Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.04.2024
Просмотров: 220
Скачиваний: 3
ных условиях в восемь раз дороже подшипника класса Н; радиаль ное биение подшипника класса С в пять раз меньше биения подшип ника класса Н [115].
Новым стандартом ГОСТ 520—71, который должен быть пол ностью введен с 1 января 1974 г. взамен ГОСТ 520—55, предусмот рены пять классов точности подшипников: 0; 6; 5; 4 и 2; перечень
классов приведен в порядке повышения точности. |
|
||
Ряды радиальных зазоров. |
Соблюдение |
определенной вели |
|
чины радиальных зазоров в |
подшипниках |
после |
их установки |
в узле — необходимое условие нормальной |
работы |
подшипников. |
Превышение зазора приводит к смещению и перекосу оси вращения; при недостаточной величине зазора, а тем более при его отсутствии увеличиваются потери на трение, возникает опасность защемле ния тел качения. Различаются: начальный зазор (в подшипнике
до установки его в приборе); посадочный |
зазор (зазор в подшип |
|
нике после его установки, определяемый |
при отсутствии |
внешней |
нагрузки); рабочий зазор, определяемый |
при рабочей |
нагрузке. |
При чисто радиальной нагрузке рабочий зазор должен быть близок |
|
к нулю. Посадочный зазор меньше начального, так как при уста |
|
новке подшипника в приборе появляются |
контактные деформации |
в местах посадки, возникают радиальные |
деформации колец, кор |
пуса и вала. Разность |
начального и посадочного зазоров прибли |
|||
женно |
определяется выражением [105] |
|
||
|
Дн |
— А п = 0,65бв |
+ 0,55бк , |
(15.133) |
где б в |
и б к — натяги |
в соединениях |
внутреннее |
кольцо—вал, |
наружное кольцо—корпус. |
|
|
||
Значения начального радиального зазора в подшипниках ка |
||||
чения |
регламентированы нормалями |
ОН 2—66 для однорядных |
||
шарикоподшипников, |
ОН 7—58 для сферических |
роликоподшип |
ников и ОН 8—58 для роликоподшипников с короткими цилиндри ческими роликами [115]. Призаказе подшипника нужно указывать номер ряда радиального зазора отраслевой нормали, либо устано вить величину зазора специальными техническими условиями.
Посадки подшипников качения. При выборе типа посадки кольца следует учитывать характер его нагружения. Различаются: а) циркуляционное нагружение (кольцо вращается относительно вектора радиального усилия); б) местное нагружение (кольцо не вращается относительно вектора нагрузки); в) колебательное на гружение (кольцо находится под воздействием двух усилий, одно из которых вращается вместе с кольцом, а другое — неподвижно относительно кольца). При циркуляционном или колебательном нагружении соединение кольца с сопряженной деталью должно осуществляться с неподвижной посадкой; в противном случае кольцо будет перемещаться по посадочной поверхности сопряжен ной детали и повредит эту поверхность. При местном нагружении соединение кольца с сопряженной деталью осуществляется с более свободной посадкой, чем при циркуляционной или колебательной
нагрузке. Это вызывается тем, что и при свободной посадке кольцо с местным нагружением не перемещается по сопряженной детали. Затем при более свободной посадке облегчается возможность осе вых перемещений при монтаже, температурных деформациях. Небольшие угловые перемещения кольца с местным нагружением при внезапных изменениях нагрузки и толчках не представляют большой опасности и отчасти способствуют более равномерному износу кольца.
Поясним на примере опор механизма с зубчатыми колесами, какие виды нагружений испытывают кольца подшипников. При мем, что механизм непланетарный, и колеса вместе со своими ва лами вращаются только вокруг осей колес. На каждое из колес передается нормальное давление, направление которого в процессе движения в эвольвентном зацеплении не изменяется. На опоры ко леса передаются радиальные усилия, параллельные нормальному давлению на зубцы и также не изменяющие своего направления в процессе движения. Внутреннее кольцо подшипника, которое должно вращаться вместе с валом, испытывает циркуляционное нагружение (внутреннее кольцо вращается по отношению к век тору радиального усилия). Наружное кольцо соединяется с непо движным корпусом механизма, в процессе передачи движения не изменяет своего положения относительно вектора нагрузки; наруж ное кольцо подвергнуто, следовательно, местному нагружению.
В механизме с неподвижным валом и вращающимся корпусом нагружение внутреннего кольца подшипника является местным, а наружного кольца — циркуляционным. Примером колебатель ного нагружения может служить случай, когда на вращающемся валу установлены зубчатое колесо и муфта с пальцем.
Вектор нагрузки, передаваемой от зубчатого колеса, вращается относительно вала; вектор нагрузки, передаваемой от полумуфты, относительно вала не вращается. Угол между векторами обеих нагрузок изменяется в процессе движения, вследствие этого ме няется величина результирующей нагрузки.
Особенность систем посадок для колец подшипников качения заключается в том, что за основные детали приняты сами кольца; требуемый вид посадки (неподвижная или более свободная по садка) достигается за счет отклонений от нормальных размеров сопрягаемых с кольцами деталей (валов и корпусов). Такая система построения посадок позволяет шарикоподшипниковой промышлен ности выпускать подшипники для использования при различных сочетаниях видов нагружений внутреннего и наружного колец; это дает возможность сократить номенклатуру подшипников, изготов ляемых заводами.
В сопряжении внутреннее кольцо — вал посадки осущест вляются по системе отверстия; в сопряжении наружное кольцо — корпус применяются посадки по системе вала. В отличие от общего правила, принятого в системах допусков и посадок для цилиндри ческих деталей, отклонения внутреннего кольца подшипника от
В некоторых отраслях промышленности разработаны нормали (отраслевые стандарты), которыми для данной отрасли ограничи ваются поля допусков из всех возможных полей допусков, соот ветствующих посадкам колец подшипников в табл. 15.7 и 15.8.
15.15. ВИДЫ ПОВРЕЖДЕНИЙ
ИРАСЧЕТ ПОДШИПНИКОВ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ
Виды повреждений. Различаются следующие виды поврежде ний шарикоподшипников, приводящие к выходу их из строя; разрушение сепараторов; усталостное выкрашивание; образова ние вмятин на рабочих поверхностях; износ колец и тел качения.
Разрушение сепараторов — наиболее частая причина выхода из строя подшипников, особенно быстроходных. Такое поврежде ние вызывается центробежными силами и воздействием на сепара тор тел качения, если они вращаются вокруг оси вала с неодинако вой скоростью. Последнее может иметь место, если подшипник собран с предварительным натягом или находится под действием осевой нагрузки (это способствует нагружению почти всех тел качения), а сами тела качения имеют различные размеры.
Усталостное выкрашивание рабочих поверхностей — появле ние микротрещин после определенного числа циклов нагружения— связано с наличием знакопеременных напряжений, появляющихся при перекатывании тел качения по кольцам.
Появление вмятин на рабочих поверхностях вызывается мест ным превышением предела текучести материала. Это может быть в том случае, когда к подшипнику прикладывается значительная нагрузка в начале движения, либо когда он совершает медленное вращение и в контакте длительно находятся одни и те же участки поверхностей. Отсутствие смазки способствует образованию вмя тин, так как при наличии масляной пленки концентрация напря жений вследствие микронеровностей несколько сглаживается.
Износ колец и тел качения является, главным образом, абра зивным. Уменьшение износа достигается совершенствованием кон струкций уплотнений, улучшением условий и подбором вида смазки.
Особенности нагружения тел качения радиально-упорных и радиальных шарикоподшипников. Рассмотрим особенности пере
дачи сил в радиально-упорном шарикоподшипнике, нагруженном |
|
осевой силой |
и радиальной силой. Обратимся к рис. 15.75, а, |
на котором |
изображен радиально-упорный шарикоподшипник, |
нагруженный осевой силой Qo c , приложенной к валу; / и / — два
диаметрально |
расположенных шарика. К шарику і приложены |
усилия Rn2l) |
и Rn'\ передающиеся от колец 2 и 1 и направленные |
по нормали к поверхностям колец и шарика в точке их касания.