Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д ля инженерных расчетов используется зависимость

 

Мдв = Л1о + /прГ„<?ос,

(15.131)

где

Л1„ — момент от собственных

потерь

на трение при Qo,. = 0;

fnp

— приведенный коэффициент

трения,

определяемый экспери­

ментальным способом; гп =

— - радиус

пяты.

Ориентировочно

 

fnP

=

^ .

 

(15.132)

15.13.У С Т А Н О В К А ПОДШИПНИКОВ .

КО Н С Т Р У К Ц И И

ПО Д Ш И П Н И К О В Ы Х У З Л О В

Вприборостроении в качестве направляющих вращательного движения с трением качения преимущественно применяются шари­ коподшипники. Роликовые и игольчатые подшипники исполь­ зуются крайне редко, так как нагрузки на опоры в приборах обычно невелики.

При проектировании подшипниковых узлов нужно обеспечить: а) точность центрирования вращающихся деталей; б) фиксацию валиков в осевом направлении; в) минимальность момента трения; г) компенсацию температурных деформаций; изменения темпера­ туры не должны существенно сказываться на точности опор и уве­ личивать момент трения; д) защиту подшипников от попадания в них посторонних частиц; е) возможность смазки подшипников и удержания в них смазочных материалов; ж) удобство монтажа, де­ монтажа, регулировки зазора и величины момента трения; з) проч­ ность, жесткость и долговечность опор.

Для некоторых видов конструкций часть перечисленных требо­ ваний имеет второстепенное значение. Так, при проектировании тихоходных приводных механизмов наибольшее внимание уде­ ляется обеспечению долговечности опор и уменьшению в них по­ терь на трение; требования точности центрирования и осевой фик­ сации валиков отходят на второй план. При небольшой длине ва­ ликов и небольших колебаниях температуры температурные дефор­ мации малы, поэтому отпадает необходимость компенсации таких деформаций.

При конструировании опор приборов валики чаще всего уста­ навливают на стандартных радиальных шарикоподшипниках, ко­ торые могут воспринимать не только радиальные, но и осевые на­ грузки. Радиально-упорные подшипники используются: а) при значительных осевых нагрузках; б) в тех случаях, когда по усло­ виям сборки требуется разъемный шарикоподшипник (зачастую радиально-упорные подшипники небольших размеров выпол­ няются как разъемные); в) в качестве скоростных подшипников (в радиально-упорных подшипниках разъемной конструкции можно применить цельные сепараторы и повысить благодаря этому


предельную скорость вра­ щения, лимитируемую прочность). Упорные ша­ рикоподшипники в конст­ рукциях опор приборов почти не применяются.

Способы установки подшипников. При раз­ работке конструкций опор нужно предусмотреть воз­ можность регулировки за­ зора в подшипниках с тем, чтобы свести к минимуму радиальные и осевые пере­ мещения валика. Н а р и с . 15.53, а изображен шари­ коподшипник с утриро­ ванным зазором между телами качения и коль­ цами. Наличие таких за­ зоров является причиной радиальных и осевых пе­ ремещений валика, уста­ новленного на подшипни­ ках. Как правило, вал в подшипниковом узле устанавливается на двух опорах, размещаемых на известном расстоянии друг от друга; каждая опора может состоять из одного, а в некоторых случаях из двух подшипников. Спо­ собы монтажа подшипни­ ков, позволяющие довести до требуемого значения зазор в подшипниках, изображены на рис. 15.53, б, в, г.

Первый из этих спосо­ бов (рис. 15.53, б) основы­ вается на том, что под дей­ ствием силы Р, приложен­ ной к крышке 1, смещается в осевом направлении на­ ружное кольцо 3 левого подшипника. Это смеще­ ние через шарики и внут-

реннее кольцо

2 левого

подшипника через валик вызывает осевое

смещение внутреннего

кольца

4 правого подшипника; при осе­

вом

смещении

кольцо

4 через

шарики сообщает

осевое

смеще­

ние

наружному

кольцу

5 правого подшипника до

упора

кольца

в выступ расточки корпуса. При втором способе регулировки (рис. 15.53, в) под действием сил Р, приложенных к втулке 1 и выступу валика, сообщаются осевые перемещения внутрен­ ним кольцам 2 и 4 обоих подшипников относительно наружных колец 3 и 5; наружные кольца подшипников окажутся при этом прижатыми к выступам расточек корпуса. После выборки зазоров в подшипниках втулка 1 соединяется с валом штифтом.

Рис. 15.54

При изложенных способах регулировки зазора не предусматри­ вается возможность компенсации температурных деформаций; это можно считать допустимым лишь при небольшой длине валика. На рис. 15.53, г изображен третий способ монтажа подшипников, допускающий температурную деформацию валика. На левом конце валика установлены два подшипника, в которых за счет относитель­ ного смещения внутренних и наружных колец выбраны осевые и радиальные зазоры. На правом конце вала установлен так назы­ ваемый плавающий подшипник, внутреннее кольцо которого же­ стко связано с валом, а наружное кольцо может перемещаться в расточке корпуса в осевом направлении. При изменении длины вала вследствие температурных деформаций вал вместе с правым подшипником может перемещаться относительно корпуса.

Конструкции подшипниковых узлов. В конструкции, изобра-. женной на рис. 15.54, осевое смещение наружных колец обоих подшипников осуществляется с помощью крышек / и 2. Требуемая величина смещения достигается подбором толщины прокладок 3 и 4. При сборке можно ограничиться установкой прокладок только под одну из крышек. Такой метод установки подшипников с регу-


лировкой зазора прокладками часто используется и в машино­ строении. В малогабаритных механизмах с большим количеством валиков, устанавливаемых на шарикоподшипниках, иногда отка­ зываются от применения крышек для сокращения размеров и веса

 

 

механизма.

Дл я

осевой

® Г7-Г-І

Г7-7-7Л

фиксации валиков предус­

 

 

матриваются

специальные

 

 

буртики в расточках

под

 

 

подшипники (рис.

15.55,а)

 

 

либо

используются

под­

 

 

шипники с

буртиками на

 

 

наружных

кольцах

(рис.

 

 

15.55,

б).

 

 

 

 

 

 

В

описанном

случае

 

 

невозможно

раздельно ре­

 

 

гулировать зазор в каждой

 

 

паре

подшипников

осевым

 

 

смещением

наружных ко­

 

 

лец.

Поэтому

для

обеспе-

15.55

чения высокой точности центрирования приходится применять подшипники высших классов с уменьшенным зазором между кольцами и шариками, что, естественно, сильно увеличивает стоимость механизма. В конструкции, представленной на рис. 15.56, регулировка зазора осуществляется осевым смеще­ нием по второму способу — смещением внутренних колец обоих подшипников. Для этого при сборке шестерня / и втулка 2 уста*


навливаются и штифтуются так, чтобы зазоры в подшипниках от­ сутствовали.

На рис. 15.57 изображена конструкция подшипникового узла, монтаж которого выполняется по третьему способу. Осевые усилия,

сообщаемые

валу,

воспринима­

 

 

 

 

 

 

ются

опорами,

установленными

 

 

 

 

 

 

на левом конце вала. Регули­

 

 

 

 

 

 

ровка

зазора

осуществляется

 

 

 

 

 

 

смещением

наружных

колец

 

 

 

 

 

 

подшипника

так же, как в кон­

 

 

 

 

 

 

струкции,

изображенной

на

 

 

 

 

 

 

рис.

15.58, а.

На

правом

конце

 

 

 

 

 

 

вала

установлен

плавающий

 

 

 

 

 

 

шариковый

подшипник.

При

 

 

 

 

 

 

изменении

длины

вала

вслед­

 

 

 

 

 

 

ствие

температурных

деформа­

 

 

 

 

 

 

ций наружное

кольцо

подшип­

 

 

 

 

 

 

ника

перемещается в

расточке

 

 

 

 

 

 

корпуса.

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 15.56

 

 

 

Рассмотренные

выше

конст­

 

 

 

рукции

подшипниковых

узлов

 

 

 

 

 

 

могут несколько видоизменяться в зависимости

от конкретных

условий проектирования

прибора,

традиций и возможностей

пред­

приятия,

изготавливающего

прибор. На рис. 15.58, а, б представ­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лены

разновидности

уста­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

новки

подшипников

с ре­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гулировкой

зазора

смеще­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нием

наружных

колец.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подшипники

устанавли­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ваются не непосредственно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в корпусе, а в специальных

 

 

 

 

 

 

 

 

 

крышках-втулках. К тако­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

му приему

прибегают в

 

 

 

 

 

 

 

 

 

следующих

случаях:

если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

толщина плат меньше ши­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рины

подшипников;

если

 

 

 

 

 

 

 

 

 

корпус изготовлен

 

из не­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

достаточно

прочного

мате­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

риала

(текстолита,

 

пласт­

 

 

 

Рис.

15.57

 

 

массы, низкопрочных алю­

 

 

 

 

 

миниевых

или

цинковых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сплавов);

для

радиаль­

ного смещения подшипников

при

регулировке зазора

в зацепле­

нии зубчатых

колес

(рис.

15.58, б).

 

 

 

 

 

Установка подшипников в специальных крышках-втулках при недостаточной прочности корпуса вызвана тем, что посадка на­ ружных колец в корпус может нарушиться еще при первой сборке, не говоря уже о последующих разборках и сборках подшипнико-


вого узла. Регулировка зазора в зубчатых зацеплениях по способу, изображенному на рис. 15.58, б, имеет свои преимущества и недо­ статки. Обычно для регулировки зазора в зацеплении одно из колес устанавливают на отдельной пла­ те; нужная величина зазора дос­ тигается смещением колеса вместе с платой. Способ регулировки, основанный на радиальном смеще­ нии подшипников, позволяет упро­ стить конструкцию механизма, но для его осуществления требуется высокая квалификация сборщика (существует опасность перекоса валиков и зубчатых колес по отно­ шению к платам корпуса при ра­ диальном смещении подшипников).

На рис. 15.58, в изображен вариант конструкции, в которой также используются крышки-втул­ ки, но регулировка зазора в под­ шипниках осуществляется смеще­ нием внутренних колец подшип­ ника.

Для того чтобы избежать пере­ косов вала, обеспечить большие удобства сборки и регулировки, подшипниковый узел выполняется автономным, если это позволяют условия компоновки. Это дости­ гается тем, что оба подшипника валика помещаются в одной втулке. Так спроектированы узел вала с коническим колесом (рис. 15.59), узел вала шкалы прибора (рис. 15.56).

Зазор в подшипниках,- появля­ ющийся в результате износа, уст­ раняется периодически, при ремон­ те механизма. В некоторых конст­ рукциях постоянная выборка за­ зора, появляющегося при износе, достигается упругим силовым за­ мыканием посредством пружины; установка пружины позволяет одновременно компенсировать и

температурные деформации. Примером может служить конст­ рукция оси ротора конденсатора переменной емкости, в кото­ рой один из подшипников закреплен на мембране / (рис. 15.60). Нужно считаться с тем, что упругое силовое замыкание увеличивает нагрузку под­ шипника и момент трения, существенно уменьшает виб­ роустойчивость конструкции.

На рис. 15.61 и 15.62

 

представлены

варианты

мон­

 

тажа

опор

подшипникового

 

узла, допускающего темпера­

 

турную

деформацию

 

вала;

 

схема такого узла была ранее

Рис. 15.59

изображена на рис. 15.53, в.

 

На рис. 15.61, а—г

пред­

 

ставлены

конструктивные

 

варианты крепления

внут­

 

реннего кольца плавающей

 

опоры. При частых раз­

 

борках

предпочтительнее

 

варианты,

изображенные

 

на рис. 15.61, а, в,

г.

На

 

рис.

15.61, а

показан спо­

 

соб крепления внутреннего

 

кольца с помощью разрез­

 

ного

пружинного

кольца.

 

Крепление

внутреннего

 

кольца по варианту,

изоб­

 

раженному на рис. 15.61, в,

 

осуществимо при диаметре

 

вала свыше 15 мм. На

 

рис.

15.62

приведен

ва­

 

риант опоры вала, воспри­

 

нимающей осевые

усилия;

 

регулировка

зазора в под­

 

шипниках достигается сме­

 

щением

внутренних

колец

 

подшипника. В подшипни­

 

ковом узле с компенсацией

 

температурных

деформа­

 

ций

иногда

для

восприя­

 

тия осевых усилий предус­ матривают не два, а один подшипник (рис. 15.63); опора, устанав­

ливаемая на втором конце вала, выполняется плавающей. Такое

конструктивное решение

используется при стесненных габаритах

и невысоких требованиях

к концентрированию и осевой фиксации

37

Ф. Л. Литвин

577