Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 227

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вала. В варианте, изображенном на рис. 15.63, в, наружное кольцо подшипника крепится с помощью разрезного пружинного кольца.

Нестандартные подшипники качения. В приборостроении нахо­

дят довольно широкое применение нестандартные подшипники

а)

г) 77%77Л

А

Рис. 15.61

Рис. 15.62

качения. Такие подшипники изготовляются применяющими их предприятиями или подшипниковыми заводами по особому заказу. Каждый случай применения нестандартного подшипника должен

Рис. 15.63

быть тщательно обоснован, особенно при изготовлении его на неспе­ циализированном подшипниковом предприятии, так как обеспече­ ние достаточной точности подшипников, высокой чистоты рабочих поверхностей при большой их твердости связано со значительными трудностями.

Применение нестандартных подшипников, используемых как плавающие опоры в подшипниковых узлах с температурной ком­ пенсацией, продиктовано стремлением уменьшить трение при осе­ вых перемещениях вала, вызываемых его температурными деформациями.

Такие подшипники, например, приме­ няются в узлах карданов при повы­ шенных требованиях к точности. В кон­ струкции, изображенной нарис. 15.64, а, наружное кольцо / имеет фланец с от­ верстиями для его крепления и выпол­ няется без беговой дорожки. В конст­ рукции, представленной на рис. 15.64, б, для уменьшения радиальных габаритов исключено внутреннее кольцо подшип­ ника, беговая дорожка выполняется непосредственно на валике.

В механизме вращения призмы Дове

Рис. 15.64

(рис. 15.65) использованы два насыпных

 

радиально-упорных шариковых подшипника. Нестандартные под­ шипники применены в данном случае из-за очень малой разности

/ увеличено

П убешено

диаметров наружной и внутренней труб прибора. Зазор в под­ шипниках регулируется с помощью гайки

Другой пример использования насыпного шарикоподшипника представлен в механизме вращения призмы Пехана (рис. 15.66).


В отличие от традиционных конструкций подшипниковых узлов в опоре вращения применен только один подшипник. Для регу­ лирования зазора в подшипнике наружное кольцо подшипника

выполнено из двух половин 2

и 3,

сближение которых достигается

с помощью регулировочной

гайки

/.

Для упрощения производства специальных подшипников иногда вместо точно и чисто обработанных монолитных колец при­ бегают к установке шариков на кольцах из калиброванной про­ волоки, уложенных в сравнительно грубо обработанные канавки.

На рис. 15.67 изображены проволочные подшипники — радиальный (а) и упор­ ный (б). Нагрузочная способность таких подшипников существенно ниже, чем у подшипников с коническими или вну­ тренними тороидальными рабочими поверхностями колец; к преимуществам проволочных подшипников можно отне­ сти их сравнительную простоту и деше­ визну изготовления.

В гигроскопических приборах наш­ ли применение трехколечные разновращающиеся подшипники (рис. 15.68). При помощи механизма (не изображен на рисунке) шестерни 2 и 5, жестко связанные со средними кольцами 3 и 4, приводятся во вращение в противопо­

ложных направлениях с одинаковой по величине угловой ско­ ростью; скорость вращения средних колец значительно больше угловой скорости вращения внутренних колец, жестко связанных с валом. Опорные платики / и 6, закрепленные на шестернях 2 и 5, ограничивают осевые перемещения вала. Исключительное преиму­ щество опор такого вида — значительное уменьшение момента трения (см. п. 2.8). На рис. 15.69 представлена конструктивная

Рис. 15.70

схема карданова подвеса гироскопа с трехколечными подшипни­ ками. Электродвигатель А через систему зубчатых колес приводит во вращение в противоположных направлениях средние кольца подшипников. Направление вращения электродвигателя через определенные промежутки изменяется (см. п. 2.8).

В ряде приборов, например в гироскопических, применяются скоростные шарикоподшипники, скорость вращения которых дохо­ дит до 30 ООО об/мин и более. К таким подшипникам-предъявляются повышенные требования по чистоте рабочих поверхностей и точ­ ности обработки, поэтому для них назначаются классы точности А и С по ГОСТ 520—55 (классы 4 и 2 по ГОСТ 520—71). При п ^

15 000 об/мин применяют однорядные радиальные шарикопод­ шипники.

При большем числе оборотов целесообразно применять: разъемные шарикоподшипники, что позволяет выполнить динами­ ческую балансировку вала с внутренними кольцами; шарикопод­ шипники с цельными (нештампованными) сепараторами; подшип­ ники с упорными буртиками, что упрощает расточку посадочных отверстий в корпусе и повышает точность расточки. Большие пре­ имущества имеют высокоскоростные шарикоподшипники, у кото­ рых совмещены внутренние кольца (рис. 15.70, а) и наружные кольца двух подшипников (рис. 15.70, б). Это позволяет свести к минимуму погрешности обработки посадочных мест для наруж­ ных или внутренних колец и исключить погрешность обработки самих колец.

Среди нестандартных подшипников, применяющихся в прибо­ ростроении, до сих пор важное место занимают миниатюрные на­ сыпные подшипники. Некоторые виды таких подшипников приве­ дены в табл. 15.6. Такие подшипники могут применяться в новых разработках после согласования с предприятиями подшипниковой промышленности.

Наружный диаметр миниатюрных шарикоподшипников может быть доведен до 1—2 мм. Существенная экономия в габаритах здесь

достигнута

совмещением внутреннего кольца с валом. Различные

виды цапф,

применяемых

в миниатюрных

шарикоподшипниках,

изображены

на рис. 15.71.

Миниатюрные

насыпные шарикопод­

шипники с успехом применяются вместо опор на центрах и кернах в измерительных приборах.

На рис. 15.72 изображен пример установки валика на двух ми­

ниатюрных подшипниках. Левый подшипник помещен в

гильзу

/ , ввинченную в плату и законтренную гайкой 2. Выборка

зазоров

производится с помощью пружины 3.

Смазка подшипников. Целью смазки подшипников качения является: а) уменьшить трение скольжения (оно возникает между телами качения и сепаратором, бортами колец и роликов, сопут­ ствует трению качения вследствие упругих деформаций перекаты­ вающихся тел); б) способствовать равномерному распределению тепла; в) предохранить от загрязнения и защитить от коррозии,


Различаются жидкие смазочные материалы — смазочные масла, консистентные — мазеобразные смазки, твердые смазки.

Смазочные масла имеют преимущества перед консистентными смазками, так как они легче проникают к трущимся поверхностям,

Рис. 15.71

при циркулярной смазке удаляются продукты износа. Основным преимуществом применения консистентных смазок для подшипни­ ков качения является простота ухода за ними. Это особенно важно

в приборостроении, где смазка осуществляется периодически; не­ прерывный подвод смазки почти не применяется.

Твердые смазки применяются при специальных условиях ра­ боты подшипников — в глубоком вакууме, очень высоких или

низких температурах. Различаются следующие виды твердых смазок: пленки металлов (никеля, серебра, золота, индия и др.); самосмазывающиеся материалы на основе полимеров; твердые сма­ зочные покрытия на основе дисульфида молибдена (MoS2 ). Пленки металлов наносятся на сепараторы, а иногда и на беговые дорожки; для этого применяют гальванический способ покрытия и распыле­ ние. Из самосмазывающихся материалов изготовляют сепараторы. Д л я этого применяют фторопласт, сочетая его ввиду недостаточ­ ной механической прочности и других недостатков с порошком

 

 

никеля и дисульфидом мо­

 

 

либдена;

иногда фторопла­

 

 

стовую основу

сепаратора

 

 

заключают

в

металличе­

 

 

ский

каркас.

 

Наибольшее

 

 

распространение

из

твер­

 

 

дых

смазок

получил

ди­

 

 

сульфид

молибдена.

Он

 

 

наносится

на

поверхность

 

 

сепараторов

распылением,

 

 

а также втиранием суспен­

 

 

зии

порошка

в

спиртах,

Рис. 15.73

в

маслах

и т. д.

 

 

 

Уплотняющие

устрой­

 

 

ства.

При

конструирова­

нии механизмов

приборов необходимо

обеспечить

их

изоляцию

от внешней среды с'тем, чтобы^исключить

попадание

посторон-

них^частиц и влаги. Это достигается

применением

герметических

корпусов'для ^электроизмерительных

приборов,

часов, фотоаппа­

ратов, кинокамер

и др. В ряде случаев необходимо

предусмотреть

индивидуальную

защиту подшипников от внешней среды, напри­

мер в местах выхода валиков предотвратить утечку

масла. Д л я

этого применяют

уплотняющие средства: сальниковые и манжет­

ные уплотнения; щелевые и лабиринтные.

 

 

 

 

 

 

В уплотнениях первого вида сальник, резиновая манжета на­

ходятся в непосредственном соприкосновении

с

вращающимся

валом. Такой тип уплотнения весьма надежен, но вызывает суще­ ственные потери на трение. Некоторое уменьшение потерь на тре­

ние

достигается повышением чистоты обработки шейки

валика

под

сальником или манжетой. На рис. 15.73, а приведен

пример

сальникового уплотненияс войлочной набивкой, анарис. 15.73,6— уплотнения с резино-металлической манжетой. В ряде отраслей промышленности разработаны нормали на сальниковые войлочные уплотнения, а на резиновые манжетные уплотнения разработан ГОСТ 8752—70.

Вторая группа уплотнений, позволяющая устранить проникно­ вение посторонних частиц в подшипник, основывается на создании устройств с узкими щелями или лабиринтами. Защитные свойства таких уплотнений ниже, чем в сальниковых и манжетных уплотне-


ниях, но потери на трение значительно ниже. На рис. 15.74, с при­ веден пример щелевого уплотнения с вращающейся защитной шай­ бой, а на рис. 15.74, б — одна из разновидностей лабиринтного уплотнения. Подшипниковой промышленностью выпускается не­

сколько типов шарикоподшипников со встроенными защитными и уплотнительными устройствами. Подшипники с такими защит­ ными устройствами применяются при жестких габаритных и весо­ вых ограничениях.

15.14.К Л А С С Ы Т О Ч Н О С Т И

ИП О С А Д К И П О Д Ш И П Н И К О В

При проектировании подшипниковых узлов, основываясь на предъявляемых к ним требованиях, конструктору необходимо на­ значить не только тип и размер подшипника качения, но и класс его точности, номер ряда радиального зазора, типы посадок в соедине­ ниях вал — внутреннее кольцо, корпус — наружное кольцо.

Классы точности подшипников. Класс точности подшипника определяет: а) отклонения размеров посадочных мест колец от но­ минала; б) радиальное и боковое биения колец; в) чистоту поверх­ ности беговых дорожек; г) разноразмерность тел качения в одном подшипнике. ГОСТ 520—55 предусмотрены следующие классы

точности:

Н — нормальный; П — повышенный;

В — высокий;

А — особо

высокий;

С — сверхвысокий. Кроме

того, предусмот­

рены промежуточные

классы точности ВП, АВ и СА (буква слева

указывает класс точности внутреннего и справа — класс точности наружного кольца). В промежуточных классах предусматривается, что внутренние кольца изготовляются по классу точности на один номер выше, чем наружные кольца. Подшипники классов точности С и А применяются в опорах высокой точности (для зубчатых колес 6-й степени и выше, в высокоскоростных и чувствительных опорах и т. д.). Повышение класса точности подшипников сопровождается увеличением их стоимости. Подшипник класса С при прочих рав-