как


параметр, который считается постоянным при интегрировании; переменной интегрирования является | , изменяющаяся в проме­ жутке [0, t]. После преобразований на основании выражений (2.74) и (2.73) получим

 

 

 

x(f) = v0\t

— -^~-

+ — (l—coskt)].

 

(2.75)

Скорость перемещения х (t) звена 2 определяется

выражением

 

 

 

 

Х

(0 = vo

(1 c o s kt

+ a sin kt).

 

(2.76)

Период

автоколебательного

процесса

Т = tx +

t2,

где tx

и t2

— время движения

и выстоя

звена 2. Д л я определения вре­

мени

tx

будем

исходить

из того,

что в конце

движения

(начале

выстоя)

скорость

X (tj)

= 0.

 

 

 

 

 

 

 

Из выражения

(2.76), приняв,

что х = 0 при t — tlt

получим

 

 

 

 

 

a

sin ktx

+

1 — cos ktx

0.

 

(2.77)

Отсюда

следует:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

sinktl = — 1

^

;

cosfe^=

j+

°2 ,

 

(2.78)

Для

определения

/ х

нужно

воспользоваться

выражением

(2.77) или (2.78). Приближенное

выражение

дл я tx

при малых

значениях

v0

имеет вид

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^ J L = J t

j / Z .

 

 

 

(2.79)

Это

следует

из выражения

(2.78),

согласно

которому

 

 

 

 

 

cos&/1 =—-.

 

= — 1

при a - >оо .

 

 

а2

Втом, что уменьшение значений v0 сопровождается увеличе­

нием

а,

можно удостовериться,

рассмотрев

выражение

(2.73)

для а .

 

 

 

 

t2

 

 

 

 

 

 

Д л я

определения времени

воспользуемся

тем, что за пе­

риод Т звенья

1 и 2 совершат равные перемещения. Очевидно, что

 

 

х?

= v0(h + t2); х?] = х$? = о ь ( * і

+

- ^ - ) .

 

(2.80)

Используя

выражение

(2.80),

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

L

= ^

-

=

( / « - / ) .

 

 

(281)

 

 

 

1

 

k

 

CV0

 

 

 

V •

/

На

рис. 2.19, a — г

изображены графики функций х

= х (t) и

x = x(t),

построенные

при двух значениях v0.

 

Уменьшение

зна­

чения

vQ

сопровождается увеличением времени

t% покоя

звена

2