Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 196

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

номера / (j — 2, 4, . . ., п)

движутся

со скоростью v;- =

(рис. 2.12, б, в).

 

 

 

На нитях лежит тело А массы т, прижимающееся к каждой

нити с одной и той же силой

Rn =

К телу А от нечетной

нити

будет приложена касательная составляющая реакции Ff (сила трения), противоположная скорости тела относительно нити. Так как скорость тела относительно нити противоположна ско-

Рис.

2.12

рости v, нити, сила трения

будет совпадать по направлению

с vt-. Соответственно от нечетной нити будет приложена сила

трения

F/,

совпадающая

по направлению с

v;-.

Так

как F ; и F/

противоположны

по направлению, очевидно,

что

при

| Ft-1

=

[F/]

тело

А находится

в состоянии покоя. Для того чтобы вы­

вести тело

из этого состояния и заставить его

перемещаться в на­

правлении

t—t,

параллельном направлению

нитей,

к

нему

до­

статочно приложить сколь угодно малую силу

Р, направленную

по

t—t

(рис. 2.12, б).

 

 

 

 

 

 

Рассмотрим теперь, как достигается уменьшение силы трения при перемещении тела в направлении, перпендикулярном ос­ новному движению. Пусть тело массы т прижато силой Rn к шероховатой плоскости П и совершает движение с постоянной скоростью vx под действием силы Рх (рис. 2.13, а). Представим теперь, что движущемуся телу силой Ру сообщается дополнитель-

4 ф . Л . Литвин

49


ное движение с постоянной скоростью vy в перпендикулярном направлении.

Уравнения

движения тела

в предположении, что х

=

0, у =

= 0,

имеют

вид (рис. 2.13 а)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fRn

 

= РХ;

fRn-

у

 

 

 

 

 

 

(2.57)

 

 

х* +

 

у

 

 

 

 

 

 

V i 2

+

уг

 

 

 

 

 

 

 

 

где

f — коэффициент

трения

скольжения;

F fRn

— сила

тре­

ния,

направленная

противоположно

скорости результирующего

 

 

 

 

 

 

перемещения V =

у

х2

+ у 2

 

 

 

 

 

 

(рис. 2.13, б).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обозначив

через

а

угол,

 

 

 

 

 

 

образуемый

скоростью

v ре­

 

 

 

 

 

 

зультирующего перемещения,

 

 

 

 

 

 

с

осью

 

х,

получим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

= arctg

У_

 

(2.58)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если

у

мало по

отноше­

 

 

 

 

 

 

нию к х,

можно

принять, что

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

^ 4 - .

 

 

(2.59)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

X

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С учетом выражений (2.58)

 

 

 

 

 

 

и (2.59) уравнения

движения

 

Рис. 2.13

 

 

(2.57)

 

представим

 

в

такой

 

 

 

 

 

 

форме:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

fRn

 

cos а

F;

Ру =

fRn

sin а

 

Fa.

 

 

(2.60)

Если, как это было принято, у <^ х, перемещение тела в на­ правлении оси у (в направлении, перпендикулярном основному движению) будет совершаться под действием незначительной по величине силы Ру. Выражению для Ру можно придать такую форму:

-F„

ky,

(2.61)

где k Д± (х = const).

X

Из выражения (2.61) следует, что сила трения Fy подобно силе вязкого трения связана линейной зависимостью со ско­ ростью у . В начале движения в направлении у не приходится преодолевать силу трения покоя, так как при у = 0 Ру = 0.

Можно привести ряд примеров, подтверждающих, что пере­ мещение в направлении, перпендикулярном основному, может быть вызвано незначительной по величине силой. Хорошо из­ вестно, что при торможении автомобиль иногда заносит на дру-


гую сторону колеи; при выбеге ременной передачи ремень не­ редко спадает со шкивов. Объясняется это тем, что при торможе­ нии автомобиля начинается скольжение колес о грунт и незна­ чительные по величине силы, действующие перпендикулярно основному направлению движения автомобиля, смещают его пер­ пендикулярно колее. По аналогичной причине при резком умень­ шении скорости шкивов с них спадает ремень. В обычных усло­ виях работы ременной передачи (см. гл. 13) между шкивами и ремнем действуют силы трения покоя (упругим скольжением ремня на известной част.и дуги охвата пренебрегаем). При рез­ ком изменении скорости хотя бы одного из шкивов начинается

Y///A

Г/Ґ/Л |

ХГ7777\

77777k'

У////,

 

Рис. 2.14

 

скольжение ремня и под действием даже

незначительной по ве­

личине силы, действующей перпендикулярно скорости пере­ мещения ремня, ремень начинает скользить по шкиву в осевом

направлении и соскакивает с него.

 

Описанный

способ уменьшения трения

скольжения нашел

практическое

применение. Д л я уменьшения

трения скольжения

при перемещении втулки по валу последнему сообщают быстрое вращение вокруг его оси (рис. 2.14). Предполагается, что vn <^ cor. На этом принципе основана, в частности, конструкция направляющих акселерометра (см. гл. 14, рис. 14.4). Интуитивно реализуем этот принцип, снимая кольцо с пальца. Кольцу сооб­ щается не поступательное движение, а винтовое — быстрое во­

круг

пальца и

медленное — вдоль пальца.

 

Уменьшение трения скольжения приобретает особенно боль­

шое

значение

в гироскопии [91]. Медленное вращение

вокруг

осей

карданова

подвеса (см. рис. 15.69) сопровождается

трением

и является причиной ухода гироскопического устройства от на­ веденного положения.

Рассмотрим два способа уменьшения трения скольжения в таких устройствах.

Первый способ основан на том, что подвесу гироскопа сооб­ щаются вибрации вдоль оси подвеса. Уменьшение трения при вращении вокруг оси а—а достигается вибрационными перемеще­ ниями вдоль этой оси (рис. 2.15). Вибрации сообщаются корпусу 4. Поджатие к корпусу 4 вала / гироскопа осуществляется за счет сил веса и передается от вала через два стальных шарика 2 и упругую пластинку 3.



Эффективность способа уменьшения трения скольжения при дополнительных вибрационных перемещениях определяется фор­ мой колебаний, частотой и амплитудой. Обратимся к рассмотре­ нию упрощенной физической модели (рис. 2.16, а). Пусть ма­ териальная точка А массы т прижата силой Rn к шероховатой плоскости. К А приложены силы Ру, Рх и силы сухого трения. Прибегая к значительным упрощениям, примем, что упругие элементы отсутствуют и под действием сил Ру и Рх материальная

точка А совершает такое движение, при котором у = const,

ах ~ їг (0 — периодическая функция. Дифференциальные урав­

нения движения материальной точки А представим в виде

 

тх + //?„ - f = Рх

(0; fRn^- = Py(t),

(2.62)

где v = Ух2

+ у2.

 

 

Согласно

принятым ранее

предположениям

материальная

точка А движется так, что х = х (t) представляет уже известную периодическую функцию с периодом Т, а у = const (рис. 2.16, б).

Тогда

 

сила

Ру

определится из уравнения

(2.62) и

будет

иметь

вид,

изображенный

на

рис. 2.16, е.

 

Функция

Py

= Py(t)

яв­

ляется

периодической

fc

периодом

- | г ) .

причем

P y m a x

= fRn

при х

= 0

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ry

mln

fRn

.,/- .

.

. ~ •

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У(*тах)2

 

+ (У)2

 

 

 

Среднее

значение

Ру

 

определяется

выражением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Pycp

=

\Py(t)dt.

 

 

 

 

 

(2.63)

 

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

 

 

 

 

Эффективность описанного способа уменьшения трения при

движении в направлении у зависит от вида периодической

функ­

ции х

 

(t), частоты (или периода

Т), значения х т а х .

Из двух

функ­

ций х

 

= х (0,

изображенных на рис. 2.16,

более

предпочтительна

функция, представленная на рис. 2.16, г.

Значительно более эффективен способ уменьшения трения, основанный на применении в гироскопическом устройстве вра­ щающихся опор. Рассмотрим модель такого устройства.

Представим

сначала,

что вал

/

веса G смонтирован на двух

неподвижных

опорах (втулках) 2

и 3

и вращается относительно

их со скоростью

1 (рис. 2.17, а).

 

К валу от втулок 2 и 3 прило­

жены

моменты

трения,

определяемые

уравнениями:

Мтр1 '

= — ( f

пр 12 4 "Г) S

i S n ( « И ) !

Мтр* = — ( f пр 13 - y r ) Sign (©із).

 

 

 

 

 

 

 

(2.64)