Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 223

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так как шарик / находится в равновесии, тб

 

Rn0 + Rnl ) = 0.

(15.134)

Аналогично для шарика / получим

 

RW> + RW> = 0.

(15.135)

От шариков f и / кольцу / передаются усилия R^1 }

и RlJ1}

(рис. 15.75, б). Разложим эти усилия на радиальные

и осевые

Рис. 15.75

составляющие. Легко установить, что радиальные составляющие усилий R^ll) и Rj/X ) равны по величине и противоположны по направлению. Поэтому

 

R £ 1 ) + R#1 , =

R&1 , + R&1 ) .

(15.136)

Учитывая выражение (15.136), уравнение равновесия кольца 1

представим

в следующем виде:

 

 

^

Qoc+ t

R o f ^ O ,

(15.137)

590

m = l

где т — номер шарика, z — общее число шариков (предпола­ гается, что z — четное число). При достаточно точном изготов­ лении подшипника шарики будут нагружены равномерно и

Rm)==Q^^

(15.138)

г

Линия действия равнодействующей 2 Roc1 ' совпадает с осью

т=1

подшипника.

Нормальное давление, определяющее контактные напряжения, удовлетворяет зависимости

R(ml)=«oc

р

= _ Q o c

(15.139)

sin

z sin p '

\ • J

где (3 — угол контакта.

Основываясь на изложенном, можно сделать следующие вы­ воды: при нагружений радиально-упорного подшипника осе­ вой силой нагрузку воспринимают все шарики; нормальное дав­ ление R n m l ) , приходящееся на один шарик, значительно превос­ ходит осевую составляющую - — - нагрузки шарика.

Рассмотрим теперь особенности нагружения радиально-упор­

ного подшипника радиальной силой

R p a

A

(рис. 15.75, в).

От ша­

рика j кольцу / передается реакция

R „ ; 1

) ,

направленная

по общей

нормали к поверхностям шарика и кольца в точке их

касания.

Разложим реакцию на две составляющие — радиальную R ^ J

иосевую Ro^ • При нагружений подшипника радиальной силой нагрузку будет воспринимать только часть шариков. Реакции R^/1 '

иих составляющие распространяются на площадке, определяе­ мой углом MON (рис. 15.75, г). На указанном рисунке крестиками

обозначены проекции осевых составляющих Roc1 ' реакций R ^ 1 ' на плоскость, проведенную через точки контакта шариков пер-

 

 

 

 

гр

пендикулярно оси подшипника. Равнодействующая

Ё Rj/ад равна

 

 

 

 

/=і

по величине

и противоположна

радиальному усилию R p a A , на­

гружающему

подшипник; zp

— число шариков,

воспринимаю­

щее радиальную нагрузку (zp

«< z,

где г — общее число шариков).

 

 

 

гр

(рис. 15.75, в)

Равнодействующая геометрической суммы 2J R 0 ' C 1 L

 

 

 

/=і

 

параллельна оси подшипника, но смещена от нее, как это было отмечено В. Н. Кудрявцевым [52]. Величина смещения х опре­ деляется характером эпюры нормальных давлений Rn4)- Равно-

гр

действующая 2J ROC1' воспринимается другим подшипником вала


(предполагается, что вал расположен на двух

опорах). Полезно

отметить, что радиальная составляющая R^l

и реакция RJl1)

связаны соотношением

 

№ =

(15.140)

При нагружении радиально-упорного подшипника радиальной

силой условия нагружения тел качения ухудшаются по сравнению

с осевым нагружением подшипника (нагрузку воспринимает

только часть шариков,

и нагружены они неравномерно); условия

передачи сил шариками

при радиальном нагружении более бла­

гоприятны,

чем при осевом (Rnl)

и Яр'ад*

находятся в более бла­

гоприятном

соотношении, чем R^l)

и

R^l)).

Ниже будет показано, что при расчетах подшипников на дол­ говечность исходят из условной радиальной нагрузки. В тех случаях, когда подшипник нагружен не только радиальной, но и осевой силой, последнюю заменяют эквивалентной радиальной силой. При такой замене нужно исходить из того, что контактные напряжения, возникающие при действии заменяющей радиальной нагрузки, должны быть равны по величине контактным напря­ жениям, возникающим при действии осевой нагрузки. Дл я при­ ведения осевой нагрузки к эквивалентной радиальной нагрузке используются коэффициенты, указываемые в справочниках для шарикоподшипников различных типов [105]. Величина коэффи­ циентов приведения отражает различие условий нагружения тел качения и передачи сил при осевой и радиальной нагрузках под­ шипника, соотношение радиальной и осевой нагрузок (это соот­ ношение сказывается на степени неравномерности нагружения тел качения).

Расчет на долговечность. Работоспособность подшипника опре­ деляется числом N циклов, которое он может выдержать при некоторой расчетной нагрузке до появления выкрашивания по­ верхностных слоев его рабочих поверхностей. На основании об­ стоятельных экспериментальных исследований была установлена следующая зависимость:

Q3 , 3 3 /V = const,

(15.141)

где Q — радиальная нагрузка, N = 60пЯ — долговечность под­ шипника, определяемая как число циклов нагружения (п — число оборотов в минуту; h — длительность работы в часах).

При расчетах на долговечность используется формула, выте­ кающая из выражения (15.141),

Q ( n / i ) M = C,

(15.142)

где Q — у с л о в н а я радиальная нагрузка; С—так

называемый

коэффициент работоспособности подшипника, определяемый экс­ периментально (значения С указываются в каталогах для каждого


типоразмера). При расчетах на долговечность по формуле (15.142) нужно определить сначала условную радиальную нагрузку (см. ниже), задаться числом часов h работы подшипника из условий его эксплуатации и требований к конструкции, а затем вычислить коэффициент работоспособности С и подобрать по каталогу под­ шипник.

Условной радиальной нагрузкой учитываются: совместное

действие радиальной и осевой нагрузок; динамический

характер

нагрузки; температурные условия работы подшипника;

влияние

на долговечность,

оказываемое тем, какое из колец

подшипника

вращается относительно вектора нагрузки.

 

 

 

 

Развернутое выражение формулы (15.142) имеет

следующий

вид [52]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[ О к

+ т

-

/&>)] * А (nhf*

= ккачС,

 

(15.143)

где s =

I , I I номер опоры

(предполагается,

что вал

установлен

на двух

опорах);

Rp%—радиальная

нагрузка подшипника s;

Roc — осевая составляющая реакций, вызванных этой

радиальной

нагрузкой; Q0SC' — осевая

нагрузка

на подшипник;

kK

— кинема­

тический коэффициент (им учитывается влияние на долговечность, оказываемое тем, какое из колец подшипника вращается относи­

тельно вектора нагрузки): &д — коэффициент динамичности;

kT

коэффициент,

учитывающий температурные условия

работы

(при

t < 125° kT

= 1); kKm — коэффициент, которым

учитывается

влияние, оказываемое на несущую способность подшипника ма­ териалом колец и тел качения, точностью и конструкцией под­

шипника; С—коэффициент

работоспособности,

определяемый

по каталогу подшипников

и зависящий от размеров,

конструкции

подшипников; т — коэффициент приведения осевой нагрузки к эквивалентной по влиянию на долговечность радиальной на­ грузке.

Значения Rol и #р1д, содержащиеся в формуле (15.143), свя­ заны между собой зависимостью

^<s> =

l , 3 ^ t g 6 (

s )

,

(15.144)

где 6<s> — угол контакта

в подшипнике

номера

s.

Вывод выражения (15.144) можно выполнить следующим об­

разом. Согласно построениям (рис. 15.75, в)

 

 

tf£>

=

 

tf£>tgB.

(15.145)

Следовательно,

 

 

 

 

 

 

R^oc =

S

Roc' =

P S

^ р а д »

 

 

j=l

 

 

j=l

 

38 Ф. Л . Литвин

593


где 2 #рад арифметическая сумма радиальных составляющих /=і

реакций, передающихся кольцу 1 подшипника номера s от гр шариков. Очевидно, что

 

2

 

 

 

^paA >SlR^I = |Rpa)Al,

(15.146)

гр

Крад геометрическая

 

 

где 2

сумма радиальных

составляющих

/ =

1

 

 

реакции, передающихся от гр

шариков. Арифметическую сумму

ZP

ТІ Крад можно определить, если известен характер эпюры нор-

/=1

мальных давлений (рис. 15.75, г). Если принять, что на каждой половине дуги MN эпюра усилий #рад подчиняется косинусоидальному закону, а угол MON = я , получим, что

ЇX№=±R&~1,W&. (15.147)

Необходимо пояснить, почему при определении условной радиальной нагрузки в формуле (15.146) к радиальной нагрузке приводится не осевое усилие Q ( s ) , нагружающее рассчитываемый подшипник, а разность (Qoc — Roc )• Это связано с тем, что при экспериментальном определении коэффициента работоспособно­ сти С радиально-упорный подшипник приходится нагружать не

только радиальной нагрузкой, но и некоторой осевой

нагрузкой

(і,Зі?раД tg 6 < S ) ) ;

в противном случае, кольца подшипников будут

сдвигаться друг

относительно друга. Поскольку

рассчитываемый

подшипник нагружен осевой силой Qoc, при определении

условной

радиальной нагрузки к ней нужно приводить

только

разность

З н а ч е н и й ( Q o c —

Ярад)-

 

 

При установке вала на двух радиально-упорных подшипниках нужно раздельно определить силы, действующие на каждый из подшипников. Воспользуемся для этого схемой, изображенной на рис. 15.76. Пусть вал нагружен радиальной силой Q = Rp a f l и осе­ вой силой Q0 c , сообщаемых ему, например, от косозубого колеса.

Определив

радиальные

нагрузки R ^

и R p a A \

возникающие

в подшипниках І я I I вала от усилия

Q, найдем осевые состав­

ляющие

этих нагрузок

 

 

 

 

 

 

 

= l , 3 / ? p « t g P ( I ) ;

/ & п =

ї Х а д t g P ( H ) >

(15-148)

где

и р<и> — углы контакта

в подшипниках /

и / / .

 

Осевая

составляющая

Roc

противоположна

по

направле­

нию Qoc, a R ^ совпадает с ней по направлению. С учетом этого

594


найдем, что в формулу (І5.146) нужно подставить следующие зна­ чения осевых составляющих сил, действующих на подшипники /

иII:

Л ( 1 )

n ( D _ n

Voc

А о с

— V o c

Qoc0

- Я с с 0

= R$

і

р Ш ) _ р ( 1 ) .

 

~Т~ А о с

А о с >

 

-

Q o c - Я о с " .

(15.149)

При известных соотношениях между радиальными нагрузками Rpan и Ярад' может оказаться, что одна из опор вала не нагружена

Рис. 15.76

осевой

составляющей,

и

тогда

Qoc — Roc < 0; в

этом

случае

в формуле (15.146) нужно принять,

что Qoc — Roc = 0-

Иллю­

страцией этого может

служить такой пример, когда

 

 

рО) _

р(")

a d )

_ R ( " )

p ( i ) _ р(П)

 

 

 

А р а д — Арад»

Н

— Н

» А ос

— А ос •

 

 

Тогда окажется, что Q o c 1 ' — R 0 [ l ) =

— Q o c

и в формуле

(15.146)

нужно

положить

Qoc1 ' — Roc

= 0-

При

расчете

радиальных

шарикоподшипников нужно учесть, что Roc = 0 (s = I , I I ) .

15.16.НАПРАВЛЯЮЩИЕ С ТРЕНИЕМ

УПРУГОСТИ

Направляющие с трением упругости применяются в качестве опор для подвижных звеньев приборов, совершающих качательное движение. К преимуществам таких опор можно отнести: прене­ брежимо малые потери на трение и отсутствие износа; удобства эксплуатации (исключается необходимость в смазке, опоры не­ чувствительны к загрязнению). Недостатками опор с трением упругости являются пониженная виброустойчивость и понижен­ ная точность центрирования.