Файл: Литвин Ф.Л. Проектирование механизмов и деталей приборов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.04.2024

Просмотров: 218

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

поз.

Наименование муфты

Конструктивная схема

Характеристика муфты

 

 

 

13 Гофрированная (сильфонная)

14 Кулачковая

15 Зубчатая

16 | Фрикционная

диско­

вая (применяется

с од­

ним и несколькими ди­ сками)

Фрикционная конус­ ная

)

і—W J

V

ч

-

&

Обладает большой крутильной жесткостью; позволяет компенсиро­ вать радиальные и осевые смещения соединяемых валов, перекосы их осей

М у ф т ы у п р а в л е н и я в к л ю ч е н и е м

 

Применяются

для

 

редких

вклю­

 

чений при небольшой разности ско­

 

ростей

ведущего

и

ведомого

валов.

/ и 2 — ведущие полумуфты; 3 — ведомая полу­

Для выравнивания

в

момент

вклю­

муфта; 4 — ведомый вал

чения

скоростей

соединяемых

валов

 

муфты

дополняются

синхронизато-

ром (фрикционной муфтой). Упра­ вление включением и выключением осуществляется механизмом, сооб­ щающим осевое перемещение одной из полумуфт, чаще всего ведомой (см. п. 16.7)

Обеспечивают включение при лю­ бой разности скоростей вращения ведущего и ведомого валов; время включения регулируется изменени­ ем силы прижатия Р дисков (кону­ сов). В период включения имеет место скольжение на рабочих по­ верхностях полумуфт. Передача кру­ тящего момента при установившемся режиме работы осуществляется за счет сил трения покоя (сцепления) между фрикционными поверхностя­ ми. В конусной муфте величина силы трения покоя, необходимая для пере­ дачи крутящего момента требуемого значения, достигается при усилии прижатия Р меньшем, чем в дисковой фрикционной муфте. Фрикционные муфты могут применяться и в каче­ стве муфт, предохраняющих от пере­ грузки (см. поз. 21); при превыше­ нии предельного крутящего момента начинается проскальзывание


 

Наименование

муфты

Конструктивная

схема

 

Характеристика

муфты

поз.

 

 

 

 

 

 

2

J

/

 

 

 

 

 

18

|

Электромагнитная

 

 

ся

Передача движения

осуществляет­

 

 

порошковая

 

 

 

за счет сил сцепления частиц

 

 

 

 

 

 

порошка между собой и с полу­

 

 

 

 

 

 

муфтами / и 2 при пропускании тока

 

 

 

 

 

 

по

катушке 3

 

 

 

 

 

 

а> 3

А

 

 

 

 

 

 

 

19

I

Синхронная

магнит­

 

 

 

Выполняются: с

одним

(схема а)

 

 

и с двумя магнитами (схема б). Ма­

 

 

ная

 

 

 

 

 

 

 

 

гнитный поток замыкается в пло­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

скостях, перпендикулярных оси вра­

 

 

 

 

 

 

щения полумуфт 1 и 2; сцепленные

 

 

 

 

 

 

благодаря этому

полумуфты вра­

 

 

 

 

 

 

щаются с одинаковой угловой ско­

 

 

 

 

 

 

ростью. Полумуфты смещены по от­

 

 

 

 

 

 

ношению друг к другу на угол,

 

 

 

 

 

 

величина которого зависит от на­

 

 

 

 

 

 

грузочного момента; позволяют пере­

 

 

 

 

 

 

давать

движение

через

закрытую

 

 

 

 

 

 

стенку

(экран 3 разделяет

среды А

 

 

 

 

 

 

и

В)

 

 

 

 

20 I Асинхронная с непо­

в

Ведущая

полумуфта

/ выполнена

движным электромагни­

виде

звездочки;

полумуфтой

2

том

служит

тонкостенный

цилиндр

из

 

диамагнитного

материала

(алюми­

 

ния или алюминиевого сплава). Ма­

 

гнитное поле создается при протека­

 

нии тока по катушке 3. При враще­

 

нии полумуфты / в ведомой полу­

 

муфте

2

индуцируются

вихревые

 

электрические токи,

поле

которых

 

взаимодействует

с основным

полем

 

электромагнита.

Передача движения

 

сопровождается

скольжением

(©<.<

 

<<»i),

величина

которого

зависит

 

от нагрузочного

момента

 

 

 

М у ф т ы у п р а в л е н и я

а в т о м а т и ч е с к о г о д е й с т в и я

(самоуправляющиеся)

 

 

 

 

21 I Фрикционная предо­ хранительная

Предохраняет от перегрузок при­ водимые в движение звенья. При превышении нагрузочного момента ведомая полумуфта остается непо­ движной. Величина усилия прижатия дисков определяется предельной ве­ личиной нагрузочного момента. На точности срабатывания сказывается фактическое значение коэффициента трения


Наименование муфты

Конструктивная схема

 

Характеристика муфты

 

поз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

Пружинно-шариковая

 

При

перегрузке

ведомая полу­

предохранительная

 

муфта 3 остается неподвижной. По­

 

 

 

лумуфта 1 при вращении выталкивает

 

 

 

шарики 2 из своих радиальных от­

 

 

 

верстий, утапливая их в отверстиях

 

 

 

полумуфты 3

 

 

 

 

 

23

Роликовая свободно­

 

Используется для

управления

на­

го

хода

 

правлением движения. Привод в дви­

 

 

 

жение

может

осуществляться

от

 

 

 

полумуфты 1 при вращении ее по

 

 

 

стрелке sv

 

от полумуфты 3 при вра­

 

 

 

щении

ее по стрелке s2. Полумуфты

 

 

 

расцепляются: а) в случаях изме­

 

 

 

нения направления вращения; б) если

 

 

 

скорость

ведомой

 

полумуфты

ста­

 

 

 

новится

больше

скорости

ведущей

 

1

к 3 — полумуфты; 2 — ролики; 4 — пружина

полумуфты

(тогда

муфта

исполь­

 

зуется

как

обгонная)

 

 

24

Муфта необратимого

 

Предотвращает

возможность

пе­

вращения

 

редачи движения от ведомой полу­

 

 

 

муфты 2 к ведущей 1. Ведущая полу­

 

 

 

муфта

может

передавать

движение

 

 

 

при вращении в обоих направлени­

 

 

 

ях — по стрелке Sx

И 5.2

 

 


валов скрещиваются, образуя между собой угол Да и кратчайшее межосевое расстояние ке (рис. 16.1, г). Муфты, позволяющие соединять несоосные валы и передавать между ними движение, называются компенсирующими. Передача движения между несоосными валами сопровождается, как правило, нарушением по­ стоянства передаточного отношения; исключением являются шар- нирно-крестовые муфты и двойной универсальный шарнир, не­ чувствительные к определенным видам погрешностей располо­ жения валов (см. пп. 5.8 и 16.3).

По назначению муфты делятся на соединительные и муфты управления. Соединительные муфты подразделяются на следующие: жесткие соединительные некомпенсирующие; жесткие соедини­ тельные компенсирующие; упругие соединительные компенси­ рующие. Различаются муфты управления автоматического дей­ ствия (обгонные муфты, предохранительные перегрузочные муфты)

и

муфты с управлением

извне (муфты включения).

Типы муфт,

их

конструктивные схемы

и краткие характеристики

приведены

в табл. 16.1. Более подробные сведения о конструкции муфт, условиях передачи сил и т. д. излагаются ниже.

16.2. Ж Е С Т К И Е С О Е Д И Н И Т Е Л Ь Н Ы Е Н Е К О М П Е Н С И Р У Ю Щ И Е МУФТЫ

Муфты такого вида (поз. 1—4, табл. 16.1) применяются для соединения соосных валов. Компенсация погрешностей в распо­ ложении валов возможна лишь за счет упругих деформаций и за­ зоров в соединениях.

Втулочные муфты (поз. 1, табл. 16.1) простейшие из жест­ ких соединительных муфт. Преимуществом втулочных муфт яв­ ляются малые габариты. Для повышения податливости соединения, образуемого втулочной муфтой с валами, предусматривают сравни­ тельно большую длину свободных концов соединяемых валов, размещают штифты под углом 90°; для создания гарантированного зазора в сопряжении муфты с валами назначается поле допуска ШХ и ШХа. Из-за низкой точности передачи движения в точном при­ боростроении втулочные муфты применяются редко; упругий мертвый ход вызывается в основном закручиванием соединяемых валов и изгибом штифтов. Прочность лимитируется штифтовым соединением, рассчитываемым на срез и на смятие. Помимо вту­ лочной муфты, изображенной в табл. 16.1, применяются конструк­ ции, представленные на рис. 16.2 и используемые для передачи небольших крутящих моментов. При сборке втулочных муфт можно компенсировать осевое смещение As соединяемых валов; при штифтовом соединении муфты с валами отверстия в валах под штифты должны сверлиться при сборке.

Фланцевые поперечно-свертные муфты (поз. 2, табл. 16.1) и продольно-свертные муфты (поз. 3) также относятся к некомпенсирующим жестким соединительным муфтам; незначительное по

39 Ф. Л . Литвин

609


величине осевое смещение соединяемых валов может быть компен­ сировано при сборке. В поперечно-свертной муфте для центри­ рования полумуфт предусматривается центрирующий буртик. Полумуфты соединяются с валами посредством штифтов. Кру­ тящий момент передается благодаря силам трения между флан­ цами, определяемым затяжкой винтов и коэффициентом трения материалов полумуфт. Прочность соединения лимитирует диаметр резьбы винтов, рассчитываемых на срез. В продольно-свертной муфте (поз. 3, табл. 16.1) полумуфты разделены по плоскости,

проходящей через оси соединяемых валов. Крутящий момент пере­

дается силами трения, возникающими на поверхностях

контакта

валов и полумуфт при затяжке винтами.

 

Кулачковые муфты (поз. 4) используются не только как со­

единительные, но и как муфты

включения. Подробные

сведения

о таких муфтах излагаются в п.

16.5.

 

16.3.Ж Е С Т К И Е С О Е Д И Н И Т Е Л Ь Н Ы Е

КО М П Е Н С И Р У Ю Щ И Е МУФТЫ

Муфты с компенсацией осевого смещения. Конструкции таких муфт в дополнение к муфтам, представленным в поз. 5 и 6 табл. 16.1,

изображены на

рис. 16.3.

Для соединения

валов

используются:

вспомогательный

сухарик,

помещенный в пазы валов (рис. 16.3, а);

штифт, жестко связанный с одним валом и

входящий

в паз

дру­

гого вала (рис. 16.3, б).

 

 

 

 

 

Поводковые муфты для компенсации поперечного смещения.

Обычная пальчиковая муфта представлена

в поз.

7

табл.

16.1,

безлюфтовая поводковая муфта — на рис. 16.4, а, а пальчиковая муфта с самозападающим пальцем — на рис. 16.4, б. Безлюфтовая муфта обеспечивает исключение мертвого хода, вызываемого за­

зором между пальцем (поводком) и пазом. Применение

муфты

с самозападающим пальцем позволяет упростить монтаж

узлов.