Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 202
Скачиваний: 3
(рис. 2.19, б, г). Если исходить из упрощенной характеристики трения, принятой при решении дифференциального уравнения, добиться движения звена 2 без выстоев невозможно (невозможно добиться значения t2 = 0). При менее схематизированных пред-
\ |
|
J |
|
u0t |
|
t, |
и |
t |
|
||
в1 |
|
г) |
X |
|
|
/А \ |
|
t |
т |
|
Рис. 2.19
ставленнях о силе трения движения F ее нужно, как уже упо миналось, представить в виде функции от скорости скольжения. В зависимости от вида применяемой смазки здесь возможны две
разновидности |
функции |
F |
(х), которым |
от |
||
вечают кривые |
А и |
В |
на |
рис. |
2.20 |
[47]. |
В том случае, |
когда |
сила трения |
возрастает |
•<-± с увеличением скорости скольжения (кривая
В), движение звена 2 будет плавным, без скачков. Скачкообразное движение — неиз бежное следствие падающей силы трения (кривая А). Существует, однако, некоторое
Рис. 2.20 |
критическое значение |
v0, определяющее об |
|||
|
ласть скоростей |
VQ ^ |
i>o, при которых"~дви- |
||
жение звена 2 будет происходить |
без |
выстоев [99]. |
|||
Скачкообразное |
движение |
звена |
2 |
сопровождается колеба |
|
нием движущего усилия Р№, |
которое нужно приложить к звену / . |
Изменение величины Р д в должно в точности следовать изменению
величины Р натяжения пружины. Очевидно, что
|
|
Рлв |
= Р |
= с8 + |
с (v0t — х). |
(2.82) |
||||
Из зависимости (2.82) следует, что экстремальные значения |
Р д в |
|||||||||
наступают |
при х |
= |
v0. |
Д л я |
аналитического определения |
зна |
||||
чений t, отвечающих минимальному и максимальному |
значе |
|||||||||
ниям |
PRB, |
нужно |
воспользоваться |
зависимостью |
|
|
||||
|
|
|
|
ctg |
kt |
= ее. |
(2.83) |
|||
Эта |
зависимость |
получена |
на основании выражения |
(2.76)» |
||||||
в котором |
принято |
х {t) |
= |
vt |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
'О- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. |
2.21 |
|
|
|
|
|
Д л я |
того |
чтобы |
определить |
экстремальные |
значения |
Рдпв - |
|||||||
нужно |
найти |
значения |
t, |
удовлетворяющие |
уравнению |
(2.83) |
|||||||
и подставить |
их в уравнение (2.82). |
t, |
|
|
|
|
|||||||
Д л я |
графического |
определения значений |
удовлетворяющих |
||||||||||
уравнению |
(2.83), |
обратимся к |
рис. 2.21, а, |
на |
котором |
изобра |
|||||||
жены: |
а) |
графики |
нелинейной |
функции х |
= |
х |
(t), определяе |
||||||
мой уравнением (2.75); |
б) |
графики линейной |
функции |
х |
= v0t, |
определяющей перемещение звена / (рис. 2.18). Проведем касатель ные к графику нелинейной функции х (t), параллельные линей
ной функции |
х — v0t. |
Абсциссы |
tA |
и tB |
точек А и В удовлетво |
||||||||
ряют уравнению |
(2.73). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
Из |
построений |
рис. 2.21, б |
очевидно, |
что |
при |
изменении t |
|||||||
в интервале |
0 < |
t «с: tA |
натяжение |
пружины |
и движущее |
уси |
|||||||
лие Р Д в |
увеличиваются. При t = tA |
Р д в |
достигает |
наибольшего |
|||||||||
значения, |
при этом оказывается, |
что РЛв |
(tA) |
> F „ . |
В интервале |
||||||||
tA <С t |
|
tB |
натяжение пружины и Р№ |
уменьшаются. График |
|||||||||
изменения |
силы Р д в |
(t), |
определяемой уравнением |
(2.82), пред |
|||||||||
ставлен |
на |
рис. 2.21, б. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Как |
уже |
неоднократно подчеркивалось, |
скачкообразный |
ха |
рактер движения звена 2 затрудняет его точную установку. Ве личина прыжка х (tj) определяет погрешность установки звена 2. Для приближенной оценки величины прыжка можно восполь зоваться выражением
x(h)^blzL. |
(2.84) |
Г Во всех предыдущих рассуждениях мы исходили из предполо жения, что причиной разрывных колебаний является непостоян ство силы трения. Помимо этого, неплавность перемещений вызы вается дефектами сборки, которые приводят к появлению доба-
Рис. 2.22
вочных сил сопротивления движению в виде мгновенных импуль сов, прикладываемых к системе при определенных значениях перемещения х. Такие дефекты сборки можно выявить, как это
Рис. 2.23
было предложено И. М. Долинским, измерением усилия трога ния во всем интервале значения х перемещения звена 2.
Оценка качества сборки механической системы может произ
водиться |
по |
величине колебаний |
усилия трогания в |
промежутке |
(0. ^тах). |
где |
х ш х — наибольшее |
перемещение звена |
2. Колеба- |
ниє усилия трогания |
должно быть ограничено по своей |
величине |
|
в целях |
достижения |
требуемой плавности перемещений. |
|
Д л я |
демонстрации |
наплавности перемещений можно |
восполь |
зоваться установками, спроектированными В. И. Рыбаковым по предложению автора книги (рис. 2.22 и 2.23). Цифрами / и 2 на рисунках отмечены звенья ) и 2 физической модели, изображен ной на рис. 2.16.
При проектировании механизмов, к которым предъявляются требования плавности перемещений, нужно руководствоваться
следующим: |
а) стремиться к подбору материалов и смазок, по |
||
зволяющих |
уменьшить разность |
коэффициентов трения |
покоя f 0 |
и скольжения /; б) жесткость с |
системы и допустимая |
величина |
х (t^) прыжка должны удовлетворять соотношению (2.74); в) при сборке механизма необходимо обеспечить, чтобы колебание дви жущего усилия не превосходило определенных значений, ко торые должны быть установлены опытным путем.
2.10.КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ
ИКОЭФФИЦИЕНТ П О Т Е Р Ь
Характеристикой потерь на трение в установившемся движе нии механизма является к. п. д. или коэффициент потерь.
Коэффициент потерь в приборостроении целесообразно опреде лить в виде функции от приложенной нагрузки, используя сле дующее выражение:
|
|
|
•ф = с (Q) |
|
|
|
(2.85) |
||
Здесь г|з — коэффициент |
потерь для передачи, рассчитанный по |
||||||||
формулам, |
применяющимся |
в |
машиностроении; |
с (Q) —• коэф |
|||||
фициент, учитывающий |
влияние |
собственных потерь |
на |
трение |
|||||
и нагрузку |
Q. Коэффициент с связан с нагрузкой Q зависимостью |
||||||||
Выражение (2.86) получено на основании обработки данных |
|||||||||
экспериментов. При Q = 0 коэффициент с = -у- = |
~ |
> 1 |
отра |
||||||
жает влияние собственных |
потерь на трение в слабо нагруженной |
||||||||
передаче. С возрастанием |
Q |
коэффициент |
с (Q) уменьшается по |
||||||
величине, |
приближаясь |
к |
значению с = |
1 при |
большой |
вели |
|||
чине Q. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При установившемся режиме работы кинетическая энергия изменяется периодически или, что бывает сравнительно редко, сохраняет постоянное значение. За период установившегося дви
жения |
|
Л д в |
= Ас + Л т р ) |
(2.87) |
|
|
|||
где Л Д в , Ас |
и |
Л т р — работа |
движущих сил, |
сил полезного со |
противления |
и |
трения. |
|
|
Коэффициент т] полезного действия и коэффициент потерь 1|) определяются выражениями
|
Ajjfi — A^p |
|
Ac |
|
(2.88) |
|
ARB |
Л д в |
Ac |
+ ATp |
|
|
|
АГр |
_ ARB — AC |
_ |
Лтр |
Г). |
(2.89) |
|
Ад,в |
Адв |
Ac + ЛТр |
||||
|
|
|||||
К- п. д. и коэффициент потерь иногда выражают через отно |
||||||
шение мощностей. Однако это справедливо |
лишь в |
том случае, |
||||
а) |
|
|
|
r—h |
|
|
7) |
і — И |
|
|
|
||
|
|
|
|
|||
ь |
|
Уз |
Vn |
|
||
']> |
|
|
||||
5) |
|
|
|
|
|
|
\І»8ві |
|
|
\HaSi |
\Nge'n |
||
f \NC, |
? W? 3 \NC3 |
n \NC„ |
• |
|||
|
Рис. |
2.24 |
|
|
|
если при этом исходят из средних мощностей за период устано
вившегося движения, а не из мгновенных |
мощностей. |
В случае слабо нагруженных передач |
(они характерны для |
приборостроения) большой удельный вес имеют собственные по тери на трение, вызываемые дефектами сборки (перекосом в на правляющих, натягом в сопряжениях и т. д.). К- п. д. таких передач в соответствии с формулой (2.88) может быть определен
через коэффициент потерь, |
установленный в машиностроении, |
|
из следующей формулы: |
|
|
Л = 1 — с (Q) |
(2.90) |
|
Найдем выражения для |
к. п. д. и коэффициенте |
потерь при |
последовательном соединении механизмов. На рис. 2.24, а изобра
жены |
последовательно соединенные механизмы 1, |
2, |
3, |
. . ., п |
|||
с к. п. д. r\lt |
т]2 , т)з, . . ., пп. |
В |
первый механизм |
подается мощ |
|||
ность N№,~ а с последнего механизма должна быть снята мощ |
|||||||
ность |
NC (NKB |
И NC — средние |
значения мощностей |
за |
период |
||
установившегося движения). Очевидно, что к. п. д. всего |
соеди |
||||||
нения |
механизмов |
|
|
|
|
|
|
|
|
% = -щ- |
= %%Лз • • • г\я. |
|
|
(2.91) |